Центральный комитет Юрий Крестинский - гость шоу "Центральный комитет"

15 марта 2011, 18:05

Персоны

21 марта вступают в силу новые правила обязательного медицинского страхования, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития России. Документ реализует нормы вступившего в силу с января этого года закона об ОМС и регулирует правовые отношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования. В правилах, в частности, прописан порядок подачи заявления о выборе страховой медицинской компании, выдачи полиса ОМС, ведения реестра застрахованных. В числе самых заметных для населения нововведений √ единые требования к полису ОМС. Документ нового образца будет выдаваться с 1 мая этого года. Предполагается, что к 2014 году обновленными полисами в виде бумажного документа, отдельной электронной карты или записи на универсальной электронной карте будут обеспечены все жители страны.
 
О грядущем новшестве ведущим шоу "Центральный комитет" Владимиру Аверину и Тутте Ларсен рассказал директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский.
 
АВЕРИН: Юрий Александрович, как мы будем жить в соответствии с новыми правилами обязательного медицинского страхования? Что принципиально изменится?
 
КРЕСТИНСКИЙ: Принципиально изменится следующее. Если сегодня вы как пациент, если вы заболели, в рамках программы обязательного медицинского страхования можете лишь прийти в поликлинику по месту жительства и обратиться, по сути без выбора, в единственное медицинское учреждение, то новые правила медицинского страхования позволяют выбирать, и выбирать не только медицинское учреждение к которому вы прикрепляетесь, и не только государственную поликлинику вы сможете выбрать, но и частную, если она аккредитовалась в системе обязательного медицинского страхования. Также вы сможете выбрать страховую компанию, с которой вам удобно иметь дело.
 
АВЕРИН: О том, что я со своим полисом ОМС могу обратиться в любое лечебное учреждение на территории РФ, мне говорили еще в 90-е годы. Но меня отказывались принимать, например, в Калининграде с полисом, выписанным в Санкт-Петербурге. А теперь я действительно смогу получить медпомощь?
 
КРЕСТИНСКИЙ: По закону √ да. Второй вопрос, как этот закон будет выполняться. На мой взгляд, главная новация заключается именно в том, что новый закон об обязательном медицинском страховании открывает возможность для входа в систему не только существующих государственных поликлиник, но и в том числе частных учреждений здравоохранения, уровень оказания помощи в которых все-таки несколько выше.
 
ЛАРСЕН: Но разве до сих пор у частных клиник не было возможности участвовать в системе ОМС? По-моему, они сами туда не особенно стремились.
 
КРЕСТИНСКИЙ: Дело в том, что такая возможность была лишь в некоторых регионах России, там, где тарифы на ОМС были привлекательными для этих самых медучреждений.
 
АВЕРИН: Напротив моего дома есть частное медучреждение, куда я хожу и плачу деньги. Теперь я могу прийти туда со своим полисом ОМС, и меня будут лечить бесплатно?
 
КРЕСТИНСКИЙ: Давайте по порядку. Итак, закон вступает в силу. Все медучреждения, которые готовы работать в территориальной программе ОМС и в базовой программе, посылают в Фонд обязательного медицинского страхования уведомление и автоматически попадают в реестр. Этот реестр вывешивается в Интернете. Таким образом, открыв страницу территориального фонда, вы можете увидеть полный перечень медицинских организаций, в которые вы можете обратиться.
 
АВЕРИН: Бесплатно? Даже если это частная клиника?
 
КРЕСТИНСКИЙ: Вы можете обратиться, и вам будет оказана бесплатная помощь в рамках базовой программы медицинского страхования и территориальной программы обязательного медицинского страхования. Все, что свыше этого перечня┘
 
ЛАРСЕН: Есть какие-то прописанные услуги, и только их и будут оказывать?
 
КРЕСТИНСКИЙ: Да, и, к сожалению, объем этих услуг отличается от региона к региону в зависимости опять-таки от уровня экономического развития той или иной территории.
 
ЛАРСЕН: Вы говорите, что и раньше частные клиники участвовали в этой программе страхования, если были привлекательными для них взносы...
 
КРЕСТИНСКИЙ: Не совсем так. Это делали лишь наиболее продвинутые субъекты, которые сказали: а что нам, собственно, запрещает привлечь частников в систему медицинской помощи? И в некоторых регионах действительно это происходило.
 
ЛАРСЕН: Теперь медицинский полис подорожает?
 
АВЕРИН: Он уже подорожал.
 
КРЕСТИНСКИЙ: Во-первых, он уже подорожал, но он подорожал не для гражданина, он подорожал для работодателя. Дело в том, что с начала текущего года отчисления на обязательное медицинское страхование выросли на 70% - с 3,1% от фонда оплаты труда до 5,1%. Это существенная разница, которая дает абсолютно новые возможности системе ОМС.
 
ЛАРСЕН: Звучит радужно. Но при этом кое-кто из специалистов считает, что эти поправки внесут хаос в систему здравоохранения.
 
АВЕРИН: Объясню, как я это вижу. Есть две поликлиники √ обычная городская, с обшарпанными коридорами и злой, уставшей теткой и частная, где бахилы выдают, стеночки покрашены и вообще по-человечески относятся. И если есть право выбора √ все выберут второе учреждение. Никто не пойдет в городскую поликлинику.
 
КРЕСТИНСКИЙ: Два аспекта для риска. Первый аспект √ это то, что начнется реальная конкуренция между учреждениями здравоохранения, то, чего у нас в принципе не было никогда в нашей стране. Это очень, конечно, серьезный аспект, который вызывает много опасений, с одной стороны. С другой стороны, он дает массу возможностей для развития, для качественного развития нашей системы медицинской помощи, когда к нам будут относиться не просто как к быдлу и к статистической единице, а как к реальному не просто пациенту, но еще человеку, за которым стоят деньги, которые придут в данное медучреждение.
 
АВЕРИН: Юрий Александрович, пока в эту городскую поликлинику заманят людей, которые принесут за собой деньги, она все равно будет стоять обшарпанная. Там все равно будет сидеть затюканная тетка - участковый терапевт. У этой поликлиники шансов развиться нет никаких.
 
КРЕСТИНСКИЙ: Шансы есть, и вслед за введением новых правил придут новые инструменты управления, придут новые управляющие, которые будут заниматься управлением медицинскими учреждениями, как это было в других сферах жизнедеятельности в начале 90-х годов. Но переходный период, конечно, повлечет за собой бардак. И бардак не только в сфере конкуренции, но и в сфере перехода территориальных фондов ОМС, перестройки всей системы. Конечно же, сложности будут, и, на мой взгляд, нам предстоит еще много нелестного услышать. Но новые правила дают шанс нашей системе здравоохранения выбраться из очень глубокой ямы.
 
ЛАРСЕН: Закон о лицензировании врачей у нас в стране пока не принят. Понятно, что медики, которые работают в госсистеме, не такую ответственность несут, как медики, которые работают в частных клиниках. Здесь начнут возникать какие-то несоответствия?
 
КРЕСТИНСКИЙ: Перед законом все равны в данном случае, и врач, работающий в частном медучреждении, несет точно такую же ответственность, как и врач, работающий в государственном или муниципальном медучреждении. И новые правила предусматривают, кстати, аккредитацию в системе не только частных, государственных или муниципальных поликлиник, но в том числе и врачей частной практики.
 
ЛАРСЕН: Пациент по новым правилам сможет сам выбирать себе не только лечащего врача-терапевта, но и врача-специалиста. Это тоже вызывает вопросы у экспертов.
 
КРЕСТИНСКИЙ: Что касается выбора узкого специалиста, то мне непонятно, как это будет работать, на мой взгляд, это, скорее всего, работать не будет. Но выбор врача общей практики, то есть терапевта, у которого может быть, кстати, и дополнительная узкая специализация, причем не одна, данными правилами предусмотрен, и он тоже дает системе новые возможности.
 
АВЕРИН: По поводу работодателей вопрос. Работодатель теперь должен платить 5,1% в Фонд обязательного страхования. При этом я работаю в большой компании ВГТРК, и за меня компания платит. А другой человек работает на рынке, и за него работодатель не платит. Этот человек лишается права на получение помощи в рамках ОМС?
 
КРЕСТИНСКИЙ: Он не лишается никоим образом права, более того, эти деньги компенсируются в рамках системы ОМС все равно, и лечебное учреждение, и страховая организация за этого пациента деньги получают. А вот работодатель, который не платит, попадает под уголовную ответственность.
 
АВЕРИН: Я боюсь только одного, что я прихожу в поликлинику получать свой полис медицинского страхования, а мне говорят: принесите справку из вашей бухгалтерии за последний год о том, что ваша организация за вас перечислила взносы.
 
КРЕСТИНСКИЙ: Перечень документов и перечень действий пациента по выбору страховой организации и медицинского учреждения является исчерпывающим. И то, о чем вы говорите, там отсутствует.
 
ЛАРСЕН: Вам как специалисту эти поправки все-таки кажутся прогрессивными?
 
КРЕСТИНСКИЙ: Лично мне, конечно, данные поправки представляются прогрессивными. Они дают возможность развиться системе, и они дают возможность пациенту получать более адекватную медпомощь. Я понимаю, какие будут сложности, сложности будут просто колоссальные именно на этапе внедрения и перехода. Но если мы хотим что-то менять, то нужно что-то делать.
 
Слушайте аудиофайл.

Центральный комитет. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация