За кадром Друга бросать нельзя

19 апреля 2014, 22:15

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Сегодня мы продолжим беседу о том, как делаются телевизионные программы о животных. И это мы сделаем вместе с журналистом и кинологом, автором и ведущим программы "Планета собак", которая выходит по субботам на телеканале "Россия", Григорием Манёвым.

Хочу сказать, что с первого взгляда всё выглядит очень просто, легко и забавно. Братья наши меньшие в кадре всегда вызывают восторг и умиление. Но мало кто знает, что делать подобные программы крайне сложно. На их создание уходит много сил и нервов. То, о чём можно сказать и попросить сделать человека в кадре, на камеру, невозможно объяснить животному, о котором делаешь программу. Но не хочется опережать события.

Известно, что вы свои программы снимаете практически по всему свету, много у вас было интересных поездок. Я слышал, что вы очень были довольны поездкой в Сербию. Давай с неё, собственно, и начнём. Тем более что прошлую программу мы Сербией и завершили. Итак, куда ездили, что снимали, как работалось? Какие ситуации возникали в процессе съёмок?

Г. Манёв: Вообще, Сербия – это страна, которая меня лично завораживает. Мне очень нравится общаться с людьми, которые там живут. Эти люди помнят, причём от мала до велика, кто освобождал Югославию во время второй мировой войны, кто воевал на Балканах в русско-турецкую войну 1877 года. Там это очень хорошо помнят. И если слышат русскую речь, то стараются всячески помочь. То есть, вплоть до того, что подвозили там абсолютно бесплатно.

Мы всегда пишем в конце программы такое, как мы говорим, "до свидания", когда все участники программы – владельцы собак, сотрудники питомников и все мы – выстраиваются перед камерой, и мы говорим, что, к сожалению, мы вынуждены проститься со страной, с этим замечательным городом и т.п. В Сербии нас провожать (как правило, выходят человек пять-десять, которых мы снимаем) выходили до 50 человек. Естественно, потом был стол. Мы героически старались от него откреститься, но не всегда это получалось, потому что мы понимали, что это не дань традиции, а это уважение, это идёт от души. И всегда это было очень приятно.

Практически не существует языкового барьера, потому, что когда сербы не так быстро говорят на сербском, в принципе их легко понимать. И они нас легко понимали.

Вообще, в Сербии есть уникальная порода собак, которая называется "српски одбрамбени пас " ("сербская защитная собака"). Сербы их использовали в битве на Косовом поле. То есть, эти собаки использовались не просто как охранные собаки, но и как боевые единицы против конницы неприятеля.

С тех пор, конечно, крови изначальной породы были утрачены. Но есть интересный момент. Когда произошло одно из сербских восстаний (затрудняюсь сказать, в каком это было году, не помню), турки тогда просто утопили его в крови. И тогда сербский патриарх призвал сербов уходить за Дунай. Был голод, кормить, даже детей, было нечем. Но сербы брали с собой вот этих собак, потому что они – часть культуры, часть истории. Это друг, а друга нельзя бросить. И они забирали этих собак с собой. Меня просто поразило такое отношение к собакам.

Мы снимали этих собак в городке Сремска Митровица, это север Сербии. Мы туда приехали, и так получилось, что основные члены городского клуба любителей этой породы – люди, которые работают в охране местной тюрьмы, считающейся самой большой в Сербии. Они оказались очень интересными людьми, очень весёлыми, общительными. Нас даже приглашали на экскурсию в тюрьму, но мы отказались.

А съёмки где происходили? Не на территории тюрьмы?

Г. Манёв: Нет, не на территории тюрьмы. Программу мы снимали в домах у этих людей. И надо сказать, что до сих пор с некоторыми из этих людей-владельцами "сербских защитных собак" мы переписываемся. Я очень рад тому, что имею такую возможность просто поздравить с Новым годом, с Рождеством людей, которые мне очень близки по духу.

А какая командировка, какая поездка, связанная со съёмками вашей программы, была самой интересной? Или, может быть, самой сложной?

Г. Манёв: Самую интересную не могу выделить, потому что, во-первых, я люблю всех собак, мне они все нравятся, и наша съёмочная группа везде встречает людей, которые, скажем так, неровно дышат к собакам, причём неважно это Китай либо Южная Африка. В принципе, мы побывали в около 20 странах, и везде встречали людей, которые очень были заинтересованы в общении, которые любят не только свою породу собак, а вообще всех собак. Так что по этому вопросу я, наверное, сказать затрудняюсь.

А самая сложная командировка, наверное, была (в плане перелёта, например) в Южную Африку. Но саму командировку мы практически не почувствовали, потому что, во-первых, мы все спали, а во-вторых, я был в предвкушении этой далёкой, для меня тогда не совсем понятной Южной Африки.

Достаточно сложной была командировка в Китай, потому что мы все считаем китайцев такими очень быстрыми ребятами. Ничего подобного! Убедить в чём-либо китайца очень тяжело. То есть, эти люди всегда говорят "да". Они кивают, улыбаются, но это абсолютно не значит, что они с тобой соглашаются.

И были вещи абсолютно непонятные. С утра мы, допустим, обговорили программу, куда едем. Кстати, нас сопровождали два сотрудника госбезопасности (как мы потом узнали, в принципе все съёмочные группы в КНР сопровождают сотрудники госбезопасности), они усиленно делали вид, что по-русски не понимают. Но, как мы поняли, они прекрасно всё понимали.

И вот, когда мы поехали, а договорились мы снимать породу "чау-чау", едем-едем, едем-едем, полдня едем и приезжаем к китайским хохлатым собачкам. То есть, подготовка к программе – дело достаточно сложное. Мало того, что перед тем, как поехать, я перерываю кучу информации. Мало того, что ты знакомишься с историей породы, с какими-то общими кинологическими сведениями, плюс ещё ты начинаешь как-то по-другому подходить к истории этой страны, начинаешь искать параллели, где и какой исторический персонаж, который известен в той или иной стране, держал ту или иную собаку. Может быть, какие-то параллели, которые пересекают эту страну, в которой мы находимся, и Россию, связывают их как-то при помощи собак. Кстати, были такие моменты.

И вот я приезжаю, у меня достаточно большой текст, который я должен наговорить, он у меня в голове. И в конечном итоге получается, что мы приезжаем к совсем другой породе.

Но это тоже интересно!

Г. Манёв: Да. А они говорят: ну, извините, не получилось или так получилось. Хорошо, что у меня была информация по этой породе, и я вышел из этой ситуации. Опять же те люди, к которым мы приехали, всячески нам помогали, старались нашу съёмочную группу в какие-то сложные моменты развеселить. То есть, никогда нет никакой напряжённости. Люди, которые любят собак, любят животных, всегда друг друга понимают, причём иногда даже без перевода.

Как проходят сами съёмки? Всё делается с первого дубля? Или как-то по-другому всё это происходит? И есть ли какие-то особенности, тонкости во время съёмок животных?

Г. Манёв: Это один из самых сложных моментов съёмок. Потому что собака практически никогда не повторит того действия или движения, которое она сделала несколько секунд назад. Оператор сначала, предположим, снимает так называемый "общий план", когда в кадре я, собака и человек. А потом оператор должен подснять "крупный план". Но это, к сожалению, не всегда получается, потому что собака всегда ведёт себя абсолютно по-разному. Собака здесь стояла правым боком, а через секунду она стоит уже левым боком. Вот такие технические сложности, конечно, присутствуют.

Или вообще собака разворачивается и выходит из кадра?

Г. Манёв: Да, может запросто выйти из кадра. И такие случаи тоже бывали. Потом нужно достаточно длительное время её обратно в этот кадр зазывать. Бывает такое, когда собака может настороженно отнестись к съёмочной группе. Такие моменты были. В принципе здесь уже, во-первых, многое зависит от хозяина. Но, скажу честно, никаких серьёзных инцидентов за все почти 50 программ, которые уже отсняты на данный момент, у нас не было. И надеюсь, что и дальше не будет.

То есть, обычно всё снимается с первого раза?

Г. Манёв: Здесь очень многое зависит от чувства оператора, где ему нужно укрупниться, где ему, наоборот, нужно взять общий план, потому что очень-очень тяжело потом сделать всё то же самое по второму разу. В советские времена, когда Госкино выделяло определённое количество метров плёнки на съёмки какого-либо фильма, для фильмов, где играют исключительно люди, плёнки выделялось один к трём, а на фильмы, где были задействованы животные, один к семи.

И тогда понимали, что всё сложно?

Г. Манёв: Да. Тогда это тоже понимали. Сейчас, в принципе, эти сложности остаются, потому что собака живёт по своим законам и к этим законам нужно относиться с уважением.

Ну и самый последний вопрос. Можно ли навскидку вспомнить какие-то курьёзные случаи в процессе работы? Что-нибудь интересное? Можно, не называя породы собаки.

Г. Манёв: Да, курьёзные случаи можно вспомнить. Мы снимали в Карелии карело-финскую лайку. Я рассказываю об истории породы, и в этот момент на меня с двух сторон прыгают сразу несколько собак. Я валюсь в сугроб, продолжаю что-то рассказывать, а оператор продолжает всё это снимать.

А когда мы снимали в Сербии "сербскую защитную собаку", а это просто огромнейшая псина, голова у неё огромная, в какой-то момент меня собака вылизывала, и, так получилось, что у меня половина головы оказалась у неё в пасти. Вот такой получился трюк.

Думаю, тогда было не до смеха.

Г. Манёв: Нет, абсолютно было всё спокойно. Это было похоже на то, когда дрессировщик кладёт свою голову в пасть тигру. У меня практически получилось то же самое.

Кроме того, я уже сбился со счёта, какое количество раз собаки, поднимая лапу, меня помечали и относили, наверное, таким образом к своим друзьям.

То есть, идёт стенд-ап, ты находишься в кадре, и в это время собака начинает…

Г. Манёв: Просто несколько собак вокруг тебя ходят, на кого-то ты обращаешь внимание, а кто-то из них может подойти сзади, поднять лапу и "сказать": "Ха-ха, век меня будешь помнить".

Ты как-то говорил мне, что есть очень интересная история о том, как собаки порой связывали и связывают целые народы и страны. Расскажи одну такую историю.

Г. Манёв: Был такой рыцарь. Имя его Иоанн Бетанкур. Это был французский рыцарь, который был провозглашён первым правителем Канарских островов. Провозгласили его тогдашний Папа Римский и король Арагонский. Эта династия жила очень долгое время на Канарских островах.

В начале XIX века в России появился человек по фамилии Бетанкур. Его очень хорошо должны знать жители Москвы, Санкт-Петербурга, Тулы, Нижнего Новгорода. Этот человек основал Институт железнодорожного транспорта, построил здание Нижегородской ярмарки, возвёл безумное количество мостов и переправ. Умер он в России в 1825 году, похоронен в Санкт-Петербурге. Так вот, он является прямым потомком как раз того Иоанна Бетанкура, того рыцаря. Мало того, он привёз первую в России собаку породы "махореро Канарио", местную канарскую собаку. Потому что, по свидетельству историков, его описывали как человека целеустремлённого, но чудаковатого, и при нём жутко злобную собаку.

Вел программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Ирина Миловидова.
 

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация