От первого лица Зураб Кекелидзе в программе "От первого лица"
Персоны
Гость эфира – Зураб Кекелидзе, заместитель директора Центра им. Сербского. Тема выпуска: "Как отражаются на психике людей негативные экономические и политические новости"
Зураб Кекелидзе: Времена сейчас тяжелые. В таких случаях всегда сравнивают и проводят определенные параллели. Тяжелые были девяностые. Тогда проблемы были не только с экономикой – она буквально "лежала" – одновременно с этим и психологически людям было очень тяжело, потому что исчезли ориентиры, они очень быстро менялись. Мы не знали, что будет завтра. И страна разрушилась. Любой человек задается простым вопросом: "как жить дальше?" Возможности прогнозировать тогда тоже не было.
Я помню, например, в магазинах не было сахара – по мешку людям выдавали сахар по паспорту. Пожилые люди ж говорили, – "это не беда!" Я спрашивал, почему? Ответ был такой: во время войны собирали урожай яблок, груш, которые послаще, варили варево. Получалось что-то типа концентрата, который добавляли в чай – это было вместо сахара. Почему я привел этот пример. Люди в большинстве своем не теряются.
Существуют у разных людей разные типы реагирования. Мы считаем, что люди совершенно одинаково реагируют на стрессовую ситуацию. Это не так.
Большинство – процентов 70 – 75 % реагирует оптимально и адекватно. Когда люди понимают, что что-то меняется в худшую сторону, то, безусловно, надо перестроить внутреннее ряды – надо и самим меняться.
Есть и другие типы реагирования. Например, группа, которую условно можно назвать "прорвемся!". Те кто говорит, что ничего не случилось, все хорошо. А если что-то не так, то это ни что иное, как происки. Такой подход неприемлем. Жизненный пример – в Петербурге на льдине каждой весной отрывает людей – это одни и те же люди! Даже сотрудники МЧС их знают поименно.
Проблема в том, что не всегда можно успеть спасти. Поэтому такой тип реагирования не очень хорош. Эти люди не готовятся к тому, что будет, и ждут тот момент, когда утром встанут и у не будет в кармане ни копейки и дома в холодильнике пусто – только тогда они начинают думать – вот это совсем не правильное реагирование.
Есть еще одна группа "все пропало – все погибнут". Это те, кто считает, что наступил УЖАС! Тут две категории.
Одна считает, что надо собрать чемоданы и ехать. При этом они не знают, куда ехать – не смогут ответить на такой вопрос. Помимо того, что они не знают, куда ехать, они не знают зачем. Это такой тип реагирования – не потому что они плохие или хорошие. Они так реагируют – им надо покинуть место чрезвычайной ситуации. В данном случае – социальной чрезвычайной ситуации. Параллели с войной существуют – когда люди покидали одно место, уезжали куда-то и попадали в самое пекло – они даже не думали, куда едут и для чего.
Вторая категория из группы "все пропало – все погибнут" – те, кто никаких действий не предпринимают, руки у них опускаются, но они активно слушают радио, телевидение, смотрят Интернет, ходят на всякие собрания, но там они слышат только отрицательное. Там, правда, говорят и о положительном, и о том, что надо делать, но слышат они только плохое. Только то, что подтверждает их внутрений настрой – что, оказывается, все очень плохо! К сожалению, именно в этой последней группе происходит формирование различных слухов. Именно эта группа склонна к распусканию упаднических настроений...
Полностью запись беседы слушайте в аудиофайле.
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица