Шоу Комолова и Шелест Военный историк Алексей Исаев в гостях у Антона Комолова и Ольги Шелест
8 апреля 2010, 13:05
Персоны
КОМОЛОВ: Итак, друзья, наша рубрика ╚65-летию Победы посвящается╩. В гостях у нас военный историк Алексей Исаев. Алексей, здравствуйте.
ИСАЕВ: Здравствуйте.
КОМОЛОВ: Будем мы говорить прежде всего о ленд-лизе. И, наверное, первый вопрос, чтобы четко расставить понятия: что же такое ленд-лиз? У всех, наверное, со школы осталось такое понимание, что ленд-лиз – это когда нашим войскам поставляли технику, прежде всего американцы и немного англичане. Так? Или это более объемное понятие?
ИСАЕВ: Да, более объемное понятие, поскольку входила в этот перечень не только техника √ пушки, самолеты, танки, но и самые разные материалы, включая, например, алюминий для авиазаводов, порох для снаряжения снарядов. В общем, перечень очень длинный. И такой наиболее значимый, на мой взгляд, компонент – это даже не непосредственно боевая, а такая вспомогательная, но очень важная техника √ автомашины. Автомашины, которые имели повышенную проходимость, которые могли, как говорится, по любой грязи √ конечно, не по болоту, но по русской распутице – проехать и еще протащить за собой какую-нибудь пушку. Вот это был такой важный компонент ленд-лиза. А так √ все что угодно.
ШЕЛЕСТ: И продовольствие в том числе?
ИСАЕВ: Да-да-да, то, что солдаты называли тушенкой ╚второй фронт╩, поставляли из США. И поставляли даже паровозы и вагоны, которые, в принципе, были не очень нужны, но наиболее мощную технику все равно брали.
КОМОЛОВ: Из США или из других стран тоже?
ИСАЕВ: Ленд-лиз √ это программа правительства США. Поставка бесплатно, но если хотят оставить потом что-то в народном хозяйстве, это уже оплачивалось.
КОМОЛОВ: А, то есть, должны были по окончании войны всю технику возвращать?
ИСАЕВ: Да, да, и как раз таки, можно сказать, с болью в сердце у нас отдавали грузовики ╚студебеккеры╩ мощные. Их поднимали на американские корабли и сразу же √ под пресс. И получается кусок металлолома. Такая программа действительно была, и если что-то хотели оставить, могли оставить. Помните, в ╚Место встречи изменить нельзя╩ на ╚студебеккере╩ разъезжали преступники? Но это оплачивалось по долгосрочному кредиту. А из Англии техника поступала по взаимозачету. То есть, американцы поставляют англичанам – они им поставили на самом деле на сумму в денежном исчислении в три раза большую, чем нам, √ а англичане поставляют нам. Плюс кое-что мы у англичан просто покупали за живые деньги.
ШЕЛЕСТ: Ленд-лиз существовал до Второй мировой войны?
ИСАЕВ: Нет, это программа правительства США, которая была связана именно с помощью своим союзникам во время Второй мировой войны, и касалось это, в частности, Англии, Франции, Китая. Поэтому можно сказать, что не мы одни были получателями. И мы не были топовыми получателями. Самый главный √ на 30 миллиардов в тогдашнем исчислении √ это англичане, мы примерно на 11 миллиардов получили.
КОМОЛОВ: 30 миллиардов тех долларов?
ИСАЕВ: Да. Общие поставки во все страны были примерно на 50 миллиардов. Это примерно 600 миллиардов нынешних денег.
ШЕЛЕСТ: А с какого года мы стали получать эту помощь от Соединенных Штатов?
ИСАЕВ: С 1941 года.
ШЕЛЕСТ: То есть, с самого начала войны.
ИСАЕВ: Нет, естественно, не с июля месяца. Достаточно сказать, что первые танки, прибывшие через Архангельск, попали на фронт в ноябре, в конце даже ноября 1941 года. И вот немцы, которые шли к Москве, буквально в нескольких десятках километров от Москвы встретили полученные по ленд-лизу танки ╚валентайн╩.
ШЕЛЕСТ: А на тот момент США уже вступили в войну? Нет еще?
ИСАЕВ: Нет. Это поставки, которые┘ В общем-то, любая страна имеет право поставлять боевую технику на коммерческой основе. Точно так же она может это поставлять бесплатно, если очень захочется. Например, во Францию было поставлено энное количество американских самолетов, которые потом достались вишистскому правительству. Это был, конечно, такой неприятный сюрприз, и в 1941 году союзники даже некоторое время думали – а не достанется ли то, что мы поставили русским, в качестве трофея немцам? Но эти опасения, в общем-то, не оправдались, Красная армия удар, пусть очень сильный, но выдержала, и в дальнейшем эти поставки шли нарастающим порядком.
КОМОЛОВ: А поставлялось именно то, что было необходимо? Не секрет, достаточно часто помощь, особенно такая безвозмездная, условно безвозмездная, она не столько необходима тому, кто получает помощь, сколько поставляется то, что может дать эту помощь оказывающий.
ИСАЕВ: На самом деле обговаривалось, что поставлять, просили. Естественно, не все могли получить. Но давали практически все самолеты, которые имелись в наличии. Так, например, на Калининском фронте в 1942 году летало несколько ╚мустангов╩, которые хорошо известны по боям над Европой, которые сопровождали американские тяжелые бомбардировщики. У нас они полетали, не очень нам понравились, и мы предпочитали брать другой ассортимент техники, например, брали у англичан высотные ╚спитфайеры╩. У нас высотные истребители, которые летают очень высоко, на 8-9 тыс. м, не очень хорошие получались по разным причинам, а английские ╚спитфайеры╩ благополучно доставали до немецких разведчиков, которые летали фотографировать Москву.
КОМОЛОВ: А каким путем поставки велись? Через Атлантику и Северным путем в Мурманск?
ИСАЕВ: Три маршрута. Первый, действительно наиболее очевидный – через Атлантику северный конвой в Мурманск. Второй маршрут √ это через Иран (который, кстати говоря, совместными усилиями союзников и нашими был оккупирован, чтобы немцы там не подняли восстание и не установили выгодную им власть). И в Иране собирались, например, те же ╚студебеккеры╩, самолеты и переправлялись к нам.
КОМОЛОВ: Через наши среднеазиатские республики?
ИСАЕВ: Через Кавказ. Гнали своим ходом автомобили, и поэтому фронты, которые воевали на Кавказе, под Сталинградом, у них было больше ленд-лизовской техники, чем на, например, московском направлении, потому что московское направление обеспечивалось собственными заводами. И наконец, третий маршрут – это через Дальний Восток. Он самый протяженный, но с другой стороны, ближе всего к США, и через Аляску к нам поставлялись самолеты, которые опять же своим ходом летели через всю страну. То есть, ставился бомбардировщик с хорошим навигационным оборудованием во главу колонны, и, как журавлиный клин, за ним летели истребители. Так через всю страну прилетали, и дальше уже раздавались в те части, которые должны были на них воевать. Были специальные перегоночные эскадрильи (в них, кстати, и женщины входили), которые перегоняли технику к нам и затем уже на фронт действующей армии.
ШЕЛЕСТ: Вся ли техника доходила до мест назначения?
ИСАЕВ: Нет, разумеется. Плавание через Атлантику было делом опасным, и, правда, не очень большой процент, меньше десяти процентов было потеряно. Некоторые конвои даже были разгромлены, например PQ-17, и несколько сотен танков пошли на дно Атлантики и были для нас потеряны.
КОМОЛОВ: А вместе с техникой приезжали специалисты? Потому что техника другая, новая, а учитывая, что у нас, я думаю, людей не хватало квалифицированных, тех же пилотов, танкистов и так далее, приезжали ли люди, которые обучали?
ИСАЕВ: Прибывала документация. То есть, считалось, что танкистов мы учим сами, пилотов учим сами, поэтому имелась документация на русском языке, которая иной раз издавалась в США, и по ней эту технику изучали и сами уже осваивали. Поэтому были и какие-то инциденты, связанные с недостаточным знанием, и смелые эксперименты √ например, ╚виллис╩, такой маленький на самом деле внедорожник по американским меркам, у нас к нему пытались цеплять различные орудия. Эксперименты закончились на том, что прицепили зенитную пушку – такую телегу на четырех колесах, и у него разогнулся крюк. На этом эксперименты со сцеплением таких орудий прекратились. Итак, эту технику получали, выясняли ее реальные возможности в испытаниях и использовали уже самостоятельно.
Слушайте аудиофайл.
Шоу Комолова и Шелест. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Маяк. 55 лет