Авторские материалы Банки и МФО теперь – под более строгим контролем
Персоны
На нарушения со стороны банков и микрофинансовых организаций теперь можно пожаловаться напрямую в Центробанк. На сайте регулятора появился специальный сервис. Как это работает и на что жалуются клиенты кредитных организаций, разбиралась Екатерина Косинец.
Банк навязывает дополнительные услуги или страховщики отказываются согласовывать возмещение убытков по договору ОСАГО – об этих и других нарушениях граждане теперь могут сообщать напрямую регулятору. Банк России запустил сервис для защиты прав потребителей финансовых услуг. Для того чтобы пожаловаться на неправомерные действия со стороны финансовой организации, достаточно заполнить форму на официальном сайте ЦБ. Для этого придётся авторизоваться через портал "Госуслуг".
Банки, микрофинансовые организации, страховщики, субъекты рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, операторы финансовых и инвестиционных платформ теперь – под более строгим контролем. Любые нарушения с их стороны – повод для обращения. В ответ будет инициирована проверка. И если информация подтвердится, нарушителя ждут штрафы, и в будущем – более пристальный контроль за деятельностью со стороны регулятора.
С начала года финансовому уполномоченному поступили уже десятки обращений с жалобами. Многие из них касаются навязывания дополнительных услуг и некачественного информирования об услугах. Например, когда сотрудники банков не рассказывают клиенту о том, что при досрочном расторжении договора накопительного страхования жизни клиент получит только часть вложенных средств. Также Банк России выявил ряд случаев, когда микрозаймы оформляли под видом банковских кредитов. По факту в договоре фигурировал не сам банк, а его дочерняя микрофинансовая организация. Клиенты также нередко сталкиваются с ситуациями, когда вместо вкладов им навязывают другие финансовые продукты. Ряд проблем касается и общения со страховщиками. К примеру, у некоторых водителей возникают трудности при оформлении договоров ОСАГО. Хотя единственная законная причина, по которой могут возникнуть сложности, – это некорректно оформленные документы владельца автомобиля.
Год назад на сайте ЦБ заработала интернет-приёмная. Через неё граждане направляют свои обращения в банки, страховые компании, МФО, негосударственные пенсионные фонды, бюро кредитных услуг и другим участникам финансового рынка. Согласно закону, финансовые организации обязаны отвечать на обращения граждан в течение 15 рабочих дней. Этот срок увеличивается на десять рабочих дней в случаях, когда для решения вопроса компании требуются дополнительные документы и материалы.
В отличие от интернет-приёмной, новый сервис позволяет сообщить о нарушении не только в отношении заявителя, но и в случаях, когда ущемляются права третьих лиц.
Новый механизм не предусматривает обратной связи по заявлению, а только проведение проверки и принятие мер в отношении нарушителя. Однако результаты проверки будут публиковаться на официальном сайте Банка России.