Виражи времени Встречный поток
Персоны
Наш гость – Чрезвычайный и полномочный посол Россиийской Федерации в Государстве Израиль Петр Владимирович Стегний. Не так давно Израиль открыл границы для свободного въезда в страну российских туристов и вообще российских граждан. Еще несколько лет назад, когда мне пришлось работать в Израиле, это казалось просто невероятным. Что дало России и Израилю это свободное посещение? Как сказалось на отношениях, – все-таки там полтора миллиона наших бывших соотечественников?
СТЕГНИЙ: Безвизовый режим у нас функционирует с конца сентября прошлого года и, надо сказать, мы очень быстро договорились о введении безвизового режима. Где-то в феврале – марте мы начали переговоры, а к сентябрю (кстати, никто ни в России, ни в Израиле не верил, что можно будет снять все бюрократические проблемы в такой короткий срок) у нас уже было действующее соглашение.
Можно подводить предварительные итоги. По мнению израильтян (цитирую министра туризма Стаса Мисежникова, кстати, одного из четырех русскоязычных министров нынешнего израильского правительства), поток туристов из России возрос на шестьдесят процентов. Есть и более впечатляющие цифры. Дело в том, что разделить эти "пассажиропотоки" очень непросто. Есть туристы, много приезжает родственников..
- Паломники...
СТЕГНИЙ: Паломники – это вообще гораздо больше половины: шестьдесят – семьдесят процентов приезжающих в Израиль. Очень много индивидуальных поездок. Я как-то был в Натании, небольшом городке около Тель-Авива. Иду по набережной, смотрю – направо, налево – русскоязычные... У меня были определенные сомнения: сеть отелей в Израиле, по нашей оценке, была не готова к такому наплыву туристов. Спрашиваю: ребята, где вы остановились, где живете? У родственников, у знакомых; у кого-то – свой бизнес...
Думаю, безвизовый режим дал импульс развитию также малого и среднего бизнеса, причем в двусторонних отношениях. Речь идет о совместном бизнесе, и не только о товарообороте: здесь высокие технологии, и вообще многие серьезнейшие вещи, даже на уровне действительно серьезных технологий XXI-го века, создаются небольшими коллективами, в небольших научных группах. А с учетом того что в Израиле, по реалистичным оценкам, полтора миллиона русскоязычных израильтян, выходцев из Советского Союза, то они оканчивали одни и те же университеты, они хорошо понимают друг друга, у них есть номера мобильных телефонов... Поэтому безвизовый въезд как бы организовал встречный поток людей, способных и желающих что-то сделать вместе, и это очень многообещающе.
И, пожалуй, самое главное. Должен сказать, что ввод в действие этого соглашения как бы поставил точку в процессах, которые происходили в наших отношениях в 90-е и начале 2000-х годов. И смысл их, мне кажется, во многом связан с тем, что интересы человека у нас сейчас стоят выше интересов государства. Вровень или выше, но объект политики, объекты экономических перспектив – это интересы конкретных граждан Израиля и России. В этом смысле режим действует очень благоприятно...
Виражи времени. Все выпуски
- Все аудио
- Виражи времени