Шоу Комолова и Шелест Доктор медицинских наук, зав. отделением пульмонологии и аллергологии Научного центра здоровья детей РАМН Ольга Симонова в гостях у Антона Комолова
6 августа 2010, 11:05
Персоны
КОМОЛОВ: В гостях доктор медицинских наук, заведующая отделением пульмонологии, аллергологии, научного центра здоровья детей Российской Академии медицинских наук Ольга Симонова. Ольга Игоревна, добрый день.
СИМОНОВА: Добрый день, здравствуйте.
КОМОЛОВ: Естественно, выглянув в окно и посмотрев, что там происходит, тема для разговора приходит сама собой. Вообще насколько сильно увеличивается количество жалоб на здоровье? И именно вот те, у кого дыхательные пути – слабое место. Насколько в такую погоду, когда дым, смог, насколько это реально влияет? Или это все-таки такой психологический фактор: дым – значит, все, я сейчас буду кашлять?
СИМОНОВА: Конечно, конечно. Абсолютно это очень актуально сегодня. Потому что плохо не только тем, кто в принципе болеет, но и здоровым людям, и детям, и взрослым, и животным. И хочется дать какие-то советы. А совет какой? Чтобы скорее все это закончилось – это проще всего.
КОМОЛОВ: Это не совет, это надежда.
СИМОНОВА: Но день начался, и, выглянув в окно, понимаешь, как тяжело людям вообще, особенно детям. Я хочу подчеркнуть как педиатр, считается, может быть, чем меньше существо, тем оно все переносит легче. Как раз наоборот. Чем меньше это существо, чем младше ребенок, тем тяжелее он переносит все эти жизненные передряги. Потому что он же маленький, он не может пожаловать, не может сформулировать правильно свои жалобы. Мама волнуется, поведение его нарушается, он отказывается от еды, он капризничает, он плачет. Появляются такие симптомы – это рвота, это понос. Казалось бы, тепловой удар и солнечный удар. О чем должна подумать в первую очередь мама? Ну какая связь может быть? Но, тем не менее, вот такие явления, они проявляются у ребенка как в стрессовой ситуации, так и при перегреве и солнечном, и тепловом ударе.
КОМОЛОВ: Давайте мы тогда, наверное, будем говорить в большей степени о детях. Но надо понимать, что все советы это по сути дела и для взрослых в том числе.
СИМОНОВА: Я думаю, да. И взрослым тоже пригодится, я надеюсь.
КОМОЛОВ: Вы знаете, я не так давно узнал, что, оказывается, у взрослого даже человека, у которого аллергии не было, аллергия может проявиться в какой-то момент уже во взрослом.
СИМОНОВА: Да, каждый человек подвержен в той или иной степени. Может это и в 20, и в 30, и в 50 лет такое случиться с человеком, что у него проявятся какие-то неожиданные аллергические реакции. Это защитная такая своего рода реакция.
КОМОЛОВ: А вот такая погода – с задымлением, со смогом – это может выступить катализатором?
СИМОНОВА: Абсолютно. Это как пусковой механизм. Вы знаете, как взорвалось что-то, организм расстроился, стресс для иммунной системы. И как пусковой такой фактор – начинается не только обострение хронического какого-то заболевания, но абсолютно нового для человека заболевания, прежде всего аллергия может проявиться.
КОМОЛОВ: И тогда, конечно, возникает сразу вопрос: как защищаться? Как защищать себя и защищать детей?
СИМОНОВА: Я думаю, что есть общего плана мероприятия. Идеальный вариант – куда-то уехать. Но, во-первых, куда? Сейчас ситуация очень сложная вообще по территории страны. Второй момент. Не все же могут себе это позволить. Следующее рассуждение – поменьше находиться на улице, находиться все-таки дома. Но то, что касается Москвы, очень сложно, дома разные. И если это кирпичный дом, то там больше прохлады и так далее. А вот современные панели – это все очень сложно. Чем меньше квартира, тем опаснее тепловое ее перегревание. Чем она больше – больше пространства. Нужно создавать какие-то, может быть, сквозняки по ходу территории. Если прямо явное такое задымление, стараться не открывать окна, двери. Поменьше двигаться, кстати, в жару рекомендовано. Ну, я понимаю, исключаю, как мы, на работе... Но, тем не менее, исключить дневные такие очень явные физические нагрузки, может быть, побольше лежать, в том числе кто сейчас на даче находится, в тени, поменьше двигаться.
КОМОЛОВ: И я так понимаю, что даже с детьми не выходить на улицу, хотя советуют, что обязательно надо с ребенком гулять.
СИМОНОВА: Ну, понятно, что во время задымления какая прогулка может быть? Конечно, нужно, может быть, какие-то марлевые шторы на окна, может быть, завесить двери. Если есть такая необходимость, и вы вынуждены выйти с ребенком на улицу, конечно, это маска. Конечно, маска должна быть современная, которая продается в аптеке, она абсолютно сегодня доступна. Но я хочу предупредить родителей, что дети очень негативно относятся к маске. Чем меньше ребенок, тем, конечно, он будет ее срывать, волноваться, она ее пугает. И вообще в обычной обстановке тяжело через маску дышать.
КОМОЛОВ: А можно попробовать превратить в игру, нарисовать на маске что-нибудь.
СИМОНОВА: Вот я как раз хотела сказать, что, конечно, играть, рассказывать, объяснять им эту ситуацию, чтобы они не боялись.
КОМОЛОВ: А нужно маску смачивать? Потому что первый совет, если вдруг где-то случился пожар, влажную тряпочку к лицу, на коленочки и отползать на четвереньках куда-то.
СИМОНОВА: Ну, это экстремальная ситуация – случился пожар. А в принципе, то, что касается водного режима, это архиважно. Все жаркие страны, Израиль и прочие, ведь там объявляется суточное количество потребности жидкости. Это очень важно. То есть у малышей в сумочках всегда лежит бутылочка воды, и вы должны за сутки литр, два-три выпивать воды. Какая вода? – меня спрашивают. Идеальный вариант, если это минеральная, но без газа. Минеральная – всегда имеется в виду чуть-чуть подсоленная, потому что в ней микроэлементы. Во время такой ситуации, которая сейчас происходит, организм теряет очень микроэлементов много, это плохо сказывается на сосудистой системе, на сердечной системе. Поэтому идеальный вариант, если она будет минеральная без газа. Можно, например, компот, но не сладкий из сухофруктов замоченных, там много калия и тоже микроэлементов. Такое прохладное питье – это очень важно. Можно придумать какие-то в воде, ноги в тазу, ходить босиком, в трусиках, часто принимать душ, и чтобы ребенок тоже мог купаться в этом прохладном душе. Ну, это общего плана такие советы. Для взрослых тоже, кстати, это полезно.
КОМОЛОВ: А есть ведь, наверное, еще какая-то инерция. То есть, условно говоря, смог и задымленность ушли, но при этом все равно проблемы продолжаются. Как вы говорили, механизм запущен.
СИМОНОВА: Да-да-да. К сожалению, если у ребенка имеется какое-то заболевание респираторной системы, ну, бронхиальная астма – это классический вариант, это хроническое аллергическое воспаление слизистой, поэтому, естественно, у такого ребенка дыхательные пути находятся в данной ситуации просто в катастрофическом положении. Поэтому нужно быть начеку. У таких пациентов всегда расписана так называемая базисная терапия, они всегда наблюдаются у специалистов постоянно. И с учетом того, что в данный момент это может вспыхнуть просто, как пожар, поэтому все такие препараты, может быть, даже начать принимать с профилактической целью. Эти пациенты очень хорошо умеют проводить ингаляция, специальные нембулайзеры, увлажняющие ингаляции с физраствором. Вот в такой ситуации это будет для всех очень полезно. В нембулайзер добавляется либо просто физиологический раствор, либо какое-то специальное лекарство. Так вот, физиологический раствор – 0,9% натрий-хлор. То есть, конечно, будет увлаженный воздух как раз с этими микроэлементами. И как профилактика такой больной слизистой оболочки дыхательных путей, я думаю, у некоторых пациентов может даже сыграть свою роль.
КОМОЛОВ: А самому, если нет специальных этих аппаратов, как-то можно, в принципе, увлажнять? Я так понимаю, что, во-первых, можно промывать нос всякими водными растворами, ╚Аквамарис╩ и так далее.
СИМОНОВА: Да-да-да, вы правильно называете, это тоже можно. Можно, например, устроить какую-то игру в ванне, увлажнить, даже в ванну капли эвкалипта капнуть, если нет на него аллергии. Кстати, сейчас продаются недорогие увлажнители воздуха, самые элементарные, которые включаются в розетку и увлажняют комнату. Тоже можно применить.
КОМОЛОВ: Ольга Игоревна, дым – дымом, но еще и жара, которая стоит в Центральной России, аномально жаркая погода. И дети, конечно же, не подготовлены. Потому что у детей еще, как правило, терморегуляция не очень настроена, механизм терморегуляции, дети не понимают, что не надо бегать в жаркую погоду, соответственно могут получить тепловой удар. Вот как можно определить, что действительно тепловой удар произошел, по каким симптомам? И что делать, если это все-таки случилось?
СИМОНОВА: Что делать маме, как отличить, что с ребенком произошло? Во-первых, он может проявиться совершенно неожиданными симптомами – это рвота. Хорошо, если ребенок пожалуется на головную боль. Если он маленький, он, конечно, этого не скажет. Понос может быть в таком случае. Это вялость, это апатия.
КОМОЛОВ: Это достаточно быстро проявляется?
СИМОНОВА: Да, буквально может в течение часа развиться такая ситуация. Ну, если ребенок был на солнце, это как-то понятно, это и кожа среагирует. Но такая же ситуация может произойти и просто в тени с ребенком. Что должна сделать мама? Конечно, сразу его схватить и отнести в максимальную тень, в прохладу, раздеть его догола, обернуть в холодную мокрую простыню. Отдельно полотенце холодное нужно положить на голову, на лоб. И такую же холодную тряпочку или полотенце положить на область печени, это где-то область правового подреберья. Ноги обязательно, стопочки, тоже такое холодное сделать обертывание. Дать попить холодной воды.
КОМОЛОВ: Не заболеет ребенок – столько всего холодного-то?
СИМОНОВА: Нет, ну это не лед, понятно, что это не лед. Конечно, все должно быть умерено. Но это первое, в течение ближайших минут нужно сделать такие мероприятия. И я советую все-таки скорую вызывать. Чем младше ребенок, тем ситуация может быть опаснее. Потому что действительно, вы сказали, а вдруг мы его переохладим, и стресс какой-то иммунный произойдет, и присоединится вирусная, не дай бог, он заболеет. Поэтому здесь взгляд специалиста, его первая помощь тоже очень нужны. Не нужно оттягивать это время, мама может просто не справиться с этой ситуацией.
КОМОЛОВ: В принципе, те симптомы, которые вы описали – рвота и понос, наверняка и температура тоже скачет у ребенка. Это же симптомы так называемого желудочного гриппа, желудочного вируса.
СИМОНОВА: Вирусной инфекции любой может быть, да.
КОМОЛОВ: А вот каким-то образом сами родители могут отличить, отделить одно от другого?
СИМОНОВА: Конечно же, об этом нужно думать. И может быть ошибочное мнение, что если такая жара, то никаких вирусных и бактериальных инфекций в принципе не может быть. Мы привыкли, что это осенью или зимой. Но как раз наоборот в такой аномальной ситуации природной как раз всплеск вирусной атаки и бактериальной какой-то инфекции в водоемах и в воде, и в еде в том числе, она сегодня очень высока. Поэтому, конечно, критерии очень зыбкие, взгляд специалиста обязательно должен присутствовать. Если это вирусная инфекция, могут быть какие-то катаральные явления. Хотя и при сегодняшнем задымлении все это тоже может быть – и слезотечение, и выделения из носа. Поэтому это всегда очень сложно отличить. Я бы не брала ответственность мамы полностью на себя. И если повнимательнее относиться, пусть лучше все-таки педиатр в данной ситуации решит.
КОМОЛОВ: Многие родители, в нашей стране особенно, они медицине не доверяют, иногда вполне обоснованно, иногда не обоснованно, и занимаются самолечением. Вот что имеет смысл делать, какие-то есть средства, а что делать ни в коем случае нельзя?
СИМОНОВА: Действительно, в России злоупотребляют этим родители, занимаются часто самолечением. Вот те мероприятия общего плана, о которых мы уже говорили, конечно, родители должны применить незамедлительно. Но какие-то лекарственные препараты┘ Например, я вот сейчас сталкиваюсь на практике, что температура высокая, вы совершенно правильно заметили, что у ребенка центр терморегуляции, в зависимости от возраста, он еще несовершенен. Чем младше наш малыш, тем выше опасность того, что он не компенсирует эту температура. Она высокая. И я сталкиваюсь с тем, что мама от температуры дает жаропонижающие препараты. Ну это просто ни в какие ворота, что называется, не годится. Этого допускать нельзя.
КОМОЛОВ: Я вообще слышал, что если температура ниже 38 градусов у ребенка, вообще не обращать на нее внимания, именно с точки зрения понижения.
СИМОНОВА: Да-да-да. Если это вирусная инфекция, такое правило. В острых респираторных заболеваниях 38 – это нормально. То есть это условия организма, в которых вырабатываются защитные белки, интерфероны, когда организм борется с инфекцией, поэтому понижать такую температуру неправильно. Все, что выше, конечно, в ситуации болезни доктор будет назначать эти препараты. Но мы говорим сегодня о перегревании, поэтому это абсолютно никуда не годится.
КОМОЛОВ: Вообще, я так понимаю, нужно исключить излишние движения, соответственно и нагрузки, спортивные нагрузки в том числе.
СИМОНОВА: Да, физические. И еще, если позволите, я добавлю тоже. Конечно, я хотела бы маленький такой нюанс насчет алкоголя взрослых предупредить, что категорически нельзя! Это на самом деле очень опасно в таких условиях. И хочу еще сказать про курение. Ну, может быть, частично меня услышат подростки и взрослые. Может быть, больше обращаюсь к родителям, что, в принципе, надо уже с этим безобразием заканчивать. Если, не дай бог, рядом с ним находится его любимый сыночек или дочка, и родители курят, это очень плохо отражается на его здоровье, особенно в такой ситуации, о которой мы сегодня говорили.
КОМОЛОВ: То есть так называемое пассивное курение в такую погоду особенно опасно.
СИМОНОВА: Категорически, в несколько сотен раз опаснее. Вообще вы правильно, Антон, говорили, что это задымление, когда концентрация различных веществ повышается, это могут быть и какие-то частицы даже крупного плана, и вы спрашивали меня про аллергены. В принципе, все это в воздухе нас окружает, а сегодня в несколько сот раз концентрация повышается. Поэтому нагрузка на организм, естественно, повышается в несколько сот раз. Я призываю вас, дорогие взрослые, воспользуйтесь ситуацией и бросьте сегодня курить!
КОМОЛОВ: И еще последнее, по поводу привычки некоторых родителей, когда куда-то едут, уходят в магазин и оставляют детей в машине.
СИМОНОВА: Да, я хочу еще раз заострить ваше внимание, дорогие взрослые! Пожалуйста, не забывайте своих детей. Особенно два момента. Обычно, когда мы уходим в магазин, оставляем их в машине. Сегодня это делать категорически, конечно, запрещается. И в том числе, кстати, в квартире. Если раньше ребенок у вас находился, по возрасту вы не боялись оставить его дома, то сегодня вам придется остаться с ним вместе. Пожалуйста, не оставляйте своих любимых малышей в квартире и в машине!
КОМОЛОВ: Будьте вдвойне ответственными.
Подробности слушайте в аудиофайле
Шоу Комолова и Шелест. Все выпуски
Все аудио
- Все аудио
- Маяк. 55 лет