Парк культуры и отдыха Павел Коган - гость Кати Новиковой и Дмитрия Мириманова

27 февраля 2011, 10:05

Персоны

МИРИМАНОВ: Встречаем нашего гостя Павла Леонидовича Когана, Народного артиста России, лауреата Государственной премии РФ, художественного руководителя и главного дирижера Московского государственного академического симфонического оркестра, академика Академии российского искусства. Здравствуйте.

КОГАН: Доброе утро.

МИРИМАНОВ: А когда вы представляетесь, говорите: ╚Здравствуйте. Павел Коган╩?

КОГАН: Я думаю, что самое главное звание для художника - это его имя и фамилия. Кого знают, того знают. А кого не знают, того не спасет.

МИРИМАНОВ: Вот я так тоже считаю, а когда начинают говорить: известный музыкант, известный актер, известный режиссер, уже не важно, не интересно. Когда говорят имя и фамилию, все, довольно. У нас сейчас начинается весна, что делают музыканты по весне?

КОГАН: Ну, весна - еще горячее время года, поскольку все-таки еще продолжается концертный сезон, гастроли. А вот уже все с нетерпением ждут лета, мы просто, как соловей, его ждем.

МИРИМАНОВ: А лето у вас - отдых или репетиции?

КОГАН: Бывают какие-то записи, бывают летние фестивали. Но, конечно, летом активности намного меньше, чем в осенние, зимние, весенние месяцы. Репетиции происходят постоянно. Это то же самое, как чистить зубы, бриться, питаться и так далее. Это основа.

МИРИМАНОВ: Шесть часов надо в день репетировать.

НОВИКОВА: А сколько самый-самый профессиональный музыкант должен тренироваться, репетировать?

КОГАН: Всю жизнь: с самого начала и до последнего вздоха.

МИРИМАНОВ: Пока не перепилишь эту скрипку.

НОВИКОВА: А сколько часов в день в таком случае? Есть ли какой-то регламент, меньше которого никак нельзя, потому что не будет получаться?

КОГАН: Регламент не устанавливается. Все в зависимости от необходимости. Каково произведение, которое в данный момент разучивается и должно быть исполнено, какова сложность программы целиком, только в зависимости от этого. Важен результат. Результат всегда должен быть самым высоким, качество должно быть на высоте.

МИРИМАНОВ: А вы строгий художественный руководитель?

НОВИКОВА: Дрессировщик, ты хотел сказать?

КОГАН: Я не ставлю себе задачу быть тираном, деспотом или особо строгим. Мне нужно сделать дело, и все это знают.

МИРИМАНОВ: Главное - результат. Сколько у вас народу в коллективе?

КОГАН: Вообще в организации работает более 170 человек.

МИРИМАНОВ: А вот в зале когда они? Если симфонический, значит, в районе ста.

КОГАН: Это минимально. Но бывает, что составы доходят и до 150 и более человек.

МИРИМАНОВ: И вы всех помните поименно, и кто, на чем играет.

КОГАН: Ну, когда работаешь с людьми долгое время и годами, конечно, это - одна семья, всех знаешь.

МИРИМАНОВ: А поздравляете всех с днем рождения? Вот хорошо, наверное, когда вас поздравляют с днем рождения? Сколько подарков сразу.

КОГАН: Нет, я подарки не люблю, не беру. Потому что на службе, на работе я считаю это неверным абсолютно. Подарки - это близкие друзья, хорошие знакомые и так далее. А на службе - нет. Конечно, мы все поздравляем друг друга, коллектив поздравляет артистов, у кого день рождения, у кого юбилей, обязательно.

МИРИМАНОВ: Это, получается, музыканты шутят?

КОГАН: Нет, даже без всяких шуток, просто приятно поздравить.

НОВИКОВА: А как удается поддерживать именно атмосферу в коллективе? Не будем лукавить, что существует стереотип, что театр - это клоака. Вы что-нибудь делаете, какие-нибудь усилия прикладываете к тому, чтобы общая атмосфера была такая дружеская? Или как-то уже все само собой, вы - коллектив единомышленников?

КОГАН: Атмосфера должна быть профессиональная, и отсюда уже вытекает все дальнейшее. И когда люди знают, что они работают не зря, когда они достигают значительного, а порой, и большого результата, тогда и возникают какие-то такие узы семейного плана, семейного порядка между людьми.

МИРИМАНОВ: Вот вы сказали, что сейчас будет лето, вы разъедетесь все. А как обычно отдыхают музыканты симфонического оркестра? Вот вы куда поедете?

КОГАН: Музыканты отдыхают вообще все по-разному, и каждый выбирает тот тип отдыха, который ему ближе. Я люблю обычно летом, когда у меня бывают какие-то свободные дни или моменты, я очень люблю Адриатическое побережье, я отдыхаю в Хорватии.

НОВИКОВА: Родственная душа. Я уже какой год подряд. Остров Млет, есть там такое местечко.

КОГАН: Знаю, знаю, замечательное. Чистейшее море, чистейшая вода, люди очень приятные, хорошие.

МИРИМАНОВ: А вы берете с собой кофр с инструментом?

НОВИКОВА: Я тоже хотела спросить, а музыкальный инструмент вы или другие участники оркестра, чтобы репетировать, берете?

КОГАН: Ну, вообще инструменталисты, те, кто играет на разного рода инструментах, конечно же, должны поддерживать форму и, не дай бог, не забывать свой инструмент. Невозможно свой инструмент бросить на все лето и потом его взять, потому что потом результат будет плачевный. Поэтому, конечно, надо уметь совмещать приятное с полезным - и отдыхать, и одновременно не терять форму.

МИРИМАНОВ: Повезло этим виолончелистам. Вот хорошо, рюкзачок закинул и пошел. Ты была когда-нибудь на симфоническом концерте, Катя? Есть возможность попасть на самый что ни на есть взрослый симфонический концерт. Потому что у нас в гостях-то Павел Коган. Пригласите Катю на какой-нибудь концерт серьезный.

КОГАН: Уже приглашена.

НОВИКОВА: Спасибо большое. Но честно скажу, я - человек от музыки, к сожалению, наверное, очень далекий. Потому что как-то сложилось, что я окончила музыкальную школу Прокофьева, но с музыкой┘ Я не понимала, меня заставляли это делать. И музыкальная чакра во мне не открылась. И, конечно же, меня мама водила на симфонические концерты. Но это было для меня┘ Ну, надо, надо, потому что не без образования же девочка, понимаешь, из интеллигентной семьи. Но вот того, что бы я сказала, что я хочу на этот концерт, что я хочу послушать музыку┘

КОГАН: Не прижилась. Надо начинать сначала. По второму разу входить в реку.

НОВИКОВА: Вот как-то да. Начнем сначала, начнем с нуля.

МИРИМАНОВ: А знаешь, что будет? Катя будет выходить и говорить: "Выступает┘"

НОВИКОВА: А, это я могу! Это да, это ко мне.

МИРИМАНОВ: А вот Академия российского искусства меня интересует. Это вот та самая академия искусства, которую возглавляет┘

КОГАН: Николай Петров.

МИРИМАНОВ: Николай Петров, да? И что там происходит?

КОГАН: Ну, там происходит очень много полезных вещей. Во-первых, академия заботится о том, чтобы ветераны, которые прожили в искусстве долгую жизнь, были поддержаны. Во-вторых, много разного рода интересных проектов осуществляется, связанных с различными видами искусства. Это и выставки живописи, это разного рода концерты, это публикации и издания. 

МИРИМАНОВ: Ну, понятно. То есть такая более социально-благотворительная организационная работа, да?

КОГАН: Ну да, ну да. Которая, в общем-то, очень важна сегодня.

МИРИМАНОВ: Да. А вот вы понимаете, почему она сегодня важна? Потому что государство этим не занимается?

КОГАН: Конечно, конечно.

НОВИКОВА: А почему государство в таком случае не занимается?

МИРИМАНОВ: А потому что, наверное, невыгодно вкладывать деньги. Опять-таки, всегда, когда начинаем говорить о таких вещах, всегда скатываемся к деньгам. И, по большому счету, наверное, правильно, потому что поддерживать, допустим, ветеранов - опять деньги. Чтобы ставить спектакли или даже покупать элементарно скрепки, тоже нужны деньги. Чтобы платить деньги музыкантам, зарплату, нужны деньги.

КОГАН: Понимаете, для нас для всех был очень такой болезненный, конечно, переход к той системе, которая существовала и существует во всем мире, по идее. Привыкли-то к чему? Что все поддерживалось государством, поддерживалось автоматически, но одновременно все и решалось наверху, и указывалось, и требовалось. А сейчас получается таким образом, что все должны заботиться о себе сами.

МИРИМАНОВ: Да. Но вот есть мнение, и, может быть, я тоже как непрофессионал задам этот вопрос. Вообще мне кажется, что классика как таковая не очень прибыльна. Допустим, взять какого-то поп-исполнителя - чесом по стране, по клубам, денежку заработал - до свидания. А как вот это все можно раскрутить с классикой?

КОГАН: Ну, дело все в том, что классика вообще по определению не может и не должна быть прибыльной. Потому что классика - это духовность, это духовность человечества как такового. Ну как может быть прибыльной библиотека, как может быть по-настоящему прибыльным музей?

НОВИКОВА: Наверное, существуют самые известные картинные галереи мира. Если человек оказывается в Мадриде, конечно, он пойдет в музей Прадо.

КОГАН: Правильно. Но я совершенно убежден, хотя это не моя сфера деятельности, что музеи, и, в том числе, самые крупные музеи мира никогда не смогут себя сами окупить, невозможно. Они должны быть поддержаны, потому что музейный фонд требует бережного отношения к себе, поддержания все в определенном и надлежащем виде, не говоря о том, что это огромные еще и затраты и на помещение, и на определенные условия хранения экспонатов. Невозможно. А делать цены на билеты в музеи неподъемными для людей, для масс людских, которые должны образовываться (молодые люди должны вырастать в определенного рода атмосфере) невозможно. Поэтому то же самое происходит и с классическим искусством. Это совершенно необходимая сфера духовности человечества. Если сегодня это исключить┘ Я всегда говорил о том, что если сегодня мы исключаем, не поддерживаем такого рода сферы - музеи, библиотеки, классическую музыку - ну, к чему мы тогда придем? Ведь чем отличается человек от животного? Именно разумом. А если человечество проведет какое-то определенное, даже не совсем продолжительное количество времени без всего этого, в кого мы превратимся? В человекообразных.

МИРИМАНОВ: В человекообразных обезьян. Вот такая СМС пришла из Бурятии: "Господи, какое счастье, наконец-то, на "Маяке" звучит классика! Спасибо Когану". Наташа из Северобайкальска.

КОГАН: Я низко кланяюсь Наташе за такие слова, поскольку действительно вот такая Наташа, слава богу, и люди, которые разделяют с ней это мнение, это и есть та движущая сила общества, которая в результате должна страну держать на высоте.

НОВИКОВА: Республика Коми, Ирина пишет: "Павел, помню замечательного скрипача Леонида Когана, вашего отца".

КОГАН: Да, да. Спасибо.

МИРИМАНОВ: Да, мы все знаем, что вы из музыкальной семьи и, наверное, не могло быть по-другому, чтобы вы не стали музыкантом, скрипачом и дирижером. Я так понимаю, что уже и сын ваш тоже этим занимается.

КОГАН: Да, у нас вся семья - музыканты. И так уж повелось. И называлось это всегда раньше, еще в советское время, - династия. Понимаете, у нас были очень модны династии сталеваров, династии шахтеров и так далее. Ну почему не может существовать династия музыкантов?

МИРИМАНОВ: Нет, может. Но, допустим, с сыном вашим, потому что он живет немножко в другое время, эпоха поменялась. А он сам решил, это его решение? Как вот Катя говорила, ее туда гнали-гнали, а она оттуда убегала.

КОГАН: Да-да, абсолютно. Правильно. Искусство и музыка, в частности, как жанр не требует насилия и исключается в ней насилие над личностью, это невозможно. Нужно только самому до этого дойти, самому к этому придти и самому этого желать. Вот тогда могут появиться результаты.

МИРИМАНОВ: Вы довольны, что сын этим занимается?

КОГАН: Ну, это надо спросить, наверное, его, а не меня.

НОВИКОВА: А вы строгий папа, строгий советник или вы как критик?

КОГАН: Нет, я считаю, что, в принципе, каждая личность, в том числе и родственная тебе, должна иметь полную свободу выбора и решать сама свою судьбу.

МИРИМАНОВ: Демократия у вас.

КОГАН: Ну, а как иначе? В искусстве иначе невозможно.

МИРИМАНОВ: Вот такие комментарии приходят нам на форум: ╚Катя и Дмитрий, спасибо за гостя. Удивительный человек╩. Вот так вот. Представляете?

КОГАН: Спасибо.

МИРИМАНОВ: И вот еще сообщение, например, по поводу, что есть тенденция, что многие скрипачи становятся дирижерами. Это, говорят, усталость от инструмента или желание расширить свои возможности? - Сергей из Казани.

КОГАН: Я думаю, что, в принципе, это, конечно, вопиюще недопустимый факт. Потому что дирижирование - это очень сложная профессия, самостоятельная профессия, которая требует полного посвящения и многолетнего тяжелейшего труда прежде чем любого рода музыкант будет достоин выйти на дирижерский подиум перед артистами оркестра. И вот то поветрие, которое уже происходит очень много лет, когда люди, инструменталисты (это могут быть и скрипачи или других инструментальных профессий), просто достигнув определенного положения, получив определенное имя, считают возможным для себя взять в руки дирижерскую палочку и встать за пульт дирижерский перед оркестром - это недопустимо.

НОВИКОВА: А вот скажите, бывает или есть закономерность, что человек может быть очень талантливым музыкантом, а вышел за пульт дирижерский - и не идет? Либо ты хороший музыкант и, соответственно, ты хороший дирижер?

КОГАН: Понимаете, ╚соответственно - дирижер╩ не может быть хорошим. Дирижер может быть хорошим только тогда, когда он получил очень серьезное образование, притом обладая врожденными определенными качествами, и приобретая определенные качества, которые необходимы дирижеру симфонического оркестра или оперного театра.

МИРИМАНОВ: Мы все знаем (такое есть мнение), что музыканты - это так немножко в космосе, не от мира сего, как любые творческие люди находятся. Мы знакомы с вами относительно давно, год с лишним. Вы совершенно опровергаете это мнение. То есть, вы любите машины, вы довольно экстремальный человек. Часы, опять-таки, отдых.

НОВИКОВА: Но подожди! В часах ничего экстремального лично я не вижу. Ну, часы и часы.

МИРИМАНОВ: А потому что, девочка, ты не понимаешь. Часы должны быть часами. Главное, чтобы механизм был.

КОГАН: Совершенно верно. Часы должны быть часами. А для меня часы - только механические часы, рукотворный механизм. Не зря говорят, что существует часовое искусство. Так вот, наверное, часовое искусство - это сборка и потом уже готовое представление очень сложных часовых механизмов с различного рода усложнениями.

МИРИМАНОВ: Вы их собираете?

КОГАН: Нет, я их не собираю. Я ими любуюсь. И, если есть возможность, то стараюсь приобрести.

МИРИМАНОВ: Дарят, наверное? Все коллеги знают уже? Музыканты дарят?

КОГАН: Бывает. Но не музыканты. Бывает, что и не музыканты. Потому что знают, что люблю. Моя тема - часы и автомобили, если говорить уже вне моей профессии.

МИРИМАНОВ: Слушайте, а какие часы у вас самые-самые?

НОВИКОВА: А ты про какие спрашиваешь: самые-самые дорогие или самые-самые любимые?

МИРИМАНОВ: Нет, нет, самые любимые. От цены это не зависит, мне кажется. Я тоже люблю часы. Но вот эти часы ношу только в этих случаях, а эти - в тех.

КОГАН: Мои любимые часы, я говорю, это те, у которых очень интересный механизм, вот единственное, что. Они не должны быть для этого ни золотыми, ни украшенными какими-нибудь драгоценными камнями. Это совершенно для меня не играет никакой роли, не имеет значения. Мне главное, чтобы был тот механизм, который действительно представляет из себя определенного рода инженерную ценность. И сегодня в мире сложилась такая ситуация, когда (если кто-то любит часы, меня поймет) монополизировано производство часовых механизмов в Швейцарии. И в разного рода марки часов ставятся порой одни и те же механизмы. Часы эти отличаются только формой корпуса и дизайном.

МИРИМАНОВ: И, как результат - ценой.

КОГАН: Да, и ценой. И это меня не очень увлекает. Потому что когда один и тот же мотор, это не является таким большим достижением, на мой взгляд. А вот когда каждая, даже, может, небольшая часовая фирма имеет свой собственный механизм своих собственных разработок, выстраданный ею, вот это для меня является очень ценным.

МИРИМАНОВ: Но не дай бог перекрутить при заводе!

КОГАН: Надо осторожно обращаться. С автомобилями такая же ситуация. Тоже, не дай бог, в поворот не вписаться.

МИРИМАНОВ: А вы больше комфорт любите? Потому что у вас большая машина.

НОВИКОВА: Или скорость?

КОГАН: Да, я езжу на прекрасном автомобиле - это ╚фольксваген-фаэтон╩. Он мне дает все. Он мне дает и комфорт, и прекрасную управляемость, и надежность, самое главное. Безопасность, качество. Я - автомобилист с огромным стажем и прошел через очень многие марки автомобилей. И то, на чем я остановился, меня устраивает в полной мере.

МИРИМАНОВ: Хулиганите на дороге?

КОГАН: Стараюсь не хулиганить на дороге, но езжу достаточно, как говорится, ┘

МИРИМАНОВ: Агрессивно? Агрессивно, но аккуратно.

КОГАН: Вот! Наверное, правильно.

НОВИКОВА: Как относитесь к понятию ╚женщина за рулем╩?

КОГАН: Я не шовинист, не мужской шовинист в этом плане абсолютно. Я считаю, что здесь по половому признаку разделять, наверное, не совсем будет справедливо. Другой вопрос, что, когда интересные, молодые, красивые девушки и женщины приобретают право управления автомобилем путями неправедными, и, садясь за руль, потом вытворяют страшные вещи, вот тут уже, как говорится, приходит на ум такой, знаете, абсолютно растиражированный облик: блондинка за рулем.

МИРИМАНОВ: Это все равно, что оркестр, когда 200 человек и все - да-дадам! И одна какая-то: пи-пи-пи. Вот то же самое получается на дороге.

КОГАН: Но если в оркестре это для дирижера и для музыкантов представляет творческую трагедию, это, конечно, нужно моментально решать. Наверное, радикально. Когда это происходит все-таки на трассе и на дороге, это может привести к последствиям малоприятным!

НОВИКОВА: У нас есть звонок. Здравствуйте. Слушаем вас, как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ: Меня зовут Любовь Ивановна. Вот у меня вопрос к Павлу Когану. Странный, может быть, вопрос. Скажите, а есть ли такое произведение, в котором звучит тема часов или тема автомобиля?

КОГАН: Тема часов есть. И даже, в общем-то, произведение это очень незатейливое носит название. Это симфония Гайдна под названием ╚Часы╩. Вот одна из частей симфонии как бы дает такое образное представление о тиканье часов, хода часов. Что касается автомобиля, мне сейчас, наверное, все-таки на ум не приходит произведение музыкальное, которое посвящено именно чисто автомобилю. Но были произведения в истории, которые были связаны с каким-то техническим прогрессом или даже просто с каким-то описанием фабричного труда, заводского труда. В частности, вот был такой советский композитор в далекие еще годы, в начале советской власти, фамилия которого была Мосолов. Он написал произведение под названием ╚Завод╩. Это произведение для симфонического оркестра. Оно достаточно известно и в определенные годы много исполнялось. И оно, как говорится, дает полное ощущение процессов, происходящих на заводе.

НОВИКОВ: Пишет наша слушательница: ╚Здравствуйте. Даже робею что-либо комментировать и задавать вопросы. Произведения в записи вашего оркестра неповторимы. Спасибо огромное. К сожалению, нет возможности побывать на ваших концертах╩.

КОГАН: Приходите. Мы будем очень рады видеть вас. Ближайший концерт состоится у нас буквально днями, 3 марта в Концертном зале имени Чайковского в 19 часов. Большой зал Консерватории всегда был наш альма-матер, но сейчас находится на реставрации. И программа будет очень интересной. В начале концерта будет исполняться увертюра выдающегося, великого немецкого композитора Вебера под названием (к опере увертюра) ╚Вольный стрелок╩ или ╚Волшебный стрелок╩. Затем солистом в концерте выступит очень известный, один из лучших валторнистов мира, немецкий валторнист, солист прославленного Берлинского филармонического оркестра - Штефан Дор. Он будет исполнять концерт Рихарда Штрауса ╚Для валторны с оркестром╩.  Это очень известный исполнитель. Во втором отделении будет исполнена вторая симфония Иоганнеса Брамса. Это одна из жемчужин симфонического репертуара. Так что буду очень рад всех тех, кто желает, видеть нашими гостями.

МИРИМАНОВ: СМСка пришла: ╚Раньше включал радиостанцию ╚Маяк╩, чтобы серьезную музыку послушать. А сейчас с утра голоса и ╚кислотная╩ музыка. Хорошо, хоть в выходные вас слышу. Очень приятно и спасибо вашему гостю. Удачи╩. - Венера написала.

КОГАН: Спасибо. Вообще мне очень приятно, что я получаю такие добрые отклики сейчас во время нашей передачи, поскольку, действительно, моя личность целиком и полностью связана с классическим музыкальным искусством. Вы сами понимаете, как для меня это ценно.

МИРИМАНОВ: Слушайте, а музыканты как вообще ездят по гастролям? Вы привередливы? Чтобы, как Мадонна. Вот Мадонна, когда ездит, она заставляет перекрашивать стены, ей надо заменить кровать.

НОВИКОВА: Есть минимум такой, который должен быть. Грубо говоря: вода горячая и туалет не на улице. Либо уже есть какие-то капризы небольшие?

КОГАН: Понимаете, поскольку ездить приходится очень много, конечно, все-таки бытовые условия, в которых ты находишься, влияют определенным образом. И хочется, конечно же, иметь возможность и отдохнуть перед репетицией, перед концертом, чтобы тебя не беспокоили, сосредоточиться. Это очень важно. Я не могу сказать, что я являюсь каким-то капризным человеком. Наоборот, мне приходится порой идти на определенного рода компромиссы, приспосабливаться к чему-то. Но для меня действительно очень важно, чтобы был определенного рода комфорт, при котором я могу, в общем-то, собраться с мыслями, быть сконцентрированным и выйти на сцену вечером в форме. Мне приходится жить и находиться на протяжении порой даже продолжительного времени в сотнях, наверное, отелей по всему миру, поскольку работа такая, и передвижений очень много. И бывает порой, что попадаешь, конечно, в какие-то такие замечательные условия. И бывают такие отели, которые оставляют в душе просто ощущение радости, когда там находишься. И не хочется оттуда выезжать. В частности, допустим, в Вильнюсе, в Литве есть такая гостиница, это 5-звездочный отель под названием ╚Стикляй╩. Я считаю этот отель одним из лучших, наверное, и в Европе, и уж точно в Восточной Европе. Также в Петербурге всемирно известный исторический отель ╚Европейский╩.

НОВИКОВА: И люди пишут к нам на форум: ╚Брамс - это чудо!╩, ╚Здравствуйте. Какие музыкальные пристрастия у вашего гостя?╩

КОГАН: Музыкальные пристрастия, наверное, мои известны. Это классическая музыка, это классическая симфоническая музыка, опера, классическая камерная музыка. Я в этом живу. Но порой бывает, что мне хочется иногда послушать и по-настоящему классный джаз, классический джаз.

МИРИМАНОВ: Рок-н-ролл, рок?

КОГАН: Нет. Именно классический джаз. Я считаю это высоким искусством, понимаете?

НОВИКОВА: Вопрос от слушателя: ╚У меня такой сугубо интеллектуальный вопрос: из чего сделана дирижерская палочка? Есть ли у вас, может быть, коллекция их?╩ Или может дирижер обычный карандашик взять и тоже хорошо?

КОГАН: Дирижерская палочка - это самый недорогой инструмент, который может оказаться в руках музыканта. Дирижерская палочка делается из дерева, делается из пластика. Деревянные обычно ломаются, искривляются. Поэтому сегодня, наверное, самые употребимые палочки из пластика. Но, в принципе, палочка┘ Нельзя сказать, что это тот волшебный атрибут, который придает силу, мастерство и уверенность дирижеру. Дирижировать можно и без палочки вообще, только руками. А по поводу самой палочки┘ Ну, кто как, кто как привык. Но в любом случае это не волосы Самсона, которые оказывали на него определенного рода┘

МИРИМАНОВ: А длина палочки имеете значение?

НОВИКОВА: Стандарты есть какие-то?

КОГАН: Это дело индивидуальное. Кто любит покороче, кто любит подлиннее.

НОВИКОВА: А кто любит потяжелее. Вопрос гостю от нашей слушательницы: ╚Объясните, пожалуйста, популярно, для ╚чайников╩ самых, в чем суть. Получается, вы должны слышать все произведение целиком и подстраивать оркестр под эту картинку. Всегда было любопытно и непонятно╩. Вот вы понимаете, о чем?

КОГАН: Вопрос хороший, действительно. И правильный. Ведь что такое дирижер? Дирижер - это первый среди равных. И вот если следовать этому принципу, наверное, не нужно добиваться больших результатов. Дирижер должен быть подготовлен всегда лучше артистов, которыми он управляет. Обладать большими знаниями и представлять для артистов оркестра определенный интерес, творческий интерес. Тогда, собственно говоря, ему и не нужно заботиться о своем авторитете. И действительно так. Когда дирижер выходит на первую репетицию свою, у него в ушах полная должна быть картина, звуковая картина. И план произведения исполняемого. И вот под этот свой план он должен подвести оркестр. И подвести его, опять-таки, убеждением, чтобы люди шли за ним.

МИРИМАНОВ: Ну, что ж. Спасибо большое. Мы желаем вам удач. Я надеюсь, Катя, ты попадешь на концерт. Потому что я был на концерте Павла Когана и оркестра. Это было что-то такое нереальное два отделения. Очень понравилось.

НОВИКОВА: Да, да. Пойду не одна, с дитем пойду.

КОГАН: Приходите.

Слушайте аудиофайл.










Парк культуры и отдыха. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Живой уголок
  • НаучПоп
  • Рабы футбола
  • Радиоприемная
  • Тоже люди
  • Центральная аллея

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация