Авторские материалы Самооборона: где предел?
Персоны
Как правильно обороняться в драке, чтобы не сесть в тюрьму. Верховный суд в очередной раз объяснил, что защита жизни не является преступлением, и подтвердил право граждан на самооборону в конфликтах. Главная проблема – в том, как правильно оценить обстановку, чтобы не превратиться из жертвы в преступника. В этом разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Мария Глазунова.
"Не нападал, а просто защищался", – так оправдывался подсудимый на очередном процессе о самообороне. Под влиянием сильного алкогольного опьянения меж двух друзей возникла драка, как итог – смерть одного из товарищей. Что же было дальше? Обвинение в убийстве и рассмотрение дела Верховном суде. Главная проблема – понять, что это было – драка или самооборона. Ситуацию оценивает Андрей Князев – руководитель московской коллегии адвокатов.
КНЯЗЕВ: Суд посчитал, что это бытовая пьяная драка. Хотя, на самом деле, мужчина спал у себя дома. В алкогольном опьянении на него напали, это не отрицается. Нож он вырвал у человека, на него напавшего. То есть, учитывая все вот эти обстоятельства, суд должен был их хотя бы проверить. Мне кажется, нет, действительно, выхода за пределы самообороны. С другой стороны, конечно, часто самооборона является формой защиты. Все это необходимо проверять. Но у нас суды боятся при очевидных фактах, говорят – "Ну, а что он должен был сделать – спящий человек?" Человек, с которым ты только что за столом сидел, на тебя нападает. Мне кажется, все правильно.
Пленум Верховного суда несколько раз давал разъяснения по этому поводу. Самое сложное при рассмотрении дела – доказать наличие самой угрозы, особенно если она не была зафиксирована на камерах или свидетелями. Часто дела о "превышение пределов самообороны" отправляются в суд по более тяжким статьям. К примеру, если при самообороне нападавший погибает, то, скорее всего, дело будет возбуждено по статье "Убийство".
КНЯЗЕВ: Каждое дело – оно конкретно. Верховный суд вынужден каждый год вновь и вновь к этой теме возвращаться. Боятся у нас оправдывать, считается, что если погиб человек где-то, значит, в чем-то вторая сторона виновата. Одно дело, если пьяный мужчина подходит в ресторане, где сидят 50 человек, еще и официанты, и охрана. И подошел к компании из трех мужчин. Вот тут будет какое-то превышение. Но если этот же пьяный пристает к девушке, где-то в переходе, в позднее время, то, конечно, должны учитываться все обстоятельства. Она в стрессе может обороняться любыми способами, которые считает нужными.
В новейшей практике первым таким делом более 20 лет назад стал случай Александры Иванниковой, которую пытался изнасиловать таксист. Поздним вечером Александра возвращалась домой. Поймала "Жигули", договорилась с водителем о цене. Но водитель повез ее в другом направлении, остановился в темном переулке и напал на попутчицу. Женщина сумела вытащить из сумки нож и нанесла нападавшему удар в бедро. Лезвие попало в бедренную артерию, в результате чего мужчина умер от потери крови.
Судебный процесс длился несколько лет, прежде чем прокуратура сняла все обвинения, признав за Иванниковой право на самооборону.