Картинка

Шоу Комолова и Шелест Евгений Хавтан о круглых датах и жизнерадостной музыке

22 октября 2010, 11:05

Персоны

КОМОЛОВ: Итак, друзья, в студии "Маяка" лидер группы "Браво" Евгений Хавтан. Евгений, добрый день.
ХАВТАН: Добрый день.
ШЕЛЕСТ: Здравствуйте. Хочется сразу начать с сообщений на официальном сайте группы "Браво" – bravogroup.ru. Константин написал: "На вашей музыке я вырос. Сейчас такое не делают. Жаль". Действительно, посчитали, 27 лет. То есть, буквально еще 3 года и – тридцатилетие. Мне кажется, это такой огромный срок, что вырос не только Константин, но и огромное количество остальных людей и других поколений. К вам часто вообще подходят и говорят: "Я вырос на вашей музыке"? Не становится иногда так страшно? Подходит мужик 40-летний: "Я вырос на вашей музыке". И ведь он может себе позволить такое сказать, потому что если ему сейчас 40 лет, то когда группа "Браво" начинала, он был подростком.
КОМОЛОВ: А у некоторых становление происходит после армии. То есть, он из армии вернулся в 20, и началось становление на группе "Браво", ему полтинник уже.
ХАВТАН: Вообще, дата большая, конечно, страшная.
КОМОЛОВ: Я не знаю, может, у вас не так? Мне кажется, начиная с какого-то момента, сначала этим цифрам придаешь значение – 20 лет группе, 15 лет. А потом как-то: ну, да – 25, 27.
ХАВТАН: Вопрос в том, чем ты занимался эти годы и до чего ты дошел, спустя 20-25 лет. Если большая, длинная история, которая у нас есть, и много интересного происходило и происходит, поэтому, я считаю, это абсолютно нормально. Куча артистов, у которых дата гораздо большая, и они при этом в уме, помнят аккорды своих песен, соображают еще что-то, поют и делают это намного лучше своих коллег.
ШЕЛЕСТ: А вы 25-летие группы отмечали как-то?
ХАВТАН: Да, мы отмечали. У нас был замечательный концерт. Вместе с Башметом мы сделали программу с "Солистами Москвы".
ШЕЛЕСТ: А 30-летие уже каким-то образом планируете?
ХАВТАН: 30-летие, я не знаю, будем ли мы отмечать? Потому что эти даты – это сплошная головная боль. Потому что привязка к каким-то датам не несет ничего абсолютно, кроме того, что нужно что-то показать и сделать концерты. Это большое нервное напряжение, которое ничего абсолютно не дает. Это нужно больше поклонникам группы, чем лично мне самому. Поэтому я не уверен, что мы будем отмечать 30-летие. И не думаю, что это настолько необходимо делать.
ШЕЛЕСТ: А у вас требовательные поклонники? Фанаты группы "Браво" активные?
ХАВТАН: Существует форум, на форуме существуют активисты, 50 человек таких активных. Я имею в виду – вся страна, люди, которые живут за границей. Потому что Интернет – вещь такая, ты же не видишь собеседника. Поэтому написать все, что хочешь, могут. Достаточно жестко порой пишут. Но я привык к этому, это мобилизует, как говорится.
ШЕЛЕСТ: Я к тому, что на самом деле, юбилейные концерты – это возможность поэкспериментировать. Вы сыграли с Башметом. На 30-летие еще можно что-нибудь такое сделать. Или у вас бывают такие спонтанные эксперименты: захотели и сделали? Безотносительно даты.
ХАВТАН: С Башметом это произошло еще до юбилея, поэтому было логично это показать. Произошло наше знакомство, и мы сделали программу, которую показывали и в других городах. Это было интересно и необычно. Просто играть старые песни абсолютно неинтересно и собирать каждый год гвардию вокалистов, которые были в группе "Браво", – это здорово. Но мне хотелось в этот раз показать то, что актуально сегодня. И мы сделали программу с Юрием Абрамовичем и "Солистами Москвы", которые получили до этого премию "Грэмми". И для меня это был такой определенный рубеж и очень важный момент в моей жизни.
КОМОЛОВ: А как сам Башмет отзывался потом о сотрудничестве? Он не предлагал: "Давайте, может, еще чего-нибудь придумаем?"
ХАВТАН: Это не может повторяться вечно. В этом прелесть, что это было одноразово. Один раз мы это сделали.
ШЕЛЕСТ: И на сайте группы 2 октября – это последняя дата, когда группа "Браво" дала большой концерт в Москве. И дальше – пустота. Это значит, что концертов в ближайшее время никаких не планируется?
ХАВТАН: Никаких не планируется. У артиста бывает три состояния, четыре. Группа распалась, группа репетирует, группа на гастролях и группа валяет дурака. Состояние "валяет дурака" мы только что прошли. И теперь у нас состояние записи новых песен. Мы сейчас сидим в студии и пишем альбом. Я думаю, что до нового года мы его закончим. И 5 февраля мы играем концерт в Москве большой, в одном из больших московских клубов – "Арена". И уже будет готова пластинка, там мы покажем часть этой программы.
КОМОЛОВ: В январе-феврале следующего года уже пластинка появится в продаже?
ХАВТАН: Да, надеюсь.
КОМОЛОВ: Евгений, я неоднократно на концертах слышал, что вы сами себя представляете: московская группа "Браво". Это такая фишка маркетинговая или это продуманная история, такая выстраданная, что все москвичи, мы играем московскую музыку?
ХАВТАН: Может быть наша большая беда в том, что у нас никогда не было никаких продуманных историй. Просто мы начинали в то время, когда это выглядело пошловато – делать какие-то продуманные истории. И поэтому мы, действительно, московская группа. Процентов 70 музыкантов нашей группы – москвичи. Иногда нас считали питерской группой, чуть позже. Но, в принципе, мы в Москве и поем о Москве. И я, действительно, очень люблю этот город и все, что с этим связано.
КОМОЛОВ: А как другие города к этому относятся? Потому что москвичей-то не везде долюбливают, скажем так.
ХАВТАН: Единственное, что любят группу "Браво". Москву-то могут не любить, а музыку нашу любят в других городах. Не знаю, с чем это связано.
ШЕЛЕСТ: Вопрос: "Расскажите, пожалуйста, может ли выступить на разогреве у "Браво" молодая, неизвестная, но классная группа, которая понравится вам и коллективу? И вообще, расскажите, насколько популярна практика разогрева на нашей живой сцене?" Существует такое или нет?
ХАВТАН: Я не очень знаком с нашей живой сценой, честно могу сказать. Но у нас всегда, когда мы играем в Москве и в других городах, играют какие-то группы. В прошлый раз у нас играла группа "Модель неба" на разогреве в клубе "Арена". И в позапрошлый раз играла группа "Моды". И всегда это – большая головная боль для нас, потому что нужно перестраивать сцену, перестраивать аппаратуру. Но мы всегда даем возможность какой-то группе выступать перед нами.
ШЕЛЕСТ: А каким образом отбор происходит?
ХАВТАН: Они присылают на мой электронный адрес фонограммы свои, МР-3, и так попадают.
ШЕЛЕСТ: Вы сказали, что не знакомы с живым современным творчеством нашей сцены. Это потому, что вам неинтересно, или вы не видите никакого потенциала?
ХАВТАН: Я редко хожу на концерты коллег и поэтому не знаю, что у них происходит. И знаю, что многие очень не любят это делать, потому что неудобно брать группу на разогрев. Это связано с тем, что нужно перестраивать. Думаю, что у многих групп нет возможности выступить. А для них это большая аудитория достаточно. Две-три тысячи человек, пришедших на наш концерт┘ Если 100 из них зайдут на сайт этой группы, которая была, будут ходить на их концерты, это им поможет. Я когда бываю на западных артистах, когда играет какая-то группа┘ Недавно я был на концерте Мориси и перед его концертом играла французская девичья группа. У них был действительно тише звук. А потом вошел Мориси, и оно началось. Это действительно так.
ШЕЛЕСТ: Мне кажется, здесь и маркетинговая тоже штучка, но и техническая тоже. Потому что аппаратура подключена все-таки уже для основных музыкантов.
ХАВТАН: Действительно это так тоже. Это бывает по-разному. Это зависит от артиста, от отношения. Песни "36,6" и "Париж" войдут в мой сольный альбом, который где-то рядом с "бравовским" выйдет.
КОМОЛОВ: А это первый сольный или уже не первая пластинка?
ХАВТАН: Я давно писал, какие-то у меня песни отдельно от группы "Браво" были сделаны. И я решил, наконец, альбом выпустить. Отличие будет в то, что те песни, которые войдут в мой альбом, некоторым образом не вписываются в то, что делает "Браво". Потому что за долгие годы сформировался стереотип о том, что такое музыка группы "Браво". А у меня есть много разной другой музыки, которая немножко отличается от того, что я делаю в "Браво". Это будет в моем сольном альбоме. Любым поклонникам не нравится, когда начинаются какие-то эксперименты вправо, влево. По их мнению, артист должен рождаться и умирать с песней "Вася".
ШЕЛЕСТ: Такое сообщение пришло. Анатолий из Мончегорска сочинил стихотворение "Поваляйте дурака, добрый я еще пока. Но скажу без лишних слов, жду от вас хитов, хитов┘" То есть, хиты, хиты от группы "Браво".
КОМОЛОВ: Артем пишет: "Я не знаю, могу ли причислить себя к фанатам группы "Браво", но с удовольствием слушаю песни и все знаю наизусть". Он же спрашивает: "Евгений, скажите, про какой город поет ваша группа в песне "Этот город"? Многие обсуждают, приписывают свои города: "Это они про мой город поют". И разные города в вариантах. А на самом деле?"
ХАВТАН: Это очень оригинальный вопрос. Я думаю, что у каждого человека есть место любимое, где он родился. И в любом случае, твой город будет любимым там, где ты родился. Для меня это – Москва.
КОМОЛОВ: А про сольный проект еще немного: у вас есть ли там музыканты или вы записываете все партии?
ХАВТАН: Там в основном будут электронные биты, будут барабаны электронные, гитара будет там живая и голос живой. Есть еще продюсер, который это делает, студийный музыкант, который собирает это все вместе. И приглашенные музыканты там, которые приходят и играют. Труба, клавишные. Получилось таким образом, что прошлый альбом мы писали здесь, сводили в Лондоне и мастерили в Лондоне. Это такая долгая история. И, конечно, удобнее это сделать все здесь. Но здесь нет специалистов, которые умеют это делать. Это говорю не только я. И я еще не знаю, как быть с этим. Я, конечно, постараюсь все здесь сделать. В принципе, сейчас мы делаем так: у меня дома все это записывается. К этому пришли многие музыканты. А потом это делается в хорошей студии, все сводится. И мастерится окончательно. У меня мастеринг, окончательный этап, будет делаться за границей, где-то в Лондоне.
ШЕЛЕСТ: "Расскажите, как вы относитесь к творческим экспериментам. Идет ли какая-то работа в студии с новыми современными звуками, стилями и оборудованием?" В этом смысле как развивается группа "Браво"?
ХАВТАН: Вы знаете, мне, наоборот, с каждым годом все интереснее работать со старыми звуками, со старыми винтажными инструментами, усилителями, со старыми гитарами. И это общемировая тенденция. Все возвращаются туда, назад, к старому звуку сейчас. Это ренессанс идет 80-х годов. Был 60-х года два назад. И поэтому мне лично интереснее работать со старым оборудованием, которое я собираю. Это старые гитары, усилители, клавишные старые. Этот винтажный звук, которого все пытаются добиться сегодня путем каких-то современных синтезаторов. Это невозможно. Поэтому эксперимент идет со старым.
ШЕЛЕСТ: Да, да, я услышала какого-то композитора, тоже известного нашего, который сказал, что, когда появилась цифра, исчезла музыка. Потому что на цифровых носителях, конечно,..
ХАВТАН: Вопрос очень сложный. Цифра, конечно, убивает хороший аналоговый звук качественный, но где мы можем услышать этот звук сегодня, кроме виниловых пластинок? Он нигде не остался. Даже здесь у вас, я смотрю, студия. То, что было 10-15 лет назад, когда умели люди резать бобины, песни ставились с бобин, тоже очень забавно было. А я думаю, что те, кто сейчас приходит работать, они вообще не знают, что это такое. Они знают цифровые эти МР-3.
КОМОЛОВ: Много вопросов, естественно. Но раз уж мы говорим, просто не могу игнорировать. И на форуме, с помощью СМС-сообщений приходит про разных вокалистов. Там и спорят, какое "Браво" настоящее, какое лучше? Периода Сюткина, периода Ленца, периода Агузаровой? И много вопросов: общаетесь ли вы с бывшими вокалистами? Естественно, а что в будущем?
ХАВТАН: Из всех вокалистов, пожалуй, наиболее часто я общаюсь с "марсианкой", с Жанной. С остальными практически нет. Потому что, ну, что нас связывает сегодня? Ничего. У нас было замечательное прошлое, которое осталось в наших записях, а сегодня нас не связывает ничего, поэтому общения, естественно, нет. С Жанной, пожалуй, чаще. Каких-то творческих проектов┘ Вряд ли, я думаю, что можно войти в эту воду дважды. Но тешу себя надеждой, что, возможно, что-то с Жанной мы сделаем в дальнейшем.
ШЕЛЕСТ: А чем она сейчас занята?
ХАВТАН: Это трудно очень предположить. И где она, и чем она занята сейчас. У нее был концерт в "Крокусе", я не смог попасть, хотел посмотреть, как это все выглядело. Но видел на youtube. Но, как обычно, это очень смешно всегда. То есть, это смешно в хорошем понимании этого слова. На сцене 5 мальчиков в белых рубашках и широких галстуках и два на подпевках. И 70 процентов песен группы "Браво", нашего наследия золотого, и какие-то новые песни. Так это выглядело. Очень много тетенек в зале таких, взрослых тетенек очень. Потому что я сравниваю нашего зрителя сегодняшнего. На наших концертах 80 процентов – это люди от 15 до 30 лет. Одна молодежь. Мне это очень приятно. Для группы с такой большой историей это – лучшее достижение за все время.
ШЕЛЕСТ: Понятно, что на разогреве молодежь выступает. И вы как-то пытаетесь их тоже продвинуть. А в смысле продюсирования что-то возможно такое? Или дарения песен своих?
ХАВТАН: Да, возможно. Конечно, возможно. Но я просто не очень понимаю систему, что здесь происходит в нашей стране с тем, что называется "продюсирование"? Слово красивое очень, а что это такое, никто этого толком не понимает и не знает. И пока нет, пока я продюсирую группу "Браво". Пока. Может быть, в дальнейшем.
ШЕЛЕСТ: Слушатели спрашивают, что слушает сейчас Евгений Хавтан на своем плеере, в своем автомобиле?
ХАВТАН: Я был в Сан-Франциско месяц назад и был на фестивале. И там открыл для себя много замечательных групп, которые там играли. Это рок-фестиваль. Там было очень много электронной музыки, ди-джеи играли. Но меня интересовала рок-музыка. И куча названий, нет даже смысла их называть. Это новые какие-то имена, которые никогда мы и не узнаем, потому что это локальная такая музыка. Европейские какие-то группы там играли. И я купил пластинки их ансамблей, они у меня в машине. Я их слушаю.
КОМОЛОВ: А как вы думаете, распыления нет сейчас? Сейчас, как мне кажется, жанры все мельче и мельче становятся и группы, которые в этих жанрах выступают? Или все-таки может появиться артист, который будет по-настоящему глобальным, который по всему миру и по всем жанрам пройдется?
ХАВТАН: Сейчас есть несколько артистов, которые по всему миру ездят, собирают. Группа "Киллерс" ("The Killers"), они популярны везде: и в Европе, и в Америке они герои национальные. Да, происходит такая ситуация, что появляются группы, все стало более локально. Конечно, группы "Битлз" уже нет и вряд ли появится, это уже понятно сейчас стало. Будут какие-то появляться группы сезона, группы месяца, группы недели.
ШЕЛЕСТ: Ну, может быть, это и неплохо на самом деле.
КОМОЛОВ: Евгений, спасибо большое. И, друзья, в начале следующего года ждите новый альбом от группы "Браво" и от самого Евгения.
ХАВТАН: Да, всем удачи, здоровья, настроения хорошего и поменьше дождей.
ШЕЛЕСТ: Спасибо.
Слушайте аудиофайл.

Шоу Комолова и Шелест. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация