Шинель Программа "Шинель" от 21 августа
У микрофона – ведущие Александр Сладков и Геннадий Дзюба.
Тема: "Информационное обеспечение ситуации в Цхинвале".
За последние несколько дней произошло огромное количество событий. Мы бы хотели поговорить о том, как их освещали и кто их освещал. На линии по телефону – продюсер российского информационного телеканала "Russia today" Николай Александрович Баранов. В свое время он был начальником временного пресс-центра в Чеченской республике, работал и в Абхазии.
– Гена, ты нынче не был в Цхинвале, но ты работал там, когда служил в министерстве обороны РФ, обеспечивая информацию и работу СМИ с миротворческим контингентом в Южной Осетии, поэтому не понаслышке знаешь данную тему. Тот моветон, та неправда, та информация, которая шла с Запада, давила информацию, которая существовала в России. Это что, наш проигрыш, неумение работать или внезапный удар под дых со стороны западных демократических СМИ?
Что касается Николая Баранова, то он в ходе последних событий в Южной Осетии работал с грузинской стороны и у него были проблемы.
Дзюба: В район конфликта корреспонденту в начале августа можно было попасть только с двух сторон: либо со стороны Северной Осетии, либо со стороны Гори. Николай Баранов поехал туда абсолютно официально, его компания аккредитовала съемочную группу. И его судьба явилась своего рода лакмусовой бумажкой. Вообще, кто хотел, тот со стороны Гори мог проехать в район конфликта, а то многие иностранные журналисты начали ссылаться на то, что они туда якобы не могли попасть.
– И что произошло со съемочной группой Баранова после того, как они попали на территорию, которая контролировалась грузинской армией в прифронтовой зоне? Коля, ты на связи?
Баранов: Два дня мы успели отработать, 8 и 9 августа. А вечером 9 августа нас посетили ребята с удостоверениями МВД Грузии, но на самом деле чувствовалось, что это спецслужбы, которые отрабатывают свои задачи на территории города Гори. Кстати, этот город не бомбился в те дни, и я могу где угодно, в любом суде это подтвердить. Сам город разбомблен не был.
Так вот, вечером к нам ввалились в комнату 6 человек с оружием, которые просто разделили группу, развели людей по одному в комнаты и стали допрашивать каждого из нас о том, что группа делала в районе Цхинвала.
– Насилие к вам применялось?
Баранов: Да. Насилие было. Но мы все мужчины и можно не жаловаться на какие-то тычки. Но среди нас был оператор, осетин по национальности, так вот его очень сильно побили, так что пришлось другим вмешиваться и говорить вооруженным людям о том, что же они делают, что это журналист, а не военный, что надо успокоиться и договориться полюбовно и что если группа на самом деле им мешает, то мы собираем вещи, оборудование и уезжаем из города.
Однако нас в течение 4-5 часов просто допрашивали. Задавались вопросы о том, что мы тут делали, что наблюдали, что и кому передавали и каким образом все это уходило в Россию.
– И они стерли все кадры, которые вы сняли?
Баранов: Да, все съемки, которые у нас были, были стерты прямо на месте, причем они нам сказали, что забирают оборудование, которое затем передадут в Россию по официальным каналам через посольство. И здесь, конечно, началось столкновение двух интересов. Мы потребовали, чтобы нам сейчас же вернули все оборудование, так как на нем ничего нет, все стерто. Вот и все, что происходило там, на месте. Естественно, поэтому можно судить о так называемой "грузинской демократии".
Дзюба: Тебе удалось все-таки со стороны грузинских вооруженных сил проехать на территорию зоны конфликта в сторону Цхинвала?
Баранов: Да, я в течение двух дней наблюдал все, что происходило в Цхинвале. Со мной были два корреспондента – арабский и английский. Как известно, сейчас две структуры "Русия аль-Яум" и "Russia today" работают вместе с одним продюсерским центром, работающим на две телекомпании. Так вот, мы наблюдали все, что происходило в Цхинвале в течение двух дней. Правда, мы туда пройти не могли, потому что бои шли прямо в центре города. Но из-за реки, за которой мы располагались, в 200 м от города, мы видели, что город постоянно бомбился самолетами Су-25, обстреливался тяжелой артиллерией и с вертолетов Ми-24. У меня есть все эти кадры, мы их успели передать из района событий.
– Насколько расходятся точки зрения тех людей, который давали информацию на Запад о происходящем в зоне конфликта, с тем, что там происходило на самом деле?
Баранов: Я как журналист ощущаю всем сердцем то, что это абсолютное вранье. Но самое главное то, что грузинские коллеги-журналисты меня сейчас просто потрясают своим бездействием. Погибли грузинские воины, которых нужно было похоронить по-человечески. Однако этого сделано не было. Они сейчас защищают своего лидера, самого натурального подлеца, который не дает матерям похоронить нормально своих детей.
Опять же про 20 самолетов, которые были сбиты грузинской стороной. Это же абсолютное вранье. А информация про то, что люди мародерствуют в центре города. Тоже абсолютное вранье. Но больше всего меня поражают грузинские коллеги, которые сейчас не говорят о том, что очень много грузинских солдат осталось лежать в лесах вокруг Цхинвала. Очень много погибших, которые не захоронены. И их хоронят, по сути, враги. Но, бог с этим, они их похоронят, но Грузия ведь же православная страна. Что же такое делается? Я так понимаю, что все люди, которые ответственны за эту ложь, ответят перед Богом, а не перед политиками…
Окончание беседы о событиях в Цхинвале и их информационном обеспечении слушайте в аудиофайле программы.
За ложь ответят перед Богом
Шинель. Все выпуски
- Все аудио
- Шинель