Картинка

Мастера спорта Паралимпийская сборная России по футболу

8 октября 2014, 21:30

Персоны

 

КОЛОСОВА: Добрый вечер, дорогие друзья. В передвижной студии "Маяка" Виктория Колосова и Максим Демков, и наш очередной гость, которого мы очень ждали, это главный тренер паралимпийской сборной России по футболу Автандил Барамидзе. Добрый вечер.

 

БАРАМИДЗЕ: Добрый день.

 

КОЛОСОВА: Хочется прежде всего, наверное, сказать вам огромное спасибо, что вы пришли к нам, согласились, потому что поймать вас очень сложно. По-моему. сложно подсчитать, сколько вы у руля сборной.

 

БАРАМИДЗЕ: Вообще, если точно, с 15 ноября 1994 года.

 

ДЕМКОВ: То есть намного больше работаете, чем Фабио Капелло. Потому что сейчас мы в Сочи, в Сочи мы приехали ради "Формулы". Но не будем забывать, что эта неделя еще и футбольная.

 

БАРАМИДЗЕ: Фабио Капелло - это великий человек. Мне еще не хватает этого по возрасту. Но я думаю, что, если бог даст, я могу, ну как, не установить рекорд, но постараюсь как можно дольше руководить национальной паралимпийской сборной командой Российской Федерации.

 

ДЕМКОВ: Автандил Михайлович, насколько Сочи послеолимпийский изменился по сравнению с Сочи доолимпийским именно для людей с ограниченными возможностями?

 

БАРАМИДЗЕ: Понимаете, мы очень давно здесь тренируемся. Где-то уже в течение десяти лет мы тренировались, гостиница "Олимпийская" в Дагомысе. Потом была создана эта прекрасная база, это центр подготовки национальных сборных команд. И я могу сказать спасибо тем людям во главе с Виталием Леонтьевичем Мутко, которые сделали всё, чтобы у нас в стране были такие базы. Здесь проводили международные соревнования, и когда зарубежные коллеги, зарубежные специалисты увидели, в каких условиях мы тренируемся, в каких условиях наши спортсмены восстанавливаются и так далее, они были просто удивлены. Потому что могу сказать, те базы, которые были созданы в Российской Федерации, конкретно в Сочи, соответствуют всем требованиям мировой подготовки спортсменов.

 

КОЛОСОВА: Автандил Михайлович, а график работы спортсменов? Сколько тренировок, как часто, какой продолжительности?

 

ДЕМКОВ: Я добавлю давайте сразу к этому вопросу. Не так много мы знаем о достижениях российских паралимпийцев…

 

КОЛОСОВА: Олимпийские чемпионы.

 

ДЕМКОВ: Непосредственно о ваших футболистах вообще расскажите, просто чтобы люди знали, что есть у нас еще чем гордиться, в том числе и в футболе.

 

БАРАМИДЗЕ: Ну, давайте я скажу, сколько мы дней тренируемся. Потому что, если взять количество тренировочных занятий, оно превышает количество дней в году. Фактически, если взять вот тех спортсменов, которые привлекаются в сборные команды, в течение года у них таких выходных дней получается 15-20 максимум. Остальные - это все рабочие дни, это тренировки, это восстановление.

Что касается результатов сборной команды, это команда, которая сегодня в мире № 1. Это двукратный паралимпийский чемпион: 2000 года в Сиднее, 2012 года в Лондоне. Двукратные чемпионы мира: в 2007 году в Рио-де-Жанейро стали чемпионами мира и в 2011 году в Голландии. Поэтому сборная России действующий паралимпийский чемпион, как и действующий чемпион мира. Первые большие соревнования - это Атланта, 1996 год. Но мы были серебряными призерами. Потом, я уже про Сидней сказал, Афины – "бронза", Пекин – "серебро", и вот в Лондоне "золото". Так что за пять Паралимпийских игр, что участвует наша команда, мы ниже третьего места не опускались.

 

КОЛОСОВА: Здорово! Автандил Михайлович, дон Фабио Капелло сетует на то, что у нашей сборной очень маленькая скамейка. Как у вас с ребятами, с футболистами?

 

БАРАМИДЗЕ: Вы знаете, я стараюсь не говорить о проблемах тех спортсменов, которые здоровые спортсмены. Здесь есть свои причины и так далее. Но если я скажу, многие на меня обидятся.

Просто я могу сказать о наших спортсменах. Они каждый понимает, что, если сам ты себе не поможешь, тебе не поможет никто. Ты должен выходить, ты должен пахать на этом поле, кровью харкать (извините меня) и достичь того результата, который тебе позволит встать на ноги и достойно быть гражданином Российской Федерации. Потому что каждый из них - это просто достойный человек, который живет в нашем государстве. Это люди, которые любят работать, это люди, которые любят трудиться во благо своей родины. Понимаете, нет у нас такого, что их надо где-то на патриотизме воспитывать и так далее, - они все патриоты, они свою родину любят. Они не играют в футбол за деньги, они играют в футбол за свою родину.

 

ДЕМКОВ: Если говорить о составе вашей паралимпийской команды, насколько это молодые люди, взрослые люди? Вообще, есть такой вот общий портрет члена вашего коллектива?

 

БАРАМИДЗЕ: В данный момент, значит, средний возраст национальной сборной команды 23 года. Вот мы когда последний раз триумфально выступили в Лондоне, средний возраст нашей команды был 21 год. Так что у нас очень молодая команда. Ну, есть там взрослые ребята, которым в районе 30 лет. Но мы паспорт не смотрим, мы смотрим на их подготовленность. У нас сейчас очень молодая плеяда воспитывается. В будущем году, в августе месяце в Ноттингеме будет чемпионат мира. Я думаю, что российская команда там тоже будет претендовать на самые высокие места.

 

ДЕМКОВ: Автандил Михайлович, ни для кого не секрет, что в нашей стране (за исключением, может быть, Олимпийских игр) соревнования людей с ограниченными возможностями, они не пользовались популярностью. Как с этим обстоит дело в остальном мире?

 

БАРАМИДЗЕ: В остальном мире вообще проблем нет. Я могу очень много эпизодов вам рассказать. Когда мы летели самолетом, вот мы выиграли в Рио-де-Жанейро чемпионат мира, "Эр Франс" возвращаемся обратно через Париж, и стюард подходит к моему вратарю и говорит: "Ты молодец! Ты там пенальти отразил". Он спрашивает: "Ты откуда знаешь?" Тот на телевизор показал. Понимаете? Вот возьмем даже Турцию. У Турции есть свой паралимпийский канал. Во многих странах есть паралимпийские каналы, где показываются национальные соревнования, международные соревнования. Но я думаю, что и в нашей стране тоже в ближайшее время будет, я надеюсь, что и в России тоже будут показывать. Что касается пропаганды, есть несколько видов. Вот пресса, телевидение. Ну, я надеюсь, что всё будет нормально, совместно мы доведем до людей, что такое паралимпийский спорт.

 

КОЛОСОВА: Автандил Михайлович, понятно, что вы - это как стержень сборной. Есть ли у вас помощники, на которых вы можете опереться?

 

БАРАМИДЗЕ: В принципе, это как семья. Здесь со мной работают люди, которые уже… мы вместе, будем говорить, в обойме с первого дня. У нас прекрасный врач Изольда Тимуровна Чкония, заслуженный врач Российской Федерации. Это как мама их, с первого дня формирования этой команды она знает их. Самое интересное, самое главное, что она, кроме спортивных, еще близко принимает к сердцу их житейские вопросы, переживает, когда они болеют. Вот со мной работает еще Мераб Михайлович Барамидзе, хоть мой брат, но все равно он профессионал своего дела. Александр Евгеньевич Колобаев, это бывший судья, который судил Премьер-лигу. Ну, есть Олег Викторович Цгоев, который представляет РСО - Алания. Мы вместе с ними уже работаем больше чем 10 лет. Есть работа. Когда есть работа, когда от работы получаешь удовольствие, почему и не работать?

 

ДЕМКОВ: Скажите, а взаимоотношения с Российским футбольным союзом, они как-то строятся, они существуют, вообще помощь с той стороны, от нашего большого футбола к вам приходит?

 

БАРАМИДЗЕ: Вы знаете, я еще президент Российской федерации футбола лиц с заболеванием церебральным параличом, мы отдельно кредитованная организация. Мы такая же организация, как РФС. Вы знаете что, очень-очень давно обратился к Российскому футбольному союзу, попросил форму. Тогда у нас денег не было. Они сказали: "Что за организация, что себе форму не может закупить?" После этого дня я туда не хожу, я ничего не прошу. Ничего не прошу. У нас, спасибо, есть сегодня государственная поддержка, сумасшедшая, хорошая государственная помощь, что касается формы, мячей, тренировочных полей и так далее. И плюс с результатом у нас проблем нет.

 

КОЛОСОВА: Что касается тренировочных полей, я так понимаю, что это же ведь не только Сочи, это не только база "Парус", которая помогает, на которой вы базируетесь. Где еще?

 

БАРАМИДЗЕ: Это не секрет, что основная сборная команда все равно сидит в Москве, мы там арендуем для них квартиры. Там есть у нас в Заречье своя учебно-тренировочная база, где ребята питаются, тренируются, лечатся, реабилитируются. Еще в Москве есть такая любительская лига "Футбол 8х8", для практики играем, играем в Западной лиге. Остальное время - это всё сборы, это переезды, это подготовка, подготовка и подготовка.

 

ДЕМКОВ: Среди обывателей бытует такое мнение, что вот если у людей есть какие-то проблемы со здоровьем, то куда им еще заниматься спортом. А как можете опровергнуть этот тезис?

 

БАРАМИДЗЕ: Понимаете, я когда начинал, я был старшим научным сотрудником лаборатории теории и методики футбола Всероссийского научно-исследовательского института физкультуры и спорта. И когда мне сказали, что можно с этими людьми, я сначала подумал, что люди со мной шутят. Я приехал, посмотрел… Да, там тяжело, понимаете? Потому что там получается, что кто-то плохо ходит, кто-то плохо разговаривает. А раньше в Советском Союзе им запрещено было заниматься активным спортом. И когда мы начали, чуть-чуть выработали свою методику, я был удивлен. Как ученый человек, я увидел, что прирост по некоторым показателям превышал 70%. Пожалуйста, пусть они занимаются.

 

ДЕМКОВ: То есть получается, что даже профессиональный спорт в вашем случае, он лечит.

 

БАРАМИДЗЕ: Ну конечно. Понимаете, потому что, во-первых, профессиональный спорт, они начинают с 5-6-летнего возраста. Это плюс - нормальное лечение, это плюс - режим, это плюс - дисциплина. Это плюс - те упражнения, которые им обязательно помогают для развития и улучшения координации и гибкости. А координация и гибкость - это нормальная ходьба. И так далее, и так далее.

 

КОЛОСОВА: Автандил Михайлович, совсем мало времени остается до Рио. Какие планы?

 

БАРАМИДЗЕ: Планы у нас только одни - работать и работать. Ну, знаете, мы выиграли Лондон, мы выиграли Сидней, мы выиграли чемпионат мира на "Маракане" в Бразилии, в Рио-де-Жанейро. Ну, сейчас попытаемся, всё будем делать, чтобы российский флаг был на самом верху.

 

ДЕМКОВ: И все-таки, я считаю, любой труд должен быть достойно оплачен. Мы знаем о тех наградах, которые получают наши олимпийцы. А что касается паралимпийцев?

 

БАРАМИДЗЕ: Ну, давайте не будем сравнивать зарплату главного тренера национальной сборной команды и главного тренера паралимпийской сборной команды. Если я вам скажу, вы расстроитесь, понимаете. Ну, а что касается ребят, они все… Вы знаете, что у нас есть центр подготовки сборных команд, в котором все спортсмены и кандидаты сборных команд состоят на зарплатах. Так что всё от них зависит. Ты выигрываешь чемпионат мира - ты хорошо заработаешь, ты выигрываешь другое соревнование – хорошо зарабатываешь. Ну, вот у нас есть за первое место 100 тысяч евро, для спортсменов с проблемами и для здоровых спортсменов это одинаково. И я всегда всем говорю (и вам тоже скажу), что в России сегодня нет паралимпийского спорта или там олимпийского спорта. Есть спорт в Российской Федерации, где все равны, и для всех создаются одинаковые условия для достижения результата.

 

КОЛОСОВА: Спасибо огромное. Вам удачи. Мы, безусловно, все будем болеть за нашу команду.

Мастера спорта. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Итоги года
  • Мастера спорта
  • Мастера спорта. Футбол
  • Сборная мира

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация