Виражи времени Культура – вопрос государственный
С приходом Александра Соколова на пост министра культуры внимание руководства страны к вопросам культуры заметно усилилось; взять хотя бы заседание правительства с отчетом Соколова. И хотя, возможно, не все понимают специфику и тонкости руководимого Соколовым ведомства, по существу, любой разговор на эту тему небесполезен.
Что изменилось со времени заседания правительства в структуре самого ведомства? Об этом – разговор с гостем программы "Виражи времени" – министром культуры и массовых коммуникаций Александром Сергеевичем Соколовым.
СОКОЛОВ: Внимание к вопросам культуры приковано прочно, и это радует: целый ряд вопросов мы уже готовим к внесению на следующее заседание правительства. В частности, готов (и очень востребован) вопрос о музеях-заповедниках; вообще вопрос о музеях-заповедниках был поставлен в план на начало мая, но затем был смещен на осень. Обязательно будет продолжение острой дискуссии, имевшей место в декабре, когда обсуждались основные направления государственной политики в отношении культуры. Но сейчас – другая стадия обсуждения проблемы, потому что позади много событий, которые коснулись культуры: мы будем обсуждать конкретный план реализации основных направлений, на которых мы настаиваем и которые готовы еще раз внятно объяснить.
- Некоторое время назад вы возглавили Межведомственный совет по вопросам культурных ценностей, перемещенных во время Второй мировой войны. Не секрет, что в наследство от Михаила Швыдкого вам достался комплекс не только трудных проблем, но и набор негативных стереотипов, успевших сложиться вокруг термина "реституция". Пример Балдинской коллекции на слуху: многих это волновало и волнует сейчас...
СОКОЛОВ: Межведомственный совет существовал и раньше, правда, работал весьма инертно, и в этом была одна из причин обострения ситуации. В принципе, ничего нового, если иметь в виду конкретные претензии определенных стран, мы за это время не обнаружили. И если иметь в виду официально заявленные претензии, это восемь стран. Претензии эти различны и имеют разного рода обоснования, поэтому мы решили, что в первую очередь Совет должен обсуждать их на основании предварительной аналитической работы.
Мы создали несколько рабочих групп, причем каждая из них ориентирована на конкретный инцидент. Что касается Германии, – здесь наиболее плотная атмосфера: работают несколько групп, причем двусторонних – в каждую группу входят специалисты и с нашей, и с германской стороны. Одна из этих групп занимается Балдинской коллекцией, причем этот вопрос кк раз один из наиболее запутанных, имеющих долгую историю. Акция передачи коллекции была фактически предрешена, но сейчас мы твердо стоим на одном главном постулате: если речь идет об особо ценных коллекциях, особо ценных архивах или библиотеках, то передача может быть произведена только на основании специально принятого закона. Пример тому – скоро на заседании Государственной Думы будет предложен вопрос о передаче Венгерской коллекции.
Вот почему мы вынесли на первый план решение именно этого вопроса: мы абсолютно уверены в своей правоте, передавая коллекцию, – это прецедент возврата, – но на основании нашего собственного закона о перемещенных ценностях. Этот закон очень четко прописывает ситуации, в которых Россия готова отдать ценности...
(Полная версия программы "Виражи времени" с Александром Соколовым – в аудиозаписи).
Виражи времени. Все выпуски
- Все аудио
- Виражи времени