От первого лица Владимир Поляков в программе "От первого лица"

30 апреля 2009, 13:20

Персоны

Май – последний месяц школьного года. Каникулы – благословенное, счастливое время. Но снова и снова мы будем обращаться к вечному вопросу, увы, похоже, не имеющему ответа: как подружить современных детей не только с компьютером (здесь и без того дружба взахлеб), но и с книгой? Этот вопрос мы задали весьма компетентному человеку – Владимиру Степановичу Полякову, главному редактору детских и юношеских приложений к еженедельнику "Аргументы и факты", издающему с коллегами замечательную "Детскую энциклопедию"...

(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)

Тем не менее, статистика говорит о том, что количество читающих детей, каким бы странным это нам ни казалось, на протяжении десятилетий не меняется. Это данные более чем авторитетной организации – ЮНЕСКО, и свидетельствуют они о том, что самая читающая детская аудитория – в России. На втором месте – Гонконг...

ПОЛЯКОВ: На третьем месте, кажется, англичане, но то, что мы на первом – точно. Более того, недавно были опубликованы данные, что наши школьники-компьютерщики победили в конкурсе, в котором участвовали пятьдесят восемь стран. Наши программисты-ребятишки оказались лучшими. Конечно, понятна озабоченность всех нормальных людей снижением интереса подростков к книге. Но чтение чтению рознь; если читать то, что формирует личность, характер, силу воли, умение добиваться в жизни высоких целей, – это одно чтение.

Именно учитывая это, мы и выпускаем в качестве приложения к еженедельнику "Аргументы и факты" ежемесячный журнал "Детская энциклопедия". Каждый его номер посвящен отдельной теме, и один из выпусков был посвящен книгам, которые ребята до четырнадцати лет должны, обязаны прочитать: "Сто любимых книг". Мы назвали эти сто любимых книг, которые на протяжении многих десятков лет формировали молодых людей как личности. Там же мы дали дополнительный список; сто книг – это, конечно, немало, но мы все же дали дополнительный список из двухсот книг.

Владимир Поляков в радиостудии

Эти книги надо читать, потому что чтение напрямую связано с мышлением. Если не читать книги, то, как говорят специалисты-психологи, у человека формируется линейное мышление. У человека, читающего нужную литературу, размышляющего, работающего над собой, формируется системное мышление.

Поэтому, когда нам задают вопрос, какой должна быть детская литература, я всегда отвечаю: разной, прекрасной, удивительной, хорошо иллюстрированной (для самых маленьких), хорошо придуманной, прочувствованной и неподдельной для тех, кто старше. И всегда доброй. Хорошая детская литература, кстати, с удовольствием читаема и взрослыми. Задача детского издателя (я отношу себя к издателям) – научить ребят любить книги. А любить книгу можно только тогда, когда ты любишь это сам...

- К сожалению, есть семьи, дома, где, кроме учебников, нет никаких книг...

ПОЛЯКОВ: Я – активный посетитель букинистических магазинов; есть у меня такое хобби. Моя домашняя библиотека очень велика – около девяти тысяч томов, собрана вся классика, вообще там много чего интересного. Но я продолжаю интересоваться книгами. И вот, разговаривая со старыми букинистами, я обнаружил такую тенденцию: очень многие дети или внуки, похоронив своих старших родственников, сдают их библиотеки. Я недавно стал свидетелем случая, который меня поразил: в одном из книжных магазинов к продавщице подошел молодой человек и попросил показать ему книгу Фолкнера. "А кто это такой?!" – спросила она. Продавщица книжного магазина! Я был просто в шоке.

Владимир Поляков в радиостудии


Когда мне говорят, что учителя мало получают, и прочее в том же духе, я отвечаю: учитель учителю рознь. Я очень хотел бы встретиться и поговорить с учителем русского языка и литературы этой девочки из книжного магазина...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация