Картинка

Доброе утро, профсоюзы! Увеличение выплат за капитальный ремонт

15 октября 2014, 19:00

Персоны

 

ШОРОХ: Друзья, ловите шанс. Гостья нашего шоу в этом часе - депутат Госдумы Галина Петровна Хованская, глава думского комитета по жилищной политике и ЖКХ. Мы на той неделе говорили о важных для вас новостях, и люди с Сахалина, по-моему, позвонили и сказали, что теперь в этой так называемой жировке, как мы ее называем в Москве...

КОВАЛЕВСКИЙ: В платежке.

ШОРОХ: В платежке у них обозначен пункт, который был всегда, "капитальный ремонт". Но теперь есть четкая ставка, которая повышена: 15 рублей за метр. И в результате в месяц выходит ну очень приличная сумма. При этом мы выяснили (вы сейчас либо подтвердите, либо нет), что если, предположим, у вас ТСЖ, то ТСЖ может принять решение класть эти деньги на свой счет, для конкретно этого дома, эти деньги будут потрачены конкретно на этот дом. А если у вас не ТСЖ, а управляющая компания, то вы кладете в общий фонд, и когда до вас дойдет очередь… Я знаю эту историю по своей свекрови, которая живет в одном из московских районов, как они просто ходили обивали пороги, и они так и не добились того, чтобы прошел капремонт, потому что было сказано, что "у вас в том году меняли в подвале батареи", и галочку поставили, всё, ребята, еще десять лет ждите или там сколько-то. То есть это настолько тяжело... Вот расскажите нам про это. Что за история с капремонтом, поменялась ли она, и что это за толчок, который дал повышение цен? Сколько вообще это стоит по России и по Москве?

ХОВАНСКАЯ: Ну, дело в том, что действительно были приняты поправки в Жилищный кодекс, появился новый раздел, а я хочу, чтобы это был вообще отдельный закон, потому что там скорее финансовые отношения, а не жилищные правоотношения возникают. Но тем не менее пока это раздел в Жилищном кодексе, и в соответствии с этим новым разделом законодательные собрания субъектов Федерации должны были принять закон, которым и устанавливается вот эта плата за капитальный ремонт с квадратного метра общей площади жилого помещения.

ШОРОХ: Вот прямо установить цену, грубо говоря.

ХОВАНСКАЯ: Разброс идет по регионам огромный. От двух рублей в Санкт-Петербурге...

ШОРОХ: До 15 рублей. Томск, по-моему.

ХОВАНСКАЯ: Какую вы мне назвали цифру, я думаю, что такой не существует, у меня была последняя 12 руб. максимальная.

КОВАЛЕВСКИЙ: Мы можем прямо сейчас спросить наших слушателей.

ШОРОХ: Потому что они больше осведомлены, и их это волнует.

КОВАЛЕВСКИЙ: Напишите, сколько платите вы за капремонт.

ШОРОХ: За квадратный метр жилплощади именно в строке "капремонт", сколько у вас приходит в вашей платежке, в месяц. Так, значит, отдельный хотелось бы закон, но его нету?

ХОВАНСКАЯ: Да, пока его нет, но я сделаю, безусловно, это отдельный будет закон. Я, кстати, не голосовала за эти поправки, потому что у меня свое видение, как нужно было организовать весь этот процесс. К сожалению, выбирают всегда простое решение, и большинство у нас, как правило, поддерживает такие простые решения. Сейчас существуют две схемы: схема общего котла, вот о котором вы сказали…

ШОРОХ: Да, то есть на город как бы, сдаем все на город.

ХОВАНСКАЯ: Да, сдаем все - те, кто не хочет думать конкретно о своем доме, кому все равно. В принципе, это тоже вариант.

ШОРОХ: Но ТСЖ, согласитесь, что это тяжелая история и тяжелая вещь, это надо, в общем, энергию, силы и всё остальное.

ХОВАНСКАЯ: Да. Но сейчас не только ТСЖ. Вот, к счастью, удалось провести поправку. Это может быть ТСЖ - кому дано право открыть специальный счет, и идет схема "я ремонтирую свой дом и только свой дом". И, кстати, это полностью соответствует Гражданскому и Жилищному кодексу, потому что собственник несет бремя содержания своего имущества, а не имущества соседа из соседнего дома, пусть даже он очень хороший человек.

ШОРОХ: Да и с какой стати, действительно.

ХОВАНСКАЯ: Да, с какой стати, правильно. Кстати, в Германии, когда я рассказывала об этом, немцы просто не понимали: как это, мои деньги использует кто-то другой, такого не может быть... Но вот у нас это может быть, к сожалению. И здесь масса проблем возникает с этим общим котлом. Но по моим сведениям, в зависимости от субъекта Федерации, где-то процентов 26, в некоторых регионах 30 процентов граждан все-таки понимают, что они должны заботиться о своем доме, и не хотят заботиться о доме соседа. Тем более, совершенно вы правильно сказали, что фонд этот существует 20 лет пока, а потом может быть это и продлено. Вот мы против этого, кстати.

КОВАЛЕВСКИЙ: А когда заканчивается существование?

ХОВАНСКАЯ: Сейчас в соответствии с законом, которым установлен вот этот обязательный взнос, принята программа капитального ремонта. В эту программу включены все дома в вашем городе, все. И устанавливается очередность в соответствии с этой программой.

ШОРОХ: Это иллюзорность...

ХОВАНСКАЯ: Есть люди, которым сейчас 86 лет, которые платят этот взнос, и они никогда не доживут до ремонта этого дома, понимаете?

КОВАЛЕВСКИЙ: Не доживут.

ХОВАНСКАЯ: Поэтому, конечно, для них тоже предпочтительнее было бы вносить деньги на специальный счет на свой дом.

ШОРОХ: Конечно.

ХОВАНСКАЯ: И здесь мы должны внести поправки, чтобы, во-первых, этот счет страховался так же, как вот страхуется ваш счет как физического лица, как гражданина.

ШОРОХ: Государство страхует банки, да?

ХОВАНСКАЯ: Государство банки страхует, 700 тысяч рублей.

ШОРОХ: Да.

ХОВАНСКАЯ: Вот мы сейчас эти переговоры ведем с Банком России, но пока они результата не дали, я честно должна с нашими слушателями общаться. Значит, вот первая проблема - это проблема сохранности этих средств. Хотя здесь надежда сохранить гораздо больше, чем в общем котле, и сейчас я поясню почему.

Вторая проблема. Я считаю, что для наших граждан, у которых не очень высокий уровень дохода, мягко говоря, у 30 процентов населения, оптимальной была бы схема собрать небольшую сумму, страховую как бы такую, чтобы показать банку, что вы платежеспособны, и потом взять в этом же банке, в этом же банке кредит на длительный срок под низкий процент. Вот это нужно сделать, иначе программа эффективно у нас работать не будет. В этом варианте вы ремонтируете дом, вы каждый день входите в свой подъезд и вы видите…

КОВАЛЕВСКИЙ: И видите результаты, да, или не результаты.

ХОВАНСКАЯ: А когда вы попадаете в общий котел, вы не знаете, что творится на другом конце города.

КОВАЛЕВСКИЙ: Да конечно! И главное, как это можно проконтролировать?

ХОВАНСКАЯ: И более того, застройщика там выбирает так называемый региональный оператор, который сидит на этом общем котле. Ну и так далее.

ШОРОХ: Галина Петровна, а что мешает, предположим, всё ту же схему, но проецировать не на город, а на район, например? У нас же город четко разделен на районы. В чем проблема, сделайте по районам котлы. Это сложнее?

КОВАЛЕВСКИЙ: А какая разница?

ХОВАНСКАЯ: Ну, дело в том, что, как вы понимаете, региональный оператор, который управляет этим общим котлом, он, в общем-то, требует к себе уважительного отношения. Он хочет иметь большую зарплату, и оборудование, и штат. А это всё расходы бюджета, бюджета. А когда мы говорим о муниципальных образованиях, о каких-то районах на уровне муниципального образования, там нет таких возможностей содержать… В принципе это накладные расходы, потому что на эти деньги, на которые мы содержим этого регионального оператора, можно отремонтировать еще парочку домов, понимаете?

ШОРОХ: А, ну понятно. То есть, если этих региональных представителей будет еще больше, тогда еще больше денег уйдет, аппарат будет раздут.

ХОВАНСКАЯ: Да, еще больше, абсолютно правильно. Более того, тут проблема на самом деле серьезнее, чем вот так она кажется на первый взгляд. Во-первых, я хочу напомнить о том, что у нас есть часть домов, по которым сохраняются обязательства бывшего наймодателя - государства - по ремонту, это Закон о приватизации, статья 16. И о ней очень часто напоминаю гражданам, вот, может быть, те, кто не слышал, должны знать. Судебная практика и Верховный суд подтвердили, что эти обязанности должны быть выполнены. Потом - да, мы собственники, мы отвечаем за свою собственность, значит, мы должны собирать эти деньги и отвечать за свой дом. Но если мы работаем в режиме общего котла, а в первую очередь ремонтируются дома, которые в наихудшем состоянии, как раз те, по которым стопроцентные обязательства, я задаю вам вопрос: если государство не внесло деньги, кто выполняет эти обязательства государства? Те, кто вносит взносы в этот общий котел.

ШОРОХ: Конечно, мы сами и платим.

ХОВАНСКАЯ: Понимаете? Это первое. Второе. У нас есть небольшая, но доля муниципального жилья, то есть не приватизированного жилья, она меньше десяти процентов уже, где-то там 6-7%.

ШОРОХ: По стране или по Москве?

ХОВАНСКАЯ: Ну, по Москве еще больше. Значит, по городам. То есть мы обогнали даже Америку по проценту жилья, находящегося в частной собственности. Значит, что происходит? Собственником является муниципалитет, он также должен вносить свою часть.

ШОРОХ: Лепту.

ХОВАНСКАЯ: Да, свою лепту и в общий котел, и на счет дома, если жители выбрали теоретически равную, равноправную схему "я ремонтирую свой дом". Что произошло буквально недавно, вот этим летом? Я вам рассказываю практически первым. Начали поступать жалобы.

ШОРОХ: Слушатели присылают нам ценники, что называется. Кировская область: "Площадь квартиры 65 квадратных метров, плачу за капремонт 1 тысячу рублей в месяц". Самара - 5 рублей 7 копеек за метр в месяц, Новосибирск - 7 рублей, Новгород - 5 рублей, Казань - 5 рублей, Мордовия - 6.20 за метр, Белгородская область - 5.90, Казань - 6 рублей. Ну, плюс-минус.

ХОВАНСКАЯ: Кстати, Белгородская область снизила, потому что начались протесты граждан, она снизила с 6,5 руб. до 5 рублей 90 копеек. Ну, в среднем где-то 6-7 рублей по стране, потому что в принципе вы вправе на общем собрании принять решение и превысить этот размер, который установлен, я еще раз напоминаю, законом вашего субъекта Федерации. То есть ваши депутаты определили, сколько вам платить и каков будет размер этого обязательного взноса на капитальный ремонт.

ШОРОХ: Так, мы остановились на том, что произошло этим летом.

ХОВАНСКАЯ: Да. Мы говорили о том, кто должен наполнять общий котел. Первое - старые обязательства государства по не произведенному капитальному ремонту, по совсем старым домам. Дальше - муниципалитет, который несет ответственность за свой фонд неприватизированный и также должен компенсировать вот эти расходы по муниципальному жилью. Дальше. У нас в законе говорится, что может оказываться помощь государства, то есть еще третья составляющая, которая была, ну являлась привлекательным моментом, но, к сожалению, далеко не все регионы нам скажут о том, что эта помощь поступает в общий котел. Тем более что у нас большинство, к сожалению, дотационных регионов. И возникает очень простой вопрос: а кто же тогда за это за всё платит? За муниципальную долю, за старые обязательства государства, за якобы какую-то помощь, которая может быть, а может и не быть, если она не предусмотрена в бюджете. Мы с вами.

КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, естественно.

ШОРОХ: Хорошо, мы согласны платить за капремонт в этот общий котел, вопрос в том, как не деньги обратно себе выцарапать, а работу. Пойдите сделайте ремонт в моем доме.

ХОВАНСКАЯ: Нет, я не согласна, например, платить за то, что не сделало государство и обязано сделать. Я не согласна платить за муниципальный жилищный фонд, это обязанность муниципалитета. И как раз летом этого года началась история, о которой я хочу рассказать, и я рассказывала на заседании Государственной Думы об этом, - пошли жалобы.

Первые жалобы начали поступать из Московской области. Мы решили, что это просто исключительная ситуация. Оказалось, что такая же ситуация в целом ряде субъектов Федерации. Но пока эта зараза по стране не распространилась. Поэтому я хочу предупредить желающих переложить обязанность муниципалитета заплатить за капитальный ремонт своего неприватизированного жилищного фонда, находящегося в собственности этого муниципалитета, переложить на социальных нанимателей жилья. Я ведь вам сказала, сколько этого жилищного фонда осталось, его осталось совсем немного. То есть малого того, что все собственники платят, еще и социального нанимателя, которому все время говорили: ты налог не будешь платить...

ШОРОХ: Это кто социальный наниматель?

ХОВАНСКАЯ: Это тот, кто не приватизировал жилье и живет по договору социального найма.

ШОРОХ: Понятно.

ХОВАНСКАЯ: Значит, мы ему все время говорили: ты не будешь платить налог - а он сейчас вырастет, как вы понимаете, весьма ощутимо, - ты не будешь платить за капитальный ремонт, ты не должен страховать свое жилье - всё это обязанность собственника. А происходит что? Резко выросла плата за социальный наём, там с 47 копеек в старом доме, вот по Костроме у меня такая информация, до 6 рублей. Умножайте сразу на площадь, на среднюю хотя бы.

ШОРОХ: Ну, 50 метров пусть будет.

ХОВАНСКАЯ: Предположим, 50-60 метров, значит, больше 300 рублей сразу в вашей квитанции появляется, понимаете? Значит, когда я посмотрела эти решения, там четко написано в некоторых - некоторые похитрее были, они не написали, - а некоторые прямо так и написали: "в связи с введением обязательного взноса мы увеличиваем плату". Они вправе установить плату за наём? Да, вправе, это их право есть. Но это право ограничено чем? Они должны устанавливать эту плату в зависимости от местонахождения дома, в зависимости от качества вашего жилья, то есть благоустройства, от площади этого дома. Я задаю вам простой вопрос: местоположение дома изменилось за эти полгода? Нет. Площадь изменилась? Нет.

ШОРОХ: Ремонт не был сделан.

ХОВАНСКАЯ: Наоборот, ухудшилось состояние дома. А цену вы увеличили, да?

ШОРОХ: Прекрасно.

ХОВАНСКАЯ: Но это еще не всё. Дело в том, что нам говорят: "ну, субсидию получат". (Если они совсем как бы обеднеют из-за этого взноса, получат право на субсидию.) Но дело в том, что Жилищный кодекс запрещает увеличивать плату за наём, если это приводит к праву на субсидию, у человека возникает право на субсидию. Вы понимаете что? То есть нарушение идет грубейшее второй нормы закона.

И третья норма закона: малоимущие социальные наниматели вообще по Жилищному кодексу освобождаются от платы за наём. Что делают власти? Вместо того чтобы переговорить с губернатором, губернатор должен переговорить с Минфином, чтобы увеличили помощь дотационному региону, потому что введена же норма, нужно же платить, приняли простое решение. Вот по одному из муниципальных образований, по одному из городов Московской области я знаю, что прокуратура уже отменила это решение, потому что, значит, они использовали только вот эти критерии, о которых я сказала: местонахождение, благоустройство и площадь.

КОВАЛЕВСКИЙ: Но прокуратура это отменила, потому что кто-то озаботился тем, что это незаконно...

ХОВАНСКАЯ: Хованская Галина Петровна написала в прокуратуру...

КОВАЛЕВСКИЙ: А, это вы. Но вы-то одна.

ШОРОХ: Но прежде к вам обратились слушатели.

ХОВАНСКАЯ: Ко мне обратились граждане.

ШОРОХ: Граждане, да, да.

КОВАЛЕВСКИЙ: Они же слушатели.

ХОВАНСКАЯ: С вопросом: почему, Галина Петровна, у нас тут такое происходит? Вы же нам объясняли, что мы не должны платить за капитальный ремонт, мы из-за этого деприватизировали некоторые жилье, чтобы избежать дополнительной нагрузки. И ведь как не стыдно, ведь в этом фонде остались люди, которые либо очень бедные, либо их жилье такое, что просто, извините, там нечего приватизировать, понимаете? То есть это, мягко говоря, не самые богатые граждане нашей страны. И вот за их счет решать проблему, я считаю, что это просто аморальное деяние, это злоупотребление правом. Да, у них есть право установить плату, но это злоупотребление правом.

ШОРОХ: Ханты-Мансийск пишет: 12 рублей 5 копеек за метр. А Москва пишет, район Ясенево: 15 рублей 52 копейки за метр за капремонт.

ХОВАНСКАЯ: Нет-нет.

ШОРОХ: Не может такого быть, да?

ХОВАНСКАЯ: Капремонт - да, в Москве еще не установили.

ШОРОХ: Вот, например, Ростов пишет: "У нас муниципальная недвижимость, а счета постоянно приходят". Кто им выписывает эти счета? Ну вообще, что это такое?

ХОВАНСКАЯ: Платить-то за содержание и текущий ремонт должны и наниматели жилых помещений. Сейчас мы говорим об обязательном взносе на капитальный ремонт, который платит собственник. С собственниками-то далеко не всегда нужно так вот разговаривать, потому что я уже сказала, что есть часть домов, по которым есть старые обязательства государства. То есть дома, где и собственники, и наниматели ничего не должны платить.

КОВАЛЕВСКИЙ: Галина Петровна, мы сейчас перейдем к налоговому подорожанию, но я вам хочу сказать от себя вот так по-человечески, как среднестатистический работающий житель, что разобраться с этим может или профессионал, как вы, или человек, у которого очень много свободного времени. В противном случае москвичи, я больше чем уверен, переплачивают, знают об этом, закрывают на это глаза, потому что связываться из-за 300-500 рублей нет смысла, нет времени просто этим заниматься. И я думаю, что, собственно, на это и расчет.

ШОРОХ: К сожалению. На этом и играет огромное количество уж управляющих компаний точно, абсолютно точно. Про налог на недвижимость.

КОВАЛЕВСКИЙ: Давайте про налог и его увеличение с 1 января 2015 года.

ШОРОХ: Значит, со следующего года россияне будут платить, вот я "Российскую газету" цитирую, налог на имущество по новым правилам, соответствующие поправки в Налоговый кодекс уже внесены и опубликованы. Поправки касаются начисления налога как на жилые помещения - квартиры или дома, так и не на жилые - гаражи, машино-места, торговые и офисные. Значит, речь идет о том, что налог исчисляется, исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости, то есть, по-народному говоря, с рыночной стоимости недвижимости…

ХОВАНСКАЯ: Нет.

ШОРОХ: А как?

ХОВАНСКАЯ: Говоря теперь правильно, исходя из кадастровой стоимости, а не по остаточной стоимости, как это было раньше, и, в общем-то, символические были цифры.

ШОРОХ: Что сие означает? И правильно ли я понимаю, что до определенного момента, до 50 метров, условно говоря, ты не платишь, а начиная с 50 метров ты платишь? И если у тебя квартира 60 метров, то ты платишь, грубо говоря, за 10 метров.

ХОВАНСКАЯ: Ну есть, безусловно, вычеты. Закон этот варился, по моей памяти, еще в четвертом созыве, то есть где-то в 2003-2004 году он был принят в первом чтении. Вот представьте себе, что 10 лет не могли принять этот закон, потому что методики, которые отрабатывали в некоторых регионах, приводили к таким ужасающим цифрам, что от этих методик отказывались. Вот сейчас все-таки оставили льготы. Меня это очень сильно беспокоило - льготы, которыми обладают, например, пенсионеры: они же сейчас не платят вообще налог, им все равно сколько - 700 рублей или 7 тысяч рублей, и независимо от того, где они живут, на Тверской или где-то в отдаленных районах. Но все-таки на единственное жилье льготы будут сохранены, вот это хорошо, вычеты есть, как вы правильно говорите. И говорят, что еще будут какие-то дополнительные, может быть, льготы для определенных категорий, но я пока не знаю для каких, потому что это комитет по бюджету, немножко не моя тема.

Но меня беспокоило что? Отмена этих льгот. С другой стороны, надо понимать, что у нас в совершенно ужасном состоянии бюджеты 96 процентов муниципальных образований, и это не вина этих муниципальных образований, это проблема федерального уровня и уровня субъектов, то есть межбюджетных отношений. Потому что всё больше и больше обязанностей спускается вниз, а денег, в общем-то, на исполнение этих обязанностей нет. Поэтому такая мера, о которой я говорила, как перекладывание на нанимателя социального жилья платы за капитальный ремонт, - это возмутительное нарушение закона, но это связано в том числе и с недостаточностью средств в муниципальных бюджетах.

КОВАЛЕВСКИЙ: На сколько увеличивается налог?

ХОВАНСКАЯ: Кадастровая стоимость, она близка к рыночной стоимости. То есть она будет зависеть от местонахождения, от качества вашего жилья.

ШОРОХ: Кто это определять будет, кадастровую стоимость?

КОВАЛЕВСКИЙ: Критерий всего этого каков?

ХОВАНСКАЯ: Ну, сейчас уже эти критерии есть. Я еще раз говорю: качество, местонахождение. Вам же риелторы определяют рыночную стоимость, ну вот примерно та же самая картина, только это будет, конечно, для целей налогообложения, поэтому тут будет более щадящее. Потому что рыночная цена, она меняется у нас, может быть каждый месяц другая цена.

ШОРОХ: Ну да, каждый месяц, это правда.

КОВАЛЕВСКИЙ: У нас есть звонок. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Добрый вечер. Геннадий, 47 лет, город Москва. По поводу повышения коммунальных платежей. Вот нам все время говорят, что вы платите еще не 100 процентов, а вы платите там такую-то сумму, такую-то... Где эти 100%? Вот сказали бы, например, хотя бы привязали к доллару, сказали бы: квадратный метр стоит 100 долларов, оплачивайте. Вы сейчас платите 70%. Может быть, я согласен и 100% платить, но чтобы вот этих повышений, как бы непонятно откуда взявшихся...

ШОРОХ: Да, манипуляции какие-то.

СЛУШАТЕЛЬ: Потому что коммунальные службы, они то повышают, то, вот я смотрю квитанции, там перерасчет какой-то: минус 3 рубля, плюс 5 рублей; в следующем месяце минус 10 рублей... Вот эти манипуляции. И в итоге всё время тарифы почему-то растут.

КОВАЛЕВСКИЙ: Это у вас минус три-пять... А я только что рассказывал про плюс тысяча и так далее.

СЛУШАТЕЛЬ: Да-да. Вот где эти 100 процентов? И как вообще закон принять, что 100 процентов - столько-то, и от них уже плясать?

КОВАЛЕВСКИЙ: Спасибо, понятно.

ХОВАНСКАЯ: Давайте разберемся, о чем мы говорим. О плате за жилищные услуги, то есть за содержание, ремонт текущий, а теперь и капитальный? Или мы говорим о коммунальных услугах, то есть услугах водоснабжения, газоснабжения?

ШОРОХ: Да за всё!

ХОВАНСКАЯ: Нет-нет-нет, это очень большая разница. Потому что коммунальные услуги и тарифы на коммунальные услуги нам устанавливает власть. И здесь повлиять на это мы никак не можем. Единственное, что сделала Дума, она ограничила, ввела так называемые предельные индексы роста, и сейчас подняться выше этого тарифа будет очень и очень сложно. То есть "предельники", как мы их называем, они введены в жилищном законодательстве, и есть соответствующие уже документы правительства и так далее. Это с одной стороны.

С другой стороны, есть жилищные услуги, которые теоретически, если мы этого хотим, определяем мы на общем собрании. Сейчас вот, кстати, внесен проект, по-моему, Челябинским законодательным собранием, установить минимальный порог платы за жилищные услуги. Потому что, как вы понимаете, еще ниже опуститься иногда нельзя, потому что просто дом будет разрушаться, есть какой-то минимальный перечень работ и услуг, которые нужно по дому проводить. Вы же не хотите жить в свинюшнике, в конюшне, вы хотите, чтобы в ваш подъезд было приятно входить.

ШОРОХ: Не хотим, но живем...

ХОВАНСКАЯ: Ну, по-разному.

ШОРОХ: По-разному, да.

ХОВАНСКАЯ: Вам не везет.

ШОРОХ: Мне не очень, да, это правда.

ХОВАНСКАЯ: Вот. Поэтому жилищные услуги определяем мы на общем собрании. Мы можем подняться выше, вот если будет этот минимум установлен, ради бога, но это уже зависит от наших возможностей заплатить, от наших требований к объему этих услуг, к качеству этих услуг.

ШОРОХ: И желания заплатить.

ХОВАНСКАЯ: Ну, желание, оно сильно связано с вашими возможностями финансовыми, понимаете?

ШОРОХ: Это правда, это правда.

КОВАЛЕВСКИЙ: Вот еще пишут, что весь дом платит за ТВ-антенну, которой нет уже лет пятнадцать. И сюда же можно приплюсовать вопрос про радиоточку, которой тоже ни у кого нет.

ХОВАНСКАЯ: Ну да, да. Для этого нужно предпринять некие шаги, имея свободное время, как вы правильно заметили, написать заявление в соответствующие структуры, и не будете вы платить ни за точку, ни за антенну.

ШОРОХ: Куда, куда написать?

ХОВАНСКАЯ: В те структуры, которые вам предоставляют услугу по обслуживанию непосредственно.

ШОРОХ: А, то есть либо в ТСЖ, либо в управляющую компанию.

ХОВАНСКАЯ: В принципе можно, наверное, и через них, если у них такая обязанность есть, это уже зависит от конкретного дома, от конкретных руководителей этого дома.

КОВАЛЕВСКИЙ: Я не знаю, может быть, этот вопрос не по адресу. Но почему так устроен этот вот счет, который я получаю, платежка, что там не указан телефон того, кому я плачу эти деньги? То есть система устроена таким образом, что я не могу тут же по факту получения этого счета позвонить и спросить: почему, собственно, откуда этот перерасчет, ну просто объясните?.. А они же не объясняют, что перерасчет за то-то, просто: перерасчет - плюс тысяча. И нет наверху телефона, по которому я могу позвонить и сказать: "Николай Петрович, вы же мне выписывали счет, а ну-ка объясните мне, пожалуйста..."

ХОВАНСКАЯ: Да. Ну, как правило, в Москве этим занимается специальная служба, которая расщепляет эти ваши платежи. Потому что в вашей платежке же практически всё, кроме электроэнергии.

ШОРОХ: И телефона.

ХОВАНСКАЯ: Ну, телефон - это не коммунальная услуга, это услуга связи уже, но тем не менее вы платите все равно отдельно. И вот сейчас мы хотим сделать так, чтобы можно было платить напрямую, как за электроэнергию.

КОВАЛЕВСКИЙ: Да, это удобно. Потому что я знаю, что я плачу Мосэнерго, у меня вопрос к Мосэнерго, позвонил в Мосэнерго: номер счета такой-то, вопрос такой-то, будьте любезны...

ХОВАНСКАЯ: Абсолютно правильно. Вы даже не представляете, какой важный вы сейчас вопрос подняли, потому что на самом деле мы все ругаем управляющие организации, а иногда причиной их банкротства, причем не мнимого, а настоящего, является деятельность ресурсоснабжающей организации, тех же тепловиков.

ШОРОХ: А, они не выполняют, понятно.

ХОВАНСКАЯ: Потому что они хотят получить свои 100 процентов, ресурсники.

ШОРОХ: А мы не платим.

ХОВАНСКАЯ: А мы платим в лучшем случае 96-98%, ну это идеально.

КОВАЛЕВСКИЙ: Галина Петровна, давайте все-таки продолжим выяснять вот этот важный вопрос разделения счета, чтобы было понятно, кому и за что мы платим и кто нам устраивает перерасчет.

ХОВАНСКАЯ: Да. Я хочу сказать, что и сейчас в Жилищном кодексе есть норма, но она достаточно лукавая, о том, что на основании решения общего собрания вы можете принять решение о прямых расчетах. Но это не прямой договор, все равно ответственность ляжет на управляющую организацию, на ТСЖ, на ЖСК. И вот это является причиной банкротства, потому что, если платят в доме 94 процента, а 6 процентов ежемесячно ложится на управляющую организацию, идет массовое банкротство этих управляющих организаций. Так что здесь их можно даже пожалеть.

ШОРОХ: Галина Петровна, вообще я так понимаю, что процесс взимания долга за услуги ЖКХ, он довольно простой, там человека можно выселить вообще из квартиры за то, что он не платил полгода.

ХОВАНСКАЯ: Неправда, только социального нанимателя, собственника нельзя.

ШОРОХ: А, собственника нельзя. Ах вот оно что...

КОВАЛЕВСКИЙ: Гениально.

ШОРОХ: А, ну прекрасно. То есть они пишут мне бумажки о том, что, дорогая Наталья Леонидовна, у вас долг, условно говоря, 7 тысяч. Пожалуйста, иначе мы примем меры... А мер никаких нет.

ХОВАНСКАЯ: Нет, они могут принять меры: обратиться в суд, описать ваше имущество - но не единственное жилье…

КОВАЛЕВСКИЙ: Это понятно. Но вопрос. Если у нас с ними идет переписка типа: я хочу получить обоснование, за что я должен платить, и, пока я это обоснование не получу, я платить отказываюсь, - я же имею на это право?

ХОВАНСКАЯ: Нет, не имеете.

КОВАЛЕВСКИЙ: Да вы что?

ХОВАНСКАЯ: Значит, во-первых, вы можете полностью расшифровать эту информацию, потому что соответствующие документы приняты, есть постановление правительства Российской Федерации N731. Если вам будет интересно узнать, за что вы платите, вы можете зайти на соответствующий сайт, и там полностью должна управляющая ваша организация раскрыть всю информацию: сколько за какую услугу с вас взяли.

ШОРОХ: Да конечно... Ты был?

КОВАЛЕВСКИЙ: Был.

ШОРОХ: Это ужас, это невозможно просто...

ХОВАНСКАЯ: Это было давно. Поэтому, значит, я согласна, что так оно было. Но сейчас даже административная ответственность, если они не раскрывают эту информацию, их будут штрафовать. Так что имейте в виду, что, если вам не дали эту информацию или дали не в полном объеме, обращайтесь в жилищную инспекцию, обращайтесь в прокуратуру. Сначала в жилищную инспекцию, они вправе всё это дело проверить.

ШОРОХ: Еще один вопрос, по поводу этих самых счетчиков на воду.

ХОВАНСКАЯ: А, на воду. На воду это хорошо, в Москве особенно, когда норматив завышен втрое.

ШОРОХ: Да, у меня вообще такое ощущение, что они каждый месяц мне накидывают, по-моему, еще за соседний подъезд плату. У меня нет счетчиков.

ХОВАНСКАЯ: Не имеют права. После того как изменились в мае месяце правила предоставления коммунальных услуг, максимум 9 литров.

ШОРОХ: Девять литров на человека в день? Или как это происходит?

КОВАЛЕВСКИЙ: Девять кубов имеется в виду?

ХОВАНСКАЯ: Литров.

ШОРОХ: То есть я могу посчитать. Девять литров в день на человека. Если четыре человека, это 36 литров.

ХОВАНСКАЯ: Короче говоря, установлен норматив жесткий, который нельзя превысить. Всё остальное ложится опять же на управляющую организацию.

ШОРОХ: Как хотите, так и разбирайтесь.

ХОВАНСКАЯ: В долгах, как в шелках, да. Выясняйте... То есть вы сейчас пострадать не можете, может пострадать управляющая компания.

КОВАЛЕВСКИЙ: Ну как же не можем? Мы сейчас попали в замкнутый круг.

ХОВАНСКАЯ: Если вы не примете решение на общем собрании, что вам жалко вашу управляющую организацию, и не распишете на всех…

ШОРОХ: И будет норма 15 л, условно говоря.

КОВАЛЕВСКИЙ: Нет, стоп, секунду, секунду. Мы только что попали в замкнутый круг. То есть они нам присылают вот эти необоснованные платежки, которые я не оплатить не могу. Так как же я могу повлиять на них?

ХОВАНСКАЯ: Вы должны заплатить, а потом предъявить к ним претензию.

КОВАЛЕВСКИЙ: Как это так?

ШОРОХ: Ну так, они должны вернуть... как это называется?

ХОВАНСКАЯ: Перерасчет называется.

ШОРОХ: Перерасчет или просто в счет следующих историй.

ХОВАНСКАЯ: Да, в счет будущих платежей.

КОВАЛЕВСКИЙ: Я вот только что попал в эту конкретную ситуацию, и я думаю, как мне из нее выкручиваться теперь.

ХОВАНСКАЯ: Так вот я вам готова помочь выкрутиться из этой ситуации, сделать прозрачным. А скоро будет введена система, государственная информационная система - ГИС "ЖКХ" так называемая. Всё будет там, вся информация по каждому объекту.

ШОРОХ: Типа госуслуг, такой же сайт?

ХОВАНСКАЯ: Да, да, полная информация.

КОВАЛЕВСКИЙ: Еще один вопрос. Может быть, это даже лирическое отступление. Вы знаете, надо сказать, жаловаться грех, по советским стандартам у нас очень хорошая 60-летняя хрущевская миля. Ну подметают, моют, да. Во всем остальном - как она была построена, так она и стоит, дай бог ей здоровья. Вопрос. У нас 2014 год. Ну неужели эти люди, которые занимаются обустройством, они не знают о том, что существует не вонючая и не ярко-коричневая краска...

ШОРОХ: Не хлорка...

КОВАЛЕВСКИЙ: Не хлорка, да. Что есть современные средства...

ШОРОХ: Они дороже просто, понимаешь?

КОВАЛЕВСКИЙ: Ну, не вонючая краска стоит...

ШОРОХ: Это тебе воняет, а им не воняет.

КОВАЛЕВСКИЙ: Я понимаю, это, может быть, вопрос риторический. Я просто каждый раз задаюсь вопросом: почему они выбирают именно этот советский ужас?

ХОВАНСКАЯ: Значит, а почему вы не можете на общем собрании принять другое решение, поставить им на вид?

КОВАЛЕВСКИЙ: Я новенький...

ШОРОХ: Только что купил. Время наше, к сожалению, вышло. Глава думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская. Галина Петровна, спасибо вам огромное.

ХОВАНСКАЯ: И вам спасибо.

Доброе утро, профсоюзы!. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • 8 марта
  • Декрет
  • История с географией
  • Как украсть миллион
  • Наш технический Генин
  • Русский мир. Истоки
  • Суд
  • Элементы питания

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация