Центральный комитет Борис Хлебников в гостях у Тутты Ларсен и Владимира Аверина
17 сентября 2009, 15:05
Персоны
ЛАРСЕН: У нас в гостях режиссер Борис Хлебников. Здравствуйте!
ХЛЕБНИКОВ: Здравствуйте!
АВЕРИН: Сегодня на экраны страны выходит фильм Бориса Хлебникова ╚Сумасшедшая помощь╩, о котором мы как-то говорили зимой. И, буквально, наконец он появляется в прокате. Но поскольку мы говорили вечером, а сегодня день, аудитория немножко другая, я думаю, неплохо было бы и напомнить. С другой стороны, Борис Хлебников только что вернулся из Венеции, где представлял фильм ╚Короткое замыкание╩. Так что есть тоже повод спросить про Венецию. Вы Ксению Раппопорт видели?
ХЛЕБНИКОВ: Видел.
ЛАРСЕН: А что, у тебя такое к ней отношение, фанатизм такой, да?
АВЕРИН: У меня - да, очень хорошая актриса.
ХЛЕБНИКОВ: Она и актриса выдающаяся, по-моему, но и вообще она такая кинодива.
ЛАРСЕН: Обидно только, почему наша кинодива, как хорошие русские мозги, компьютерщики и так далее, уходит на запад?
АВЕРИН: Почему? В ╚Ликвидации╩ у нее очень заметная роль была.
ХЛЕБНИКОВ: Иностранки, правда. А это как раз и объяснимо. Она настолько кинодива, что непонятно, что с ней делать. Вот кого она должна играть из российской жизни, вот скажите?
ЛАРСЕН: Ну, она, например, в фильме ╚Качели╩ очень прекрасно играла учительницу балета, и не слишком счастливую женщину.
ХЛЕБНИКОВ: Я, честно говоря, не поверил в это ни на секунду. Несчастливая женщина, преподающая балет, жила в двухэтажном доме и как-то страдала слишком┘
ЛАРСЕН: Ну, это взгляд режиссерский, понимаете? А вот на мой, зрительский, очень она была такая тонкая, звонкая.
АВЕРИН: А по мне тоже - если показывают, и хорошо, я готов.
ХЛЕБНИКОВ: Я просто действительно считаю, что она абсолютно выдающаяся, но вот настолько выдающаяся, что я, например, даже не знаю как┘
ЛАРСЕН: Слишком сильно выдается.
АВЕРИН: То есть вы, режиссер Борис Хлебников, Ксению Раппопорт к себе в кино не пригласите?
ХЛЕБНИКОВ: Это должен быть какой-то случай, действительно, именно на нее какая-то написанная роль, вот абсолютно про нее. И я прекрасно понимаю, почему на западе. Она абсолютно итальянская актриса.
ЛАРСЕН: Но опять как-то грустно это все. Вот у нас есть большой красивый бриллиант. Он наш, мы его у себя выкопали где-то в Якутии, а он нам не нужен ни фига, понимаете? И огранить его здесь даже некому, я бы сказала. Не можем воспользоваться собственными ресурсами.
АВЕРИН: А он может быть помещен только в королевскую корону, а у нас короны нету. И все-таки мне интересно мнение режиссера по этому поводу. Тогда для вас что такое есть современный российский кинематограф? Про что он должен быть, с кем он должен быть, действительно, кто должен быть героем и героиней сегодня, если, например, такая актриса, как Ксения Раппопорт, настолько вываливается из нашей действительности, что ее задействовать невозможно практически?
ХЛЕБНИКОВ: Вы знаете, я думаю, что вряд ли кто-то вам скажет, что он знает ответ, про что должен быть герой и вообще про что кино. Вряд ли кто-то понимал, например, в то время, когда вышел фильм ╚Маленькая Вера╩, что это выдающийся фильм. А он растет с каждым годом. И понятно, что это не просто из-за того, что там была голая Негода, это фильм выдающийся, а есть там какие-то вещи и посерьезнее. Или, скажем, что Данила Багров станет главным героем 90-х, целого поколения, непонятно было. Или, скажем, фильм ╚Бумер╩, который не отметила ни одна вообще профессиональная премия, был через семь лет, вот в прошлом году сделали опрос о 100 лучших советских и российских фильмов, и фильм ╚Бумер╩ единственный вошел в этот список из новых фильмов. Вот понимание этого приходит в какой-то момент. Единственное, что я могу сказать, у меня было очень сильное впечатление от ╚Кинотавра╩. Эти фильмы были абсолютно как вагончики, прямо продолжение один другого. Вдруг все молодые режиссеры заговорили на одном языке и про одно, не сговариваясь.
ЛАРСЕН: Идеи витают в воздухе, или какой-то появился тренд?
ХЛЕБНИКОВ: Я думаю, что что-то другое витает в воздухе, менее приятное, чем идеи. В воздухе витает страх, в воздухе витает ненависть к ментам, в воздухе витает ксенофобия. В воздухе вот очень много смрада на самом деле витает. И то, что все режиссеры вдруг заговорили в один голос про это, все абсолютно, вот прямо одинаково, это круто. То есть возникло какое-то хотя бы общее мнение по вопросам. Я опять же не говорю о качестве фильмов, я говорю о том, что возникла какая-то волна.
АВЕРИН: Это заболело.
ХЛЕБНИКОВ: Это заболело, и это проговорили. И это здорово.
Подробности беседы слушайте в аудиофайле.