Шоу Комолова и Шелест Режиссер театра и кино Кирилл Серебренников в гостях у Антона Комолова и Ольги Шелест

27 августа 2009, 13:05

Персоны

КОМОЛОВ: У нас в студии гость – режиссер театра и кино Кирилл Серебренников. Кирилл, здравствуйте.
СЕРЕБРЕННИКОВ: Здравствуйте.
КОМОЛОВ: Даже и не знаю, с чего начать. Достаточно много интересных вещей происходит в жизни Кирилла, свидетелями и участниками которых могут стать и другие.
СЕРЕБРЕННИКОВ: Я живой свидетель этих вещей!
ШЕЛЕСТ: А бывают затишья в профессии и в жизни, или всегда жизнь наполнена событиями?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Ты ведь сам автор затиший и обострений!
ШЕЛЕСТ: Вы сами находите проекты или они находят вас?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Иногда проекты находят меня, иногда, как в случае с ╚Поцелуем креветки╩ пришли и предложили снять новеллу. Иногда я сам инициирую.
КОМОЛОВ: Давайте начнем с ╚Трехгрошевой оперы╩ Бертольда Брехта в МХТИ и Курта Вейля. Это ведь жанр, который именуется зонг-опера.
СЕРЕБРЕННИКОВ: Это прообраз мюзикла. Замечательные художники Брехт и Вейль в 28-м году громыхнули событием, которое потом дало развитие огромному жанру – мюзиклу: сцены перемежаются музыкальными номерами, которые являются логическим продолжением сцен и несут логическую информацию. Монологи главных героев, сделанные через музыку, достаточно шлягерных тогда мелодий Курта Вейля, потрясли публику 1928 года в Берлине, что до сих пор эта волна успеха идет. Весь мюзикл XX века связан именно с этим событием.
КОМОЛОВ: Говорят, что наша публика к мюзиклам достаточно ровно дышит?
СЕРЕБРЕННИКОВ: А это и не мюзикл. Дело в том, что мы делали антимюзикл. Мы не делали мюзикл-развлечение. Это умная, острая, ярках, хлесткая пьеса, очень своевременная, с замечательной музыкой. У Брехта на репетициях был огромный лозунг, все время показываемый артистам, на котором было написано: ╚Не петь!╩. Эти зонги играли драматические артисты. Музыкальные номера были лишь для того, чтобы обострить идею и подать мысль правильно.
КОМОЛОВ: Актеры не поют?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Они поют, но не вокал.
КОМОЛОВ: Получается, что это не только прообраз мюзикла, но и хип-хоп культуры?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Антон, как вам угодно. Безусловно, об этом стоит подумать.
ШЕЛЕСТ: У нас же уже ставили ╚Трехгрошевую оперу╩? Как избежать сравнений и сделать по-настоящему что-то свое?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Во-первых, первая постановка относилась к 90-м годам и была продуктом своего времени. В своем роде это был замечательный спектакль, также как знаменитый спектакль Плучика. Но мы сделали новый перевод. У нас новый перевод всех зонгов и это очень важная работа. Язык меняется, зритель меняется.
КОМОЛОВ: Перевод более жесткий?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Он не жесткий. Он более адекватен брехтовскому. Тогда перевод был несколько смягчен и был соразмерен времени. Мы же прочитали все, что было там написано практически.
КОМОЛОВ: У вас же еще очень серьезный актерский ансамбль? Хабенский, Марина Голуб, Чиндяйкин, Кравченко?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Да и молодые. Сергей Медведев, потрясающий Игорь Хрипунов. Певцы, ансамбль современной музыки, который живьем играет на сцене музыку Вейля. Это огромная работа, которая шла год. Ксения Лаврова-Глинка, которая играет Поли – огромную роль. Алина Колесниченко, которая играет Дженни Малину. Большая работа Художественного театра, которая заняла целый год. Надо было учить партии. Мне кажется, что это очень интересная и важная работа для Кости Хабенского – глубокая и яркая, потому что она связана с вокалом, с определенным стилем существования на сцене. Может, не вполне свойственным артистам художественного театра. Это не бытовой спектакль, а спектакль, относящийся к другой школе, к другой системе координат. Мне очень здорово, что артисты художественного театра в это бросились и показали, что они универсальны.
ШЕЛЕСТ: А режиссер может быть универсальным? Я имею в виду, что большая постановка может быть параллельно с чем-то?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Нет, не может быть. Это такой корабль, такая махина, которая требует полной отдачи, занимает все время.
ШЕЛЕСТ: То есть, даже кино не может быть параллельно?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Нет! Кино вообще не может быть параллельно ни с чем!
ШЕЛЕСТ: Это вы сами так для себя решили?
СЕРЕБРЕННИКОВ: У меня не получается параллельно. Если я начинаю снимать кино, то все останавливаю в театре на год-полтора и занимаюсь кино. Потом прихожу в себя и занимаюсь театром.
ШЕЛЕСТ: А почему получается совмещать у актеров?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Потому что актер пришел на съемочную площадку, поработал, ушел со съемочной площадки и пошел на другую съемочную площадку. Другая степень ответственности. Режиссер – человек, который аккумулирует и синтезирует в себе всю творческую фактуру и должен своим телом и энергией все это собрать, как дирижер.
ШЕЛЕСТ: То есть, параллельного заработка не может быть? Или театр немного поднялся и в состоянии оплачивать приличные гонорары?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Театр позволяет оплачивать гонорары, позволяющие прилично жить без особой алчности. Если мы не будем находиться в состоянии алчности, то мы поймем, что тех денег, которые мы зарабатываем, нам вполне хватает для приличной и нормальной жизни. А если мы на эту иглу садимся, то сходим с ума. Театр дает возможность зарабатывать, кино дает возможность зарабатывать, но и вообще, человек может прокормить себя с помощью искусства.
КОМОЛОВ: Многие актеры утверждают, что в сериалах и кино они снимаются – это заработок, а театр – настоящая проверка для хорошего актера, возможность держать себя в актерском тонусе и так далее.
СЕРЕБРЕННИКОВ: Это чистая правда.
КОМОЛОВ: Ну, вы же и кино снимаете. То есть, театр – это более серьезная и требующая большей отдачи работа?
СЕРЕБРЕННИКОВ: Я и кино стараюсь снимать подробно. Все ведь меряется трудозатратами. Чем ценны вещи, наблюдаемые нами в музеях? Сидели люди, ручками очень подробно и долго, не быстро, как в Макдональдсе, а долго и подробно что-то делали. На эти вещи мы откликаемся. Эти вещи мы помещаем в музей. Тоже самое в искусстве. Спектакли и фильмы, которые делаются подробно и долго, с большим количеством трудозатрат, производят на нас впечатление. То что делается быстро и легко – это другой жанр, другая форма. Это серийный продукт. А платим мы дороже за штучный продукт.
Подробности беседы слушайте в аудиофайле

Шоу Комолова и Шелест. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация