Сигналы точного времени В Минпросвещения заявили, что 11-летнее обучение в школе обеспечивает эффективное освоение программы
Персоны
- В Минпросвещения заявили, что 11-летнее обучение в школе обеспечивает эффективное освоение программы.
Ведомство призвало оценить риски увеличения срока обучения в школах до 12 лет. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минпросвещения.
Нужно ли увеличивать срок учебы в школе?
Руководитель центра образовательных технологий Александр Згода в программе "Сигналы точного времени":
"Сложившуюся ситуацию с этой инициативой я считаю в высшей степени любопытной и скорее аппаратной, чем относящейся к педагогике. С точки зрения того, кто выдвинул эту идею, Владислав Гриб – это умнейший человек, академик РАО. Он доктор юридических наук. И диссертация у него не по педагогической тематике, а по взаимодействию государственных органов и институтов гражданского общества, то есть как раз про обсуждение подобного рода инициатив, а не про сами эти инициативы по существу. Он наверняка посоветовался с коллегами из Российской академии образования, где состоит, и они ему сразу же должны были разложить по пунктам, что, во-первых, жизнь любого человека делится на до и после примерно около 12 лет.
В этот момент происходит нейронный прунинг. Это процесс, когда у ребенка физически исчезает половина нервных клеток, отвечающих за мышление. То есть родители считают, что у них на нервной почве исчезают нервные клетки где-то в области 5 класса, когда успеваемость у детей резко падает, а сложность программы резко увеличивается. На самом деле в этот момент – примерно в течение полугода перед половым созреванием ребенка – половина мозга в буквальном смысле отмирает и вместе с мочой выводится из организма. Это не метафора.
Но зато у оставшихся нервных клеток после этого кратно увеличивается количество нейронных связей, и мозг человека становится способным к абстрактному мышлению, которое в средней и старшей школе активно развивается. Это означает, что бесполезно накачивать ребенка чем-то до 12 лет, пока этот процесс не произошел, потому что функционал мозга в это время серьезно ограничен. И все то программирование, робототехника и так далее, что родители пытаются впихнуть в мозг ребенка до 12 лет, оно естественным образом из организма будет выведено.
Второй момент, есть международные исследования качества начального образования, они проводятся в рамках ООН обычно раз в 4-5 лет по всему миру. Крупнейшие из них это PIRLS и TIMSS. По PIRLS, это оценка грамотности чтения, российское образование находится на первом месте в начальной школе. По TIMSS мы входим в пятерку. То есть наше начальное образование входит в пятерку, по некоторым показателям – на первом месте. Что и зачем мы хотим улучшать? Если все хорошо, зачем что-то менять?"
Учитель биологии МОУ СШ 121 города Волгограда, финалист конкурса "Учитель года – 2025" Волгоградской области Сергей Кравченко о том, можно ли ввести в школьную программу новые науки:
"Я думаю, что в большей степени надо двигать не пространство, а время. На мой взгляд, классная история, которая есть уже во многих школах – это школы полного дня, когда ребята погружены в обучение день, у них есть и дополнительные занятия, и кружки, и секции всевозможные по их любым направлениям, начиная с начальной школы. И они могут в них работать постоянно, погружаясь и в профиль, и в какие-то общеобразовательные истории. Вот в такие школы, например, искусственный интеллект, робототехнику и другие современные направления можно включить".
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом