Авторские материалы Обезличенный подход: "целевиков" в вузы набирали по-новому
Персоны
В этом году впервые набор на целевые места в вузы прошел "обезличенно": заявления подавались через платформу "Работа в России". Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил, что из выделенных на этот учебный год 145 тысяч "целевых" мест заполнены почти 39 тысяч. И если такая прозрачность была позитивно принята абитуриентами и их родителями, то не все работодатели остались довольны нововведениями. Почему – выясняла Марина Костюкевич.
Целевиков в этом году набирали по-новому. Если раньше на предприятии сами решали, кого они будут учить за свой счет и затем ждать в своем коллективе, то в этом году набор на целевые места прошел обезличенно. Что это значит? Работодатели должны были разместить заявки на портале "Работа в России". Там же абитуриенты могли увидеть вакансии и подать заявку – но не более, чем на одно место. Места получали студенты с самым большим баллом по ЕГЭ. Т.е работодатель никак не влияет на процесс отбора будущего работника. По такой системе было принято почти 39 тысяч – сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
ЧЕРНЫШЕНКО: Главным нововведением стало изменение порядка приема на целевое обучение и общее число мест в рамках квоты приема на такое обучение составило 145 000, на сегодня уже зачислено почти 39 000 человек. Самыми популярными направлениями стали лечебное дело, педиатрия, педагогическое и инженерное образование.
Обезличенный подход к приему абитуриентов, безусловно, большой плюс для них самих и их родителей. Впервые система отбора целевиков стала прозрачной. Если раньше на целевое обучение (а значит, за счет работодателя и с гарантией трудоустройства), зачастую брали своих (иногда это были родственники руководства), то теперь претенденты сами могут предлагать себя на открытом конкурсе – говорит старший научный сотрудник Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХИГС Борис Илюхин.
ИЛЮХИН: Т.е. это делалось не где-то там, что кто-то пришел и попросил пристроить своего ребеночка, давайте договор, поможем ему поступить, а работать то ли пойдет, то ли не знаем. А делалось это публично, был единый ресурс, где размещались заявки, с другой стороны пожелания.Это была попытка, по крайней мере, разумная, как-то сделать эту систему прозрачной.
Впрочем, не все работодатели остались довольны нововведениями. Например, в госкорпорации "Ростех" считают, что "при новой системе жених знакомится с невестой только на свадьбе". Т.е работодатель изначально не понимает на кого делает ставку. Там бы хотели знакомиться с потенциальными сотрудниками еще во время приемной кампании. Одно из главных претензий – новая система "не учитывает в полной мере специфику набора студентов для обучения и последующего трудоустройства на предприятия оборонно-промышленного комплекса, в том числе в части отсутствия медицинских противопоказаний и допуска к гостайне".
Как показала практика, некоторые предприятия пытались провести через новый механизм тех абитуриентов, с которыми у них уже складывались рабочие отношения. Но! Ни один из них не прошел на целевое обучение в университет.
Увы, такое возможно. И это существенный минус для работодателя. Но он должен понимать: студент не крепостной и у него есть право выбора и по окончанию вуза. Как и у работодателя – говорит доктор экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве России Александр Сафонов.
САФОНОВ: Студент, который начинает учиться по конкретной специальности и в будущем планирует работать на том предприятии, которое его выбрало, он должен за 4 года освоить программу успешно. И всегда есть риск, что целевик не сможет это сделать по двум причинам: либо не сможет освоить программу, либо потеряет интерес к освоению профессии и не захочет дальше обучаться. Потому 100-процентной гарантии, что человек выбран то ли предприятием, то ли через эту систему, нет.
Учитывая это, многие организации уже начали вынужденно задумываться об иных механизмах взаимодействия со студентами. Эксперты рассчитывают на доработку системы, но признают: и раньше работодатель далеко не всегда собеседовал "целевиков" перед поступлением. Гарантиями часто служило честное слово того, кто рекомендовал ученика.
Педагоги вузов считают, что обезличенный прием дает реальный шанс абитуриентам (прежде всего с периферии) претендовать на работу в организациях.
Единственное над чем надо работать – критерии отбора. Не стоит брать за основу только баллы ЕГЭ. Поскольку это не дает ответа на вопрос: сможет ли абитуриент работать на данном функционале в той организации, которая делает на него ставку.