Виражи времени Ради улыбки на лицах пациентов
Персоны
Гость в студии – известный во всем мире детский доктор, директор Московского научно-исследовательского института неотложной детской хирургии и травматологии, член Совета при президенте по правам человека, председатель комиссии Общественной палаты РФ по вопросам здравоохранения Леонид Михайлович Рошаль.
– Для вас 2008 год юбилейный: 27 апреля вам исполнится 75 лет.
Рошаль: Не верю и не понимаю.
– Недавно в Москве по инициативе Общественной палаты прошел Гражданский форум, который был посвящен укреплению в России гражданского общества. На нем выступил с речью, а, по сути, с предвыборной программой первый вице-премьер правительства, кандидат в президенты Дмитрий Анатольевич Медведев. Мы с вами были участниками данного форума. Что дают подобные встречи? На последней все-таки было со всей страны 1300 человек. Кроме членов Общественной палаты РФ, были и приглашенные лица. Чего конкретно ждать от нынешнего форума?
Рошаль: Прежде всего, мне бы хотелось остановиться на рабочей части Гражданского форума. Очень жаль, что форум и его содержание очень плохо освещались СМИ – телевидением, радио и газетами, и все свелось к выступлению кандидата в президенты Медведева, хотя оно было все-таки проходящим моментом.
На форуме были созданы 17 комиссий или площадок для обсуждения вопросов по общественным организациям, развитию печати, свободе слова, здравоохранению и здоровью, на которых участники форума очень жестко оценивали то состояние, в котором сегодня находится страна. И там фактически вырабатывались рекомендации (хотя это так не звучало на других секциях, как на нашей, по здравоохранению) кандидатам в президенты от имени гражданского общества: что бы оно хотело от них видеть в будущем.
В ходе заключительной части работы Гражданского форума выступали руководители всех 17 секций, а также все желающие. И если бы российский народ послушал, что в ходе этих выступлений говорилось, а это был как бы момент передачи функций от первого состава Общественной палаты второму, вновь избранному составу, то он бы зауважал Общественную палату еще больше. Разговор был очень жестким.
Выступавшие говорили от имени гражданского общества не только по итогам работы двухчасового Гражданского форума, но и по результатам двухгодичной работы. А мы ведь провели пленарное заседание Общественной палаты по здравоохранению, где признали состояние дел в данной области неудовлетворительным, не отвечающим Конституции РФ. Мы также анализировали многочисленные письма с мест, аналитические материалы, газетные публикации и т.п., подытожили информацию и выразили мнение, что самое главное для будущего президента – за четыре года довести состояние российского здравоохранения до высших мировых показателей.
– Я слушал ваше выступление. Действительно, все в нем было конкретным. Неслучайно, но единственным выступлением, которое прерывалось аплодисментами, было ваше. А что касается освещения СМИ этого форума и работы Общественной палаты, то здесь вы абсолютно правы. Форум показали еще как-то, потому что там выступал Медведев, а что касается первого пленарного заседания Общественной палаты РФ в этом году в новом составе, то практические ничего не было, что обидно.
Рошаль: И ведь обидно не потому, что чьих-то физиономий не показали по телевизору. Не в этом дело. Пусть они не покажут тех, кто там работает, но пусть расскажут о том, что Общественная палата делает. И тогда отношение к Общественной палате в обществе будет иное. Коэффициент полезного действия палаты мог бы быть во много раз больше, если бы сверху погрозили пальчиком министрам и различным правительственным комитетам и посетовали бы им отвечать на письма и прислушиваться к рекомендациям, которые дает им Общественная палата РФ. А то получилась так, что иногда Общественная палата работала как бы вхолостую, и четких ответов на ее предложения фактически не было. Подобную ситуация необходимо исправить. И если нужно внести изменения в закон об Общественной палате, то их необходимо принять.
– Когда я знакомился с книжечкой "Об итогах работы Общественной палаты РФ", то прочитал, что за 2 года ею рассмотрено 54 тысячи обращений граждан. По 65 проектам федеральных законов проведена общественная экспертиза и направлены заключения в Государственную Думу, 27 уже подписаны президентом, а 17 планируется рассмотреть Госдумой на весенней сессии 2008 года.
Перед программой я просмотрел почту, которая приходит в адрес передачи. В письмах простых тружеников, пенсионеров и инвалидов высказывает серьезная тревога и озабоченность материальным положением данных категорий граждан. В том числе это касается их медицинского обслуживания. В России примерно 40 миллионов пенсионеров и несколько миллионов инвалидов. И весточки, поступающие от них, очень тревожные.
Всем известно, сколько усилий прилагает лично Леонид Михайлович Рошаль, чтобы изменить российское здравоохранение к лучшему. Освободили министра Зурабова, идет разговор о повышении пенсий, об улучшении медицинского обслуживания населения, которое в конечном итоге должно быть бесплатным. Но многие проблемы остаются, и многие российские граждане не имеют возможности пользоваться медицинской помощью просто потому, что это очень дорого. Я прав?
Рошаль: Да, прав. Но я не могу сказать, что ничего не делается. Делается! Национальный проект "Здоровье" – это замечательная идея, это толчок. Он позволил разбудить страну и пригрозить кое-кому пальчиком, заставил региональных руководителей внимательно посмотреть на вопросы здравоохранения. Однако национальный проект "Здоровье" в том виде, в котором он есть сейчас, не может разрешить всех проблем здравоохранения. По свои цели он аккумулирует лишь 12 процентов от всех суммарных денег, которые вкладываются в здравоохранение. Вот почему мы говорим, что отечественное здравоохранение нельзя вытащить, если в него не будет дополнительных вложений. Если об этом думать серьезно, а не исходя из политических мотивов, то финансирование здравоохранения должно быть увеличено в два раза – с 3 процентов ВВП до примерно 6-7 процентов.
Вот говорят о дополнительных триллионах денег, но ментальность тех, кто распределяет деньги в пользу здравоохранения, не изменилась. Просто ВВП растет, и на каждый процент приходится больше денег, вот и получаются те три триллиона, о которых все говорят. Однако отношение к финансированию здравоохранения по остаточному принципу каким было, таким и осталось.
Известно, что в стране много проблем: армия, сельское хозяйство, перед которым мы в колоссальном долгу. Кстати, и по здравоохранению в сельском хозяйстве мы тоже в долгу, ведь фактически сегодня оно еле-еле теплится. Понятно, что такова демографическая ситуация: деревни опустели, в них зачастую осталось по 5-7 человек, однако и об этих людях тоже надо думать, о том, каким образом мы им дадим здоровье.
Мы являемся сторонниками того, чтобы в стране быть создана такая система здравоохранения, при которой человек вне зависимости от того, где проживает, в каком регионе страны, должен получать качественную лечебную помощь.
Я не люблю как систему западное здравоохранение. В России же структура здравоохранения замечательная, лучше, чем там. Потому что российское здравоохранение при всей его бедности является самым дешевым и эффективным в мире. И мы еще что-то при этом делаем. А если бы ему дали чуть-чуть больше денег, то мы бы решили проблемы полного перевооружения материально-технической базы и кадров, в которых ощущается не только недостаток, но хромает и их качественная подготовка.
Построить новые больницу, корпуса, дать новую аппаратуру – это еще не все. Необходимо изменить самих врачей, качество оказываемой медпомощи, чтобы врачи не смотрели в карман пациента и только после получения денег начинали лечение. Каждый человек, который попадает в лечебное учреждение, должен быть удовлетворен и отношением там к нему. Очень многое значит улыбка на лицах врачей.
Окончание беседы с Л. Рошалем слушайте в аудиозаписи программы.
Виражи времени. Все выпуски
- Все аудио
- Виражи времени