Картинка

Центральный комитет Дмитрий Глуховский в гостях у Владимира Аверина и Никиты Белоголовцева

14 июля 2010, 15:05

Персоны

АВЕРИН: У нас в гостях человек, который едва не разрушил мою семью. Потому что всякий раз, когда Ира начинает мне рассказывать, какой это замечательный, талантливый, удивительный человек - Митя Глуховский, я, естественно, напрягаюсь. Но вот да┘ Здравствуй, Митя. Рад видеть на самом деле.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Здравствуй, Володя. Я пришел окончательно разрушить твою семью, потому что я принес с собой еще одно убедительное доказательство.
 
АВЕРИН: Нет, ты знаешь, уже как-то я сумел найти противоядие. Я думаю, что теперь это просто ее порадует, ну и меня, естественно, тоже как читателя твоих книг, но не нанесет никакого непоправимого ущерба семейному счастью.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Хорошо. Я и не ставил себе, в общем, такой цели. У меня другие цели. Наша цель - коммунизм вообще.
 
АВЕРИН: Но тем не менее ты принес новую книжку обещанную.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Я принес новую книжку... Обещанную кому?
 
АВЕРИН: Ну, в нашем эфире когда-то обещал, что придет час┘
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да, действительно, пришел к вам не с пустыми руками, что называется. Вышла новая книга, называется ╚Рассказы о Родине╩. Принес два экземпляра - тебе и Никите, сейчас подпишу. И с удовольствием расскажу. Ну, ты, сразу видно, что не учил уроки и не знаешь, что спрашивать. Поэтому придется самому рассказывать об этой книжке с самого начала.
 
АВЕРИН: Что? Я все жду, пока ты поставишь какую-нибудь точку хотя бы. Потому что это ╚люблю цезуру на второй стопе╩, знаешь, когда вот этот забор воздуха, а потом где-то там точка и начало┘ Я знаю, что спрашивать. Про книжку я хочу сначала услышать. Потому что когда это все намечалось, то ты так как-то юлил, мутил и говорил, что, конечно, это рассказы о родине, но не совсем чтобы вот о родине и не совсем чтобы рассказы┘ Интриговал сильно много у нас в эфире.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да? Было такое?
 
АВЕРИН: Было, да, было.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Я тогда уже анонсировал? Это полгода назад было, наверное.
 
АВЕРИН: Ну, ты анонсировал, но интриговал страшно.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Закидывал уже сети тогда своим преданным читателям.
 
ГЛУХОВСКИЙ: И вот сейчас пришло время вытянуть невод и золотую рыбку извлечь.
 
АВЕРИН: Ты про нашу родину рассказываешь?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да, безусловно, рассказы о нашей родине.
 
АВЕРИН: Хороший вопрос: про чью родину?
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: А про чью это родину ты написал книжку?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Значит, я написал рассказы именно о нашей родине. Книжка такая, обложка стилизована под рассказы о пионерах-героях, она черная, с красной звездой, и таким ностальгическим на ней шрифтом под ╚Всемирную детскую библиотеку приключений╩ (если помните из детства) набраны слова: ╚Рассказы о Родине╩. На самом деле книжка, с одной стороны, очень смешная, с другой стороны, немного грустная. И вообще люди, которые ее читают, иногда удивляются, как это вообще пропустили все в печать.
 
АВЕРИН: Опять антисоветчина!
 
ГЛУХОВСКИЙ: Антисоветчина, антисоветчина.
 
АВЕРИН: Господи! Только думал: лояльный человек пришел в гости.
 
ГЛУХОВСКИЙ: А у тебя до этого тоже диссиденты сидели, ты хочешь сказать?
 
АВЕРИН: Я сам такой, знаешь.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Пришел к нам в эфир антисоветчину продвигать.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Я пришел к вам эфир продвигать, дорогие друзья, именно антисоветчину. Да, книжка собственно, в отличие от всего, что я делал до сих пор, совершенно не фантастическая. Скажем так, в ней есть какая-то доля фантасмагории, сейчас я пару сюжетов расскажу, наиболее приличных, наверное, потому что далеко не все из них, к сожалению, можно в эфире радио ╚Маяк╩ рассказывать.
 
АВЕРИН: Суровый реализм.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Но тем не менее парочкой все-таки поделюсь. И книга о том, в каком состоянии страна сегодня находится. В целом ничего, конечно. Но есть пара вопросов.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Но есть над чем поработать.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Но есть над чем поработать, да.
 
АВЕРИН: Страна находится в динамическом равновесии. Она непрерывно встает с колен. Поэтому вот этот вектор ощутим, а скорость обсуждаема.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да, да. Ну вот, собственно, об этом и книжка. Состоит она из 16 новелл. Каждая из новелл посвящена какой-либо из тем, которые мне показались интересными. Книжка публиковалась частично в журнале ╚Русский пионер╩ у Андрея Колесникова. Есть такой журнал.
 
АВЕРИН: Есть.
 
ГЛУХОВСКИЙ: И как-то раз, еще на самой заре создания журнала, Андрей пригласил меня к участию в работе над журналом, так сказать, колумнистом. А среди колумнистов всякие у него занимательные есть персонажи, туда даже Путин колонку написал про то, как увольнять людей правильно. И были там и Владислав Юрьевич Сурков среди колумнистов, и всяческие олигархи типа Авена и Прохорова, которые писали на всяческие отвлеченные темы. Один про то, как он вино любит, другой - как на лыжах правильно кататься.
 
АВЕРИН: А ты решил воспользоваться случаем, поскольку они все равно читают этот журнал┘
 
ГЛУХОВСКИЙ: И нагадить им. Вот, правильно ты все понял, Володя.
 
АВЕРИН: Да. И всю правду-матку и рассказать.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Вот. Я думал: как до этих людей достучаться, как к ним обратиться так, чтобы меня охрана сразу не забрала, до того, как я успею раскрыть рот. Андрей мне предоставил чудесную трибуну, сам того не подозревая. Он мне сколько ни говорил, что формат у журнала ╚Русский пионер╩ сугубо неполитический, я, тем не менее, через какое-то время понял, что в таком формате жить невозможно. Когда тебя читают вынужденно, случайно, перечитывая свою колонку, случайно заглядывая на следующую страницу, такие люди┘
 
АВЕРИН: Вышеназванные.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да. Я думаю, надо, в общем, к ним обратиться. Ну и обратился. Соответственно новеллы достаточно злободневные, на темы, о которых ленивый, казалось бы, уже не высказался, но под особым, очень специфическим градусом и углом. Есть, например, рассказ про то, как некая газовая монополия в некой стране, похожей на нашу┘ Напрягся уже, да? Чувствуешь, что сейчас будут звонить из газовой монополии.
 
АВЕРИН: Ты знаешь, я задумался: какую именно ты имеешь в виду?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Какую именно из газовых монополий. Так вот, заключает прямой контракт на поставку газа с преисподней. И весь газ, который┘ Я жду, пока меня отсюда вышвырнут уже. Я решил: сегодня последний эфир, гулять, так с музыкой!
 
АВЕРИН: А чего это последний-то? Больше не придешь?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Нет, зовите, там еще 16 новелл, надо про каждую рассказать. Давайте я сяду и почитаю их вслух. Значит, заключает контракт на поставку природного газа с преисподней, потому что там тоже люди (ну, не люди, может быть), там тоже партнеры, скажем так, которые следят за новостями и ориентируются на внешнеэкономическую конъюнктуру. Поэтому золото уже никому не нужно, за золото душу никто не продаст, а за экологически чистое топливо, за натуральный газ - с удовольствием.
 
АВЕРИН: А, в этом смысле. Я думал, чтобы поддерживать огонь под котлами.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Нет, не мы им, а они нам.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Они нам. Откуда газ?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Оттуда.
 
АВЕРИН: А, это меняет дело.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Это такая метафора недр земли, видимо.
 
АВЕРИН: Нет, я-то решил, что как раз эта неназванная монополия поставляет им газ, чтобы они там огонь поддерживали.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Да, я-то тоже понял, чтобы у них там было тепло, жарко, и поджаривали они всех.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Нет, неправильно. У них и так все нормально. Неназванная монополия приобретает у них газ по сдельным ценам, а за это выполняет некоторые взятые на себя обязательства.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: А действие происходит в некоторой абстрактной стране?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Похожей на нашу.
 
АВЕРИН: А преисподняя похожа на Туркмению, видимо. Потому что именно там неназванная монополия берет газ и принимает на себя некие обязательства.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Ну, Туркменистан вообще занимательная страна, кстати, похожая на разные места. Здесь вот книжка открывается словами: ╚Все имена героев, организаций, компаний и государств в этой книге являются вымышленными, и совпадение их с именами и названиями реально существующих людей, организаций и государств случайно╩.
 
АВЕРИН: И ведь не подкопаться!
 
ГЛУХОВСКИЙ: Поэтому ни в коем случае не стоит думать, что ФСБ - это федеральная служба безопасности. А там есть рассказ про эту организацию. Не стоит думать, что Москва - это Москва. Это ни в коем случае не Москва, это просто город, несколько похожий на Москву. А Россия, разумеется, это не Российская Федерация. И другие всякие политики, упоминаемые в передаче┘ в передаче не упоминаемые, а вот в книге √ да, разумеется, это просто случайные совпадения. Потому что иначе, я боюсь, что действительно не миновать каторги. Вот. Ну а раз уж так все сказано, я думаю, что никто и не подкопается.
 
АВЕРИН: Вот как изменились времена. А еще буквально лет 30 назад или 40 даже, чтобы быть уже совсем объективным┘
 
ГЛУХОВСКИЙ: Никакая надпись бы не помогла.
 
АВЕРИН: Конечно, да.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Вот, мы живем  в свободной стране. Смотри, пришел на радио ╚Маяк╩ рассказывать про книжку.
 
АВЕРИН: Тут песню надо петь на самом деле, пока я просмеюсь. Я вот распахнул книжку, она сама (как всегда бывает, когда берешь книжку в руки) распахивается на рассказе под названием ╚Главные новости╩.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Мне кажется, там закладка. Потому что я распахнул сейчас, пока вы говорили, и открыл именно там же.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Я думаю, что это ровно середина книги просто-напросто.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: У вас на какой странице?
 
АВЕРИН: На 185-й.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: У меня на 201-й.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да, длинная какая новелла, видите?
 
АВЕРИН: Но это может быть потому, что для нас обоих это, в общем, такая тема животрепещущая.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да, это новости, информационное вещание. Учитывая, что я вообще-то сам журналист-информационщик и телекорреспондент, и радиоведущий когда-то давно был┘
 
АВЕРИН: Не бывает бывших радиоведущих.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Их не демобилизуют, правильно. Вспомнил весь свой опыт, связанный с информационным вещанием, и частично им поделился, немного обстебав, в паре новелл, вошедших в ╚Рассказы о Родине╩. Вот ╚Главные новости╩ - это душещипательная история о том, как на третьем транспортном кольце в адской пробке осенью садится огромный вдруг летательный корабль пришельцев размером со стадион ╚Лужники╩. И прямо в этом месте в пробке оказывается корреспондент главного канала, и прямо со спутниковой антенной. И тут ровно под 9-часовой выпуск новостей вечерний. И вот сейчас на всю страну можно это показать. И корреспондент вообще-то ехал на заседание Госдумы по уборке палой листвы. И выясняется, что вот у него есть шанс наконец стать настоящим. Вот у него скуп, что называется у журналистов, редкий эксклюзивный репортаж, который сейчас может изменить всю его жизнь и превратить его в звезду, как случалось неоднократно в истории отечественного и зарубежного телевидения. И он разворачивает эту спутниковую антенну, звонит в студию и говорит: сейчас вот здесь прилетели инопланетяне, прямо на третьем кольце, вот тут огромный космический корабль размером со стадион ╚Лужники╩. И вдруг выходит пришелец, подходит к нему и говорит: ╚Мы летели к вам 10 тысяч лет, у нас очень важное послание для земной цивилизации. И у нас ровно есть полчаса, потому что обратно потом схлопнется эта пространственно-временная дыра, сейчас весь энергетический потенциал нашей планеты работает на то, чтобы удержать это все. Полчаса есть!╩
 
АВЕРИН: Я себе представляю, что творится на телеканале в это время.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да. И вот начинается выпуск новостей, ему говорят: да-да, мы поняли, зеленые человечки, сейчас поставим тебя. Первая новость идет про то, как премьер-министр приезжает разруливать всю ситуацию в Пикалево. Ну, это очень важная новость, понятное дело, Пикалево, там потенциальные какие-то социальные непорядки и так далее. Ну, там отшлепал офицерским ремнем олигарха какого-то, выпорол, сказал, чтобы больше так не делать. Олигарх взял под козырек и сказал: больше не буду. И корреспондент говорит: сейчас? - Нет, подожди, сейчас мы про премьер-министра сказали, надо про президента сказать. И дают вторую новость про президента, про то, как президент приезжает к морякам-балтийцам и обещает им дать квартиры, потому что Балтийский флот - опора российской государственности, как известно. Значит, раздает им всем квартиры. И корреспондент говорит: ну, сейчас? Инопланетяне начинают уже нервничать, потому что пора улетать. Ему говорят: да-да, подожди, понимаешь, тут показали президента, а про премьер-министра еще очень важный сюжет, как он пришел в школу и сказал, что ни в коем случае нельзя переписывать историю. Ну, это очень важно, согласись, действительно очень важная история, мы должны немножко тебя подвинуть вниз по верстке, попозже выйдешь ты в эфир со своей историей про инопланетян. И потом действительно достаточно большой сюжет идет про то, как премьер-министр школьникам, что вот, надо помнить про Великую Отечественную войну, ни в коем случае мы не позволим всяким там ренегатам┘ и так далее, и так далее. И тут уже вроде бы должны поставить этого корреспондента несчастного с третьего кольца с этим огромным кораблем пришельцев, как ему редактор говорит: понимаешь, какой-то перекос уходит немножко в сторону премьера, надо же пополам чтобы было - премьера и президента - в новостях. Поэтому вот новость про то, как президент посещает выставку породистых жеребцов. В общем, как бы это не очень важный сюжет, но надо просто сбалансировать. И вот дают этот сюжет, а потом говорят: слушай, извини, все, выпуск закончился, не попало. А сейчас у нас хроника убойного отдела или чего-то такое, а ты┘
 
АВЕРИН: Да-да-да. А ты их запиши на всякий случай, может быть┘
 
ГЛУХОВСКИЙ: Ну, прости, понимаешь┘ И он такой весь обтекает и говорит: ну как же так, это же был шанс в моей жизни! Ему говорят: старик, ну сам понимаешь, были важные новости. И корабль пришельцев улетает, и он ничего не успел записать. И под конец ему редактор, который его вот так вот подставил, говорит: слушай, ты не расстраивайся, ладно, завтра хочешь с премьер-министром на шарикоподшипниковый завод поехать? И этот не верит, плачет от счастья и говорит: просто фантастика какая-то, конечно, хочу!
 
АВЕРИН: Ой, я плакать сейчас буду просто.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Ну, это, в общем, один такой достаточно невинный рассказ. Рассказ называется ╚Главные новости╩. Есть еще 15 других таких же бодрых, веселых и достаточно старательно выписанных рассказов-новелл. Все они друг с другом соединяются в некую общую реальность, в некую общую канву. То есть, это даже не сборник рассказов на самом деле.
 
АВЕРИН: Нет, после этого рассказа уже все поняли, что это как раз фантастическая книга, не имеющая никакого отношения к нашей реальности.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да. У меня, кстати, есть фантастический рассказ про единственного на всю страну честного милиционера.
 
АВЕРИН: Вот даже как!
 
ГЛУХОВСКИЙ: Фантастика.
 
АВЕРИН: Да. Но новая книга - это не единственная тема, которую мы хотели затронуть в разговоре с Дмитрием Глуховским. Мы поговорим и о других аспектах его разносторонней и столь увлекательной жизни.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Мить, хотелось бы поговорить не только о новой книге, потому что, если мы продолжим о ней разговаривать, мы не успеем больше обсудить абсолютно ничего.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Я с удовольствием поговорю обо всем остальном.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: На нашем форуме и СМС-портале синхронно задают вопрос: будет ли сниматься фильм по книге ╚Метро 2033╩?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Что касается фильма по ╚Метро╩, то работу мы ведем, пытаемся вести переговоры, идут переговоры с американскими кинопродюсерами. Было достаточно много заинтересованных, в особенности после выхода компьютерной игры, которая на Западе стала определенным успехом, нельзя сказать, чтобы оглушительным, но, безусловно, успешным проект получился и привлек к себе людей, в том числе, и в Лос-Анджелесе. То есть, с момента выхода игры два или три раза мне еще новые предложения были от каких-то там студий или продюсеров.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Какое-нибудь крутое имя не назовешь, чтобы мы упали на спину и лапками забили в воздухе беспомощно?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Нет, ну,  это будет просто пустой триндеж, если я сейчас будут говорить до подписания чего-либо. В общем, все нормально. Партнеры, с которыми я собираюсь все это пытаться продвигать вперед достаточно серьезно, у них есть опыт больших крупнобюджетных фильмов и я надеюсь, что им дадут денег. Потому что, как получается, сначала тобой заинтересовывается кинопродюсер, он  организует так называемый предпродакшн, предпроизводство развития всей этой истории, пишутся сценарии, после этого надо под сценарий получить согласие какого-то режиссера и деньги. Вот этот этап еще не пройден, нет еще согласия никакого режиссера и нет денег. То есть, заинтересовавшиеся партнеры в Соединенных Штатах есть, а денег нет. Поэтому на данном этапе может все просто рухнуть, свалиться, как карточный домик, и чего я буду.
 
АВЕРИН: А народный проект, нет?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Собрать с мира по копеечке? Собрать миллиард по копеечке.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Сразу видно,  бизнесмен в Мите проснулся, потому что я бы не удержался сказать, что, ну, я тут разговаривал со Спилбергом, он, в целом, заинтересовался.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Нет, это не бизнесмен во мне проснулся, это проснулся суеверный человек, который боится сглазить. Потому что я сейчас что-то скажу, а потом ничего не получится. У меня такое в жизни бывало иногда, что я раньше времени начинал всем рассказывать, о чем-то трубить, а потом это все не случалось, и я кусал себе локти. Здесь исключительно из тех соображений, чтобы не сглазить.
 
АВЕРИН: Но, с другой стороны, получился проект, в который я, например,  честно говоря, не верил, когда ты про это рассказывал, по  поводу этой серии книг, другие люди пишут свои книжки как бы, мне казалось. Ну, есть писатель Глуховский, он написал, остальные как бы под него, кому это надо, пойдут туда люди.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Рассказываю. Сейчас ты говоришь, видимо, о серии ╚Вселенная Метро 2033╩, концепция которой была в том, что про постядерный мир, который был главной реалией романа ╚Метро 2033╩ и ╚2034╩, описывают другие авторы. И соответственно все это издается в серии  ╚Вселенная Метро 2033╩, книжки там выходят приблизительно у нас сейчас раз в месяц, как журнал ╚Мурзилка╩, и все они друг с другом, при этом, согласованы. Действия разворачиваются не только в Москве, но и в других городах. Две книжки вышло про Петербург, одна называется ╚Питер╩, а другая называется ╚К свету╩. И продолжают выходить. Сейчас люди пишут про Новосибирск, про Дальний Восток, про Самару, двое авторов пишут про Киев, один про Минск, и все это будет с какой-то периодичностью, приблизительно раз в месяц издаваться. Новые будут книги, разумеется, про Москву, про Калининград и так далее. Есть даже роман про то, как на Севере парень из малочисленной народности саамы едет  на оленях из своего села (сёла у саамов называются сыты, это я все узнал буквально сейчас)  к городу Полярные Зори, который упоминается в романе ╚Метро 2034╩, где единственный на тысячу километров вокруг источник электроэнергии, работающая атомная электростанция. И вот он туда едет, как единственный оплот цивилизации, пробирается через выжженную радиоактивную пустошь и мутировавшую тайгу. И причем все это в 2033 году, все это в едином согласованном мире, герои иногда встречаются у разных писателей, пересекаются и все это складывается в огромный такой пазл, задача которого, вообще, стать картой мира.
 
АВЕРИН: Подожди, все равно главный для меня вопрос, кто эти люди, которые пишут?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Есть два типа этих людей, одних, поскольку это совместный проект мой с издательством ╚АСТ╩, часть людей нашли на всяких ╚Самиздат.ру╩, на ╚Прозе.ру╩, издательства. Я стараюсь не брать в проект профессиональных авторов-наемников, которым все равно, про что писать,  надо про космос серию - я напишу про космос, надо про эльфов - про эльфов. Мне очень хочется, чтобы те люди, которые, действительно, прониклись атмосферой, прониклись идеей этого мира, принимали  участие в проекте. И, что намного более интересно, мы издаем в этой серии авторов, которые, вообще, не профессиональные писатели, которые на портал ╚Метро 2033.ру╩, официальный сайт этого проекта, присылают свои истории, публикуют свои романы. Другие читатели голосуют ╚за╩ или ╚против╩, в зависимости от этого они  поднимаются в лучшей сотне, те, кто попадает в пятерку, получают шанс издаться на бумаге.
 
АВЕРИН: У тебя нет опасения, что графоманы одолеют в итоге? Все равно, если я беру книгу в руки, я хочу, чтобы это была литература, чтобы это был язык, а здесь вот эта опасность того, что┘
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Помимо единства героев. То есть, понятно, люди выучили героев, придумали, как он пересекается с другим автором, но┘
 
ГЛУХОВСКИЙ: Здесь очень жесткий отбор, разумеется. Попадание в пятерку не гарантирует издание. То есть, в любом случае, я играю очень активную роль в этом проекте, являюсь его креативным  куратором, координатором, и, во-первых, я выбираю тех авторов, которые будут или не будут издаваться, согласовываю с ними содержание, суть их романов, иногда высказываюсь и помогаю что-то сделать, иногда критикую, и прочее, в интерактивном режиме. Потом работаю с ними  во время написания, и потом, когда книга готова, не просто читаю ее, а читаю, редактирую, иногда вмешиваюсь, запрашиваю их согласие, изменяю частично, может быть, привожу их в соответствие со ╚Вселенной╩, потому что не все знают, что происходило во всех предыдущих книгах, и так далее. То есть, принимаю очень активную роль, бывает, приходится править язык достаточно часто, практически всегда, на самом деле, потому что авторов много начинающих, и раз уж я взялся за эту неблагодарную  с точки зрения труда задачу, надо как бы тянуть уже лямку. Поэтому очень много работы, и у меня работа не только по движению или по координации, но и редакторская просто работа, достаточно напряженная, но интересная.
 
Меня бодрит очень сознание того, что мы сейчас совместными усилиями делаем то, чего еще никто, вообще, делать не пытался, потому что к участию в проекте кроме наших авторов сейчас приходят добровольно, что занимательно, авторы иностранные. Вот сейчас пишет на английском языке книгу ╚Метро 2033╩ Британия, британец, так скажем, англичанин. Действие будет происходить в Великобритании, тоже в этом же постядерном мире, и человек будет там пробираться по сюжету из какой-то шотландской деревушки в Лондон, потому что ему там что-то надо найти. И, соответственно, все это будет, уже пишется активно, я уже давал своим английским и американским друзьям почитать текст на оценку, всем все нравится, и я думаю, что, может быть, к новому году книжка будет написана, и в следующем году издана на русском языке. И также к проекту хотят присоединиться французы, итальянцы, немцы раздумывают, и так далее. Этого, вообще, никто еще никогда не делал, и для меня это очень интересный, творческий, какой-то челендж,  такую историю собрать вместе. И, учитывая, что все это начинается с русскоязычного романа, мне кажется, здесь есть какой-то повод  и для меня и для национальной гордости.
 
АВЕРИН: Это да, конечно.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Ну, по крайней мере, это спортивно, это интересно.
 
АВЕРИН: Это интересно для тебя, все равно для меня абсолютная загадка, как люди могут усмирять свое самолюбие. Но, с другой стороны, может быть, если мы берем литературу, да, есть рамки этой вселенной,  но там какое-то жанровое разнообразие. Чего больше, на что люди больше  скатываются, скажу я, не имея в виду уничижительного смысла этого слова?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Ну, вообще, концепция заключается в том, что есть просто мир, случилась какая-то ядерная война или катаклизм,  то есть, точно никогда это не объясняется, и случился конец света, и в этом разрушенном мире люди выживают, кто, как может.
 
АВЕРИН: И разные истории могут происходить, детективные, любовные, юмор может быть, все, что угодно.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да, да, так и есть. Авторы разные, у них разная совершенно ментальность, они разные люди даже те, которые сейчас принимают участие в проекте и по национальности, там есть и армяне, и грузины, и прочее, и русские, разумеется. То есть,  у каждого свои совершенно герои, с присущими только этим героям ментальностями, и каждый просто проживает вместе со своим героем маленькую жизнь в этом мире при предложенных обстоятельствах. Нет жестокого диктата по жанру. И если женщина пишет, есть женщина, которая сейчас собирается писать, то, конечно, у нее акцент на отношениях, на какой-то драме, на любовной истории, может быть. Если пишет военный, а есть военные, которые пишут, то, конечно, там акцент на экшн или на перестрелку, и как ни странно, на борьбе с фашизмом, потому что  там есть, в том числе, и фашисты в ╚Метро╩, как и в нашем обществе.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: В далеких гарнизонах под подушкой.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Так и есть,  на самом деле. В  Калининграде вот человек служит, который сейчас пишет роман к следующему, в августе выйдет в свет.
 
АВЕРИН: Хотелось бы мне прочитать новую Джейн Остин, которая погрузила своих героев не в Британскую империю, а как раз в этот постядерный мир. Пока шла реклама, я как раз говорил Мите про то, что искренне не верил в успех этого начинания по самым разным причинам, и то, что все-таки люди пишут, книги издаются и есть еще немаловажный аспект, что молодые ребята со своей первой книжкой стартуют сразу с очень приличным тиражом┘
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: С очень приличным тиражом и очень приличным промоутированием, что очень важно, чтобы этот тираж не остался на пыльных полках магазинов.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Разумеется, я, как куратор-координатор, для меня это очень личная история, это ни в коем случае никакой не конвейер, а каждый раз такая кропотливая ручная работа и для людей, которые это пишут, для которых это может стать шансом получить какой-то трамплин, и дальше свои собственные развивать истории, свои собственные миры описывать, может быть, фантастика, может быть, не фантастика, и так далее. То есть,  первая публикация всегда наиболее сложна. Потом у тебя уже есть какое-то имя, есть у тебя тоже портфолио, участие в достаточно заметном проекте,   потом  тебе намного проще со своим собственным романом придти в любое издательство и тебя издадут. Уже два или три примера есть авторов, которые издавались сначала у нас.
 
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Которые уже написали после ╚2033╩?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Да, да. У них были до этого романы, потом они написали серию,  до этого их не издавали, поскольку они написали, их заметили, сказали, да, сейчас уже имя будет на слуху, тогда мы за вас  беремся, вас будем издавать.
 
АВЕРИН: А нет ли опасности, что это замечательное дело, вот эта серия,  переписывание, редактирование, отбор авторов похоронят писателя Дмитрия Глуховского?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Ну, вот ровно, чтобы доказать обратное, я принес вам книгу ╚Рассказы о родине╩, которая вышла всего неделю назад, и над которой я работал параллельно всему этому. Для меня очень важно, конечно,  не уходить в  продюсирование, не уходить в какое-то редактирование, а параллельно все равно, конечно, писать. Если здесь, что называется челендж, креативный вызов заключается в том, чтобы все это придумать,  скоординировать и выстроить, то все равно единственным способом самореализации для меня, единственно доступным, действительно, не ремесленничеством, а каким-то таким самореализацией остается написание собственных книг. Здесь я, конечно, стараюсь, не хочу повторяться и не хочу сам возвращаться к теме ╚Метро╩,  которая хотя мне и дала какую-то узнаваемость и помогла очень сильно, но все равно, мне кажется, творчески уже не интересно самому это делать. Другим людям, которые только с этого начинают, наверное, интересно. Мне интересно им помогать,  мне интересно из этого выстраивать какую-то глобальную историю, но писать мне хотелось бы на другие совершенно темы. ╚Рассказы о родине╩ - книжка на актуальную тему,  которая меня сейчас беспокоит, тревожит, интересует.
 
АВЕРИН: ╚Рассказы о родине╩ - это сборник новелл, которые и создавались  с подачи журнального варианта, и злоба дня, и то, что думаешь по этому поводу, и формат сам небольшой. Будет ли возможность на роман?
 
ГЛУХОВСКИЙ: Я думаю, что будет, и для меня это принципиально важно, понимаешь, и для меня собственные книги это не зарабатывание денег на жизнь уже сейчас, а это все-таки возможность как-то развиваться, куда-то идти, это, наверное, пафосно очень звучит, но для меня именно суть в том, чтобы двигаться куда-то, развиваться, самовыражаться. И никакая, конечно, серия, которую пишут другие люди, этого заменить не может, и никакая работа на телевидении, у меня сейчас есть программа на ╚Культуре╩, но все равно это не то же самое. Все равно в работе ведущего больше ремесленничества, а в написании,  если ты сам пишешь, ты тоже должен это понимать, больше какого-то поиска, находок удачных или неудачных, и удовольствия даже больше, наверное. Другое удовольствие, чем работа ведущего. Работа ведущего это удовольствие, мне кажется, от общения с интересными людьми, а здесь ты выстраиваешь эти куличики из песка, и смотришь, чтобы все красиво получилось, ничего не рухнуло. Поэтому, конечно, я ни в коем случае собственные книги не брошу, не откажусь от этого ради какого-то продюсирования или координирования. Это просто  разные вещи, разные полушарии мозга задействуются, и мне, разумеется, очень важно не закостенеть и остаться именно пишущим автором.
 
АВЕРИН: Дай, бог. Тем более, что наши слушатели активно очень спрашивают в разных вариантах, но, например, а где можно будет получить книгу с автографом? Устраиваешь какие-то встречи сейчас?
 
ГЛУХОВСКИЙ: У меня прошло пять встреч в Москве на прошлой неделе и три встречи в Петербурге. В ближайшее время пока автограф-сессий не будет, может быть, в августе, когда выйдет очередная книжка из ╚Вселенной Метро 2033╩, я их сдвою, для тех, кто еще не успел  подписать ╚Рассказы о родине╩, приглашу всех этих людей соответственно и на автограф-сессию по книжке ╚Вселенная╩ под названием ╚Странник╩ и ╚Рассказы о родине╩. В живом журнале у меня будет или на сайте ╚Метро 2033.ру╩ всегда анонсируется.
 
АВЕРИН: Спасибо, Дима, удачи во всех начинаниях.
 
ГЛУХОВСКИЙ: Спасибо большое, до свидания.
 
Слушайте аудиофайл.

Центральный комитет. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация