Действующие лица Елизавета ЛИСТОВА
21 апреля 2009, 14:05
«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»
Гость: журналист Елизавета Листова
Тема: авторский проект Е. Листовой на телеканале «Россия» — «Советская империя».
Ведущий — Владислав Борецкий
Елизавета Листова: У нас, строго говоря, не написана и не изучена новейшая история. Она существует в форме архивных материалов, но она никак не переработана, не доведена до общественного сознания. То есть у нас был всплеск интереса к истории в Перестройку ≈ мы зачитывались толстыми журналами на дачах, мы обсуждали их, но на тот момент историки ещё не пришли в архивы. И во многом это была история «изустная». Как раз в тот момент, когда общество обсуждало эту историю, профессионалы пошли в архивы, но такие вещи не делаются за два дня. И когда они стали выходить из этих архивов с материалами ≈ всё это уже никому не было интересно.
Елизавета Листова: Много всего написано, показано и рассказано. Можно было бы с тем же успехом сделать кино про атомную бомбу, но хотелось рассказать о вещах, с одной стороны, очевидных ≈ например, вот стоят высотки, и все знают, что это, но про них никто ничего не знает. Только обрывками и урывками, и половина из этого ≈ какие-то городские легенды, которые абсолютно ничем не подкреплены. И весь мой азарт в том, чтобы взять что-то с поверхности, очевидное, что мы видим каждый день, и раскопать там удивительные вещи, рассказать, что всё могло бы выглядеть не так, а совсем иначе. И город бы выглядел по-другому. И не было бы вот этого знакомого нам силуэта.
Елизавета Листова: Я постараюсь сделать всё, от меня зависящее, чтобы имя Фролова засверкало и засияло. О нём, конечно, писали, и специалисты знают, что это он собрал эти мозаики на станции метро. Но это парадокс бытового мышления: я сама ни разу не задумывалась о том, кто собирает мозаики. Я знаю, что самолёты на станции «Новокузнецкая» нарисовал Дейнека. Но, дожив практически до седых волос, я поняла, что собирать мозаики ≈ это же адский труд, колоссальный и очень тяжёлый, камушек к камушку. А потом ещё и выяснилось, что этими же руками сложен Спас На Крови, и Кронштатский Собор, и ещё Бог знает сколько всего. И вот когда у меня в одну точку сошлись мозаики и русские храмы, я поняла, что просто надо вовремя удивиться и удивить других. Сейчас, наверное, начнётся какое-то движение. И в московском метрополитене, например, уже пообещали установить мемориальную доску Фролову на «Новокузнецкой», где его мозаики.
Елизавета Листова: Мастерская Фролова ≈ это отдельная история. Мастерская Академии художеств была разгромлена после 1917 года, а в 1918 году вообще запретили мозаику как религиозное искусство. И все эти смальты были просто вышвырнуты на улицу. И в мастерской Академии художеств, вышвырнув оттуда все мозаики, поселился Татлин. И именно в этом здании он сделал макет своей башни. У меня нет документального подтверждения того, что это он лично выкидывал смальту. Но мозаики, сделанные для Исаакиевского собора, которые создавались очень долго, были вышвырнуты на улицу в снег и дождь. И потом Фролов ≈ у него была своя мастерская, но, поскольку была разгромлена сама профессия, было уже не до соревновательств ≈ ходил вокруг этого здания и собирал смальту и мозаики, возвращал всё на место.
Гость: журналист Елизавета Листова
Тема: авторский проект Е. Листовой на телеканале «Россия» — «Советская империя».
Ведущий — Владислав Борецкий
Елизавета Листова: У нас, строго говоря, не написана и не изучена новейшая история. Она существует в форме архивных материалов, но она никак не переработана, не доведена до общественного сознания. То есть у нас был всплеск интереса к истории в Перестройку ≈ мы зачитывались толстыми журналами на дачах, мы обсуждали их, но на тот момент историки ещё не пришли в архивы. И во многом это была история «изустная». Как раз в тот момент, когда общество обсуждало эту историю, профессионалы пошли в архивы, но такие вещи не делаются за два дня. И когда они стали выходить из этих архивов с материалами ≈ всё это уже никому не было интересно.
Елизавета Листова: Много всего написано, показано и рассказано. Можно было бы с тем же успехом сделать кино про атомную бомбу, но хотелось рассказать о вещах, с одной стороны, очевидных ≈ например, вот стоят высотки, и все знают, что это, но про них никто ничего не знает. Только обрывками и урывками, и половина из этого ≈ какие-то городские легенды, которые абсолютно ничем не подкреплены. И весь мой азарт в том, чтобы взять что-то с поверхности, очевидное, что мы видим каждый день, и раскопать там удивительные вещи, рассказать, что всё могло бы выглядеть не так, а совсем иначе. И город бы выглядел по-другому. И не было бы вот этого знакомого нам силуэта.
Елизавета Листова: Я постараюсь сделать всё, от меня зависящее, чтобы имя Фролова засверкало и засияло. О нём, конечно, писали, и специалисты знают, что это он собрал эти мозаики на станции метро. Но это парадокс бытового мышления: я сама ни разу не задумывалась о том, кто собирает мозаики. Я знаю, что самолёты на станции «Новокузнецкая» нарисовал Дейнека. Но, дожив практически до седых волос, я поняла, что собирать мозаики ≈ это же адский труд, колоссальный и очень тяжёлый, камушек к камушку. А потом ещё и выяснилось, что этими же руками сложен Спас На Крови, и Кронштатский Собор, и ещё Бог знает сколько всего. И вот когда у меня в одну точку сошлись мозаики и русские храмы, я поняла, что просто надо вовремя удивиться и удивить других. Сейчас, наверное, начнётся какое-то движение. И в московском метрополитене, например, уже пообещали установить мемориальную доску Фролову на «Новокузнецкой», где его мозаики.
Елизавета Листова: Мастерская Фролова ≈ это отдельная история. Мастерская Академии художеств была разгромлена после 1917 года, а в 1918 году вообще запретили мозаику как религиозное искусство. И все эти смальты были просто вышвырнуты на улицу. И в мастерской Академии художеств, вышвырнув оттуда все мозаики, поселился Татлин. И именно в этом здании он сделал макет своей башни. У меня нет документального подтверждения того, что это он лично выкидывал смальту. Но мозаики, сделанные для Исаакиевского собора, которые создавались очень долго, были вышвырнуты на улицу в снег и дождь. И потом Фролов ≈ у него была своя мастерская, но, поскольку была разгромлена сама профессия, было уже не до соревновательств ≈ ходил вокруг этого здания и собирал смальту и мозаики, возвращал всё на место.