Авторские материалы Приёмка квартиры: каковы права покупателя
Персоны
Квартиры в новостройках будут сдавать по-новому. Роскачество рассказало о правах покупателей нового жилья: главное – уметь выявить халтуру строителей и определить недостатки. Иногда для этого понадобится профессиональный эксперт. Каков порядок передачи объектов долевого строительства дольщикам и что делать, если в процессе обнаружились недостатки, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Мария Агафонова.
Дольщики, внимание: обновленный порядок передачи объектов действует до конца этого года. Потом правила обновляют, объясняет Роскачество.
Например, если раньше застройщик был обязан отправить дольщику заказное письмо о завершении строительных и отделочных работ, то теперь дольщик может получить его по электронной почте. При этом принимающая сторона должна приехать на осмотр объекта в определенные законом и договором долевого участия сроки. Иначе квартира будет считаться принятой в одностороннем порядке.
В процессе осмотра потенциальный собственник устанавливает факт наличия или отсутствия дефектов и оценивает, насколько они существенны. Дальнейшие этапы процедуры зависят уже от уровня обнаруженных дефектов.
Недостатки объекта – это самое главное. Надо выяснить, насколько все серьезно. Для того, чтобы дольщик мог отказаться от подписания акта приемки-передачи, он должен обнаружить, например, отсутствие входной двери, окна или выбитое стекло. Продолжает управляющий партнер Solid Case Юлия Ткачева.
ТКАЧЕВА: Дефекты могут быть существенными, если они влияют на эксплуатацию. То есть невозможно пользоваться жильем – разбито окно, не установлена дверь. Все эти существенные моменты регулируются строительными нормами. Если участник долевого строительства при приемке обнаруживает недостатки и считает их существенными, он должен пригласить специалиста, аккредитованного НОСТРОЙ. Именно строительный эксперт определяет, являются ли недостатки существенными.
Какими правами наделен дольщик, если дефекты все же оказались существенными? Во-первых, он вправе потребовать составления акта осмотра с перечнем выявленных дефектов. Во-вторых, – и вовсе отказаться от приемки или потребовать либо устранения дефектов, либо возврата денег.
Важно: дольщик не вправе отказаться от приемки, если дефекты несущественны. Однако застройщик обязан их устранить в течение 60 дней. Вместо 45 дней, как это было раньше.
Уровень дефектов теперь определяет исключительно аккредитованный эксперт. Стоимость таких услуг разнится и зависит от уровня специалиста или компании – в Москве цена стартует от 10 тысяч рублей. Тем не менее дольщик может осмотреть квартиру самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам/
ТКАЧЕВА: На практике мы часто встречаемся с ситуациями, когда дольщики не приглашают таких специалистов. На самом деле, если возникает судебный спор на предмет строительных недостатков, то суды все равно принимают позицию участников долевого строительства, даже если на этапе приемки не был приглашен специалист с аккредитацией НОСТРОЙ.
Если застройщик не устранит дефекты в течение 60 календарных дней, дольщик может направить иск о взыскании стоимости устранения дефектов. Но получить компенсацию быстро не получится. Причина тому – мораторий на взыскание неустоек с застройщиков.
В чем смысл моратория, рассказывает Юлия Ткачева.
ТКАЧЕВА: По сути, смысл моратория заключается в том, что, во-первых, застройщики могут не выплачивать компенсации до конца 2024 года. Плюс определенный период неустойки – с момента вступления в силу Постановления Правительства и до конца года – не учитывается при исчислении неустойки. Это позволяет сократить размер неустойки и штрафы. Тем самым сокращается финансовая нагрузка на застройщиков.
Любые переговоры с застройщиком лучше вести письменно, через заказные письма или по электронной почте. В Роскачестве отмечают, что в дальнейшем, если дело дойдет до суда, эти письма смогут стать доказательной базой.