Картинка

Мастера спорта Менеджер Виталия Петрова Оксана Косаченко - гость "Спортивного канала"

2 ноября 2011, 23:05

Персоны

ЗАГДАЙ: Александр Неценко, Николай Саприн и Никита Загдай сегодня в студии. Очень здорово, что у нас такой замечательный гость, очень занятой, и поэтому мы очень рады всегда его видеть, когда он для нас выбирает время, чтобы поведать нам о мире ╚Формулы-1╩ изнутри. Оксана Косаченко, менеджер Виталия Петрова, гонщика ╚Лотус Рено╩, единственного российского пилота в больших призах.

КОСАЧЕНКО: Всем добрый вечер.

САПРИН: Добрый вечер. У нас такая праздничная атмосфера сегодня, во-первых, потому что ╚Формула-1╩, о ней мы говорим все-таки не каждый день, а сегодня такой повод, такой гость. Во-вторых, сегодня дни рождения у наших двух сотрудников нашей редакции. Сашу Неценко и Мишу Черного мы поздравляем. Оксана, вы, кстати, кто по знаку Зодиака? Вот Саша - Скорпион.

КОСАЧЕНКО: Телец.

САПРИН: Вы Телец. А Петров-то кто?

КОСАЧЕНКО: Дева. Причем так сложно - он Дева, папа - Дева и брат его - Дева. Бедная мама.

САПРИН: Как вы с тремя Девами уживаетесь?

КОСАЧЕНКО: Ну, уживаемся как-то, уже привыкли, наверное.

САПРИН: Ну, все равно, это же, наверное, не просто.

КОСАЧЕНКО: Я, честно говоря, вообще ничего не понимаю в знаках Зодиака, не знаю, это страшно, это плохо, это хорошо?

ЗАГДАЙ: Нет, это не страшно, это абсолютно нормально.

КОСАЧЕНКО: Я думаю, не в знаке Зодиака дело.

НЕЦЕНКО: Пилотов ╚Формулы-1╩ выбирают, наверное, с большим┘

КОСАЧЕНКО: Не по знаку Зодиака, сто процентов.

НЕЦЕНКО: Думаете? Мне кажется, что, то есть вы знаете как раз, я не знаю, я могу только думать.

КОСАЧЕНКО: Нет, есть совершенно другие критерии, по которым выбирают пилота.

НЕЦЕНКО: Ну, критерии там, говорят, жестче, чем у космонавтов, и анкетные данные имеют значение.

ЗАГДАЙ: Антропометрические, ты имеешь в виду?

НЕЦЕНКО: Нет, в том числе, все вместе. И дата рождения не играет никакой роли?

КОСАЧЕНКО: Ну, наверное, играет. Хотя посмотрите на Михаэля Шумахера, ему в начале января, сколько там, 43? И ничего выглядит, нормально.

САПРИН: А он Водолей, Козерог, извините?

КОСАЧЕНКО: Ну, 3, 4 января, когда он там родился, я не знаю ничего про знаки Зодиака.

САПРИН: Козерог. То есть вы гороскопы не учитываете?

КОСАЧЕНКО: Вообще никак, может быть, я зря это делаю, я подумаю об этом на досуге.

ЗАГДАЙ: Итак, начинаем мы беседу с Оксаной Косаченко, менеджером гонщика Виталия Петрова, ╚Лотус Рено╩, называю правильно команду, да, чтобы никто ничего не подумал?

КОСАЧЕНКО: Не правильно. Lotus Renault GP.

ЗАГДАЙ: Гран При, хорошо, отлично, разобрались. Оксана, первый вопрос очень простой. Сейчас очень много разговоров в связи с не очень удачным, скажем так, выступлением Виталия, когда очки он набирает не всегда, нестабильно, возник вопрос о его новом контракте, о продлении его нового контракта. И вокруг всей этой истории ходит масса просто слухов о том, что есть деньги, нет денег, есть контракт, нет контракта. Сейчас появилась информация про Романа Грожана, который может на тестах быть пилотом Lotus Renault GP и заменит Виталия... Расскажите, пожалуйста, какова ситуация на самом деле, вот это самое главное сейчас?

КОСАЧЕНКО: Ну, наверное, обо всем в последовательности. Говорить о том, что Виталик выступает плохо, я бы не стала. Я бы сказала, что, наверное, Виталик выступает чуть-чуть хуже, чем мы бы того хотели. И не всегда причиной тому сам Виталик. Иногда машина не позволяет ему этого сделать, иногда, скажем так, сомнительная тактика. Не хочу никого осуждать здесь, а иногда, действительно, ошибки пилотирования. Все бывает, мы все люди, правда, мы же не роботы, которые высаживаются за руль этих болидов ╚Формулы-1╩. Что касается контракта, никто никого не обманывал. И когда мы здесь в здании ВГТРК собирались в прошлом году в декабре, мы сказали, что с Виталием подписан двухгодичный контракт, и сейчас наступило время обсуждения условий контракта на 2012 год. Эти условия могут быть предъявлены как со стороны команды, так и со стороны менеджмента пилота. Мы много об этом говорили, и это всем известно, это любимый вопрос наших средств массовой информации - почему Петров не зарабатывает деньги. Вот, наконец, чтобы удовлетворить их интерес, я решила попросить у команды, чтобы Петрова каким-то образом оценили, наконец, Виталик смог зарабатывать деньги, помогать своей семье и людям, которые на протяжении многих лет его поддерживали. Вы понимаете, что, для того чтобы оказаться там, где он оказался, потрачена немалая сумма денег. Соответственно, откуда будут выплачиваться эти деньги? Подразумевается, что какое-то финансирование вместе с собой принесет Виталий. Ну, это совершенно нормальная история, когда за пилотом приходят спонсоры. За любым пилотом ╚Формулы-1╩ приходят спонсоры. Никому не верьте, что есть хоть один гонщик ╚Формулы-1╩, будь то Себастьян Феттель или Михаэль Шумахер, который пришел в ╚Формулу-1╩ без денег. Это ложь. Каждый пилот приходит в ╚Формулу-1╩ с деньгами. Потом поговорим, почему и каким образом. Так что, контракт этот есть. Для того, чтобы его закрепить, чтобы каждая из сторон была удовлетворена, нужно вот эти условия проговорить. И сейчас пришло время проговорить условия. Если буквально недавно, в середине сезона на повестку дня вставали действительно вопросы медийного какого-то свойства, финансового свойства, пиар необходимости для партнеров, которые поддерживают Петрова или будут еще поддерживать Петрова, то сейчас возник еще дополнительный вопрос, возникла составляющая спортивная, потому что, действительно, в последнее время, ну, мы видели с вами Корею, когда Виталик пошел в атаку, абсолютно гоночный инцидент, ну, так получилось, что он между двух чемпионов мира остался высаженный. Потом вот это наказание за то, что Михаэль Шумахер не смог продолжить гонку в Корее. Так что Виталик оказался на пять позиций оштрафован на старте очень сложного Гран При в Индии. И потом, я бы так сказала, не очень боевитая что ли, не сильно знаковая гонка в Индии, которая тоже не принесла Виталику очков, он опять остался в шаге от этого самого очка.

ЗАГДАЙ: Одиннадцатое место.

КОСАЧЕНКО: Одиннадцатое место. Поэтому, конечно, сейчас все вот это нужно привести к общему знаменателю. Для этого есть время. Никто долго ждать не будет. Но нужно очень быстро, очень компактно все эти вопросы решать.

САПРИН: Оксана, если предложенные вами условия не устраивают руководство Lotus Renault GP, ваши действия? Вы пойдете на те условия, которые они предложат на 2012 год, будете искать новый, вообще, что вы будете делать?

КОСАЧЕНКО: Первый вариант, конечно, я буду пытаться найти некий компромисс. То есть, конечно, я выставляю завышенные требования, ну, не завышенные, а максимально желаемые условия, чем-то можно пожертвовать, чем-то жертвовать нельзя, есть какие-то вещи, которые, я думаю, что впоследствии обязательно будут эти вопросы, потому что, честно скажу, здесь даже не вопрос в том, что заплатите Петрову зарплату, потому что ему кушать не на что, а вопрос в том, что, мне кажется, нам надо каким-то образом нормализовать пиар-отношения. То есть, честно говоря, если мы все хотим говорить правду, давайте все говорить правду. Я не понимаю, почему это позволено только руководителю команды, а пилоты должны все время поддакивать.

ЗАГДАЙ: Про правду мы спросим.

НЕЦЕНКО: Это как раз очень важная и очень острая тема. Команда открыто позволяет критиковать своего пилота. В принципе, ситуация такая очень странно звучит. До того, как вы пришли сюда, в эту студию, мы думали и были практически уверены в этом, что как раз команда набивает цену, вот эту цену спонсоров, которые придут вместе с Петровым, а вы говорите, контракт готов. Почему тогда происходит такая ситуация, что команда позволяет себе критиковать своего пилота?

КОСАЧЕНКО: Я предполагаю, что это странная ситуация. Я с этой ситуацией пытаюсь бороться с середины сезона, когда вот эта открытая критика, она, собственно, стала настолько очевидной, что ее нельзя дальше завуалировать. Потому что выходит пилот, кто бы это ни был, Хайдфельд, Бруно Сенна или Виталик, и они относительно позитивно в такой завуалированной форме говорят, что "у нас были некие недостатки, нам надо проанализировать, но мы смотрим в будущее и будем надеяться на следующее Гран При".

ЗАГДАЙ: Мне кажется, Оксана как раз отвечает за этих ребят.

КОСАЧЕНКО: А тут дают микрофон Эрику Буллье, и он давай их всех по полной программе там выкладывать. Мне кажется, я позволю себе это сказать, это недостатки коммуникационного поведения или воспитания человека, который позволяет себе это делать. На мой взгляд, нельзя выносить сор из избы. Я не знаю ни одной команды, которая это делает. Того же Гамильтона, который ведет себя просто хулигански на трассе, его команда защищает. Может быть, это такой своеобразный французский шарм, но, честно говоря, он очень, знаете, надоедает, он становится назойливым. Поэтому это, кстати, одно из условий контракта.

САПРИН: То есть нарушение корпоративной этики здесь имеет место?

КОСАЧЕНКО: Однозначно, это моя оценка.

НЕЦЕНКО: А как-то повлиять, вы или окружение?

КОСАЧЕНКО: Для этого мы и обсуждаем это в контракте, что как только себе будет позволена критика в адрес пилота, особенно необоснованная, будет тут же дан ответ.

ЗАГДАЙ: Вопрос у меня такой. Не скажу, что я все Гран При посмотрел, но посмотрел полсезона.

КОСАЧЕНКО: Зря.

ЗАГДАЙ: Где-то посмотрел. И неоднократно приходилось сталкиваться с такой ситуацией, когда тактика на гонку была выбрана неверная, из-за этого Виталий неоднократно терял позиции в гонке. И здесь вопрос о взаимодействии Виталия, хотел бы спросить, с его инженером Комацу, который, собственно говоря, выбирает... Кто определяет?

КОСАЧЕНКО: Нет, немножко не так. Это тоже сложная ситуация, которую также мы хотим обсудить, одно из условий гоночного контракта на 2012 год. Причем замечу, с любой командой, вне зависимости, будет ли это Lotus Renault GP или кто-то другой. Дала намек. Ситуация такова, что в Lotus Renault GP абсолютной самостоятельности у гоночного инженера каждого пилота нет. Над ними стоит еще некий человек, который принимает окончательное решение по тактике. Я не знаю, чем руководствуется этот человек, но меня удивляет, что когда он смотрит гонку, он видит, что сейчас все поехали на пит-стоп... Почему он считает, что он умнее остальных, и не загоняет пилотов, а держит их? Или, наоборот, загоняет, когда еще все на трассе?

ЗАГДАЙ: Так там же ситуация была, что и Хайдфельд неоднократно просто как раз опережал Петрова. Это касается обслуживания машины, в том числе, и на пит-стопе, где-то попридерживали 1-2 секунды. Здесь нет никакого предвзятого взгляда...

КОСАЧЕНКО: Не попридерживали, здесь ошибки. Здесь ошибки, и после многократных обсуждений вот этого, в том числе и в СМИ, потому что вы не первые журналисты, которые, честно говоря, задают этот вопрос. Буллье подвинул нескольких людей, там произошла ротация в команде, спортивный директор ушел, главный инженер стал техническим директором, там какая-то пертурбация внутри себя произошла такая, как бы она должна была помочь. И, на самом деле, тактика на Индию была для Виталика выбрана абсолютно верно. Но она не сработала по другой причине. Вот тут как раз была ошибка пилота. Но еще раз говорю, невозможно все сложить. То есть при оптимальном раскладе предполагалось, что в той же Индии Петров окажется после пит-стопа гораздо выше и уже опередит и ╚Мерседес Форс-Индия╩, и ╚Заубер╩ Переса.

НЕЦЕНКО: Получается такая ситуация, когда команда критикует откровенно, кто-то позволяет себе такие хулиганские высказывания из руководства команды, команда ошибается, и насколько психологическая устойчивость позволяет пилоту, главному пилоту, за которым мы, в первую очередь, следим, быть достаточно корректным и не ошибаться, насколько он нервничает?

КОСАЧЕНКО: Верно. И я могу сказать, что, на мой взгляд, при очень многих других составляющих это очень сильно влияет на Виталика. То есть у него нет абсолютного комфорта, то есть он не чувствует, что за командой он как за каменной стеной. То есть у него этой гарантии нет. И поэтому каждый раз, после каждого интервью я бегу с этим листочком, трясусь, врываюсь в кабинеты Буллье... Это, на самом деле, уже становится смешно. И поэтому я тоже очень корректно долгое время терпела, терпела, терпела, я не Виталик Петров, меня очень тяжело как бы запереть в чужие мысли, поэтому я высказываю то, что я считаю нужным. Я считаю, что господин Буллье позволяет себе то, что он не вправе себе позволить хотя бы по одной простой причине: он не идеален.

САПРИН: Оксана, возвращаясь к контракту. Если вы выдвигаете свои условия, тем более такие довольно смелые заявления, сейчас, в том числе, в нашем эфире делаете, значит ли это, что вы действуете уже с позиции силы и, соответственно, у вас есть какой-то запасной аэродром?

КОСАЧЕНКО: Нет, это не позиция силы. Это желание выговорить для Виталика более комфортные условия для работы в следующем году. Я хотела бы, чтобы пилот приходил на работу с удовольствием, работал там, выкладываясь на сто процентов, не имея каких-то задних мыслей, которые бы его отвлекали от того, что он должен делать, а это управление гоночным автомобилем и работа с инженером. Ничего больше. Вместо этого он, прочитав очередное интервью в Интернете, ну, нормальное ощущение, да, правда, вот так тебя опустили ниже плинтуса, а завтра тебе в гонку, а тебе уже сказали: ты там нам всю эту квалификацию, честно говоря┘

НЕЦЕНКО: Испортил.

КОСАЧЕНКО: Очень сильно.

САПРИН: Оксана, а уровень зарплаты, допустим, если абстрагироваться от Виталия, просто уровень зарплаты гонщика Lotus Renault GP в сравнении, скажем┘

КОСАЧЕНКО: Слушай, у нас очень жадная команда, у нас французский руководитель, о чем вы говорите? Я думаю, что уровень зарплаты у гонщиков, теперешних гонщиков Lotus Renault GP, он даже ниже уровня того, что платят ╚Марусе Вирджин╩.

САПРИН: Французу?

ЗАГДАЙ: Удивительно. Вопрос, сразу возникающий, вот мы поговорили немножко о негативных моментах, что позитивного вообще удалось почерпнуть из нынешнего сезона? Есть ли что-то?

КОСАЧЕНКО: Да, я вам могу сказать, то, что Виталик взрослеет, понятно, сейчас такой возраст, он уже сейчас мужчина настоящий такой. Для него очень большой опыт работы с инженером, который к нему позитивно настроен. Потому что прошлый год было, помимо того, что врастание в ╚Формулу-1╩, привыкание к команде, привыкание к машине, еще был постоянный какой-то разрыв между желаниями Виталика, нового, совершенно новичка, он каждый раз приезжал на новую трассу, и инженера, который мыслил себя величиной вселенского масштаба, который уже наготовил, наработал с чемпионами мира, и с Хаккиненом он работал, и с Райкконеном работал, и он себя видел уже не знаю кем. В итоге все очень просто. Когда Марк Слейд ушел от нас в прошлом сезоне, он стал гоночным инженером Михаэля Шумахера. Как известно, после 6 Гран При 2011 года команда с ним простилась. То есть Михаэль не смог сработаться с Марком Слейдом. Почему в прошлом году Буллье не услышал нашей просьбы, ну, как-то хоть подействовать на Марка, ну, как-то попытаться, то есть там доходило до открытых конфликтов, когда Виталий говорил: вот так вот, я еду, я чувствую вот так, - а он говорил: те машины, ты вот так должен ехать, вот так едут чемпионы. Нельзя требовать этого с новичка. И поэтому в прошлом году это было прирастание. В этом году уровень знаний, инженерных знаний, которые супернеобходимы, глобально, жизненно необходимы пилоту, Виталик почерпнул гораздо больше. Я думаю, что он компенсировал то, что он не получил в прошлом году.

ЗАГДАЙ: А вы для себя что почерпнули в работе там, в больших призах?

КОСАЧЕНКО: Ой, поверьте, если я сейчас начну перечислять, нам не хватит этого часа спортивного эфира. Я могу сказать только одно, я лишь уверилась в своей мысли, что работать вот в этом мире - это напряжение 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Даже когда ты не на гоночной трассе и когда никакого интервью еще не опубликовано, надо уже подумать, кто завтра пойдет и что спросит у Буллье, и как его остановить. И поэтому мне, я хочу сказать, в этом году стало гораздо сложнее, потому что в прошлом году мы воспринимались, как какая-то диковинка, а вот после прошлогоднего Абу-Даби, когда Виталик сдерживал Алонсо и Уэббера за собой┘

ЗАГДАЙ: И после хорошей Австралии.

КОСАЧЕНКО: Да, все стали как-то уже с гораздо большим вниманием к нам обращаться, нас смотреть. И могу сказать, что обращение других команд, которые вы говорите, они пришли ко мне. То есть не я ходила, стучала в двери других команд, это люди приходят ко мне с вопросами: ваши дальнейшие планы?

НЕЦЕНКО: Вы говорите о том, что появляется опыт именно технический, который необходим Петрову? То есть, переводя на язык обывателя, каждый автолюбитель, прежде чем сесть за руль, должен уметь поменять сцепление, правильно я перевожу?

КОСАЧЕНКО: Не совсем поменять сцепление. Для Виталика работа его состоит в том, что он должен с трассы принести такой объем информации, который позволит инженеру в кратчайшие сроки выбрать идеальные настройки для его автомобиля. Если гонщик не информативен, это так называется, то есть он не приносит никакой информации, он может быть очень быстрым, но он ничего не рассказывает... А как ты делал? А не знаю, вот так.

НЕЦЕНКО: То есть вариант: у меня там что-то гудит┘

КОСАЧЕНКО: Такого не бывает "др-р-р-р, п-п-п-п", такого нет.
ЗАГДАЙ: Мы продолжаем общение с менеджером Виталия Петрова Оксаной Косаченко, она сегодня у нас в гостях.

САПРИН: У нас, кстати, очень много вопросов на форуме. Артем спрашивает: "Что делать пилоту, если он захочет во время гонки, грубо говоря, в туалет? Вот что он делает? Не выбегает же из машины? Два часа гонка длится".

КОСАЧЕНКО: Да, он вынужден все это делать прямо вот как есть.

САПРИН: В памперс?

КОСАЧЕНКО: Нет никаких памперсов.

САПРИН: То есть?

КОСАЧЕНКО: Ну, памперс - это лишний вес. А как есть, так и все.

САПРИН: А, понятно.

ЗАГДАЙ: А я всегда считал, что, на самом деле, здесь вообще никаких проблем нет, потому что пилот концентрируется чисто на гонке, и кроме того, он теряет кучу килограммов при этом ведь.

КОСАЧЕНКО: Ну, если вообще Артем попробует сесть в гоночный болид, любой, не обязательно "Формулы-1", я думаю, это желание у него быстро пройдет.

САПРИН: А вы, кстати, садились? Потому что тут спрашивают многие наши слушатели: "Могли бы ли вы проехать круг на одном из этапов "Формулы-1"? И вообще садились ли за болид, какие ощущения?

КОСАЧЕНКО: На одном из этапов "Формулы-1" - нет. Потому что любому спортсмену, который желает управлять автомобилем "Формулы-1" в гоночном или тестовом режиме, требуется суперлицензия, я до этого еще не доросла. Просто покататься на машине "Формулы-1" пробовала и не раз.

НЕЦЕНКО: Но насколько я знаю, у вас есть лицензия, отличная от простых прав водительских.

КОСАЧЕНКО: Ну да, я в прошлом автогонщик.

САПРИН: Оксана, а вы на "Лотусе" катались или там на Red Bull, может быть, на "Макларене", еще на чем?

КОСАЧЕНКО: Я каталась на нескольких машинах, машинах нескольких команд, в том числе и на "Лотусе". В машине "Формулы-1" я оказалась тогда, когда Виталик Петров еще даже не управлял никаким автомобилем.

НЕЦЕНКО: Какой понравился больше?

КОСАЧЕНКО: Ну, честно сказать, чем дальше, тем интересней, потому что у машины больше возможностей. Наверное, современный "Лотус-Рено" - машина, конечно, интересная. Прошлогодняя, я в машину этого года не имею права сесть, а вот прошлогодняя мне машина понравилась.

ЗАГДАЙ: С.С.Горбунков на форуме спрашивал, вопрос мы обсуждали, об атмосфере в команде, и он спрашивает: "Ваше мнение - какая из стоп-команд была бы для Виталия наиболее своей? Где была бы наилучшая атмосфера для максимальной отдачи?"

САПРИН: Это Горбунков Семен Семенович.

КОСАЧЕНКО: Это я понимаю, догадалась, да.

САПРИН: Это я для слушателей.

КОСАЧЕНКО: Советские зрители, они, знаете, на такси в булочную не ездят. Поэтому я думаю, что ровно та команда, в которой Виталик мог бы построить вокруг себя вот эту свою собственную команду. Но сегодня, на мой взгляд, британский менталитет Виталику уже понятен, поэтому, наверное, я бы выбирала из тех команд, которые базируются в Великобритании.

САПРИН: Солнцева Светлана Дмитриевна: "Добрый вечер, Оксана Павловна, расскажите, пожалуйста, о вашем агентстве "Манускрипт". Есть такое?

КОСАЧЕНКО: Есть такое, да, агентство, которое занимается менеджментом Виталия Петрова. С самого начала его гоночной карьеры занимается всем пиаром и медиасопровождением. Сходите на сайт manuscript-agency.com, и вы все узнаете.

НЕЦЕНКО: Представитель Пермского края просит вкратце объяснить правила "Формулы-1", а то ему не интересно по телевизору смотреть.

КОСАЧЕНКО: Вы знаете, не одному ему в Пермском крае. Не потому, что там что-то не так, неинтересно. Просто на самом деле, колоссальные знания, которыми обладает наш незаменимый комментатор "Формулы-1" Алексей Попов, они действительно рассчитаны исключительно на специалистов, очень узких специалистов. Именно поэтому мы и получаем аудиторию по России в один миллион. А вот, например, в Германии от 7-ми до 9-ти миллионов человек смотрят "Формулу-1", потому что там найден вот этот вот замечательный компромисс, микс. Ну, вы, наверное, сами сказали, что это такое соединение Губерниева и Попова. Вот если мы найдем, если добавим что-то к Попову┘

ЗАГДАЙ: Так, скажите, нам нужен Губерниев?

КОСАЧЕНКО: Нет, нам не нужен Губерниев, нам нужно что-то к Попову, вдобавок к Алексею Попову.

ЗАГДАЙ: Или посадить их вместе, в одну комментаторскую кабину?

КОСАЧЕНКО: Вы знаете, мы пробовали. Я сама работала с Алексеем Поповым и достаточно долго, несколько лет, комментатором на подхвате. Но просто, мне кажется, Алексей рассказывает про спорт великолепно, очень интересно. Но для того, чтобы влиться┘ Вот когда я сегодня включила "Формулу-1" и впервые смотрю, я не понимаю, что происходит. Поэтому, наверное, надо каким-то образом нашу аудиторию готовить. И особенно эта задача становится актуальной сейчас, когда мы через три года рискуем получить Гран-при России. Нам надо, чтобы это люди смотрели, и чтобы они еще купили себе билет в далекий город Сочи, не самый дешевый, и туда приехали и заполнили вот эту трибуну.

НЕЦЕНКО: Оксана, а мы действительно рискуем? Вот вы говорите, что мы рискуем.

КОСАЧЕНКО: Я еще раз говорю, вот у меня нету скобок, в рамках которых я должна говорить. Я еще раз говорю, я много раз говорила: я считаю, что Сочи ошибочно выбраны, даже если это выбрало руководство страны, я их не критикую, я сомневаюсь, что это их собственный выбор. Я просто думаю, что это большой-большой-большой риск, потому что особенно первый раз такое соревнование, как "Формула-1", надо проводить в городах с легкой логистической доступностью и, как минимум, с постоянным населением, у которого уровень доходов хотя бы на уровне среднего. В Сочи, туристической зоне, в октябре я не знаю, кого мы получим, местных жителей на трибунах? Они не смогут купить билеты за 500 евро.

САПРИН: Ну, разговоры, допустим, ведутся об этом, по-моему, с середины 1990-х годов. Сначала хотели в Москве, потом вот в Сочи.

КОСАЧЕНКО: Что вы, ведутся разговоры с Брежнева. Вы еще тогда и не родились, когда начался этот разговор.

НЕЦЕНКО: Я помню, кстати, я помню, как его хоронили, Леонида Ильича.

КОСАЧЕНКО: Я, кстати, тоже это помню, так же где-то в подсознании, я даже плакала. Ну, так положено было - плакать. На самом деле, велись эти разговоры с брежневских времен. Мы все знаем, что Леонид Ильич любил быструю езду, как и каждый русский. Ничего не срослось, потому что тогда мечтали сделать эту гонку вокруг Кремля, но Леонид Ильич, как и многие другие, а потом был Юрий Михайлович Лужков, и я помню, была задействована в этом проекте, когда мы пытались построить трассу в Нагатинской пойме. Я помню, камень там торжественно закладывали, потом мы еще куда-то смещались. И потом вот, в итоге, на самом деле, колоссальное достижение людей из Краснодарского края, что они все-таки, я так скажу, сподвигли Берника Стоуна подписать-таки эту бумажку. И сейчас в руках России есть вот этот контракт. Как им грамотно распорядиться, я думаю, надо еще очень хорошо подумать.

НЕЦЕНКО: Галина Степановна из Тюмени у нас дозвонилась в прямой эфир. И мы, естественно, ее приветствуем. Галина Степановна, добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ: Доброй ночи, у нас уже ночь. Тем не менее, с большим вниманием слушаю передачу. Я бы хотела такой вопрос задать Оксане. Считаете ли, вот при всем уважении к Виталию Петрову, к его родителям, мы изнутри знаем, что все это не так просто в нашей стране - заниматься автоспортом, и тем не менее, я бы хотела такой вопрос задать. Было бы лучше, Виталик гонял бы лучше, если бы он занимался картингом?

КОСАЧЕНКО: А это трудно сказать, Галина. Правильно я помню?

ЗАГДАЙ: Да, Галина Степановна.

КОСАЧЕНКО: Раз вам не спится, Галина Степановна там, в Тюмени... Просто на сегодня то, что делает Виталий без картинговой школы, я думаю, что это достаточно неплохо для┘ я чуть не сказала студента второго года "Формулы-1", для пилота второго года. Поэтому тут трудно сказать, насколько картинговый опыт помогает или нет. Я пытаюсь как раз доказать, что вопреки общепринятым стандартам, что надо начинать с картнга, сидеть до 15-17 лет, потом куда-то там перескочить, я могу сказать, что Виталик не один, и вот та самое агентство "Манускрипт", которое вы уже упоминали сегодня, под нашим попечением еще семь пилотов различных. У кого-то есть картинговый опыт, кто-то уже в 12-летнем возрасте... У нас есть спортсмен - четырехкратный чемпион Италии по картингу. Кто-то, наверное, придет в "Формулу-1", имея этот опыт, и только после этого я могу сравнить. На сегодня в команде Lotus Renault GP два пилота - Виталий Петров и Бруно Сена, за плечами у которых нет картинговой школы, они абсолютно одинаковой судьбы пилоты, которые пришли в автоспорт поздно и оказались в гонках "Формулы-1". А кто-то сделал прекрасную, блестящую карьеру в картинге и до сих пор работает инструктором в прокатном картодроме.

ЗАГДАЙ: Вот сразу перейдем на несерьезную тему. Помогите нам немножко развеять несколько мифов о "Формуле-1" и Петрове, в частности. Вот, к примеру, ходят слухи, и вполне серьезно это обсуждается, что, скажем, водители, таксисты у Белорусского вокзала зарабатывают больше, чем гонщик "Формулы-1" Петров. Насколько это правда?

КОСАЧЕНКО: Гонщик "Формулы-1" Петров не зарабатывает нисколько, это 100 процентов. Он находится на полном попечении своей семьи, ну, за исключением того, что положено ему контрактом, что команда оплачивает ему перелеты, проживание, питание на время тестов, гонок. А это, между делом, с 15-го декабря по 4-е января. Ну, то есть в какой-то перерыв времени ему надо, когда он сидит дома, естественно, у себя, папа арендует Виталику небольшую такую квартирку в Оксфорде, и вот, естественно, он ест и пьет за свой счет. Поэтому на сегодня Виталик, даже имея высшее образование, являясь единственным в России гонщиком "Формулы-1", действительно зарабатывает меньше, просто потому, что он ничего не зарабатывает.

НЕЦЕНКО: То есть настоящий безработный, получается.

ЗАГДАЙ: Настоящий бомбила просто зарабатывает больше.

КОСАЧЕНКО: Больше. Потому что он не зарабатывает ничего, еще раз говорю.

ЗАГДАЙ: Просто в голове не укладывается.

САПРИН: А что у него в трудовой книжке, извините, тогда? Или у него нет трудовой книжки?

КОСАЧЕНКО: Нет, у него есть трудовая книжка. И Виталий консультирует, я скажу, потому что сегодня сказать, что он работает инструктором в спортивном клубе "Фаворит", которым руководит его папа, трудно.

НЕЦЕНКО: В Выборге?

КОСАЧЕНКО: Да. Но когда Виталик там оказывается, он действительно помогает папе.

ЗАГДАЙ: И вот следующий миф. Водитель маршрутного такси к городе Москва смог бы получить лицензию и участвовать, претендовать на что-то в "Формуле-1"?

КОСАЧЕНКО: Для того, чтобы оказаться за рулем болида "Формулы-1"... Это примерно как меня завтра посадить в "Формулу-1", то есть уже все эти вопросы, нужно обладать суперлицензией так называемой. Это высшая категория лицензии, которая выдается Международной автомобильной федерацией. Это нельзя пойти купить у нас в ларьке. Это специальный бланк на специальной гербовой бумаге. Она получается только по итогам трех главнейших чемпионатов в мире. Только если ты стал одним из призеров "Гран-При-2", и Виталик Петров стал, мы знаем, сначала бронзовым, потом серебряным призером Гран-При-2, если ты стал призером Индии или если ты победил в мировой серии "Рено", то есть вот как бы по снисхождению, по нисходящей. Поэтому если вот этот водитель маршрутного такси, у него есть возможности все вот эти вот ступеньки младших серий пройти, потом оказаться в одной из этих трех категорий, он будет претендовать. А самое главное: претендовать на суперлицензию - не значит ее иметь. У нас есть такой спортсмен в России Михаил Алешин, который на каждом углу орет: у меня есть суперлицензия! Ребята, это вранье, это даже не ложь, а вранье. Суперлицензия выдается исключительно по требованию команды "Формулы-1". То есть таксист (так же, как и Алешин) должен пойти в команду "Формулы-1", заручиться контрактом, и только после этого команда ходатайствует в Международную автомобильную федерацию о выдаче ему суперлицензии. В России до Петрова суперлицензии не было ни у кого. Были претенденты - Роман Русинов и Михаил Алешин, и больше никого не было.

НЕЦЕНКО: Хорошо. А обратная ситуация? Гонщик "Формулы-1"┘

КОСАЧЕНКО: Может пойти работать водителем такси, сто процентов.

НЕЦЕНКО: Вы думаете, он справится с маршрутом в час пик?

КОСАЧЕНКО: Нет, я почти уверена, что нет. Я еще не знаю, чья работа сложнее.

САПРИН: Кстати, Вован на нашем форуме предлагает сделать "Формулу-1" на МКАДе. Пускай все гонщики ездят на маршрутках.

КОСАЧЕНКО: Долговато будет.

САПРИН: Пробки уберут.

КОСАЧЕНКО: И я не очень понимаю, где пит-лейны, где пит-стопы проводить.

ЗАГДАЙ: "Оксана, почему нет девушек в "Формуле-1"? Вот Владимир на форуме спрашивает.

КОСАЧЕНКО: Девушки были в свое время, когда "Формула-1" была не настолько технологична, не настолько сложна в управлении. На сегодня я вам могу сказать, я вот далеко не крупная сама, это очень сложно управлять автомобилем "Формулы-1" чисто физиологически: устройство женщины не подразумевает развитой шеи, плечевого пояса и рук. То есть просто невозможно удержать руль, особенно когда у тебя какое-нибудь ускорение фронтальное┘

ЗАГДАЙ: Я думаю, что наши слушатели могут убедиться в этом, несколько кругов даже на карте, и руки, плечи┘

НЕЦЕНКО: Я в прошлом году был в Барселоне и впервые попал на картодром. Я не большой автолюбитель, и вот я просто попробовал впервые. Действительно, руль держать - это было самое тяжелое, держать руль и соблюдать вот эту правильную траекторию входа в поворот.

КОСАЧЕНКО: Для того, чтобы понять, что такое проезд одного круга 3-4 километра "Формулы-1" в специально подготовленном шоу, нужно проехать без остановки 100 кругов на картинге где-нибудь 9 лошадиных сил. Вот 100 кругов без остановки - это примерно один такой┘ Ну, я это очень условно говорю, просто посмотрите, что потом с вашими руками, с вашей головой┘

НЕЦЕНКО: Неподготовленный человек, могу точно заверить, майку на следующий день не сможет одеть, руки не поднимутся.

САПРИН: К вопросу о женщинах, кстати, СМС-ка из Питера: "А как же шоу про блондинок, которые гоняют в машинах "Формулы-1"? Есть такое, да?

КОСАЧЕНКО: Я такого шоу даже не знаю. И блондинки крашеные.

ЗАГДАЙ: Наверняка.

САПРИН: Стиллавина к Попову вот один из наших слушателей требует привести. Ему нравится, как Стиллавин ведет и, соответственно, хотел бы услышать его в одном дуэте.

КОСАЧЕНКО: Я боюсь, что столько денег нету у канала "Россия-2", чтобы еще и Стиллавина к Попову... Но было бы, наверное, интересно.

НЕЦЕНКО: Можно попробовать, наверное. А вот у меня вопрос, пользуясь служебным положением, как обычно, хочется вам как специалисту, вы знаете все про "Формулу-1", вы настоящий специалист┘

КОСАЧЕНКО: Нет-нет-нет, я только учусь.

НЕЦЕНКО: Ну, хорошо. Но тем не менее, вы в команде, и вы можете авторитетно сказать: какую резину на зиму ставить - шипованную или нешипованную?

КОСАЧЕНКО: Смотря чего вы хотите и какой у вас автомобиль, и какая резина. Я никогда в жизни не ездила на шипованной резине и никогда на нее не сяду, просто очень она громкая. А если я оказываюсь где-то в Швейцарии, на горных лыжах еду кататься, там без шипованной резины не обойтись.

НЕЦЕНКО: А для Москвы что посоветуете?

КОСАЧЕНКО: Для Москвы, конечно, нешипованную резину.

НЕЦЕНКО: Авторитетное мнение, между прочим. Итак, у нас остается еще несколько минут для того, чтобы задать вопрос Оксане Косаченко. И я очень хотел узнать все-таки, с кем Виталий дружит в Пелетоне, дружит ли? И насколько тепло вы с кем-то общаетесь? И вообще возможно ли это?

КОСАЧЕНКО: Это практически невозможно просто потому, что каждый гонщик живет очень закрытой жизнью. Примерный гоночный день со среды по воскресенье во время гоночного уикенда складывается таким образом, что пилот приходит на трассу около 8 часов, садится на брифинг со своим инженером, после этого он вместе с ним прогуливается по трассе, возвращается к себе в команду. У него есть определенное время на общение с журналистами, на какие-то интервью один на один. После этого он опять садится со своим инженером. Как правило, Виталий и ест, и пьет в этой же инженерной комнате, куда ему все приносит, вот это питание, тренер. Вечером часов в 10 (это в лучшем случае) он освобождается, какой-нибудь проплыв в бассейне, велосипеды или что-то еще, массаж, сон в районе часа ночи получается. Утром встали - к 8 утра опять на трассу. Дружить можно в момент, когда происходит парад пилотов перед гонкой, вот когда всех на грузовик загружают, вот они тут дружат минут 15, пока их по кругу катают. И вот те, кто приходит на футбол... Вы знаете, что традиционно по средам перед некоторыми Гран-при проходит футбол. Ну, там бывают Шумахер, Феттель, вот стандартная игра, Перес, пять-шесть каких-то пилотов, с которыми они общаются. Все общение, я еще раз говорю, что это буквально несколько минут. Если говорить о теплых отношениях, сейчас очень хорошие отношения с Бруно, все-таки тут есть больше возможностей общаться, и мы знаем хорошо Бруно достаточно давно, с серии Гран-При, ну, и, наверное, мы всегда говорим, что это Кобаяши, потому что просто вот он клевый!

САПРИН: А скажите, допустим, тот же Феттель, став дважды чемпионом мира в "Формуле-1, не зазнался ли? Вот насколько они высокомерные ребята?

КОСАЧЕНКО: Слушайте, я вот этого очень боюсь. Кстати, в "Формуле-1" сейчас об этом говорят, они все со звездой такой, что можно ослепнуть, когда на них смотришь, и короны там царапают┘

САПРИН: Я вот смотрел фильм, допустим, "Ле Ман", про автогонки, вот там действительно многие даже за руку не здоровались, настолько у них были принципиальные противоречия между собой.

КОСАЧЕНКО: Ну, в "Ле Мане" - это, скорее всего, сражение "Аудио" и "Пежо".

САПРИН: Это фильм был художественный такой 1970-х годов.

КОСАЧЕНКО: А, это художественный фильм, есть такой фильм, да. Нет, сейчас такого, наверное, нету. А если говорить про звездность того же Феттеля, то Феттель человек очень семейный, он приезжает на трассу с семьей, там две сестры, мама, папа. И они живут вместе все в одном доме. И поэтому все в "Формуле-1" ждут вот этот момент, когда Себастьян примет решение отделиться от семьи и жить самостоятельно, что произойдет. Это некий психологический момент, и я думаю, что это будет интересно посмотреть.

НЕЦЕНКО: Но мне кажется, он так никогда не сделает, потому что у него сейчас все хорошо складывается. А  спортсмены суеверные, и какой смысл что-то менять в окружении, если у тебя все хорошо.

КОСАЧЕНКО: Ну, может быть. Но я не уверена, что он захочет жить под крылышком у мамы и папы до глубокой старости. А гонять он намерен как минимум до возраста Шумахера.

САПРИН: А стал бы чемпионом мира Феттель, если бы его посадили за руль болида Lotus Renault GP?

КОСАЧЕНКО: Я думаю, что здесь не принципиально, в какой команде ты начинаешь, потому что когда, я напомню Red Bull стартовали, все над ними очень смеялись, потому что они были в самом конце Пелетона и едва доезжали до 107 процентов.У Lotus Renault GP есть прекрасная 30-летняя история и огромное количество чемпионских титулов на счету. И здесь остается только момент, на мой взгляд, управления теми ресурсами, которые есть у Lotus Renault GP. И если Кристиан Хорнен, руководитель команды Red Bull, нашел вот это, вот мгновение поймал, как управлять своим коллективом, который, кстати, меньше, чем Lotus Renault GP... Lotus Renault GP - третья по количеству людей работающих команда в Пелетоне. Поэтому, мне кажется, эффективность управления (я позволю себе покритиковать в отместку руководство команды), вот когда будет найден вот этот правильный момент, я думаю, что на любом автомобиле можно выиграть чемпионат, но надо его просто развивать.

ЗАГДАЙ: Вопрос к вам. Известно, что женщины более импульсивны, чем мужчины. Вам приходилось себя немножко как-то переделывать, что ли, эмоционально в работе в "Формуле-1"?

КОСАЧЕНКО: Я в принципе хочу сказать, что у меня абсолютно мужской склад ума, и я вообще не импульсивный человек, вообще.

САПРИН: То есть голы, очки, секунды все-таки, как у мужиков...

ЗАГДАЙ: Вот резюмируя ваш предыдущий ответ, вы только что заявили, что Петров может с этой командой достигать больших высот, то есть в ближайшее время команду менять не планируете? Или я поторопился?

КОСАЧЕНКО: Ну, я думаю, что не имеет смысла менять команду. Я считаю, что слишком много времени уйдет, будет потеряно на привыкание. И поэтому я считаю, что Виталик сейчас созрел до того, чтобы он мог строить команду вокруг себя так, как нужно ему.

НЕЦЕНКО: Последняя СМС-ка, не могу не задать, все-таки с Сахалина ребята. "Очень часто участвую в уличных гонках, - пишет наш слушатель, - часто выигрываю. Как уйти в профессиональный спорт? А то надоело подполье".

КОСАЧЕНКО: В профессиональный спорт? Нужно обратиться в местную автомобильную федерацию и попытаться заняться тем, что там нравится. Ну, я не знаю, если вы уже в возрасте, займитесь ралли в конце концов, но не ходите в детский картинг. И спокойной ночи, кстати, или доброе утро, что там у вас.

САПРИН: На Сахалине уже утро.

КОСАЧЕНКО: Доброе утро!

НЕЦЕНКО: Оксана Косаченко была у нас сегодня в гостях, менеджер Виталия Петрова, единственного российского гонщика в "Формуле-1", выступающего за команду Lotus Renault GP. Я выучил наконец-то под конец эфира. Оксана, мы с вами не прощаемся, потому что вы к нам периодически приходите в гости, и мы, соответственно, вас приглашаем опять-таки. Я так думаю, что сейчас мы, в принципе, поняли будущее. Вот когда это будущее воплотится в жизнь и все уже тонкости контракта будут ясны, было бы очень здорово, если бы к нам вы пришли и, возможно, с Виталием.

КОСАЧЕНКО: Спасибо большое. И огромное спасибо за поддержку.

НЕЦЕНКО: Да, мы действительно болеем и с большим интересом действительно следим. По-новому действительно смотришь на "Формулу-1", когда там российский пилот. Это очень здорово. Николай Саприн, Никита Загдай и Александр Неценко сегодня были с вами. Всем счастливо!

Слушайте в аудиофайле.

Мастера спорта. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Итоги года
  • Мастера спорта
  • Мастера спорта. Футбол
  • Сборная мира

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация