Авторские материалы Продавец обязан проверять
Персоны
В России могут внепланово проверить всех производителей и продавцов готовой еды на предмет соблюдения санитарных норм и правил хранения продуктов питания. За это выступают в Госдуме. А Роспотребнадзор призывает всех пострадавших от некачественной готовой еды обращаться на единую "горячую линию". Там помогут составить иск в суд или претензию к продавцу токсичной еды. Об ответственности за качество еды навынос – корреспондент "Вестей ФМ" Марина Костюкевич.
Массовое отравление и случаи ботулизма после употребления токсичных салатов шокировало многих. Сотни тысяч людей в этот момент подумали: "И я мог оказаться на больничной койке. Ведь я тоже заказываю еду онлайн. И тоже хочу, чтобы мне ее принесли побыстрее".
Люди напуганы, им страшно за здоровье свое и своих близких, говорят депутаты Госдумы, куда сотнями поступают обращения от постоянных покупателей такой продукции. Депутаты просят Генпрокуратуру проверить всех производителей готовой еды через внеплановые рейды, поскольку "это не первые случаи отравления россиян едой с начала лета. Массовые инциденты отравления продуктами других производителей произошли не так давно в Екатеринбурге". Зачастую, чтобы сократить расходы, бизнес экономит даже на холодильниках, что просто недопустимо.
После скандала с отравлениями многие производители полуфабрикатов стали подчеркивать, что якобы "невозможно предугадать качество продуктов. Подвох может быть везде". Однако специалисты указывают: внутренний санитарный контроль обязан быть на производстве, расфасовке и доставке такой еды. И это сведет к минимуму риски, поясняет санитарный врач Федерального отраслевого союза развития социального питания Константин Кривошонок.
КРИВОШОНОК: Организации общественного питания обязаны обеспечить реализацию программы производственного контроля за качеством и безопасностью продукции. Она предполагает непрерывное проведение лабораторных исследований и испытаний по ряду показателей, к которым относятся органолептика, физико-химические показатели, санитарно-химические, паразитологические, радиологические показатели.
Но как себя вести, если отравление уже произошло? Прежде всего, стоит обратиться к врачу, говорят юристы, для установления диагноза. При необходимости, получить помощь в стационаре. И обязательно сохранить все справки и документы, где указаны как диагноз, так и схема лечения. Если оно было платным – стоит сохранять чеки.
Лечащему доктору нужно обязательно сообщить о продуктах, которые могли подорвать здоровье. Если есть их остатки – не выбрасывать, а отдать на экспертизу. После лечения стоит обязательно предъявить виновнику проблем претензии о возмещении ущерба. И если добровольно их не удовлетворят – идти в суд, говорит член правления Международной Конфедерации обществ потребителей Диана Сорк.
СОРК: Если будет установлено, что отравление произошло от конкретных продуктов конкретного производителя, то претензии можно будет предъявлять как производителю, так и продавцу. Продавец потом сам предъявит производителю. Для человека неважно. Тем более, сложно доказать, в связи с чем произошло – в связи с неправильным хранением у продавца или из-за ненадлежащего качества при изготовлении. И потребителю не нужно в этом разбираться. Пусть в этом разбираются госорганы.
Какой будет степень ответственности и продавца, и производителя, зависит от степени отравления, тяжести и времени лечения, уровня восстановления. Суд будет рассматривать подтверждающие слова потерпевшего документы: справки, выписки, финансовые чеки. Потому так важно это иметь на руках, поясняет юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова.
СВИРИДОВА: Любые подтверждающие документы. Это чек, это заказ, подтверждение на электронке, документы, которые есть в приложении. Если привязано к телефону, есть приложение, дублирующее все чеки, скриншот, выдержка из приложения заказа. Выписка о перечислении денег по операции.
Сложнее будет что-то доказать, говорят юристы, если расчет шел наличными, а чек не сохранен. Необходимо иметь на руках и чеки, подтверждающие лечение. В этом случае возместить ущерб получится, только если услуги были платными. Лечение по ОМС не считается. Кроме того, напоминают юристы, можно возместить ущерб из-за упущенной выгоды. Например, если в эти дни человек не мог работать. Это касается самозанятых и неработающих. Работающим выплатят по больничному. Кроме того, если, например, сорвалась поездка, поход в театр, кино, нужно предъявить билеты, эти суммы также можно требовать к возмещению. Плюс – моральный ущерб. В этом случае его также имеет смысл требовать.
По всем вопросам, касающихся ситуации с отравлениями, можно обратиться на единую "горячую линию", которую открыл Роспотребнадзор, по телефону: 8 800 555 49 43. Там все пострадавшие могут уточнить информацию и получить помощь в составлении иска. Звонок – бесплатный.