Картинка

Авторские материалы Донос за деньги: количество жалоб на самокатчиков вырастет?

11 июня 2025, 13:06

Персоны

Охотники за самокатчиками могут появиться на российских дорогах. Общественники обратились в Минтранс с предложением финансово поощрять сообщающих о нарушениях ПДД пользователями средств индивидуальной мобильности. Часть назначенного в результате такого обращения штрафа предлагают вручать автору сообщения. Тему продолжит Екатерина Косинец.

Наябедничал на самокатчика – сколотил состояние. Некоторое время назад по сети разлетелся шуточный видеоролик, в котором автор призывает жаловаться на несоблюдения правил наездниками СИМов и утверждает, что именно таким способом он сказочно разбогател.

"Купить квартиру в Москве, даже если у тебя нет работы. Сейчас против самокатчиков ввели множество больших штрафов. Вам достаточно просто зафиксировать их на камеру и отправить в компанию. С каждого доноса мы получаем 50% от штрафа. И только в прошлом месяце мой кэшбек от доносов составил 560 тысяч. Таким образом я накоплю на квартиру всего за 16 месяцев".

На самом же деле, это больше похоже на частное исполнение социальной рекламы. Пока операторы кикшеринга не платят за сообщения о нарушениях. Хотя инструменты для информирования сервисов неравнодушными гражданами существуют. Уже больше года работает телеграм-бот, который позволяет сообщить о детях на электросамокате или о пилоте, который не спешивается на пешеходном переходе. Его плюс – в том, что к боту подключены сразу несколько крупных операторов. То есть для отправки сообщения не нужно устанавливать приложение того сервиса, на самокате которого произошло нарушение. И этот канал показал свою эффективность, говорит директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман. По её словам, ответственные граждане готовы делиться информацией ради общей безопасности безвозмездно.

ЭРДМАН: У нас, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в 20 раз выросло количество обращений, которые мы получили. Все сообщения, которые принимаются в чат-бот, они раздаются соответствующим операторам. Но здесь важный момент: оператор рассматривает только те сообщения, где мы можем подтвердить этот факт. То есть нам нужно либо фото, либо видео. Потому что если его нет, мы можем предположить злой умысел, наговор. Поэтому сообщения без фотовидеофиксации мы не принимаем.

Ассоциация профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров написало министру транспорта РФ Роману Старовойту письмо с предложением такие обращения монетизировать – возвращать часть штрафа автору доноса. Такое обещание предсказуемо увеличит количество отправки сообщений, в том числе тех, что пишут исключительно из корыстных побуждений. В конце концов, не исключено, что найдутся те, кто воспримет призыв блогера-шутника накопить на квартиру за чистую монету. А значит, нагрузка на операторов возрастёт кратно. Им придётся задействовать намного больше ресурсов для проверки каждого обращения. Кроме того, для того чтобы вернуть заявителю часть от суммы выплаченного штрафа, его сначала нужно будет получить с нарушителя. А это далеко не всегда просто – продолжает Ксения Эрдман. Штрафы за нарушение пользовательского соглашения оператор может списывать только с карты, привязанной к аккаунту.

ЭРДМАН: Как правило, это могут быть карты, на которых там какой-то минимальный баланс лежит. Аккаунт, привязанный к этой карте, блокируется, и человек просто лишается доступа к сервису, нежели там списываются с него какие-то большие суммы, потому что просто физически их нет на карте. То есть до тех пор, пока человек не погасит этот долг, он не сможет пользоваться дальше сервисом.

Но многих, по словам операторов, это совсем не смущает. Пользователь не платит и не ездит. По крайней мере, на самокатах того кикшеринга, которому задолжал. Но ведь есть и другие. Лишившись доступа к сервису одного оператора, они регистрируются в следующем и гоняют до первого зафиксированного нарушения.

Другое дело – административный штраф за нарушение именно правил дорожного движения, уверены в Ассоциации операторов микромобильности. Тут уже и взыскание неотвратимо, и наказание за неоплату предусмотрено, отмечает Ксения Эрдман.

ЭРДМАН: Вплоть до уголовной ответственности, если этих штрафов будет накоплено – там запрет выезда за границу и прочее. Поэтому здесь, мне кажется, нужно смотреть в сторону того, чтобы государство на себя эту функцию обратно забрало и занималось уже самостоятельно этим.

Сейчас КоАП предусматривает штрафы за нарушения пользователями средств индивидуальной мобильности от 800 до 2 000 рублей. Штрафы от сервисов кикшеринга доходят до 100 тысяч рублей. На такую сумму штрафуют тех, кто едет на электросамокате с ребёнком.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация