Шоу Комолова и Шелест Заслуженная артистка России Елена Драпеко в гостях у Антона Комолова и Ольги Шелест
14 мая 2009, 13:05
Персоны
КОМОЛОВ: Друзья, в гостях у нас Елена Григорьевна Драпеко, Заслуженная артистка России!
ШЕЛЕСТ: И у нас уже началась лекция за эфиром, насколько важна действительно риторика. Риторика – это вообще что за понятие?
ДРАПЕКО: Это наука о том, как воздействовать на человека или на группу людей словом.
ШЕЛЕСТ: И понятно, что не каждый человек обладает действительно в полной мере вот этой наукой и может донести словами до другого человека. Или этому можно научиться?
ДРАПЕКО: Есть природно-одаренные люди, которые убеждают других. Но этому можно научиться. И я этому на самом деле и учу своих студентов вот уже много лет. Я профессор университета в Петербурге и с 1994 года читаю этот курс.
КОМОЛОВ: А можно вообще любого человека научить? Или есть такой бестолковый, что даже два слова связать не может и не сможет никогда?
ДРАПЕКО: Да, я встретила за свою 15-летнюю деятельность двух бестолковых. Недавно приехала отдыхать в один санаторий, и ко мне подходит такой дядя с бородой и говорит: Елена Григорьевна, здравствуйте, я ваш студент. Я говорю: я вас не помню. Он говорит: так вы мне еще двойку поставили! И радостно закричала я: тогда я вас помню!
КОМОЛОВ: Ну и как он, улучшил свою речь?
ДРАПЕКО: Нет, он развлекает отдыхающих в санатории. И я этому тоже учила: как не грузить людей, как быть легким, как быть веселым. Что если у вас своего юмора не хватает, возьмите у кого-нибудь другого, читайте книги, они достаточно много сейчас печатаются. Но главное, чтобы выдавать это за свое, то есть оно должно быть легкое. Не надо рассказывать: вот я в одной книге прочитал┘
ШЕЛЕСТ: То есть надо интерпретировать так, как будто это ты придумал, это твои собственные мысли.
ДРАПЕКО: Конечно.
ШЕЛЕСТ: А риторика – публичное выступление, исключительно риторика? Или это тоже можно использовать как бы в повседневной жизни, просто разговаривая с человеком на улице, грубо говоря?
ДРАПЕКО: Конечно, конечно. Я очень часто со студентами обсуждала потом как бы результаты моего обучения. И вот одна девушка пришла и сказала мне: Елена Григорьевна, ну, какое вам большое спасибо! К ней на практике стал приставать начальник, а я ее научила, как, не поссорившись с начальником, вежливо и мило его отшить, чтобы он все понял, что в этом качестве он ей не интересен.
КОМОЛОВ: А как? Ну, я не для себя интересуюсь┘
ДРАПЕКО: Должна вам сказать, что в разговоре, вообще в речи очень важно не только вербальное, то есть словесное содержание, но и интонация, и взгляд. Существует еще язык тела, которым мы говорим на самом деле гораздо больше, чем словами. Слова – это только информация, понятие. А отношения заключены в глазах, в интонировании, во всем нашем теле. Так вот эта девочка, которую я научила, она смотрела своему начальнику в социальный треугольник – лоб и кончик носа. И когда он ей говорил: Ниночка, мы сегодня останемся вечером писать деловые письма, она ему говорила: да, Петр Иванович, хорошо, Петр Иванович, обязательно, Петр Иванович. И смотрела ему в социальный треугольник. Когда вы смотрите в это место, то вы смотрите на функцию, а не на личность.
КОМОЛОВ: А какая могла быть ошибка? Смотреть куда? Отводить взгляд или что?
ДРАПЕКО: А есть еще другие. Если вы продлите этот треугольник до конца мужского галстука, то вы разговариваете с человеком, с тем самым конкретным Петром Ивановичем, у которого есть биография, и он уже не функция и не начальник. А если этот треугольник продлится еще ниже, и вы начнете, разглядывая человека ото лба до этого самого места, говорить: ну что вы, я так сегодня занята, то получится, что я вообще, так сказать, здесь жду трамвая. То есть как бы я бы рада, но вот вы меня еще поуговаривайте┘ И поэтому я говорю: девочки, если вы не хотите, чтобы к вам приставали начальники, смотрите им в социальный треугольник, кивайте и совершенно безинтонационно говорите: да, хорошо, обязательно, непременно┘ И он сразу отвянет. Он понимает, что как мужчина он ей не интересен.
Полностью интервью слушайте в аудиофайле.
Шоу Комолова и Шелест. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Маяк. 55 лет