Центральный комитет Телеведущий, драматург, прозаик Андрей Максимов в гостях у Владимира Аверина

7 сентября 2010, 15:05

Персоны

 
АВЕРИН: У нас в гостях человек, о котором я уже сказал, что он сам может стать героем Книги рекордов Гиннесса. Собственно, может стать и автором Книги рекордов Гиннесса. Писатель, драматург, журналист, телеведущий Андрей Максимов у нас в студии. Здравствуйте.
 
МАКСИМОВ: Добрый день.
 
АВЕРИН: Правда, очень сложно перечислять вот это количество деятельностей.
 
МАКСИМОВ: Да и не надо, не надо. Меня когда спрашивают на разных ток-шоу: ╚Как вас подписывать?╩ - я говорю: ╚Подписывайте - ╚раб божий╩. Они говорят: ╚Так нельзя╩. Я говорю: ╚Ну, тогда ничем не могу вам помочь, подписывайте как-то по-другому╩.
 
АВЕРИН: Но с другой стороны, смотрите, все равно же есть по крайней мере две полярных точки зрения. Что человек должен сосредоточиться на чем-то одном, бить в эту самую точку и тогда достичь каких-то результатов ощутимых и для себя, и для людей. А другая точка зрения, что талантливый человек талантлив во всем, и поэтому┘
 
МАКСИМОВ: Человек должен жить┘ Во-первых, человек никому ничего не должен. А во-вторых, ему хорошо бы жить так, как ему нравится. Если ему нравится сосредоточиться на чем-то одном, дай бог удачи, все очень хорошо.
 
АВЕРИН: Да вы какой-то демократ просто!
 
МАКСИМОВ: Это оскорбительно? Это вызов на дуэль, или просто мы так обсуждаем?
 
АВЕРИН: Это изумление просто.
 
МАКСИМОВ: Нет, мне кажется, что человек вообще┘ У меня есть такая книжка ╚Многослов╩, два ╚Многослова╩, я там пытаюсь понять смысл привычных слов. И там в том числе есть слово ╚счастье╩, которое для меня вполне конкретная история. Счастье - это ощущение гармонии, которая может быть достаточно продолжительной. Вот это ощущение гармонии возникает, когда ты живешь так, как тебе нравится. И на самом деле, мне кажется, многие из нас не живут так, как нам нравится, не потому, что не могут, а потому что не хотят.
 
АВЕРИН: Или потому, что не знают, как нравится.
 
МАКСИМОВ: Или потому, что не знают как, не думают об этом. Да, это тоже.
 
АВЕРИН: А вот, может быть, это вопрос вопросов на самом деле: как можно понять, что же твое, что же тебе нравится?
 
МАКСИМОВ: Вы знаете, у меня такая была интересная история недавно. У меня есть курс в Московском институте телевидения и радио в Останкино, я там преподавал до этого, а сейчас у меня курс появился. Я студентам говорю: надо думать, надо думать, вы должны думать. И мне вдруг человек говорит: ╚А как это - думать? Это как?╩
 
АВЕРИН: Вот!
 
МАКСИМОВ: Вот если вы мне скажете, как надо есть, понятно. Ты идешь, еду кладешь, ешь. Как надо радоваться - тоже понятно. А как думать?
 
АВЕРИН: Помните в детских книжках: ╚Сиди и думай так, чтобы я слышал, как мозги скрипят╩. Вот все, собственно, один рецепт.
 
МАКСИМОВ: Да. И этот вопрос стал для меня таким толчком к написанию всех моих последних книжек, потому что я понял, что все, что я могу сделать в этой ситуации, - я могу написать такие книжки, которые прочитав, люди захотят со мной спорить, не соглашаться, то есть думать. Потому что, действительно, как именно думать - это такой серьезный вопрос. Как это делать - ходить по комнате кругами, как Ленин? Или что? Или как? Это вопрос такой.
 
АВЕРИН: Может быть, самый главный вопрос. Потому что у меня последние несколько лет, особенно по поводу событий, которые происходят у нас в стране, когда надо перед выбором каким-нибудь вставать, одна претензия возникает, и к себе в том числе: очень не хочется задумываться над тем, что происходит.
 
МАКСИМОВ: По поводу событий в стране задумываться не надо.
 
АВЕРИН: Нет?
 
МАКСИМОВ: Абсолютно бессмысленная история.
 
АВЕРИН: И это говорит человек, который, в общем-то, этим занимается ежемесячно, провоцируя думы про страну.
 
МАКСИМОВ: Нет-нет, не занимаюсь я этим ежемесячно. Если вы намекаете на программу ╚Дежурный по стране╩, то это все равно ╚дежурный по людям╩. И мне кажется, что человек должен стараться задумываться над тем, что он может изменить, что касается лично его. Вот мы сейчас делаем ╚Программу передач╩ на 5-м канале, ток-шоу, все равно возникает проблема - какую взять тему. У меня очень хорошая редакторская группа, потрясающая. Я им говорю: ребята, я хочу, чтобы люди, посмотрев нашу ╚Программу передач╩, подумали о себе, а не о стране. Подумали о том, как тебе жить, что тебе делать. Скажем, мы делали программу - мужчины говорили о том, что, как им кажется, нужно женщинам для счастья. А потом выходила женщина - Светлана Тома и говорила, правы они или нет. А потом женщины говорили, что, как им кажется, мужчины могут сделать для их счастья. Меня поразило, что женщины, когда описывали мужчин, какой для вас идеальный мужчина, они описывали такую собачку. Они говорили, что идеальный мужчина - это он такой милый, он приходит домой┘ Ну, пес такой.
 
АВЕРИН: Моет посуду и приносит тапочки.
 
МАКСИМОВ: Нет-нет-нет, ни ╚моет посуду╩, ни ╚приносит деньги╩ не звучало. Что он просто создает хорошее настроение. Вот мне кажется, что какие-то люди в стране (и я хочу быть таким человеком) должны обращаться к каждому человеку, чтобы тот задумывался про себя, про то, как он живет в этом мире. Мне кажется, это очень важно.
 
АВЕРИН: И при этом все программы, которые вы ведете, так или иначе вписаны в сетку под флагом ╚общественно-политические передачи╩. И где тогда точка соприкосновения человека и политики?
 
МАКСИМОВ: Я, честно говоря, никогда так не думал. Я делал программу ╚Личные вещи╩. Мы приходим к человеку, и он рассказывает про свою жизнь, перебирая свои собственные вещи. Я делаю программу ╚Дежурный по стране╩, что мне очень нравится. Ну, может быть, она отчасти общественная. Как вы сказали?
 
АВЕРИН: Общественно-политическое вещание это называется.
 
МАКСИМОВ: Ну, может быть. А вообще, если человек не говорит ни про общество, ни про политику, тогда больше ничего не остается. Ну, наверное. Но я скорее уж тогда буду говорить про общество, чем про политику.
 
АВЕРИН: Вот заставляете, и меня в том числе, всякий раз задумываться: а что есть политика без общества, а что есть общество без политики, а что есть человек, который должен задуматься о себе, не вписанный вот в это самое общество?
 
МАКСИМОВ: Я вам хочу порекомендовать, к сожалению, я стесняюсь дарить свои книжки, вот я вам не принес ╚Многослов-2╩. Там есть слово ╚общество╩, есть слово ╚политика╩. И по этой книжке можно, во всяком случае, понять позицию. Дальше можно сказать, что это неправильная позиция, но, во всяком случае, ее можно понять. Вот я вам ее обязательно подарю, и вы тогда, может быть, поймете, чем отличается общество от политики.
 
АВЕРИН: И разговаривать про это не имеет смысла.
 
МАКСИМОВ: Нет, почему, имеет смысл. Прошу, разговаривайте.
 
АВЕРИН: Ну, есть еще некоторое количество энциклопедий, где тоже встречаются эти слова, толковых словарей.
 
МАКСИМОВ: Там очень сложно все, очень сложно. И в толковых словарях очень сложно. И, мне кажется, не всегда правильно, извините.
 
АВЕРИН: Мне тоже так кажется, что не всегда правильно. И по большому счету, мне кажется, все, что делается нами - и вами, и мной, и, может быть, гораздо более талантливыми и успешными в этом смысле людьми, - это такой перевод. Мы переводчики, мы все время переводим вот эти сложные вещи на какой-то язык, я для себя - на свой, для того чтобы это стало понятно мне. Начиная от Толкового словаря, заканчивая главным первоисточником, может быть, какими-то классическими текстами. Мы все время пытаемся все это перевести на понятный нам язык. Упрощаем ли мы при этом или не упрощаем? Вот это тоже серьезный разговор. Упрощаем ли мы великие идеи, какие-то важные слова, когда их переписываем, переговариваем, переводим?
 
МАКСИМОВ: Мне вообще кажется, что ваши слова про то, что мы все пытаемся объяснить великие идеи, это такая какая-то мечта, наверное. Я не вижу людей, которые пытаются вообще какие-либо идеи куда-нибудь донести. И вообще, что касается идей, мне кажется, с идеями очень плохо, у нас сейчас никто ничего не расшифровывает. Я, собственно, сел писать ╚Многослова╩, потому что я понял, что я хочу хотя бы своим детям объяснить смысл разных слов. Например, объяснить им, что слово ╚лень╩ - слово чудесное, прекрасное и обозначающее умного человека. Потому что ленится человек делать только то, что ему не хочется. Это признак ума. Человек никогда не ленится делать то, что ему интересно и хочется. Поэтому, мне кажется, никто никакие идеи, на мой взгляд, не расшифровывает. Я вот сейчас написал книжку ╚Интеллигенция и гламур╩, про то, что у нас сейчас в стране есть одна философия - философия гламура. Она понятна и победительна в силу своей понятности. Она говорит о том, что для того, чтобы человек был счастлив, он должен быть богатым и знаменитым, все остальное не имеет никакого значения.
 
АВЕРИН: Ну, в известной степени это тоже перевод, правда, совершенно вульгарный, какой-то куцый, но перевод идеи про счастье на понятный всем язык. Вот их два понятия.
 
МАКСИМОВ: Ну, идеи про счастье периодически в обществе возникают. И иногда там люди, например, живут в эпоху, когда все понимают, что нельзя быть счастливым не страдая, например. А сейчас мы живем в эпоху, когда все остальное неважно. Я уже не могу объяснить никому, почему нельзя читать чужие письма. Вот раньше было понятно, такая известная фраза интеллигентская, почему нельзя читать чужие письма: ╚Просто нельзя, и все╩. Из фильма ╚Чужие письма╩ замечательного.
 
АВЕРИН: Да.
 
МАКСИМОВ: Если популярный артист может разместить в Интернете клип про зачатие им собственного ребенка, и он это размещает в Интернете, то почему нельзя читать чужие письма? Все, что работает на богатство и на славу, все хорошо. Мы живем сейчас в этой философии. И я не хочу сказать, что это ужасно. Мне интересно, как это дальше будет развиваться, что будет дальше. Потому что вот эти люди гламурные, они постепенно завоюют в обществе (уже завоевали) очень серьезные позиции, а скоро они будут нами руководить. Вот мне интересно, что будет. Если Ксения Собчак будет министром культуры, что будет?
 
АВЕРИН: Будет примерно то же самое.
 
МАКСИМОВ: Вот вы знаете, а я не знаю. Мне интересно посмотреть. Потому что они очень деятельные люди.
 
АВЕРИН: Ну, смотрите, когда вы говорите про книжку ╚Интеллигенция и гламур╩, то сразу, безусловно, в большинстве случаев обсуждение уходит в сторону гламура. И можно обсуждать: он жив или мертв, есть у него перспективы или нет, он способен к саморазвитию или законсервирован в этих своих самых простых определениях. Понятие ╚интеллигенция╩ при этом, наверное, как-то так уходит если не на второй, то на 155-й план.
 
МАКСИМОВ: Вы абсолютно правы. Вот есть два слова в книжке - интеллигенция и гламур. Я говорю и про интеллигенцию, и про гламур в книжке.
 
АВЕРИН: Но что говорить про интеллигенцию?
 
МАКСИМОВ: Все интервью, которые у меня берутся по этому поводу, все встречи с читателями - только про гламур. Причем это не я заявляю. Интеллигенция не интересует никого.
 
АВЕРИН: Да, не интересует. Потому что есть опять же точка зрения, что интеллигенции нет, ее просто выкосило, и она вымерла в известные годы, и с тех пор ничего похожего на интеллигенцию так и не появилось. Есть другая точка зрения, что еще есть эти полтора процента населения, которые несут знание, но практически как из фантастических книжек. И вот их сверхзадача - передать это знание дальше.
 
МАКСИМОВ: Нет, на самом деле можно сейчас очень долго рассуждать, что такое интеллигенция, кто это. Но если попросту говорить, кто такая интеллигенция, то это врачи, это юристы, адвокаты, преподаватели, писатели, журналисты и так далее. На самом деле их довольно много. Другой вопрос, что интеллигенция (вот в книжке я придумал такой образ, за который меня уже много раз ругали), мне кажется, что интеллигенция - это такие страусы, которые забиваются в песок головой. И вот там, в этом песке, их очень много, и они в этом песке, внутри этого песка разговаривают друг с другом. А вокруг них происходит некоторая жизнь, на которую они не обращают внимания. У меня было жизненное потрясение, это было просто мое жизненное потрясение, когда писатели пришли к нашему премьер-министру и стали говорить только про себя. Писатели должны говорить про читателей, я так думал. Они должны говорить про проблемы, которые ищут читатели. А они говорили про Переделкино, они говорили про журналы, в которых они могут выходить. И вот когда интеллигенция приходит к одному из руководителей государства и говорит только про себя, это характеризует ее как некий┘ ну, не хочется называть прослойкой, будем все-таки называть ее классом, который вообще ничего вокруг не видит. Они такие зацикленные на себе люди.
 
АВЕРИН: Ну, видите, зато пришли музыканты и стали говорить про приют и про животных. Ну, про других. Правда, не всех знает в лицо руководитель государства, это другой вопрос. Но они как раз пытались говорить про других.
 
МАКСИМОВ: Музыканты не говорили про то, что давайте запретим ╚фанеру╩. Музыканты говорили другие вещи, а некоторые музыканты даже говорили совсем другие вещи.
 
АВЕРИН: Про других, вот как раз они говорили про слушателей, про то, что так или иначе где-то┘
 
МАКСИМОВ: Ну, слава богу.
 
АВЕРИН: Значит, сместились акценты.
 
МАКСИМОВ: Значит, есть такая интеллигенция среди музыкантов.
 
АВЕРИН: Значит, определение, что интеллигенция - это писатели, юристы, врачи, педагоги, журналисты, увы (с моей точки зрения), ушло. Потому что столько я встречаю среди адвокатов, журналистов и даже педагогов совершенно не интеллигентных людей┘
 
МАКСИМОВ: Мы в данном случае рассматриваем интеллигенцию с социальной точки зрения. Если рассматривать ее сущностно, как вы предлагаете, то тогда мне больше всего нравится то определение, которое дал Дмитрий Сергеевич Лихачев, который, безусловно, был, на мой взгляд (и на ваш, я думаю), интеллигентным человеком.
 
АВЕРИН: Да.
 
МАКСИМОВ: Я дословно не помню, но смысл там такой: интеллигентный человек - это тот человек, который имеет в виду живущих рядом с ним людей. Вот если ты имеешь в виду, если ты свои поступки соизмеряешь с живущим рядом, ты интеллигентный человек. В этом смысле интеллигентной может быть бабушка в деревне.
 
АВЕРИН: Безусловно.
 
МАКСИМОВ: Но все равно, так ли смотри на интеллигенцию, сяк ли смотри на интеллигенцию, интеллигенция существует, тихо сама с собой ведет беседу бесконечную. Я много раз пытался пригласить на многочисленные свои передачи, скажем, Ксению Собчак и кого-то из интеллигенции. С Ксенией Собчак никто не хочет спорить, потому что они хотят спорить друг с другом. И это, мне кажется, печальная такая история.
 
АВЕРИН: Печальная, безусловно. Потому что бездеятельность становится определяющим понятием. Когда мы любое противостояние заявляем: ╚интеллигенция и паровоз╩ - паровоз победит; ╚интеллигенция и гламур╩ - гламур победит; ╚интеллигенция и потоки солнечного света╩┘ Интеллигенция бездеятельна вообще.
 
МАКСИМОВ: Если вы возьмете ╚интеллигенция и аквариумные рыбки╩, победит интеллигенция. Вопрос не в этом.
 
АВЕРИН: А по-моему, уже аквариумные рыбки.
 
МАКСИМОВ: А мне кажется, нет. Вопрос в том, почему ╚Интеллигенция и гламур╩ называется книжка, почему я взял именно эти два типа людей? Потому что я привык и вы привыкли, поскольку мы с вами практически ровесники, что мечты диктует, отвечает на вопрос ╚в чем смысл жизни?╩ интеллигенция, она всегда это делала. Вот сейчас мы попали в ситуацию, в нашей высокодуховной стране России, мы попали в ситуацию, когда отвечает на вопрос ╚что такое хорошо и что такое плохо?╩ гламур, а не интеллигенция. Должна интеллигенция, а отвечает гламур. Вот я попытался понять, в чем дело, почему так происходит и почему интеллигенция так просто допустила это, разрешила, чтобы так было.
 
АВЕРИН: У нас в студии Андрей Максимов - писатель, драматург, тележурналист, ведущий разнообразных программ на самых разных каналах - ╚Россия╩, 5-й.
 
МАКСИМОВ: На двух всего, к сожалению.
 
АВЕРИН: Теперь на двух, а до этого была ╚Культура╩.
 
МАКСИМОВ: Мне ужасно нравится канал ╚Культура╩, я вчера целый вечер смотрел канал ╚Культура╩. И моя жена мне сказала: ╚Надо же, первый раз не раздражает телевизор, потому что хорошие лица, все время показывают хорошие лица╩. И я очень хочу делать что-то на канале ╚Культура╩, я надеюсь, что нам удастся там что-нибудь придумать.
 
АВЕРИН: Придумать. Причем вот эта ситуация - придумать новую программу, придумать новое дело, для себя прежде всего, она, я думаю, перед каждым так или иначе встает. И все равно получается, что то, что вы умеете замечательно, может быть, то, что доставляет вам удовольствие более всего и нравится зрителю, который в это время около экрана, это то, как вы беседуете с человеком, какие вопросы вы задаете человеку. И когда на ╚Культуре╩ был какой-то выпуск (там количество этих циферок складывалось в почти нечитаемое число) программы вашей ╚Ночной полет╩, я все думал: а где то пламя, которое поддерживает интерес к другому человеку?
 
МАКСИМОВ: Вы знаете, когда я пришел на 5-й канал и стал делать программу ╚Личные вещи╩ (это интервью), ╚Программу передач╩ (это тоже интервью, только с большим количеством людей), у меня тоже возникал такой вопрос. И я просто понял, что это как бы такой божий, не хочу говорить слово ╚дар╩, но вот бог тебе дает: либо интересно людям, либо не интересно. Вот, вы знаете, до 55-го человека люди были интересны, а потом перестали быть интересными - так не может быть. Либо они тебе интересны, либо они тебе не интересны вообще всегда. Мне ужасно интересны люди, мне ужасно интересно с ними разговаривать. Ну, ╚Личные вещи╩ очень похожи на ╚Ночной полет╩, там другая форма, но тоже один на один. А ╚Программа передач╩ - там уже много народу, и очень хорошая, повторяю, редакторская группа. И когда они мне предлагают темы какие-то, то я уже с нетерпением жду: вот-вот сейчас придут люди, и мы начнем говорить про жизнь после смерти; вот придут такие-то и такие-то люди, придет человек, который замораживает трупы для того, чтобы их потом разморозить, и это официальный бизнес. Вот я на этого человека посмотрю, вот мне ужасно интересно. Придет Резо Габриадзе - ужасно интересно. Поэтому у меня всегда это, с детства был интерес к людям. Другой вопрос, что я человек очень стеснительный, и мне всегда было неловко (и сейчас неловко). А когда это телевизионная передача, он уже приходит с тобой разговаривать, то замечательно, чудесно.
 
АВЕРИН: У тебя маска. Как бы он знает, что ты в этой роли.
 
МАКСИМОВ: Нет, у тебя не маска. Если у тебя маска, он с тобой не будет разговаривать. Вот больше всего человек не любит, когда его не имеют в виду. Из-за этого семьи разваливаются, из-за этого дружба заканчивается. Когда тебя не имеют в виду. Вот что-то сделает человек, а тебя не имеет в виду. Если человек приходит к тебе на передачу и понимает, что ты его не имеешь в виду, а используешь для программы, он ничего не будет делать. Мы с вами прекрасно знаем такие передачи, где гости себя ощущают людьми, которых используют. Это невозможно сыграть. Вот либо тебе интересен человек, либо тебе не интересен человек. Это не моя заслуга, просто действительно мне люди очень интересны.
 
АВЕРИН: У меня еще так бывает очень часто, особенно в прямоэфирных передачах или в передачах телевизионных, которые пишутся под запись, почти под эфир - 52 минуты эфира, час записи, не успел - твоя проблема. И когда вдруг ты выходишь, во-первых, на доверие, когда уже можно говорить о самых разных вещах, а во-вторых, на какую-то тему, которая, может быть, тебе поначалу не приходила в голову, тебя осеняет, а уже все - стоп, записано. И есть вот это отчаяние даже от того, что ты самое-то главное не проговорил с этим самым человеком.
 
МАКСИМОВ: Еще раз позвать, значит. Надо еще раз позвать. Когда бывают такие вещи, надо позвать еще раз. Мы когда начали делать ╚Программу передач╩, мне говорят: сколько вы можете записывать в день передач? Я говорю: сколько хотите. Они говорят: вы что, не устаете? Я говорю: а если мы запишем две передачи, что я буду дальше делать? Я дальше пойду домой и на кухне буду разговаривать, может быть, с менее известными людьми, но я тоже буду разговаривать. Мне нравится этот процесс, поэтому я могу записывать любое количество передач, и я не устаю. Потому что если я не записываю передачи, я то же самое делаю без камеры. Я делаю ровно то же самое, с другими людьми, но ровно то же самое. Когда-то ты понимаешь, что вот надо бы еще. И, кстати, в жизни так тоже бывает. Когда сидели, выпивали-выпивали, в 2 часа ночи возникла какая-то тема, а надо уже ложиться спать, потому что завтра на работу. Ну, значит, надо на следующий день встретиться.
 
АВЕРИН: Да. ╚День прошел, как не было. Не наговорились┘╩
 
МАКСИМОВ: Не поговорили.
 
АВЕРИН: Вот. По поводу театра очень хочется задать вопрос. Я однажды был (однажды, честно скажу) на вашем спектакле. И мне тогда показалось, что это история, которая, в общем, нуждается в продолжении, театральная история нуждается в продолжении. Получается?
 
МАКСИМОВ: Вы знаете, у меня сейчас первый раз в жизни возникла ситуация, когда мне предложили в антрепризе ставить свою собственную пьесу, и я отказался из-за нехватки времени. Вот такого никогда не было. Но программы, которые я делаю на питерском канале, программа ╚Дежурный по стране╩ - все это отнимает очень много времени. И есть надежда все-таки делать на канале ╚Культура╩ что-то. И я сказал, что я очень польщен, что мою пьесу хотят поставить, давайте найдем режиссера. Вот мы сейчас ищем режиссера, который бы мог в хорошей антрепризе поставить мою, как мне кажется, неплохую пьесу. Но вот что касается моей режиссерской деятельности, то на какое-то время она затихнет, потому что это совмещать уже становится невозможно.
 
АВЕРИН: Подождите, а как же тогда этот посыл про то, что надо заниматься как раз тем, что доставляет наибольшее удовольствие?
 
МАКСИМОВ: Мне сегодня наибольшее удовольствие, мне всегда наибольшее удовольствие доставляло вести телепередачи и писать книжки. Это всегда мне нравилось больше всего. Иногда я из этого уходил и ставил спектакли, что тоже, в общем, приятно, но это для меня была такая форма проведения досуга, если можно так выразиться. Сейчас я придумал писать философскую книжку для детей и попытаться с детьми чуть иронично, с юмором и при этом серьезно поговорить про самое главное понятие человеческой жизни. Меня это ужасно увлекает. И только на это остается у меня время от телепередач, уже на театр не остается. Если я напишу эту книжку, все будет хорошо, какие-нибудь передачи закроют, меня откуда-нибудь уволят, я тогда, возможно, приду.
 
АВЕРИН: Если костлявая рука голода потянется к вашей шее, тогда вы пойдете работать режиссером в театр?
 
МАКСИМОВ: Нет-нет-нет, костлявая рука голода не может удовлетвориться теми деньгами, которые получаешь в театре. Нет, это если просто будет время. К сожалению, наверное, я совершенно не понимаю, чем заниматься дома, если не писать. Я вообще не понимаю, что делать, если нету дел. У меня очень мало друзей, я очень редко выпиваю в хороших компаниях, это очень редко все бывает. Я все время чего-нибудь делаю. Поэтому, когда возникает ситуация, что у меня нет дел, я их придумываю. Я для себя уже точно понял, что я - велосипед, который держит вертикальное положение, если едет. Если он останавливается, он падает. И в отпуске у меня начинает болеть все. А когда я выхожу из отпуска, у меня все проходит. В отпуске я себя плохо чувствую, у меня кружится голова, все ужасно, кошмарно. Потом я приезжаю домой, дела не помещаются в ежедневнике, и все тогда хорошо. Значит, мне нужно вот так. Может быть, я окончательно состарюсь, и мне это все надоест, и я уеду куда-нибудь в Карелию и буду там жить в одиночестве и писать романы. Когда-нибудь. Если доживу. Но пока мне нравится вот такая жизнь.
 
АВЕРИН: Да. Но при этом, смотрите, все равно эволюция идет (ну, я не знаю, насколько я могу об этом судить, но так навскидку кажется) от более публичных каких-то вещей к более камерным. Потому что, например, режиссура по сравнению с телевизионной даже программой, где вы разговариваете с людьми, это гораздо более публичная, более энергичная вещь. А так все время вы тяготеете к камерному формату, к человеку конкретному, в душу к нему┘
 
МАКСИМОВ: Нет ничего более публичного, чем телевидение, нету. Телевидение - это такая история, мне замечательно сказал в свое время мой учитель Лев Новожженов, что, какую бы ты ни делал передачу, ты чихнул - вся страна сказала: будь здоров! Вот ничего такого близко к этому нету - ни театра, ни литературы, ничего этого нет. Я начал заниматься сначала тем, что я начал писать книжки, потом тем, что я стал ставить спектакли, а потом тем, что я стал телеведущим. Телевидением я стал заниматься вот из этих трех дел в последнюю очередь. Но это настолько заметно. Не потому что я такой замечательный, а просто в принципе это очень заметная история. У меня получилось делать очень заметную программу ╚Ночной полет╩, это была очень заметная программа, которая была уничтожена предыдущим руководством канала ╚Культура╩ просто так, потому что ко мне испытывали большую личную неприязнь, большую ╚личную неприязнь к потерпевшему╩ испытывало предыдущее руководство канала, и программа была уничтожена. Но благодаря этой программе я как бы стал таким телеведущим. Хотя я всегда занимался еще и всеми другими делами, но это профессия наиболее публичная и заметная.
 
АВЕРИН: Вы впроброс сказали, Андрей, что сейчас пишете философскую книжку для детей. И я с тех пор все и размышляю: а зачем? Потому что, я думаю, не только у меня курс философии, который преподавали в университете, оставил не самые радужные воспоминания.
 
МАКСИМОВ: Тут есть два таких момента, что касается философии. С одной стороны, у меня в книжке ╚Многослов╩ написано, что нету человека, который бы не был философом. И как только русские люди немножко выпьют, они начинают философствовать. Например, на каждой свадьбе обязательно родители говорят: все-таки я не зря жил, вот я ее вырастил, вот она┘ С другой стороны, нам кажется, что философия - это совершенно такая отвлеченная история, которую 5-6 человек понимают и про умные вещи говорят. Вот мне кажется, что, может быть, ╚философская╩ - это так я немножко красиво сказал, ну просто чтобы было понятно, а я пишу такую книжку, в которой пытаюсь поговорить с детьми про самое главное понятие человеческой жизни. Пытаюсь объяснить детям, а что такое знания, например. Очень важно. Я спросил у ребенка своего 12-летнего: какие слова вы сейчас больше всего обсуждаете? Оказалось, что больше всего они говорят сейчас про слово ╚месть╩. Потому что в 12 лет возникают романы, девочки бросают мальчиков. Надо мстить, не надо мстить? Вот есть такие вещи, а мне кажется, к сожалению, что очень часто дети хотят поговорить про какие-то важные вещи, а родителям не до этого. Потому что, к сожалению, не так много родителей, которые беседуют со своими детьми. Я хочу, чтобы у них была такая книжка, с которой бы они могли про это говорить: надо мстить, не надо мстить, что такое любовь, чем она отличается от всяких других вещей. Вот эта книжка для подростков. Она не столько для детей, она для подростков. Но только сейчас подростковый возраст очень снизился. То, что мы были в 15-16, сейчас в 12-13 лет.
 
АВЕРИН: Да полноте! И мы тоже. Я помню, как в 10, может быть, в 11 лет мы с моим приятелем┘ конечно, нам казалось, что мы отдельно несколько, но вот какие-то вполне себе серьезные книжки и разговоры с претензией как раз на философские.
 
МАКСИМОВ: Дело в том, что мой сын (это все, это не только мой сын, большинство детей), во-первых, он может поехать за границу, он может пойти за границей в ресторан (вспомним наше с вами детство - за границу невозможно, в ресторан невозможно)┘
 
АВЕРИН: Невозможно. И ресторан здесь тоже был невозможен.
 
МАКСИМОВ: Он может поговорить с официантом на английском языке. Вот это все же отражается. Это с одной стороны. С другой стороны, количество голого тела, которое видит ребенок в 12 лет, несравнимо с тем, что видели мы с вами. Просто он видит в рекламе, в киосках и так далее.
 
АВЕРИН: Да. Меня Роден смущал.
 
МАКСИМОВ: Да. Вот это же все на них отражается. Не говоря уже об Интернете, конечно, который в невероятном количестве. Это все на них отражается. Мне кажется, что они из-за этого начинают раньше взрослеть и раньше поэтому нуждаются в том, чтобы с ними говорили не занудливо, а как-то серьезно. Мне ребенок сказал: если ты вставишь слово ╚знание╩, то твою книжку никто из детей читать не будет, потому что нас так достали разговорами про знание┘ Вот. Поэтому глава про знание у меня начинается, крупными буквами написано: ╚Я очень тебя прошу, прочитай, пожалуйста, эту главу, не пролистывай ее, пожалуйста╩. Потому что я понимаю, что большинство детей, конечно, это все очень измучило. А потребность в этом есть. Ко мне приходят студенты, я их спрашиваю: что такое знания? И они убеждены, что знания - это то, что получает человек для того, чтобы сдать экзамен. И это ужасно! Объяснить им, что знания - это информация, которая нужна для дальнейшей жизни, это целая история такая. Вот мне кажется, что это нужно все как-то молодым, детям рассказывать.
 
АВЕРИН: Подождите, а вы верите в то, что молодые будут читать и вообще читают?
 
МАКСИМОВ: Ну, вообще молодые┘ Вот дети в школе читают всяко, больше или меньше, они читают всяко. Как мы это будем до них доносить с ╚Аргументами недели╩, газетой, которая будет печатать эту книжку, которая меня публикует все время (за что я ей чрезвычайно благодарен)? Электронными способами, через Интернет? Этого мы пока еще не знаем. Мы найдем способ донести это. Главное, чтобы был текст, а дальше мы придумаем, как его донести до детей. Но кроме всего прочего, мне кажется, я надеюсь на то, что взрослые люди, родители, которые увидят такую книжку, они все-таки детям ее купят и, может быть, с ними вместе будут что-то обсуждать.
 
АВЕРИН: Да-да-да. Притча о зернах. Главное, чтобы были зерна. Главное, чтобы было чего разбрасывать, а дальше уже, собственно, не наше дело. Спасибо большое. Андрей Максимов, телеведущий 5-го канала и телеканала ╚Россия-1╩.
 
МАКСИМОВ: Я телеведущий ВГТРК. Мне приятно сказать об этом на ╚Маяке╩. И я очень благодарен руководству ВГТРК, которое разрешает мне делать программы на 5-м канале, которому я тоже благодарен за то, что меня туда зовут.
 
АВЕРИН: В общем, смотрите, читайте, слушайте и обрящете. Спасибо большое Андрею Максимову.
 
 
Слушайте аудиофайл.

Центральный комитет. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация