Картинка

Действующие лица Денис МАЦУЕВ

6 марта 2008, 16:19

Персоны

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

06.03.08
14.00


Гость: Пианист Денис Леонидович Мацуев;

Тема:
новый сольный альбом пианиста Дениса Мацуева «Неизвестный Рахманинов»

Ведущая — Елена Чишковская.

Денис МАЦУЕВ: Полтора года назад, в Париже, после моего сольного концерта ко мне подошёл внук Рахманинова, Александр Борисович, который сказал, что, если я брошу курить, мне сделают большой подарок. Я тут же сказал, что уже бросил и хочу получить от Рахманинова подарок. Ещё тогда не знал, чем это всё закончится. Но он видел, что я после концерта стоял с сигаретой ≈ я не особо заядлый курильщик, но после концерта сигарету могу выкурить. А для них это семейная трагедия, потому что Рахманинов умер от рака лёгких. Вся семья к этому очень трепетно относится. Затем Александр сказал, что у него есть два произведения, которые якобы никто не слышал. На эту тему есть разные легенды. Речь идёт о сюите и фуге 1891 года, это студенческие работы. Одна из легенд: Рахманинов, будучи студентом, написал сюиту и послал ей Чайковскому на одобрение. И якобы секретарша потеряла ноты, и Чайковский так их и не получил. С тех пор след утерян. По-моему, нашли рукопись через музей Глинки. Нашли и восстановили. Английское издание выпустило эти ноты и отдало Рахманинову-внуку. А он уже отдал мне право «первой ночи» с этими произведениями. Поэтому запись-то точно состоялась первая. Многие говорят, что какие-то студенты консерватории видели эти ноты и даже кто-то их играл какими-то обрывками, не знаю, в какое время, думаю, что в конце ХХ века. Но публично, по-моему, это не исполнялось. Что касается записи ≈ то тут точно состоялась мировая премьера. Когда я увидел эти ноты, понял, что на меня возложена некая миссия, потому что там практически уртекст. Не было ни темпов, ни нюансов, ни штрихов ≈ просто голые ноты. И, когда я начал играть сюиту, подумал: а Рахманинов ли это? Были сомнения, потому что 1891 год ≈ период практически первого концерта для фортепьяно с оркестром и многих других шедевров. Это совсем другой язык! Есть некоторое влияние Аренского, особенно в сюите. Есть отголоски чуть ли не Алябьева. Но были и фразы, после которых на сто процентов можно сказать, что это музыка Рахманинова. Есть обороты, фразы, моменты гармонии, по которым мы можем с уверенностью утверждать, что это Рахманинов.

Денис МАЦУЕВ: Что самое гениальное для меня, запись была сделана на его рояле. Когда я приехал туда, зашёл в эту студию, прикоснулся к этому инструменту┘ Это состояние я запомню на всю жизнь. Этот инструмент погрузил меня в некую такую сказку. Довоенное время, звучание этих инструментов, которые мы знаем по записям, ≈ это просто невозможно передать словами, этот звук. Я думаю, что кое-что на записи, конечно, слышно, но, когда ты прикасаешься к инструменту в живом исполнении, ты понимаешь, что мы многое потеряли, потому что современные инструменты не идут ни в какое сравнение с тем, что делали до войны.

Денис МАЦУЕВ: Я не хочу повторять неудачные примеры великих инструменталистов, которые вставали за пульт и были уже не на том уровне, на котором они играли на своих инструментах. Хотя, безусловно, есть и исключения. С другой стороны, я не наигрался на своём инструменте. Симфоническое дирижирование я проходил с детства, читая партитуры. Конечно, это затягивает страшно! Но все наши беды от того, что мы занимаемся не своим делом. Невозможно бросить виолончель и тут же начать играть на флейте. Не хочу уподобляться многим и вставать за пульт, потому что уже так надо.

Денис МАЦУЕВ: Импровизировать в жизни — обожаю! Импровизаций сколько угодно. Бывают такие порывы, я могу всё бросить и улететь в свой любимый город. В какой, я не буду говорить, но бывают такие сумасшествия, потому что от того безумства, которое происходит в моей жизни, я могу просто сесть в самолёт и улететь.

Действующие лица. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация