Шоу Комолова и Шелест Аркадий Укупник о музыке в кино

18 июня 2010, 13:05

Персоны

КОМОЛОВ: В студии появился заслуженный артист России, композитор, певец, продюсер Аркадий Укупник. Аркадий, добрый день.
УКУПНИК: Добрый день, Антон.
КОМОЛОВ: Вопрос, который Ольга Владимировна Шелест, отсутствующая сегодня (в поездке по регионом находится она).
УКУПНИК: Надо было ее в удаленный доступ. Как-то хоть поздравила. В общем, я пришел.
КОМОЛОВ: Из-за нее только. Спасибо.
УКУПНИК: Нет, из-за ее красивых глаз, в общем-то. Это основное. С тобой-то мы всегда можем по телефону поговорить. А она так занята?
КОМОЛОВ: Летит в самолете сейчас, наверное, где-то.
УКУПНИК: И куда она летит?
КОМОЛОВ: Да черте-куда, честно говоря. Но попросила уточнить. Говорит: "Спроси, пожалуйста, когда Аркадий Укупник вернется на сцену в качестве исполнителя?" И, кстати, она не единственная, кто этот вопрос задает. У нас с помощью смсок на форуме слушатели тоже присылают вопросы. И такие вопросы появлялись. Будет ли такое возвращение именно Аркадия Укупника?
УКУПНИК: Триумфальное чтобы? Хотелось бы.
КОМОЛОВ: Триумфальное, да. Сейчас ведь модно. Мы как раз говорили в предыдущем часе. "Police" возвращались с музыкой. "A-ha" сейчас распадаются. Но мы предполагаем, что через 5-7 лет вернутся.
УКУПНИК: Ну, да. В общем, я понимаю тех радиослушателей и телезрителей, которые хотят увидеть своего некогда, часто появляющегося, но до сих пор любимого артиста. Я, дорогие слушатели, вас понимаю. Но есть некоторые технические сложности, потому что, в общем-то, жизненные какие-то пристрастия уже, потому что артист с возрастом немножко хочет еще чего-то попробовать. А когда начинает что-то пробовать, у него, естественно, времени не остается на прежние занятия. То, что вы имеете в виду, – появление на сцене с новыми песнями. Плюс появляются другие артисты, дорогие радиослушатели. Вы к ним присмотритесь. Может, вы найдете какие-то знакомые черты мои у кого-то. Кто-то поет тоже смешные песни. И полюбите. А я, конечно, постараюсь появиться. Но жизнь так устроена, что она идет независимо от того, хотим мы чего-то или не хотим. Но, тем не менее, я бесконечно рад тем вопросам или почему меня нет, значит, вы меня ждете, вы меня любите. У меня еще всегда есть шанс к вам приехать в ваш город и зажигать на какой-нибудь из концертных площадок. И я сделаю это с удовольствием.
КОМОЛОВ: А по поводу того, что занимаетесь другим. Сейчас, я так понимаю, основное, ну, наверное, основное – это музыка к кино, да? Музыка к фильмам? Как-то так неожиданно, я посмотрел, и фильмография достаточно большая. Уже штук 8, по-моему, картин. Там и "Сволочи", и "Любовь-морковь", и "Черная молния", недавно вышедшая. Почему вдруг решили музыку для кино писать?
УКУПНИК: Я, честно говоря, в своей жизни никогда ничего не решал. Все как-то шло само собой. Иногда мне удавалось вовремя оказаться в нужном месте. И что касается кино, наверное, произошло то же самое. Я уже эту историю рассказывал. Я не предполагал никогда писать музыку к кино. И мне казалось, что это достаточно сложно и требует дополнительных каких-то вообще знаний, которые мне сейчас приходится приобретать, в том числе.
КОМОЛОВ: Полноценная музыка к кино – не просто песни к фильму, которые в качестве саундтрек, а музыкальное оформление?
УКУПНИК: Да, это полноценная, в том числе и симфоническая. Ну, долгий разговор про киномузыку, я думаю, не очень интересен радиослушателям, потому что все-таки┘
КОМОЛОВ: Очень специальный?
УКУПНИК: Да, он специальный. И все-таки люди, которые смотрят кино, они запоминают музыкальный ряд все-таки по саундтреку. Модное слово. А саундтрек – это просто некая заглавная песня, которая остается после фильма. Фильм уже забылся. А песня все звучит. И поэтому, ну, конечно, и бывают какие-нибудь гениальные мелодии, которые остаются после фильмов. Но это большая редкость. И поэтому, что касается музыки к кино, я могу просто сказать, что случайно я, как всегда, попал в эту историю. Вовремя поехал по нужной улице, встретил своего приятеля, кинорежиссера Севу Плоткина, который куда-то бежал на очередные съемки. И я, так сказать, ни о чем не подозревая, говорю: "Сев, ты куда бежишь? Кино снимать?" – Он говорит: "Да". – Я просто так сказал: "Ну, давай я тебе музыку напишу". Не догадываясь ни о каких последствиях в этот жаркий июльский день, года четыре назад это было. Он так остановился и сказал: "Позвони мне". А делать было нечего, было лето, ни концертов, ничего, как-то так все. Я ему позвонил, приехал, он мне дал картину 30-минутную. И такая состояла из всяких новелл. И сказал: "У тебя есть две недели". И с этого все и началось. Картина, кстати, до сих пор не вышла. Я даже не знаю ее судьбу, но она мне очень дорога. Потому что после нее уже я вдруг понял, что, в принципе, это, во-первых, интересно. Во-вторых, что я, в принципе, могу этим заниматься.
КОМОЛОВ: Ну, и, наверное, хорошо – не сразу в полный метр, из огня да в полымя бросаться, скажем так. А обкатать, поскольку все равно для любого композитора чуть-чуть новое.
УКУПНИК: Дело в том, что полный метр и сериалы, так называемые, это два абсолютно разных подхода к написанию музыки. И я глубоко уверен, что никогда, работая на сериалах, ты не приблизишься к полному метру. Потому что немножко другой подход. Либо ты занимаешься полным метром┘ Но из полного метра ты можешь уйти в сериалы. А из сериалов достаточно сложно.
КОМОЛОВ: Но все равно человек, ведь если он, скажем так, профессиональный, мастеровитый, наверное, может, он и так, и так себя настраивать?
УКУПНИК: Ну, настраивать себя можно, как угодно. Главное, чтобы тебе это было интересно. Честно говоря, сериалы работать не очень интересно. А полный метр – гораздо интереснее.
КОМОЛОВ: Давайте послушаем песню. Александр Рыбак – "Я не верю в чудеса", заглавная как раз композиция к фильму "Черная молния", недавно вышедшему. И вы композитор этой песни, да?
УКУПНИК: Я композитор и даже практически автор слов.
КОМОЛОВ: Заглавную песню из фильма "Черная молния" исполняет Александр Рыбак. И за эту песню Александр Рыбак был награжден "Серебряной калошей". Я не помню, как расшифровывается песня. В общем, нашли схожие моменты в этой песне, и в песне "Aerosmith". И я читал, что вы очень благородно вступились за Александра Рыбака и сказали, что "он тут ни при чем, он только исполнитель, а песня моя".
УКУПНИК: Ну, я, конечно, хотел получить свою порцию славы на "Серебряной калоше". Но ничего не получилось. У нас как всегда. Мне вообще везет с этим. Потому что уже с тех пор, как я работаю в кино, четыре песни уже номинировались, как бы саундтреки из фильмов "Любовь-морковь 1", "Любовь-морковь 2", значит, фильм "Сволочи", исполнение Лигалайза. И, наконец, Рыбак. Все они в номинациях. Ничего, конечно, я не получал. Но постоянно там путали автора. На "Любовь-морковь 2" почему-то в номинации поставили песню из первой "Морковки". И вдруг все поняли┘ Я говорю: "А как же вы голосовали, друзья, когда вы все время крутили песню другую?" Что касается песни Рыбака, то с ней тоже была очень тяжелая ситуация. Ее долго и мучительно принимали, утверждали, пока ни прилетел Тимур Бекмамбетов и сказал, что: "Вы что, ребята? Лучшей песни у вас не будет!" И она, в общем-то, стала. А потом началась ситуация с этой "Серебряной калошей", когда я вдруг прочитал об этом в Интернете и понял, что меня опять незаслуженно обошли. Я же хочу выйти на сцену, сказать шутку какую-нибудь, позвонить "Aerosmith", сделать прямой или какой-нибудь телемост, чтобы парень там сказал, какой я молодец, умудрился на его, так сказать, ниве что-то там похожее сочинить.
КОМОЛОВ: Но, действительно, есть похоже и по мелодии. Но, мне кажется, даже больше она по аранжировке похожа.
УКУПНИК: Ну, в данном случае композитор не должен оправдываться. Просто, если говорить серьезно, то все баллады приблизительно делаются в одном ключе.
КОМОЛОВ: По одним лекалам, законам, да?
УКУПНИК: Ну, не по одним лекалам. И ту схожесть, которую там уловили из четырех нот в начале песне, они замечательно укладываются. Я видел, слышал даже смонтированный трек и отзывы блогеров, которые говорят: "Надо же, человек умудрился сделать песню, похожую на "Aerosmith". Это большой комплимент.
КОМОЛОВ: А вообще, в принципе, наверное, для того, чтобы написать музыку, не похожую ни на что, не нужно вообще ничего слушать. А вы же что-то слушаете в обычной же жизни?
УКУПНИК: Нет, что касается этой песни, я, естественно, ничего не слушал, потому что у меня были слова придуманы. И когда ты делаешь наоборот, допустим, пишешь музыку, а потом к ней приделываешь слова, то, возможно, что-то ты где-то как-то┘ А так ты просто работаешь со словами. И то, что там какой-то отзвук и какой-то где-то┘ Вообще, признак хита, что то, что где-то я его уже слышал.
КОМОЛОВ: Узнаваемость такая.
УКУПНИК: Да, узнаваемость. Поэтому я вообще горжусь этой песней и тем, что с ней происходит. Но жалко, что она, опять же, была номинирована как лучший саундтрек на МУЗ ТВ. Естественно, я ничего не получил, получил Филипп Киркоров с песней из "Любовь в большом городе".
КОМОЛОВ: Это я пропустил, к сожалению, эту картину.
УКУПНИК: "Просто подари мне один только взгляд". Ну, тоже неплохая песня. Но, опять же, я остался номинантом. А так, если бы мне что-то еще вручили бы, и я, как Сандра Баллок, уже получил бы и "Оскара", и "Малину".
КОМОЛОВ: Ну, да. А вообще, в принципе, если говорить про то, что слушаете, наверняка ведь что-то дома для себя, для души? Не по работе, а так, для удовольствия.
УКУПНИК: Если честно, то практически не слушаю. Потому что я слушаю только, если, грубо говоря, если музыка к кино, появляется какая-то картина. Естественно, я отсматриваю┘
КОМОЛОВ: То есть, уже профессиональное ухо, профессиональный взгляд?
УКУПНИК: Я отсматриваю картины в этом же жанре. Отсматриваю какое-то количество картин и смотрю музыкальные решения, как это сделано. Но картины, естественно, западные. И то, что, в общем-то, я тяготею к написанию такой музыки, которая делается в Голливуде.
КОМОЛОВ: Приходят вопросы от наших слушателей к Аркадию Укупнику. Такой: "Аркадий, для кого из наших музыкантов вы мечтали бы написать песню?" Прям, именно мечтали бы. Есть ли такие?
УКУПНИК: Ну, хороший вопрос и слово "музыкант". Потому что я сам считаю себя музыкантом, прежде всего. И у меня когда-то был проект, назывался он "Укупник ин рок". То есть, я вдруг подумал: неплохо бы мне написать песни для всех рокеров. Ну, или для тех, кто как бы исполняет альтернативную музыку. И я это сделал. А потом пошел с этими песнями к исполнителям. Но наткнулся на вежливый отказ. А песни эти существуют. И, может быть, когда-нибудь кто-то их и споет.
КОМОЛОВ: А чем мотивировали? Что сказали? Почему нет?
УКУПНИК: Ну, чисто политически. У меня замечательные отношения и с "Би-2", и с Илюшей Лагутенко и, не знаю, "Агатой Кристи".
КОМОЛОВ: То есть, они просто боялись, что их поклонники скажут: "Эх!"
УКУПНИК: Но вопрос же может быть, если бы это был какой-то проект, который был поддержан каким-нибудь из каналов, допустим. Я, конечно, не Алла Борисовна, но музыканты с удовольствием спели.
КОМОЛОВ: Ну, да, как Алла Борисовна, кстати, сделала. Ее песни спели рок-группы разные.
УКУПНИК: Да. Тем более, песни эти абсолютно, как говорят, попсовые. Но музыканты проявили уважение. Плюс, это была акция организованная. А тут были написаны песни специальные в стиле этих определенных групп. Но, в общем, не хватило мне выдержки. Потому что, если ты затеваешь какой-то проект, ты должен его пробить. Я добил его процентов на 30, потому что сделал песни, штук, наверное, 15. И пошел предлагать скромно, в коридорах ловить артистов. Артисты брали кассеты, диски. Потом я им звонил: "Алло, Илюш. Ну, как тебе песня?" Ну, и потом это все вежливо спускалось на тормозах. К большому моему сожалению.
КОМОЛОВ: А вообще, в принципе, вы же пишите для музыкантов? Или сейчас вы только сосредоточены на кино? Потому что раньше, я знаю, что вы и для Пугачевой, для Ветлицкой, Овсиенко, Шуфутинского, ваши песни исполняли.
УКУПНИК: Да, это была такая эстрадная карьера моя как композитора. Она как бы была на каком-то пике. А потом, естественно, появляются новые авторы. А наши артисты, они хотят все время быть на пике, им нужны хиты. И они уже не ждут хитов от человека, с которым они много лет уже. Ждут какого-то новенького. Появляется какой-нибудь человек, который вдруг выпустил 5 хитов. К нему все сразу. Это, как рынок, знаете.
КОМОЛОВ: То есть, ну, такая мода, опять же.
УКУПНИК: Это мода, рынок, кто сколько продержится. Но это не говорит о том, что те люди, песни которых не появляются на эфире, они не могут это писать. Мне нравится, когда Юрия Антонова спросили: "Почему вы не пишите новых песен?" Мне понравился ответ, он сказал: "Новые песни пусть пишут те, у кого старые плохие".
КОМОЛОВ: Я, кстати, слышал, что Юрий Антонов вообще отдельный человек, потому что он в какой-то из программ говорил, что "у меня этих новых песен на несколько альбомов в ящике стола лежит, но из-за пиратов, из-за всего прочего, это тоже мне не хочется".
УКУПНИК: Ну, я не знаю. Но мне ответ Юрия Михайловича очень понравился. Хотя ко мне он не имеет никакого отношения. Я – действующий автор. И когда нужно, и это доказывают те саундтреки, которые┘ Это тоже выходят песни в исполнении известных артистов. И к фильму "Любовь-морковь" Кристины Орбакайте. Потом вторая Гоши Куценко с Кристиной, замечательная пеня-дуэт. Потом была песня в фильме "Индиго", исполняла Юлия Савичева. И это все коммерческие нормальные песни. Опять же, Рыбак. То есть, я-то в строю. И, если нужно, я делаю любую песню. Если нужно написать роковую┘ Профессия кинокомпозитора как раз очень располагает. Ты должен быть таким прикладным человеком. Тебе режиссер заказывает в любом стиле. Тебе нужен рок-н-ролл – рок-н-ролл, тебе нужно какой-нибудь┘ Говорит: "А здесь мне что-нибудь┘ "
КОМОЛОВ: А режиссер направляет вообще композитора?
УКУПНИК: Конечно, конечно.
КОМОЛОВ: Или он дает: смотри, видеоряд.
УКУПНИК: Он дает, так называемый, референс. Либо он вообще монтирует под какую-то музыку и потом к ней настолько привыкает, смонтировал под Вивальди и говорит: "А мне сейчас что-то типа Вивальди". И что с этим делать? И ты открываешь учебник симфонической музыки, чешешь затылок и начинаешь идти в первый класс в свои годы.
КОМОЛОВ: А, кстати, о симфонической музыке. Сегодня такая новость пришла про Пола Маккартни. Ему заказали музыку для балета. Это, в принципе, не первое такое его сотрудничество с классической музыкой. Он в свое время писал "Ливерпульскую ораторию" в честь 150-летия оркестра Королевской филармонии и так далее. Вам такие большие, именно классические симфонические формы?
УКУПНИК: Я бы не стал себя причислять к мастерам большой симфонической формы.
КОМОЛОВ: Как опыт. Может быть, мюзикл.
УКУПНИК: Мне очень нравится ответ Пьера Ришара, когда я у него спросил, сказал: "Ты так здорово танцуешь", он сказал: "Я очень здорово танцую, но очень недолго". Поэтому, что касается больших форм, знаете, я знаю себе цену и знаю, в общем-то, созданные другими великими симфоническими авторами такие произведения, против которых тягаться с ними тяжеловато будет. И, в принципе, сейчас не та атмосфера, нет┘ Эра классических авторов, к сожалению┘ Есть, конечно, сейчас новые композиторы замечательные, но это абсолютно другая музыка.
КОМОЛОВ: Спасибо большое. Будем тогда ждать киноработы. Есть что-то, что в работе, что выходит, скажем так, на экраны, на что обратить внимание?
УКУПНИК: Есть, конечно. Сейчас как раз вышел недавно фильм "Ирония любви", где ваш покорный слуга был композитором. И тут же уже практически смонтирован, я надеюсь, долгожданная картина "Любовь-морковь 3", которая будет выходить под Новый год. Но она уже в работе. Уже существует монтаж. И там появились новые герои. К нашим героям приехали родители, которые играют┘
КОМОЛОВ: И они теперь уже пожилыми будут?
УКУПНИК: Которых играют замечательные Владимир Меньшов и Лия Ахеджакова. И это очень смешно, это здорово. Это другая картина. И я надеюсь, что она┘ Мне, например, очень приятно сейчас над ней работать, потому что очень смешно, очень люблю этих актеров, и хороший сюжет.
КОМОЛОВ: Но будем ждать тогда. И теперь я призываю наших слушателей кино не только смотреть, но и слушать. Тем более, мне кажется, вдвойне интересно, когда знаешь, что приложил руку композитор. Спасибо большое. Аркадий Укупник был у нас в гостях, композитор, заслуженный артист России. Спасибо, Аркадий.
УКУПНИК: Спасибо.

Слушайте аудиофайл.

Шоу Комолова и Шелест. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация