От первого лица Книг заветные страницы...
Персоны
Наш собеседник – Владимир Степанович Поляков, главный редактор журнала "Детская энциклопедия".
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
- Вы как всегда пришли с россыпью номеров вашего издания; честно говоря, глаза разбегаются: чего здесь только нет! И часы, и шоколад, и Николай Васильевич Гоголь...
Владимир ПОЛЯКОВ: Это темы каждого номера...
- Да, это темы каждого номера. Вот Николай Васильевич Гоголь: 1 апреля – день его рождения. И 12 апреля, День космонавтики, приближается. И очень много номеров, посвященных природе, путешествиям. Но об этом – несколько позже, а сначала давайте поговорим о просветительской роли таких изданий, как ваше. Сейчас все ругают образование, школу, и к тому есть основания: детей учат, я сказала бы, странно... Вы не согласны?
Владимир ПОЛЯКОВ: Я всегда был сторонником теории самообразования, и в последнее время передовая наука, которая занимается изучением различных педагогических аспектов воспитания, пришла к выводу (и это полностью утвердилось в научном сообществе), что основным в образовании все-таки является самообразование. То есть образование стоит на нескольких китах, но когда человек посвящает свой досуг, свое время пополнению своих знаний, такой человек добивается гораздо большего в жизни. Я всегда говорю: необходимо образование, и желательно – разностороннее; читайте, ходите в музеи, театры, слушайте хорошую музыку, развивайтесь!
- Думается, большая часть нашей аудитории согласится с вами; я-то уж точно. Но "читайте, слушайте музыку, ходите в театры" – это разговор традиционный и... набивший оскомину (хотя это, безусловно, нужно делать!). Но все это сегодня заменено, по сути, одним-единственным источником информации: интернетом. Не надо ходить в музеи, зачем? Любую картину можно отыскать в поисковике...
Владимир ПОЛЯКОВ: Вы правы, но интернет я рассматриваю в качестве технического помощника; если мне нужно, условно говоря, навести какую-то справку. Хотя в последнее время к интернету много претензий: оттуда идет очень много ошибок, и всю информацию нужно тщательно просеивать, сверять. Поэтому интернет – это некое подспорье, а книга остается книгой. Как писал наш известный поэт Сергей Владимирович Михалков, – у него много замечательных строк, написанных для детей, и, в частности, вот эти: "Книг заветные страницы // Помогают людям жить, // И работать, и учиться, // И Отчизной дорожить". Четыре строчки, но в них все сказано...
Вообще, если речь идет о воспитании, то какова его основная цель? Об этом можно говорить долго, но если вычленить главное, – о чем мы мечтаем, увидев наших детей с книгой? О чем мы думаем? На что надеемся? Мое мнение, что главная цель воспитания – научить человека правильно поступать в любой жизненной ситуации. Скажу больше, и это не моя мысль, – это мысль Чижевского, Лотмана, – что классическая литература, которой мы богаты (а мы богаты многим: и картинами, и художниками, и музыкой, и композиторами), – но книги – это код, "высший разум". Несколько мистически, но последние исследования ученых говорят, что ионосфера действительно существует (об этом и писал в свое время Чижевский). И код этот дан в классической литературе. Она именно учит, как надо поступать...
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица