Картинка

Авторские материалы Не пашешь, не сеешь, не строишь? Участки твои отберут!

24 декабря 2024, 14:41

Персоны

У тех, кто не использует земельные участки, их могут изъять. Закон об этом вступит в силу 1 марта 2025 года. Критерии, по которым будут оценивать, используется участок или нет, пока неизвестны. О том, кого коснется такая мера, – Марина Костюкевич.

Практически в каждом СНТ есть заброшенные участки земли, хозяев которых не видели годами. Таковыми в стране считаются от 10% до 15% наделов земли. Их собственники не ходят на собрания, и когда нужно срочно решить сообща какой-то вопрос, возникают проблемы.

Кроме того, заросшие бурьяном участки – это риски возгорания сухой растительности и возникновения стихийных свалок. Хотя органы местного самоуправления могли бы предоставить такие участки другим желающим. Как быть с заброшенными участками, если они, возможно, в чьей-то собственности, но годами не востребованы? В таких случаях они могут быть изъяты по инициативе местных муниципалитетов. Основанием для этого должны быть определенные критерии. Какие? Это определяет закон, принятый Госдумой и вступающий в силу в марте будущего года, говорит эксперт комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета Минстроя России Павел Склянчук.

СКЛЯНЧУК: Через суд будет определяться степень заброшенности и неиспользуемости заброшенных участков. Такое решение законодателем было принято в отношении участков, которые предназначены для садоводства и земледелия, однако хозяин приобретал участки не для того, чтобы их использовать, а дожидаясь публичного использования и выкупа муниципалитетом в целях использования, например, для строительства дороги или других объектов. Такой вид бизнеса был распространен в 90-х-"нулевых".

Поправки внесут в земельный кодекс и закон "о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд". То есть новые требования должны коснуться и дачников. Там так же есть проблемы с использованием земель. Помимо того, что высок риск возникновения пожаров, растет борщевик, за распространение которого потом могут наказать добросовестных соседей, там могут собираться бомжи, так это ещё и долги по взносам, которые перекладывают на других собственников.

Но как быть, если участок приобретали вовсе не для бизнеса, а, например, его подарили? Или им владеет пожилой человек, у которого ни средств, ни сил, ни желания для обработки, и он надеется передать в будущем кусок земли внукам? Неужели только из-за того, что участок не используют, его могут забрать? Безусловно, у всех подряд изымать ничего не будут. Каждый случай будет рассматриваться в суде индивидуально. И маловероятно, что небольшие участки в 6 соток вообще попадут в поле зрения муниципалитетов, полагает Павел Склянчук.

СКЛЯНЧУК: Я думаю, что под действие этого закона не подпадут обычные дачные участки, так называемые мичуринские, те самые 6 соток, которые находятся в неиспользуемом состоянии, здесь на стороне недобросовестных владельцев будет суд, и если вдруг органы публичной власти предъявят какие-то претензии, то суд может учесть все обстоятельства, н , допустим, владелец участка – это пожилая пенсионерка, которая в силу здоровья не может ухаживать за участком, либо есть какие-то другие причины.

Один из самых важных пунктов в законе – конкретные критерии, по которым будут решать: участок заброшен, от него отказались или просто временно не используют. Сейчас, по нормативам Росреестра, участок считается неиспользуемым, если за два или более года на нем не появилось фундамента и подземных конструктивных элементов и если в течение пяти лет построенное здание не было зарегистрировано. Сюда же подпадают земли с существующими постройками, не используемыми по назначению в течение как минимум пяти лет, без ремонта в эти же сроки и с поврежденными крышей, окнами и прочим.

Но как, например, будут определять, отказался собственник от участка или нет? Как быть, если владелец платит ежегодно налоги, но на участке не был с момента приобретения? Это не связанные вещи, считает Павел Склянчук.

СКЛЯНЧУК: Земельное законодательство и налоговое законодательство – вещи разные. Уплата налога земельного – это один из видов проявления добросовестности владельца, но налоги – отдельно, а использование земельного участка по назначению – это совершенно другой правовой режим.

Кто может быть инициатором изъятия земель? В суд пойдут, безусловно, представители местных властей, но обратить внимание на проблему могут и соседи. Но не окажется ли это поводом для злоупотреблений? Все зависит от правоприменительной практики, считает Павел Склянчук.

СКЛЯНЧУК: Основанием для ходатайства в суде может быть и заявление владельцев земельных участков, которые прилегают к заброшенному пустырю. Я думаю, что коррупционные риски у этого законопроекта есть, но уповаю на российский суд. Такая прямо схема для мошенничества и вымогательства земельных участков... Безусловно, нужно пресекать это.

Как может проходить изъятие на практике? Для начала надзорное ведомство выписывает предписание владельцу с требованием устранить нарушения. Если они не устраняются, ведомство уже выходит в суд с требованием изъять земельный участок. Если говорить про земли сельхозназначения, там проще, это, все-таки, – земли Российской Федерации с определенным статусом. Что касается садоводческих участков, то если этот участок расположен в пределах муниципального образования, он должен будет изыматься, становиться муниципальной землей. Если это – садоводческое товарищество, имея в виду, что у них общее имущество,возможно, это будет изыматься в пользу товарищества, предполагают юристы.

Документом определен срок освоения участка – три года. За это время собственник должен провести все необходимые работы и подготовить участок: очистить от мусора, растительности, выровнять рельеф и так далее. И только по истечении трех лет он может начать использовать его по назначению.

Землю, которую купят или подарят после 1 марта 2025 года, нужно будет начинать осваивать с момента приобретения прав на нее.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация