Авторские материалы В России создадут реестр голосов мошенников
Персоны
Правительство поручило создать реестр голосов телефонных мошенников. Разработать такую систему поручил премьер Михаил Мишустин. Созданием базы займутся Минцифры, МВД и Роскомнадзор при участии Банка России. Главная цель инициативы – обеспечить быстрое, прямо во время телефонного разговора, распознавание голосов злоумышленников и автоматическое блокирование подозрительных звонков. Как будет работать база данных мошеннических голосов, разбирался Сергей Гололобов.
Предупреждение сотового оператора об опасном звонке, а также автоматическое блокирование номера – мера хорошая, но недостаточная, считают в экспертном сообществе. Ибо аферисты могут менять IP-номера бесконечно, каждый следующий звонок – с новыми цифрами. И тогда специалистам пришла логичная идея создать аудиобанк голосов мошенников. Их-то подделать будет сложнее.
Система будет работать так: во время звонка искусственный интеллект быстро анализирует голос звонящего, и если он – в "черном списке", то тут же разговор прерывается, а абоненту приходит смс с предупреждением, что звонил мошенник.
Сейчас эта инициатива получила поддержку на уровне правительства страны. Правда, возникает множество вопросов по практической реализации. Первый вопрос – как голос мошенника получить? И тут, собственно, – два варианта, о которых пишут разные СМИ. Тот абонент, кому злоумышленник звонит, сам каким-то образом записывает разговор. После идёт в полицию и предъявляет эту запись. Следователь её забирает и переправляет в общий банк данных. При этом способе есть сдерживающий фактор. У нас нельзя без оповещения людей их записывать. И в большинстве телефонов такие функции отключены, напомнил эксперт по биометрическим системам безопасности компании EkeyRus Константин Новиков.
НОВИКОВ: Даже "Гугл" убрал функцию незаметной записи. То есть если я включаю запись разговора, вы об этом слышите. То есть вам в телефон прямо говорится, что начата запись разговора. Раньше там, несколько лет назад, это можно было незаметно делать. То есть мошенник будет знать, что его записывают. То есть каждый человек, которому звонит мошенник, он, во-первых, должен знать, что ему звонит мошенник, и начать запись разговора. А дальше этот человек, которому звонит мошенник, должен эту запись разговора куда-то отправить. Я правильно понимаю?
Отправить, точнее, лично отнести в полицию запись разговора должен сам бдительный гражданин, которому позвонил мошенник. Согласно второму, и более реальному варианту, – запись должны делать сотовые операторы. Последовательность действий такая: человек приходит к правоохранителям и заявляет, что его по телефону пытался разводить мошенник. Но записи их разговора нет. Так как записывать нельзя, да и нечем. Дальше следователь делает запрос оператору, который сам отыскивает ту самую запись. Сотовые операторы, напоминает Константин Новиков, какое-то время хранят все разговоры своих абонентов.
НОВИКОВ: Да, действительно, операторы обязаны хранить все переговоры на своих серверах на протяжении скольких-то там лет и по запросам соответствующих органов они должны предоставлять.
Повторим, что абонент должен лично прийти в полицию и пожаловаться на звонившего. По этой жалобе следователю надо заводить уголовное дело. Иначе оператор может и не предоставить образец голоса того или иного человека. Потом разговор тщательно изучить и сделать вывод, что да, звонил именно злоумышленник. Убедить в этом суд, который, наверное, должен вынести процессуальное решение, что голос можно отправлять в базу данных. Потом, видимо, тот же следователь должен выступить в роли звукооператора – вырезать из разговора исключительно голос мошенника, перевести звуковой файл в какой-то аудиоформат. И только потом отправлять, размышляет Константин Новиков.
НОВИКОВ: Вы мне позвонили, а я возьму на вас нажалуюсь. И ваш номер будет числиться как мошеннический. Мне что, органы на слово поверят, что вы – мошенник? Или они должны проверить? Сколько работы-то? У нас велосипеды крадут, не могут найти. А тут по каждой жалобе граждан должно целое следствие начаться. Правильно? Должны быть какие-то процессуальные действия, которые начинаются с пользователя, который считает, что вы – мошенник. И что, по каждой жалобе будет какое-то следствие? Ну, как-то мне кажется, что это очень сложно.
Более того, сейчас мошеннический развод часто начинается со звонка в "вотсап" или иной мессенджер. А от них записи наши правоохранители, скорее всего, не получат. Да и нет их, этих записей разговоров. А еще, даже если человек – мошенник, он может позвонить кому-нибудь не с преступными целями, а просто так. И, по идее, блокировать такие – законопослушные – звонки нельзя. В общем, вопросов – огромное количество. Ответы на которые, видимо, будем узнавать по мере создания "черного списка" голосов.