Центральный комитет Певица Джамала в гостях у Владимира Аверина и Никиты Белоголовцева
9 августа 2010, 15:05
Персоны
АВЕРИН: Представляем с удовольствием нашу гостью. Это певица Джамала. Здравствуйте.
ДЖАМАЛА: Здравствуйте, все радиослушатели, здравствуйте.
АВЕРИН: Украинская певица - написано.
ДЖАМАЛА: Да.
АВЕРИН: Родилась в городе Оше в Киргизии. Такая запутанная биография у вас.
ДЖАМАЛА: Ну, да. Есть немножко. Более того, еще и какой микс национальный! Это армянско-русские-крымско-татарские крови, и даже польские немножко там есть.
АВЕРИН: То есть, такой продукт советской эпохи на самом деле, да?
ДЖАМАЛА: Да, что-то в этом роде, такой микс.
АВЕРИН: А себя вы все-таки как идентифицируете?
ДЖАМАЛА: Я - гражданка Украины, поющая на английском языке, крымская татарка, живущая в Киеве. Вот примерно так.
АВЕРИН: Примерно так. Гражданка Украины все-таки.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Вот сразу. Я прям вот всегда задаю этот вопрос. Английский язык. Это принципиальная позиция или просто нет хорошего, не знаю, поэта русско-, украинскоговорящего?
ДЖАМАЛА: Знаете, Никита, просто ситуация такая у меня сложилась, что я отношусь к языку, как к способу для того, чтобы петь. То есть, конечно же, я ценю смысл в песне. Но это делают очень-очень редко, когда музыканты умудрялись, действительно, положить русский язык на музыку так, чтобы не потерять ни в смысле, ни в музыке. Потому что, например, в английском произошла такая ситуация, когда, например, фраза ╚Травка зеленеет, солнышко блестит╩, ок. Англичане сказали: ╚Зеленеет, блестит╩ - все. Все. А тут получается, что, действительно, мне не хотелось бы, чтобы моя музыка превращалась в доклад: ╚О, Боже, как мне грустно без тебя. И почему же все это такое происходит?╩ Чтобы это словодобывание было, понимаете? Мне хочется, чтобы пелось. Чтобы вы закрыли глаза и растворились в этой музыке, не думая о том, что┘ Потом вы сами сделали вывод, о чем была песня.
АВЕРИН: Подождите, но ведь в таком случае вы, наверное, сужаете себе то, что называется музыкальный рынок на просторах СНГ.
ДЖАМАЛА: Может быть.
АВЕРИН: Потому что русскоговорящие, понимающие русский язык и даже на украинском языке песни, наверное, могли бы как-то так шире разойтись и большее количество народа цапануть.
ДЖАМАЛА: Вы знаете, был у меня случай. Я приехала на вручение ╚Человек года╩. Меня пригласили с украинской песней ╚Вершине верше╩. На что пресса отреагировала: ╚Приезжала певица Джамала, спела свою любимую песню на английском языке ╚Верше ми верше╩. То есть, на самом деле, я настолько┘ у меня получается ломать украинский и русский язык, что некоторые даже не понимают. А мне и приятно оттого, что, о'кей, кому-то слышится японский, пусть японский, китайский - китайский. Но я могу сказать, что произошло буквально недавно со мной. Я приехала, прилетела к вам практически из Симферополя, где у меня был концерт. И около 4 тысяч людей был стадион. Я пела всю полностью свою музыку. Это был сольный концерт, я пела его на английском языке. Я вам не могу передать. Для меня было вообще такое блаженство, у меня было ощущение, что я нахожусь в лучшем городе Европы, где на каждую мою фразу реакция была такая, что как будто бы я нахожусь в каком-то хорошем джазовом клубе. Они реагировали на каждую фразу, на каждый сложный ход, на каждую вообще какую-то фишку. Это потрясающе, это приятно, когда ты поешь в своей стране, может быть, на чужом языке, но свою собственную музыку на стадионе и люди ее воспринимают! Это дорогого стоит.
АВЕРИН: Ну, может быть, потому что не первый раз?
ДЖАМАЛА: Нет, это было в первый раз для них.
АВЕРИН: А когда вы там учились, все равно какие-то слухи по городу ползли?
ДЖАМАЛА: Слухи, да, это прекрасная вещь, потому что они распространяются быстрее, чем я сказала ╚А╩, уже все знают, что произошло. В Украине, так точно. Ну, я славлюсь, скажем так, музыкальными слухами. То есть, Джамалы нет, скажем так, извините, что так о себе в третьем лице. Там, где открытие нового ресторана, открытие фуршета, что-то еще, приглашают на какую-то вечеринку каждый день, но Джамала есть там, где есть концерт, приезжает кто-то, Бенсон, это джазовый концерт, это опера. То есть, я связываю себя всегда с музыкой.
АВЕРИН: А почему тогда Джамалы не было на открытии Юрмалы-2010, хотя традиционно всегда открывает конкурс человек, который победил в прошлом году? В 2009 году Джамала победила в Юрмале.
ДЖАМАЛА: Да, и причем мне было действительно, ответственным я считала, что я приеду через год, меня будет ждать публика в Юрмале, они будут ждать, а что же Джамала сделала за год. О`кей, конкурсная программа выполнена, что дальше, может быть, она пишет, а что она может сама сказать, как певец, сама, как музыкант. И мне очень хотелось выступить. И это была не моя инициатива, это была инициатива организации, потому что это традиция, как вы сказали. И я готовилась почти два месяца, я шила потрясающее платье, конечно, я не могла себе в этом отказать, я делала постановку, где танцевало четверо ребят, это была песня ╚It`s me, Jamala╩, которая поется ╚I▓m not Janna, I▓m not Amy, I▓m not Gaga - it▓s me, Jamala╩. И не в том смысле, что эта песня не обижает ни одну из моих коллег, эта песня говорит о том, почему люди, когда они только появляются, обязательно нужно приклеить кому-то лейбл. Потому что у нас с вами карие глаза, это не значит, что мы с вами похожи, или волосы. То есть, это личность.
АВЕРИН: Вот из Томской области пришло сообщение от Эдуарда: ╚Хорошая песня╩.
ДЖАМАЛА: Носков сказал: это ты какую-то фирму, это фанк какой-то поешь? Я говорю: нет, это моя. Он говорит: да? Такой фанк?
АВЕРИН: Вот этот фанк первый раз прозвучал на радио, у нас была премьера на радиостанции ╚Маяк╩. Пока шла песня, выяснилось, что только через неделю это запускается на радиостанции Украины.
ДЖАМАЛА: Вы слышали это первыми на радио ╚Маяк╩.
АВЕРИН: Да, мы услышали это первыми. Жалко, что это не услышали на Юрмале.
ДЖАМАЛА: И мне жалко, подходило очень много людей в Юрмале, все спрашивали, что случилось?
АВЕРИН: А что в итоге, организаторы сказали, что на всех рассчитано не было?
ДЖАМАЛА: Вы знаете, я не берусь на кого-то наговаривать, на кого-то обижаться, это не моя роль. Моя роль маленькая - петь. Я хотела действительно подарить всем слушателям эту песню, на что организация ответила, что они приносят свои извинения, потому что якобы мое выступление отменилось, потому что, пардон, на призера нет эфира. Ну, подходит, может быть. Потом была вторая версия, что якобы планировался дуэт с Санди Сандора, с которым мы в 2009 году прошлом разделили ее, но мы побеждали не дуэтом с Санди, Санди потрясающий музыкант, и он творческая единица. Я отдельно тоже победила, и если бы мы хотели соединиться в дуэте, мы, наверное бы, знали об этом первыми, потому что мы общаемся с Санди, и у него был концерт в Индонезии. То есть, тоже не подходит. Как-то для меня это было сильно большой загадкой, но винить кого-то, обвинять, в чем проблема, выяснять, как-то это не по мне. Для меня главное - музыка.
АВЕРИН: Ну, и правильно. Да, ведь не только музыка, вы себя как раз сумели засветить в роли человека, который ведет все.
ДЖАМАЛА: О, это так волнительно было, вы не представляете.
АВЕРИН: Представляю.
ДЖАМАЛА: Наконец-то у меня получилось еще больше. Нет, я всегда уважала ведущих, журналистов, честно признаюсь, без лести. Но теперь я еще осознала масштабы краха и ответственности. Мне в прямой эфир и мне говорят: у тебя сейчас будет пять секунд, вот сейчас будет прямой эфир с Сюткиным Валерием. И у меня такое: кролики это не только ценный мех. У меня сразу такой ступор. Я вспоминаю - боже, ну, столько у тебя раз берут интервью, вспомни самые обычные вопросы, что у тебя спрашивают. Я не могу ничего вспомнить. То есть, мне настолько было стыдно, Валерий, если вы меня слышите, простите, это было мое первое интервью. Потому что я не знаю, что я говорила, я говорила что-то сумбурное.
АВЕРИН: Потому что не надо вспоминать вопросы.
ДЖАМАЛА: Но потом все-таки говорили, что по Украине были хорошие рейтинги благодаря тому, что я росла.
АВЕРИН: Ну, если так эмоционально, то рейтинги обеспечены.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Возвращаясь к вашей музыке, всегда интересно спросить у исполнителя у самого, называет ли он как-то свой музыкальный стиль, особенно сейчас, когда все перемешивается. Фанк - это то, как вы трактуете свою музыку или для вас понятие стиля не принципиальное?
ДЖАМАЛА: Могу сказать так, что со мной случилась такая история. Я выросла в семье, где слушали народную музыку крымско-татарскую, плюс армянскую. Я училась в музыкальном училище на оперном пении, потом я закончила консерваторию, как оперная певица. Но во всех этих кирпичиках стилевых я еще мегаувлекалась джазом. То есть, для меня был поход в джаз-клуб какой-то, джаз-концерт, при этом всем фанк, соул, они все рядом живут, это все кирпичики одной и той же стены. Поэтому для меня, как назовут мой стиль, не важно. Я считаю, что, может быть, это какой-то потом будет ╚джамализм╩, я не знаю. Но мне бы хотелось, чтобы действительно слушатель меня идентифицировал: о, это поет Джамала, это фишки Джамалы.
АВЕРИН: Главное, чтобы узнаваемо было.
ДЖАМАЛА: Да. Но, знаете, когда даже после Юрмалы я заходила в какой-то ресторан или кафе, официант делал: а-ха-ха, то есть, так начиналась ╚History repeating╩, которую я пела на ╚Новой волне╩.
АВЕРИН: А что говорили ваши педагоги в оперном классе?
ДЖАМАЛА: Ой, ругались страшно. Ну, не то, что сегодня ты играешь джаз, все такое прочее, они говорили: это же мешает, певец должен школу формировать. Но я всячески, я такой революционер по натуре, все поют в классе и были классными певцами от слова класс. И 40 человек на курсе, все мечтающие закончившие курс, мечтающие петь оперу и, конечно же, могу сказать, два или три человека стали оперными певцами, но я получала за то, что я пела в джазовых клубах. Но я была очень дисциплинированная, я не могла позволить себе, например, где-то петь на фестивале и придти на следующий день не свежая, то есть, не в свежем голосе на оперный вокал. Поэтому я как-то сглаживала это.
АВЕРИН: Передышка, а потом ╚Любашу╩. Перерывчики нужны. Может быть, чтобы закрыть оперную тему, заявка такая из Новосибирска, как известно, Новосибирский оперный театр славится: спойте, пожалуйста, какой-нибудь хитовый отрывок из оперы оперным голосом. Анастасия просит.
ДЖАМАЛА: Вот так вот, да?
ДЖАМАЛА: На самом деле, оперу не поют без распевки.
АВЕРИН: Я думаю, что Анастасия это тоже прекрасно знает. Все, оперную тему закрыли, хотя жалко, я очень надеюсь, что возникнет, мне очень хочется, не легкая такая подделка под оперу, что сейчас довольно распространено, а все-таки какой-то стык найдется оперы и очень современной музыки, для того чтобы можно было тогда использовать все возможности вокальные, которые даны.
ДЖАМАЛА: Я сама за то, чтобы мудрая музыка, интеллектуальная музыка популяризировалась любыми способами.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: А как популяризировать оперу? Ведь вы же человек, который знаком не понаслышке. Как сделать так, чтобы это было не такими экзотическими моментами, типа, а напойте что-нибудь, а чтобы действительно опера приходила в каждый дом?
ДЖАМАЛА: Посмотрите, товарищи, все в ваших руках. Как популяризировать хорошую музыку? Вы говорите, например, ты приходишь на радио, приходишь на телевидение, они говорит: не формат. Ага. А кто формирует формат? Вы, например, поставили ╚Калинку-малинку╩, ╚Ночную вечеринку╩ 10 раз, но один раз поставили какую-то такую фанки, и все, один раз, и человек, который формирует свое понятие о том, что формат и не формат, а что такое формат и так далее, он уже подумает, что это вроде тоже может быть форматом. Вот это, скажем, обман, на самом деле.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: А я так понимаю, что у вас слово не формат наболевшее.
ДЖАМАЛА: Не то, что наболевшее, то ты сталкиваешься с этим. Вот, например, я пришла на радио в Киеве и принесла свою новую песню ╚You`re Made Of Love╩, и они мне говорят: измените бридж, и все будет клево, потому что он слишком джазовый. Мы ее возьмем, только, пожалуйста, бридж немножечко попроще чуть-чуть, ладно, не смещайте так сильно. Я говорю: нет, я не могу, это все нарушит сразу, это будет другая песня. Взяли, вы знаете. И что самое приятное, что она практически месяц была на втором месте. Для меня, я считаю, это мегапобеда, потому что, если десять раз была ╚Калинка-вечеринка╩ и один раз ╚You`re Made Of Love╩, все.
АВЕРИН: Я знаю, что для очень многих ваших коллег по цеху, для очень многих современных актеров время, которое затрачивается на раскрутку, на пиар, рабочее время, оно больше, чем-то время, которое тратится непосредственно на профессию, на записи, на репетиции, на концерты. Соотношение, как говорил один наш гость за кадром, один к семи. Семь часов на пиар, один час на профессию. У вас как?
ДЖАМАЛА: О, нет, вы что, не дай бог, нет. У меня, наоборот, понимаете, скажем так, я сама себе ходячий пиар, в каком смысле, я знаю, что сегодня у меня концерт, если я его спою плохо, завтра у меня не будет концерта. Не важно, сколько там публики, 100, 10, 20, 4000. Если я сегодня спела плохо, никакой пиар мне не поможет. Мой сегодняшний концерт - это завтра десять моих концертов. Это притом, что действительно я могу сказать, что я вхожу в пятерку артистов, которые имеют концерты в Украине, притом, что моя музыка, скажем так, сложнее ротируется, чем может быть.
АВЕРИН: А вы зарабатываете концертами?
ДЖАМАЛА: Да, я живу с музыки, это мой основной, скажем так, доход. Да, я сама себе режиссер в этом смысле.
АВЕРИН: А альбомы?
ДЖАМАЛА: И на альбомы, конечно же, я зарабатываю тоже с концертов, потому что я этого всего жду, я даже могу вам рассказать такую буквально свежую новость, которую мне вчера рассказали. Я не знаю, конечно, как называются эти специально обученные люди, которые этим занимаются, но они сидят и вычисляют. И в Интернете выяснилось, что, оказывается, самый большой запрос в Интернете в СНГ не ╚Джамала ╚Новая волна╩, а ╚Джамала скачать╩. Мне очень приятно, что люди ждут и хотят моей музыки, моего альбома. Поэтому я очень скрупулезно, путь это будет долго, простите меня, пожалуйста, это будет, наверное, долго, может быть, это будет к зиме, я не буду сейчас, давайте возьмем по максимуму, это будет к зиме. Я не хочу, чтобы это было, у меня есть набрать 12 треков, 13 треков написанных, но я не хочу, чтобы вы сказали: а, первая ничего, и восьмая песня тоже ничего, можно послушать, а все остальное так. Мне хочется, чтобы каждый трек из песни что-то нес, какую-то энергию.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Вы поете по-английски, плюс стилево очень близки к каким-то, возможно, соул исполнителям, возможно даже, хоспел исполнителям. В связи с этим нет ли мыслей, если не о покорении сразу, то, по крайней мере, попыток какого-то продвижения в Европу или в Штаты?
ДЖАМАЛА: О, да, представляете, случилось уже. Случилось как, опять-таки благодаря этой чудо-сети Интернет, зашел нечаянно такой саунд-продюсер, обладатель ╚Грэмми╩, мегамультиинструменталист Уолтер Афанасьев, зашел в такую сеть, как Youtube, все знают, услышал певицу Джамалу.
АВЕРИН: Для тех, кто не знает, это как раз тот парень, который работал с Селин Дион, с Майклом Джексоном, с Мэрайей Кэрри.
ДЖАМАЛА: Это такой мегапарень, да. Я была в восторге, когда действительно он мне ставил последнюю песню Майкла Джексона, которая была записана у него на студии. Уже она была написана очень тяжело, это было почти за месяц до смерти, и еще он мне так невзначай сказал: ну, он, конечно, уже не мог ее спеть, потому что у него все время падал нос. Это просто была правда, я была очень шокирована тем, что этот человек настолько близко знал такого гения, и я даже не могла осознать того момента, что через некоторое время я стою у него в студии и пишу вместе с ним музыку.
АВЕРИН: А вы там пишете альбом, с ним?
ДЖАМАЛА: Я писала с ним в июне месяце, мы писали несколько песен. Я не знаю, во что выльется наше творчество, может быть, это будет альбом, другой альбом.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Это ваши песни были? Или его?
ДЖАМАЛА: Да, это были мои песни.
АВЕРИН: А, может быть, объясните тогда людям несведущим, чем отличается работа с гениальным саунд-продюсером от работы со звукорежиссером?
ДЖАМАЛА: Объясняю. Когда гениальный саунд-продюсер, получивший уже ╚Грэмми╩, он уже знает механизмы, у него, во-первых, за спиной есть большая школа и опыт, скажем так, делания музыки, правильной с точки зрения аранжировки, правильной с точки зрения мелодики и так далее. То есть, он сейчас написал мне, скажем так, он нашел меня в Youtube, написал мне в Facebook, что, Джамала, мне безумно нравится ваш голос, приезжайте. То есть, получается, что он нашел во мне тот инструмент, которым он может, скажем так, оформлять свою вот эту мудрость и школу.
АВЕРИН: А если он скажет вам: а вот в этом бридже, как вы говорите, поменьше джаза, вы ему поверите, что это действительно надо сделать?
ДЖАМАЛА: Хороший вопрос. Вы знаете, если творческие люди, скажем так, не спорят, не будет ничего вообще. Мы уже с ним спорили, более того, мы даже не то, чтобы обиделись, он сказал: ты знаешь, вот в этой песне я чувствую 80 процентов тебя и 20 меня, давай хоть напополам. Ну, конечно, такому человеку, как Уолтер Афанасьев, я не могу отказать. Я иду на компромиссы, я очень послушный человек, я не самодур, я не буду говорить: я сам себе режиссер, аранжировщик и поэт.
АВЕРИН: Еще одна фишка, без которой невозможно совершенно, это ротация на телевизионных музыкальных каналах, соответственно нужен клип, что с этим?
ДЖАМАЛА: Сейчас планируются съемки моего третьего видеоклипа на песню It`s Me, Jamala, и опять-таки я никогда не верила в случайности, в моей жизни это всегда так бывает, всегда мне попадаются люди, которые так или иначе помогают мне. Фраза есть: бездарности пробьются сами, а талантам надо помогать, в моей жизни это очень сильно работает. Потому что я писалась на студии в Киеве, вдруг нечаянно заглядывает человек, такой взъерошенный блондин, и называется Чарли, и это имя ему подходит просто уникально, потому что у него на голове кипиш, он два метра ростом, и он такой вечно неопрятный, но потрясающий. Заглядывает, смотрит на меня: это ты сейчас пела? Я говорю: да. Он говорит: а у тебя есть какие-то диски? Я говорю: ну, вот пишу, но вы можете послушать в Youtube том же. И он на следующий день приходит с более безумными глазами и говорит: я хочу снять тебе видео. Вы не поверите, что этот человек, который снимал в Голливуде фильм Dead Fish с Гэри Олдманом в главной роли, который снимает в Германии для очень многих фильмов, он именно киношный, а It`s Me, Jamala планируется именно таким киношным клипом.
АВЕРИН: А вы его спросили: а ты кто, после того, как он сказал - не хотите ли вы, чтобы я снял для вас клип?
ДЖАМАЛА: Нет, ну, я так корректно.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Просто странновато действительно, если двухметровый, растрепанный мужчина приходит второй день подряд на студию и говорит: я хочу снять тебе клип.
АВЕРИН: Да, девочка, хочешь сниматься в кино?
ДЖАМАЛА: Он мне еще так сказал: ты понимаешь, ты должна, я хочу тебя сделать еще популярней, ты должна, это он был именно такой заведенный. И он практически, я могу вам сказать, что просто за бесплатно приедет снимать, это планируется в конце августа съемки этого клипа. Ну, попадаются мне хорошие очень люди, слава богу.
АВЕРИН: Хорошо, особенно хорошо, что практически за бесплатно.
ДЖАМАЛА: Да.
АВЕРИН: Таланту нужно помогать. Ну, мы дождемся, я очень хочу увидеть, это будет фильм длиной в три минуты. Я очень жду его.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Очень важный вопрос для тех, кому понравились вы и ваши песни, в России как и где можно вас будет послушать, ну, кроме, разумеется, всемирной сети Интернет?
ДЖАМАЛА: Очень хочу буквально с сентября, то есть, сейчас ротируется на МУЗ ТВ, на МТV You`re Made Of Love, и была History repeating, был тоже первый клип. Ну, скажем, он не был в такой прямо горячей ротации. Я надеюсь, что It`s Me, Jamala будет воспринята как-то, может быть, активнее, и я планирую всячески ротироваться в России.
АВЕРИН: А у меня такое ощущение, что победителям ╚Новой волны╩, по условиям просто, предоставляется возможность снять клип и выйти на канал.
ДЖАМАЛА: Да, и выйти, конечно же, да. Ничего не предоставляется, все человек сам себе┘
АВЕРИН: Дурят нашего брата, да?
ДЖАМАЛА: Да, дурят брата, потому что все сам себе предоставляешь, и все ты молодец сам, если ты молодец, то, да.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: А с ротацией по ту сторону океана Уолтер поможет клипом?
ДЖАМАЛА: Хорошенький вопрос, не знаю.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Надо же пользоваться связями.
ДЖАМАЛА: Вы знаете, самый главный message был от Уолтера, в чем совпали мысли, он мне с такой грустью в сердце говорит: нет, ты представляешь, кто у нас получает ╚Грэмми╩? Кеша и Леди Гага, это же крах. Ладно, если бы я это услышала еще здесь, ну, я бы еще так удивилась, как бы в России, в Украине, а это я услышала в Лос-Анджелесе от человека, который живет там. И он говорит: ты понимаешь, что надо же что-то делать. И это он говорит мне. То есть, я уже чувствую ответственность. Надеюсь, что он будет мне помогать как-то в этом смысле тоже, именно в музыкальном смысле, больше я ни на что не рассчитываю.
АВЕРИН: Да правильно, пора уже, а то что такое выходцев из наших территорий, ну, Гергиев со своим оркестром получит ╚Грэмми╩, ну, Башмет получит.
ДЖАМАЛА: Кстати, у него есть очень даже эта амбиция, что действительно, а почему все время заграничная футболка лучше, заграничная музыка, это же фирма, пусть говорят, что это наша классная. И я хочу, чтобы действительно у нас культивировалось, чтобы появился хороший артист в нашей стране. Так возлюбите же его немедленно.
АВЕРИН: Появился хороший артист в соседней стране - возлюбите ее, правда, она сносит голову точно совершенно. Спасибо большое, надеюсь, не последний раз в российском эфире.
БЕЛОГОЛОВЦЕВ: Ждем с ╚Грэмми╩ вас.
ДЖАМАЛА: Спасибо вам большое, я очень надеюсь. С любовью, Джамала.
Слушайте аудиофайл.