Авторские материалы На этот раз – "Росфинмониторинг": мошенники обновили схему
Персоны
Кибермошенники обновили старую схему обмана со звонками из "служб безопасности банков" или "полиции". На этот раз злоумышленники представляются сотрудниками Росфинмониторинга, связываясь от имени ведомства с потенциальными жертвами в мессенджерах и соцсетях, а затем пытаются похитить их средства. В преступной схеме разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Олег Яхонтов.
О новом способе мошенничества сообщили в Росфинмониторинге, который контролирует финансовые операции в целях противодействия преступности. Злоумышленники представляются сотрудниками этого ведомства, связываясь с потенциальными жертвами через мессенджеры и даже отправляя фото поддельных служебных удостоверений или других «документов». Поводы могут быть самые разные: например, сообщение о том, что гражданин сделал перевод в пользу недружественных стран. В этом случае мошенники требуют совершить зеркальную трансакцию, переведя деньги на якобы безопасные счета, на деле являющиеся счетами киберпреступников. В противном случае жертву пугают санкциями Росфинмониторинга вплоть до возбуждения уголовного дела.
Еще одна уловка мошенников – рассказ о заморозке счетов гражданина, с которых якобы пытались похитить деньги. Дальнейшие шаги давно известны экспертам по кибербезопасности: жертву убеждают либо осуществить перевод средств, либо перейти по ссылке, после чего мошенники могут получить доступ к данным пользователя и похитить его денежные средства. При этом, по словам эксперта по кибербезопасности Александра Дворянского, жертву постоянно торопят, не давая адекватно оценить ситуацию.
ДВОРЯНСКИЙ: Как правило, мошенники рассчитывают на скорейшую реакцию, не давая человеку опомниться и включить свое критическое мышление. И у человека срабатывает этот фактор, он вводит свои данные, и мошенничество происходит.
Кроме того, злоумышленники активно используют нейросети для создания голосовых или видеосообщений. По словам экспертов, использование названия Росфинмониторинга повышает видимую законность злоумышленников, поэтому, по словам психолога Елены Драгон, целью их атак становятся пожилые люди – более восприимчивые к информации от мошенников.
ДРАГОН: Наши пенсионеры – они наиболее уязвимы в этой ситуации. Потому что они очень сильно доверяют, в первую очередь, органам власти и различным социальным институтам: банкам, медицинским структурам, полиции и т.д. Плюс у них критическое мышление все-таки снижено. А также они нуждаются в постоянной коммуникации, то есть им не хватает общения. Поэтому, когда им кто-то звонит, вместо того, чтобы положить в нужный момент трубку, как это делает молодое поколения, они продолжают коммуникацию.
Для других платежеспособных россиян киберпреступники придумывают правдоподобный контекст, который может запугать, – например, о заморозке денежных средств или потенциальных юридических проблемах.
Причем мошеннические схемы от имени Росфинмониторинга могут оказаться достаточно эффективными потому, что россияне еще не привыкли к ним – в отличие от звонков из "полиции" или "службы безопасности Центробанка". Защититься от мошенников можно, соблюдая несколько простых правил: во-первых, не отвечать на подозрительные звонки и сообщения. Официальный телефонный номер Росфинмониторинга есть на сайте ведомства, поэтому лучше позвонить по нему и уточнить информацию. При этом не стоит перезванивать на номер, с которого поступил подозрительный звонок – трубку возьмут мошенники. Во-вторых, при получении подозрительных сообщений по электронной почте, смс или в мессенджерах нельзя переходить по ссылкам и вводить личные данные или коды подтверждения на сторонних сайтах. Ни одна организация этого не требует.
И, в-третьих, не стоит совершать какие-либо действия по указанию подозрительного телефонного собеседника. Если же вы стали жертвой мошенничества и потеряли деньги, необходимо незамедлительно обратиться в банк и правоохранительные органы. В ряде случаев банк тормозит подозрительные трансакции и есть шанс вернуть свои средства. Например, только в первый день работы закона о возмещении средств в случаях, если банки допустили перевод на счета мошенников из базы ЦБ, кредитные организации заблокировали 30 тыс. счетов.