Картинка

Действующие лица Наталья РЮРИКОВА

28 апреля 2009, 14:05
«ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА»

Гости: Наталья Рюрикова - директор галереи Дом Нащёкина

Тема: Выставка к 15-летию галереи

Ведущие: Виталий Вульф и Ольга Дубицкая


Виталий Вульф: Наталья Рюрикова 15 лет «в битвах», иначе назвать нельзя, сохраняла и сохранила Нащёкинскую галерею. За эти 15 лет галерея представляла все самое интересное, лучшее и современное, что было в нашей художественной жизни. Я всегда поражался тому, что ей приходилось биться за то, что, казалось бы, не стоит битвы. Она была все время в борьбе, потому что эту галерею все время пытались закрыть. Я смотрел на Наташу и думал, каким мужеством, волей, умом и тактом надо обладать, чтобы победить в этой неравной борьбе. Я был почти на всех открытиях экспозиций галереи. Я очень хорошо помню момент, например, когда она придумала сделать выставку, посвященную Рудольфу Нурееву. Я был там, и она мне шепнула: «В зале находится родная сестра Нуреева». Я увидел «маленькую», «рабочую» женщину. Сестра Нуреева всю жизнь проработала на фабрике. Она всю жизнь жила в городе Уфа. Она приезжала в Париж к Рудольфу один раз и не могла ничего понять в его гигантской квартире среди скульптур. Было много интереснейших выставок. Прошло 15 лет с момента создания этой галереи. Я бы хотел узнать, что послужило основанием для отбора тех художников, которых вы решили представить на этой выставке? Каков мотив?

Наталья Рюрикова: Моя галерея очень тесно связана с Вашим, Виталий Яковлевич, именем. Первые выставки мы делали с Вами вместе, это были: Рудольф Нуреев, Марлен Дитрих. Вы вдохновляли меня. Вы, как ангел, простирали свои крылья. Наши разговоры и долгие беседы по телефону всегда мне помогали. Я безумно счастлива, что я сейчас нахожусь здесь.

Наталья Рюрикова: Наша галерея не так велика по размеру, но за 15 лет сделано довольно много. Сделано очень много хороших выставок именитых художников. Когда мы задумали эту выставку, выяснилось, что нам нужен музей, чтобы вместить все, что было сделано за 15 лет. Мы стали отбирать по одной-две работы. Ряд художников, которых мы отобрали, очень серьезны. Это Петр Кончаловский, Александр Древин, Надежда Удальцова, Артур Фонвизин, Михаил Шемякин, Олег Целков, Дмитрий Краснопевцев, Анатолий Зверев. А также современные художники: Татьяна Назаренко, Михаил Нестерова, Владимир Любаров и многие другие. 29 апреля мы открываем новый зал. Мы отремонтировали подвал, который был никому не нужен, и превратили его в галерейное пространство.

Виталий Вульф: Что вы отобрали из работ Шемякина и Назаренко?

Наталья Рюрикова: Мы отобрали то, что у нас когда-то выставлялось: живопись, графика, но скульптуру достать нам не удалось. Таня Назаренко представлена в галерее совершенно замечательными работами. В первую очередь это 70-е годы (расцвет творчества этой художницы). Это те работы, которые сначала вызывали страх и испуг в советское время, а сегодня мы смотрим на них как на музейные работы, как на работы, которые делались с опережением. Они писались очень талантливой и мощной кистью хрупкой художницы. Конечно, на выставке представлены работы Владимира Любарова. Его работы всегда вызывают улыбку и счастье.

Наталья Рюрикова: Каждый раз, когда мы делаем очередную выставку, мне всегда кажется, что так хорошо больше никогда не получится, а когда оглядываешься еще дальше, появляется ощущение, что с каждой новой выставкой связан кусочек твоей жизни, истории, чувства, переживания. Я не могу сказать, что мне что-то дорого, а что-то менее дорого. Картины — это люди. Это - встречи, события. К нам приходит очень много людей. Нашим людям необходимо искусство, они в нем нуждаются. Петр Кончаловский или Зинаида Серебрякова — это имена с большой буквы. Это счастье, что жизнь подарила мне возможность видеть и показывать этих художников, а также говорить с ними, произносить их имена и видеть их картины.


Виталий Вульф: Я очень хорошо помню выставку, посвященную Марлен Дитрих. Она имела гигантский успех. Когда я был в Париже, так совпало, что я попал на выставку, посвященную Марлен Дитрих. С самого начала меня стало раздражать то, что дочь Марлен Дитрих написала о ней гнуснейшую книгу. Она распоряжалась там и также получала дивиденды от материнского достояния, как и получала при ее жизни. Я также помню роскошную выставку, посвященную Фриде Кало. Выставка ошеломляла. Она была очень неожиданной по колориту, по краскам и по цвету. Я смотрел, и у меня возникали свои ассоциации, потому что я знал о ее романтическом приключении с Львом Троцким. Делать такие выставки, сидя в Москве, невозможно. Если не секрет, как вы собирали этот материал? Вы летали в Мексику и были в доме Фриды Кало?

Наталья Рюрикова: Впервые, я услышала о ней в Америке. В Москве ее почти не знали. Моя дочь дала мне книгу о ней и сказала, что, если будет такая возможность, надо сделать выставку. Эта книга рассказала об удивительной жизни этого человека. Она была очень талантлива и невероятно чувствительна. Она отдавала себя всю. Потом я решила поехать в Мексику. Когда у Диего Риверы возник 25 по счету роман, Фрида Кало действительно увлеклась Львом Троцким. Ему было около 60, а она была молода и очаровательна. У них началась переписка. Они писали друг другу страстные письма, но верность Троцкого к супруге победила все чувства. Сама Фрида любила всегда одного человека Диего Ривера. В тот период, когда она писала свои картины, она была неинтересна публике как художник, она была интересна как личность и как жена Диего Ривера. Главным художником того времени был Диего Ривера. А в 70-90-е гг. Америка ее открыла. Желание сделать эту выставку было очень сильным.

Наталья Рюрикова: Мы живем за счет продажи билетов и каталогов. Каталоги раскупают сразу. Люди нас поддерживают. У нас есть постоянные посетители, которые всегда к нам приходят и знают про все наши выставки.

Виталий Вульф: Расскажите, пожалуйста, про выставку Мерилин Монро.

Наталья Рюрикова: Этой выставкой мы хотели перевернуть мнение обывателя об этой личности. Мне захотелось «вынуть» Мерилин Монро из разряда самых сексуальных, роскошных и великолепных, и поставить ее в разряд великих актрис. Это очень интересная личность, которая прожила очень трагическую жизнь. Некоторые люди, которые к нам приходили, говорили, что выставка их удивила. Они считали, что она была самой успешной, счастливой, обворожительной и любимой народом актрисой, они даже и не думали, что она прожила такую сложную жизнь. Как мало она прожила и как много она еще могла сделать.

Виталий Вульф: После вашей выставки, оставаясь под впечатлением, я купил книгу «Воспоминания Артура Миллера». Когда я начал читать, я наткнулся на фразу, что любимым писателем Мерилин Монро был Томас Манн. Она страницами могла цитировать Томаса Манна.

Наталья Рюрикова: Ее любовь к этому писателю и желание окружать себя такими людьми говорило о том, какие были ее стремления. Она была в восторге, что она стала женой этого умного, интеллектуального и такого значительного человека как Артур Миллер.

Действующие лица. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация