Авторские материалы Клинические рекомендации: в чём подвох
Персоны
С нового года российские регионы должны перейти на оказание медпомощи по клиническим рекомендациям. Это протоколы, которые предусматривают критерии диагноза, прогнозы осложнений и риска, меры профилактики, назначение препаратов, а также методы реабилитации. Но не все клинические рекомендации можно выполнить в небольшой больнице. Поэтому Минздраву необходимо обозначить: какая часть в этих документах с нового года будет рекомендацией, а что станет обязательным. Невыполнение этих правил может обернуться для врачей уголовным делом. В чем здесь может быть подвох для врачей и как новые правила защищают больных – выясняла Марина Костюкевич.
Уже с будущего года доктора в регионах лечить должны строго по клиническим рекомендациям. Это свод шагов для диагностики и лечения пациента: информация о болезни, ее клиническая картина, критерии диагноза, прогнозы осложнений и риска и другие вещи, которые обязан учитывать врач при лечении.
Утверждает такие рекомендации Минздрав.
Такой документ – это защита пациентов, поскольку подходы к лечению становятся едиными для всех – говорит сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.
ЖУЛЕВ: Именно клинические рекомендации позволяют нам быть относительно уверенными, что подходы к лечению будут одинаковыми от Калининграда до Камчатки. Это важный документ, который защищает не только пациента, но и защищает врача.
Впрочем, есть моменты, которые до сих пор непонятны для практикующих врачей, хотя времени до ввода этих правил остается все меньше.
Например, не все клинические рекомендации можно выполнить в небольшой сельской больнице. Например, как быть если в учреждении нельзя оказать помощь, так как прописано клиническими рекомендациями? Не все больницы оснащены по последнему слову техники. Складывается впечатление, что рекомендации разрабатывались без учета финансирования – говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
ПОПОВИЧ: Прежде чем вводить обязательность колоссального количества мероприятий, которые предусмотрены в каждой из клинических рекомендаций, нужно посчитать во что это будет выливаться. И если выявиться, что весь спектр того, что написано в клинических рекомендациях не подкреплено финансово, это вызовет коллапс в системе медпомощи.
Второй момент, на который указывают эксперты – это слишком общий подход к оказанию медпомощи. Протокол действует для всех и сразу. Безусловно, протокол помогает во многом врачу, но каждый пациент – это отдельный случай и потому совсем отказываться от индивидуального подхода не стоит – считает Лариса Попович.
ПОПОВИЧ: Клинические рекомендации – это статистика, а следовательно, это не может быть применимо к конкретному Иван Ивановичу с его набором заболеваний, который не предусмотрен клиническими рекомендациями. Каждый из нас абсолютно уникален, почему мы и говорим о персонифицированных подходах, а клинические рекомендации предполагают унификацию.
Многие эксперты уверены: выполнить все клинические рекомендации с 1 января 2025 возможно. Но! Если четко прописаны критерии оказания лечебной или диагностической помощи. Пока доктора их не видят и надеются на оперативные разъяснения Минздрава. Они опасаются, что с начала года они могут оказаться перед перспективой уголовного преследования за невыполнение предписаний. При том, что у них может не быть ресурсов для следования этим протоколам. Эти опасения напрасны – считает Юрий Жулев. Если у врача, скажем, нет технических возможностей для исполнения протокола, он не будет за это отвечать.
ЖУЛЕВ: Если нет ресурсов, это вопрос к администрации, а не к врачу. Доказывается это все. Во-вторых, медпомощь делится на уровни и помощь должна быть распределена между организациями. Конечно, районная поликлиника или больница не может оказать специализированную помощь как областная больница. В принципе, в КР это прописано.
Тем не менее, в медучреждениях ожидают от Минздрава четкого обозначения: какая часть в документах с нового года будет являться рекомендацией, а что станет обязательным для выполнения. Иначе пациенты, не получившие лечения по клиническим рекомендациям, буквально завалят суды с жалобами. А ответственность за такие нарушения будет нести врач.