От первого лица Уроки не-толерантности

7 ноября 2013, 12:30

Наш собеседник - Роман Анатольевич Силантьев, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора, доцент Лингвистического университета. Тема, которую мы намерены обсудить, - горячая, и многие люди, не обладающие достаточной информацией, делают поспешные выводы. Поговорим о том, что представляет собой ислам традиционный, кто такие фундаменталисты и ваххабиты, и почему президент России на Государственном совете, проходившем в Уфе, призвал исламских богословов защищать ценности традиционного ислама и объяснять их отличие от того ислама, который рождает террористов. 

Роман СИЛАНТЬЕВ: Многие пытались спорить со словосочетанием "традиционный ислам, утверждая, что ислам один; те же самые ваххабиты резко против такого разделения. Они считают, что есть ислам, единственно правильный и возможный, а есть не-ислам, неправильный, невозможный и обреченный на смерть. Тем не менее, на термине настояли в том числе наши первые лица, и сейчас это уже научный факт. А определение очень простое: традиционный ислам - это тот ислам, который исторически присутствует в России. Впрочем, для каждой страны он свой, и это касается не только ислама, но и конкретных обычаев. Но традиционный ислам в России - это тот ислам, приверженцы которого могут жить в мире с людьми других вероисповеданий, соблюдать законы своей страны, воевать за свою страну, быть полноценными законопослушными гражданами. Ислам нетрадиционный - это тот ислам, последователи которого.этого категорически делать не могут. Есть, конгечно, различия богословские, но это более сложный аспект.

Надо понимать, что ислам бывает разный. Есть мусульмане, придерживающиеся исторически сложившегося авторитетного, традиционного ислама, а есть секты, в том числе экстремистские и террористические.Они формально относятся к одной религии, но друг друга, мягко говоря, не любят; для тех же ваххабитов главные враги - не христиане, а мусульмане, не разделяющие их точку зрения. Именно их они убивают в первую очередь...

Число мусульман в Москве резко увеличилось, изменился их этнический и религиозный состав. Если раньше подавляющим  большинством были татары, не исповедавшие никакого ваххабизма и имевшие по большей части ту же культуру, что и русские, то сейчас большинство прихожан московских мечетей даже не граждане России, а если граждане, то выходцы с Кавказа. И зачастую татары просто перестают ходить в мечети.

...Нельзя сказать, что власть не пытается что-то делать. Пинать ушедших не очень хорошо, но при Лужкове в этой сфере был полный бардак6 при нем, собственно, все это и сложилось - огромное количество по факту рабской силы, - мигранты, проживающие в основном в Подмосковье, стали съезжаться в московские мечети. А вот в этом году на Курбан-байрам вместо двухсот тысяч человек, как в прошлом, пришло сто тысяч под угрозой проверки документов: Собянин посчитал, что девяносто процентов - не граждане России... Зачем всех концентрировать в несколько мечетей? А мусульманских лидеров, которые резко возражают против такого рассредоточения, надо предупредить: не надо всех стягивать в одно место. Если бы Русская Православная церковь созывала бы всех на Пасху в Храм Христа Спасителя, миллион верующих перекрыл бы весь центр... Слава Богу, после множества пинков в сторону власти сейчас не режут скот во дворах...

Возможно ли погасить взаимную ненависть? Сделать это непросто; уроки толерантности здесь бесполезны. Наилучший способ - жесткое соблюдение законов. Понятно, что народ ждет от власти большего, зачастую - всего и сразу, но надо понимать, что власть, даже желая сделать что-то, не всегда это сделать может. Ей нужна поддержка, чтобы народ . вошел в симбиоз со здравомыслящей частью чиновничества. И сейчас мы наблюдаем правильный крен в сторону силовых методов, чего не хватало раньше. Мы пытались договариваться с террористами,- сейчас их начали просто уничтожать...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация