Центральный комитет Юлий Гусман – гость Андрея Чижова
23 сентября 2008, 17:05
Персоны
ЧИЖОВ: Юлий Соломонович Гусман у нас в гостях.
ГУСМАН: И назвал подсолнечником. Самое смешное, что, поскольку я из Баку, я реальный подсолнечник, подсолнечный гость.
ЧИЖОВ: Вам не тяжело, когда плохая погода, пасмурно?
ГУСМАН: Может, якуты или ненцы. Нормальная, мне кажется, человеку вот эта погода, вот это серое одеяло, висящее над нами, над Санкт-Петербургом. Но что делать? Зато есть много чего другого хорошего.
ЧИЖОВ: Шикарно, что именно вы стали гостем. Мы обсуждали в течение целого часа проблемы иностранных студентов. Как вы считаете, надуманная проблема жилья и пребывания в России иностранных студентов? Вы как человек, который с молодежью ежедневно практически.
ГУСМАН: Ну, да, практически даже и сам – молодежь.
ЧИЖОВ: Ну, уж это тонкости.
ГУСМАН: Я вам честно скажу, что, мне кажется, это очень острая проблема не только студентов, но и вообще гостей из ближнего, дальнего, среднего, переднего и верхнего зарубежья.
ЧИЖОВ: Две проблемы сегодня назвали студенты, многие были на связи. Это – бюрократические препоны. И вторая – это отношение именно к виду, соответственно темнокожим, то есть скинхеды и иже с ними.
ГУСМАН: Вообще эта проблема, надо сказать, заслуживает такого длительного, обстоятельного и очень, если не скучного, но такого серьезного, глубокого и почти философского разговора. Потому что нетерпимость, отсутствие толерантности, ксенофобия, ненависть, расизм, национализм присущ очень многим народам и многим странам. Это не наша проблема только. Но всюду постепенно избавились от этого, научились жить и соседствовать. У нас вот это все время то чушки, то чурки, то чернозадые, то грязноушные. Эстонцы все медленные. А хохлы?.. И чего мы жутко обижаемся, когда про москалей говорят что-то. Сейчас уже привыкли. И в этом сыграл большую роль, мне кажется, Университет Дружбы народов и то, что показывают, поет Пьер Нарцисс, играют ребята в КВН. Уже поняли, что люди другого цвета и другого разреза глаз не очень чужие. Но проблема большая. Но мне кажется, что все равно это болезнь роста. У нас же была дружба народов, но именно этих 15 народов. А вот дружба с ангольцами и неграми США у нас была декларирована, но реально мы с ними не виделись. Только после фестиваля дружбы народов и молодежи. Но я вам скажу, что они тоже, приезжие, тоже не всегда правильно себя ведут. Я согласен с тем, что нужно и учиться языку больше, и культуре, и традициям. Мне не нравится, когда наши говорят в Прибалтике, что ╚мы здесь прожили 40 лет, не знаем язык и не хотим знать╩. И тоже не нравится, когда здесь люди живут.
ЧИЖОВ: Ну, это неуважение уже.
ГУСМАН: Вы живете в России, знайте язык, знайте хотя бы две сказки, три басни, два стихотворения, одну песню. Какая проблема? Вот вы же в Англию поедите там жить, куда-нибудь на остров Фиджи, будете фиджийские танцы танцевать. Чего здесь в России не выучить? Мне кажется, что этот процесс взаимопритирания все больше будет двигаться. И все больше нам нужна рабочая сила, мигранты, в том числе студенты. По сути, те же самые мигранты. Этот будет процесс идти неизбежно, потому что мир становится очень близким. Ну, это я говорю какие-то банальности. Я не очень люблю это говорить. Но я надеюсь, что этот процесс не затянется на века, может быть на десятилетия.
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.