Картинка

От первого лица Г. Хазанов: жизнь невозможно оценить однозначно

9 февраля 2005, 13:30

Персоны

Геннадия Викторовича Хазанова, гостя этой программы, вряд ли нужно представлять особо.
Некоторое время назад на НТВ существовал проект Леонида Парфенова под названием "Жил-был я", - рассказ о нашей жизни устами артиста. И не было в его воспоминаниях о прошлой жизни - в которой было о чем погоревать! - этого брюзжания, столь характерного для людей, вспоминающих о прошедшем. А был вкус эклера за 22 копейки, футбол во дворе, - все, что можно вспомнить с радостью.

А что сегодня? Все ли устраивает артиста в нынешней жизни, или все же есть черты, которые по прошествии времени он будет вспоминать с некоторой желчностью?

ХАЗАНОВ: "Времена не выбирают,// В них живут и умирают..." Поэтому ничего более глупого, чем желчность, быть не может. Господь так распорядился, что ты живешь в конкретное время, в конкретном месте, переживая все радостное и грустное вместе со своей страной.

Геннадий ХазановПроблема заключается в том, что давать оценки, радостно это или грустно, находясь внутри ситуации, вовсе не значит, что через некоторое время, восстанавливая эту ситуацию, ты будешь давать те же самые оценки. Это нормально. В этом нет никакого предательства или измены; в этом есть динамическое развитие. В этом есть постижение жизни. Станислав Ежи Лец, философ и острослов, среди прочих, с моей точки зрения, удивительно талантливо сформулированных "непричесанных мыслей", однажды изрек: "Временами несгибаемая позиция - результат паралича".

Поэтому, оценивая то, что было в прошлом, смотришь на это несколько иначе; мои реакции изменились, скорректировались. Потому что была очень сильной энергия заблуждений, как писал Л.Н. Толстой. Были романтические представления о каком-то чуде, которое может произойти. "Энергия заблуждений" закончилась, чудес я не жду, значит, я воспринимаю жизнь такой, как она есть.

Что касается сегодняшней жизни, - имея опыт прошлого, я не беру на себя смелость давать какие-то однозначные оценки. Вот идут споры по поводу монетизации льгот. С точки зрения людей, живущих сегодня, доживающих свою жизнь, это, конечно, своеобразное цунами. С точки зрения развития страны - ну не может быть полстраны льготников. Все говорят: в советское время было огромное количество льгот... Все правильно. Но это было связано прежде всего с тем, что людям реально недоплачивали за труд, и все недоплаченное было включено в социальную сферу.

Как распределялась социальная сфера? Вот стоял в Пицунде пансионат; он ведь был предназначен для всех. Но я мог попасть туда только потому, что был хорошо знаком с председателем Центрального совета курортов, который очень любил меня и мою семью и каждый год помогал мне приобрести путевку. Причем все покупали на 18 дней, а Иван Иванович делал мне на 24. Это льгота? Конечно; это скрытая льгота. Но не может страна существовать, пожирая саму себя.

С другой стороны, если человеку нужна операция, это вовсе не значит, что не нужно давать наркоз. Сначала - диагноз, анализы, подготовка к операции, и лишь потом - сама операция. Невозможно просто взять скальпель и отправить на операционный стол человека, только что пришедшего на прием. Но Россия - удивительная страна. Мы сначала делаем, потом начинаем разбираться, как это было сделано. Вот уж никак не приживается на практике гениальная мысль, сформулированная народом: семь раз отмерь...

Конечно, мне хорошо, приехав на эфир на машине, рассуждать о том, что монетизация - необходимая вещь для развития страны. Но на секунду представим себя в положении человека, у которого было определенное количество льгот. Ему говорят: мы эти льготы оценим и выдадим тебе деньгами. Деньги выдали, а завтра эта услуга стоит вдвое дороже. Сколько же времени и сил потребуется, чтобы покрыть эту разницу, провести индексацию?..

(Полная версия программы "От первого лица" с Геннадием Хазановым - в аудиозаписи).

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация