Авторские материалы Нет чирлидингу и гольфу!
Персоны
Гольф и чирлидинг исчезнут из школьной программы. В Минпросвещения указывают, что эти виды спорта практикуются за рубежом и "чужды отечественному историческому опыту и традициям, национальным нравственно-этическим нормам". Когда эти дисциплины успели появиться в расписании российских школьников и как к ним отнеслись сами дети, выясняла корреспондент "Вестей ФМ" Екатерина Косинец.
Вы успели записать своего ребёнка на чирлидинг? Не торопитесь, его отменяют. Как и гольф. Минпросвещения подготовило изменения в приказы. Они подразумевают изъятие из школьной программы чуждых русским традициям видов спорта.
Пересматривают список школьных дисциплин в ведомстве во исполнение требований прокуратуры Российской Федерации "о приведении содержания федеральных образовательных программ в соответствие с основными принципами реализуемой государственной политики и федеральными нормами закона". Таким образом, комментируют авторы проекта, система образования должна прийти в соответствие с национальным воспитательным идеалом.
Гольф, чирлидинг (хореография с элементами акробатики для групп поддержки спортивных команд), а также роллерспорт вошли в школьную программу только с этого учебного года. Но не в качестве отдельной дисциплины, а в рамках предмета физкультуры, поясняет директор Санкт-Петербургского лицея №369, председатель Ассоциации молодых педагогов России СПБ Константин Тхостов.
ТХОСТОВ: Это не уроки гольфа и не уроки чирлидинга. Это – разделы образовательной программы предмета "Физическая культура", которые были введены как рекомендация для организации третьего часа физической культуры. Помните, у нас ко второму часу добавился третий час. И вот для того, чтобы дети по кругу не бегали три часа подряд, вот, собственно говоря, и была рекомендация вводить такие игровые формы. Но вот гольф – это довольно хорошая история. Поверьте мне, она вызывает большой интерес, желание поиграть в гольф у тех, на кого это и было ориентировано – у самих детей. Да и не ахти какие расходы для организации этого блока в образовательном учреждении.
Инициатива убрать гольф из школ изумила в первую очередь тех, кто много лет добивался его включения в образовательную программу. И для этого есть немало оснований, комментирует первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова.
ЖУРОВА: Мы очень многие годы добивались того, чтобы гольф оказался в школьной программе. Люди покупали оборудование. Были возможности даже вплоть до детского садика развивать гольф, потому что это – один из немногих видов спорта, в котором нет освобождения от физкультуры, когда есть какая-то травма или после болезни ребёнок. То есть, в принципе, всегда можно заниматься гольфом, и есть специальное оборудование для спортивных залов, которое с удовольствием покупали в школы. Очень нравственный и очень этичный вид спорта, где этика – на первом месте, поведение правильное, воспитание.
Однако, по мнению некоторых законодателей, этики в спорте мало. Он должен отражать национальные традиции. Так, первый зампред комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, многократный чемпион мира по боксу Николай Валуев ранее призывал заменить гольф на городки, член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман предлагает заменить бейсбол лаптой. Оппоненты парируют: спортивная секция должна давать детям возможность в будущем выйти на мировой уровень. Но в таком случае и заниматься этим спортом можно факультативно, а не в рамках школьной программы, чтобы занятие спортом не превращалось в профанацию, уверена спортивный обозреватель "Вестей ФМ" Екатерина Маловичко.
МАЛОВИЧКО: С одной стороны, гольф у нас, конечно, развивается, набирает популярность. Мария Верчёнова у нас выступала на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, даже установила какой-то рекорд. Есть сейчас всё больше профессионалов. Но, мне кажется, в школе нужно обучать тем видам спорта, который школа может себе позволить. Во-первых, у какой школы есть гольф-поле? У скольких школ оно есть? Даже бассейн, хотя бы? Обучать надо тем видам спорта, которые может себе позволить более-менее среднее количество учащихся или большинство. Даже большой теннис больше подходит под это. Но, опять же, в школе ему учить очень трудно, потому что надо занять одновременно на уроке физкультуры 40 человек, а большой теннис – максимум 20 человек могут одновременно перекидывать в зале мяч.
Для соблюдения соответствия школьной программы национальному воспитательному идеалу многим кажется логичным закрыть секции чирлидинга. Эта дисциплина действительно прочно ассоциируется с американской культурой. Но почему бы не оставить поддержку спортивных команд и акробатику, как основу? А внешнее оформление может быть доработано до необходимых стандартов, уверена Светлана Журова.
ЖУРОВА: Может быть, правда, давайте назовём это по-другому – танцами? Потому что группа поддержки, которые поддерживают свои школьные клубы, которые мы развивали тоже во всей стране, девчонки своими выступлениями перед соревнованиями готовились, программы составляли. И сказать, что теперь этого нет, – тоже странно. И я надеюсь, что как-то подумают, проанализируют и всё-таки не будут так рубить с плеча.
Поправки Минпросвещения касаются не только спортивных дисциплин. Слова "гендерные особенности" в учебной программе предлагается заменить на "пол", исключить слова "толерантность", "буллинг", "семейное насилие". "Они заменены на понятные и нейтральные формулировки, доступные для понимания обучающимися", – сказано в пояснительной записке к документу.
Ожидается, что приказ вступит в силу со следующего учебного года.