От первого лица Федор Лукьянов. "Шероховатости" на постсоветском пространстве
Персоны
Поводом для встречи с политологом, главным редактором журнала "Россия в глобальной политике" Федором Александровичем Лукьяновым вполне может служить картина, которую мы в последнее время наблюдаем на постсоветском пространстве. Она достаточно пестрая, неспокойная; волнения в Республике Молдове, выступления грузинской оппозиции, осложнения в отношениях Россиии с Туркменистаном в газовой области, "шероховатости" в наших отношениях с Белоруссией, не говоря уже об Украине. Можно ли считать происходящее некоей закономерностью, не содержащей оснований для беспокойства, или же нашим политикам нужно делать какие-то выводы?
(Запись этой беседы слушайте в аудиофайле)
Конечно, такое течение событий – закономерность, но беспокоиться все-таки стоит, считает Федор Лукьянов. Закономерность заключается в том, что на всем постсоветском пространстве, несмотря на то, что прошло уже восемнадцать лет с момента распада Советского Союза, система отношений так и не выстроилась. Точнее, она все время выстраивается и тут же перестраивается заново. Никакого статус-кво не возникает, а куда ведет постоянный переход, мы не понимаем, да и, пожалуй, никто не понимает...
ЛУКЬЯНОВ: Конечно, эта система отношений сильно изменилась по сравнению с тем, что было пять – семь лет назад; можно сказать, что все эти государства в той или иной степени состоялись, но устойчивость, эффективность этих государств крайне разная. Причем даже те из них, которые потенциально очень сильны (Украина, вообще говоря, крупная европейская страна, обладающая человеческим, финансовым, индустриальным ресурсом).
Но, как мы видим, реализовать этот потенциал как-то не получается, даже не получается выйти на ту дорогу, которая может привести в такой реализации. Чего уж говорить о таких странах как Молдавия, стране бедной, с очень тяжелой проблемой национальной идентичности? Потому что то, что мы видели во время этих протестов, – самое печальное для руководства Молдавии (да и вообще для нации), что протесты идут в русле вопроса: а нужна ли вообще эта государственность? Или лучше "европейский выбор" посредством присоединения к Румынии?
Все это очень печально, потому что Россия, с одной стороны (слава Богу!), не вовлекается во все это как раньше, но, с другой стороны, не может и игнорировать происходящее, потому что все это тем или иным образом перетекает сюда. И если даже мы будем изо всех сил отгораживаться, нас туда втянут, – желающие всегда найдутся.
Поэтому здесь российская политика должна быть очень тонкой, многогранной и, самое главное, – вообще должна быть. Потому что иногда кажется, что ее просто нет, даже в отношении такой страны как Украина. А те, кто эту политику осуществляет, или претендует на то, что осуществляет политику в отношении соседних стран, руководствуется чем угодно, только не соображениями национальных интересов России в долгосрочной перспективе.
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица