От первого лица О борьбе с монополизмом на энергорынке

31 января 2014, 14:11

Авторскую программу "От первого лица" ведёт Наталья Бехтина.

Слушать программу можно не только по приёмникам, но и в Интернете – www.radiorus.ru.

Электронная почта программы: personagrata@rambler.ru

(Полный вариант записи беседы с гостем слушайте в аудиофайле)

Говорить мы сегодня будем о проблеме, которая в ряду всех проблем жилищно-коммунальной сферы может быть, ну, не каждого человека касается, но, тем не менее, это просто ещё одна как бы из сторон проблемы взаимоотношений человека и государства, бизнеса и государства. Сложно всегда эти отношения складываются в России и есть какие-то такие особенно аспекты, о которых мы сегодня будем говорить с Константином Викторовичем Крохиным, председателем Союза жилищных организаций Москвы.

Начнём с вроде бы только московской проблемы. Я так понимаю, что ни одной проблемой Москвы и вообще любого другого города нет чисто московской. Теперь даже пробки перестали быть московской головной болью. Поэтому то, о чём мы будем говорить, это, наверное, в какой-то степени распространить и на другие российские регионы. Речь пойдёт о том, в каких взаимоотношениях находятся собственники с энергоснабжающими организациями. Это вечная проблема. У нас начинается: дом построили, люди готовы в него въехать, но нет, невозможно, потому что нет разрешения на присоединение к электросети. И это происходит, я уверена, не только в Москве, но и в любом другом городе.

Есть ещё один аспект проблемы, о котором вы сегодня хотели поговорить.

К. Крохин: В последнее время, и в конце прошлого года, и в начале текущего года, очень много инициатив связано с энергопайками, с платой за электроэнергию, с новой системой начисления и прочим.

Социальная норма, энергопаёк…

К. Крохин: Да, уже энергопаёк. И люди не понимают, какой им положен энергопаёк по нормальному тарифу и сколько электроэнергия будет стоить за его пределами. В конце 2013 года говорили, что это будет 50-80 киловатт на человека. Вчера по телевизору я увидел репортаж, где посчитали, что порядка 300-400 киловатт нужно в Москве, чтобы обеспечить нормальные потребности.

Чтобы обеспечить потребности для нормального существования при нынешних холодильниках, телевизорах, компьютерах и чайниках.

К. Крохин: Получается, что и здесь не ясно, сколько нужно, сколько оставят. И в этих условиях, когда система предлагается непривычная, но ощущение есть, что всё-таки в целом подорожает, по семейному бюджету ударит, возникает вопрос, каким образом и для чего это делается, когда у нас отношения между энергоснабжающими компаниями, так называемыми "сетевыми компаниями", мы, например, до последнего не знали, что у нас, если в Москве было одно "Мосэнерго", где электричество и сети, а сейчас всё разделено, сейчас электроэнергию непосредственно потребителям продаёт "Мосэнергосбыт". Сетями владеет МОЭСК, то есть энергосетевая компания. Ещё есть определённые кабельные сети. И каждый из этих монополистов, оказывается, при подключении требует согласования.

Свои деньги?

К. Крохин: Да. Причём всё это законно. Это не взятка. Для того чтобы вам подключили электроэнергию или же вы хотите увеличить мощность, например, у вас уже не старенький телевизор, а вы хотите поставить современный кондиционер, тогда вы должны получить мощность, а проще говоря, купить эту мощность. И вы заключаете договор с сетевой компанией, которая вам отвечает, что она может допмощность предоставить, не может, может, но… вы должны здесь построит трансформаторный пункт, подстанцию. И тогда вы задумываетесь, а нужно это вам или нет.

И так получается, что из одного большого монополиста, мы получили десятки мелких. И они все, а уже создали серьёзную нормативную базу, по которой они всегда правы. Они могут тебе дать, могут не дать. Ты должен всегда платить за мощность, и при этом обязанностей у них, если брать старые правила, не то, что советские правила, а год назад, два года назад, тот же инспектор Мосэнергосбыта должен проверять приборы учёта и делать это раз в полгода. Потом правила поменяли, он это делает раз в год. На практике мы столкнулись по одному старенькому сталинскому дому 50-х годов, когда инспектор Мосэнергосбыта не приходил на протяжении нескольких лет.

Ко мне, например, не приходят никогда. А платёжка приходит.

К. Крохин: По действующим правилам раз в год он должен приходить. Это даже в договоре прописано. К чему приводит подобная необязательность? Мы-то обязаны. Мы обязаны платить вовремя, мы обязаны любой чих с электричеством согласовывать. И вот мы столкнулись с удивительной ситуацией. У нас маленький жилой дом в Москве, центр, на Арбате, ТСЖ, 28 квартир. Значит, был договор, по которому ТСЖ ежемесячно платило порядка 9-10 тысяч рублей в месяц за весь дом – за освещение общего имущества, лифты и т.д. Ну, какое там потребление в доме может быть. И вдруг приходит инспектор, проверяет наличие приборов учёта и говорит, что приборы в доме старые. Естественно, что они 50-х – 80-х годов, советские приборы, советский дом. А раз так, вы потребляете безучётно, и мы вас наказываем. Ну, может быть, жильцы этого дома что-то нарушили, может действительно, приборы старые, срок поверки вышел.

И как же их наказывают? Их наказывают на 3 миллиона. Обращаю внимание: 9-10 тысяч в месяц и 3 миллиона. Никто не может понять, что происходит. Это что, штраф?

А оспорить это как-нибудь можно?

К. Крохин: Да, только в суде. Но перед этим вам выставили счёт. Значит, вы должник. И только в суде это можно оспорить. Сейчас идёт судебный процесс. И наш Союз с юристами пытается помочь. Начали разбираться, а как такое может быть? Начали изучать законы. Выясняется, что оказывается, есть такое понятие, как "безучётное потребление". Безучётное потребление – это ты как бы без прибора учёта потребляешь или без разрешения, без согласования. У этого ТСЖ все разрешения были, договор был, они за дом платили, задолженности за электричество не было.

А то, что старенькие приборы, стали выяснять. Приборы, оказывается, ещё с советских времён старый ЖЭК не менял. То есть, и в советское время инспектор не приходил, и сейчас не приходит.

Но приборы, между тем, работают?

К. Крохин: Они работают, они ещё сто лет проработают. Но вопрос в чём? Всё эти энергомонополисты очень сильные противники. Они знают все свои правила, они принимают законы, которые регулируют энергорынок. Вроде бы рыночные отношения, но их защищает государство всякими правилами. Введено понятие "безучётное потребление". И они везде говорят, что потребление безучётно.

Когда жители пошли на приём в Мосэнергосбыт, их оттуда гнали, чуть ли не холопами называли. Что вы тут колхоз устроили? Пошли вон отсюда. Вот такое невежливое отношение к потребителю как клиенту.

Но это бы ладно. А когда в лоб спросили начальника Мосэнергосбыта ЦАО, он сказал, что ему поступила команда из департамента топлива и энергетики Москвы и сказали вас наказать. И чего хотите, делайте.

Что значит поступила команда вас наказать? За что? Может быть нужно это место, этот дом?

К. Крохин: Именно этот вопрос ключевой. Подходим к самому главному. Дом находится в центре Москвы, район Арбат. Старенький дом, 50-х годов, но простоит ещё 100 лет. Им этот дом мешает. И в этом доме все первые этажи, все подвалы были проданы коммерсантам. Приходит коммерсант, хочет сделать на этом месте офис и говорит, что ему нужна мощность. По закону эту мощность надо согласовывать с ТСЖ. ТСЖ говорит, если вы хотите мощность или вы хотите туда поставить оборудование, пожалуйста, отремонтируйте кабельные сети, потому что в доме выбивает пробки, так как мощности не хватает. То есть, ТСЖ занимает позицию, которая не выгодна, но она в интересах всего дома, в интересах его жителей. Дом-то с деревянными перекрытиями, может загореться. И вот чтобы это ТСЖ не мешало, как мы сейчас понимаем, его наказали этими 3 миллионами. Ликвидируют – и не надо будет ни с кем согласовывать.

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация