Рейс 11-14 Ольга Кабо
Персоны
СНЕЖИНА: Олег обещал в начале нашего эфира одеться в смокинг, для того чтобы встретить актрису Ольгу Кабо.
БИТОВ: Смокинг засыпало снегом, наш предыдущий гость засыпал весь смокинг снегом.
КАБО: Действительно, вся студия в снегу, потрясающе. Чтобы я почувствовала, что зима все-таки.
СНЕЖИНА: Мы готовились к вашему приходу, Ольга. Здравствуйте.
КАБО: Да, добрый день, здравствуйте.
СНЕЖИНА: С наступающими и с прошедшими вас праздниками.
КАБО: С наступившими, с наступающими, вас тоже.
БИТОВ: У вас Новый год как празднуется обычно?
СНЕЖИНА: Долго? До 13-го?
КАБО: Ой, вы знаете, елка иногда стоит аж до 8 Марта. Ну, она радует. У меня день рождения 28 января, поэтому такая традиция была еще в родительском доме, что мы всегда эту елку оставляли до моего дня рождения. Ну, а где день рождения, там и День влюбленных, где День влюбленных, там и 23 Февраля, у папы день рождения, - в общем, до 8 Марта хорошо было с елочкой.
БИТОВ: Ну, нормально.
СНЕЖИНА: А 8 Марта праздники заканчивались.
КАБО: Елочные - да, наступали другие праздники.
БИТОВ: А там уже праздники садоводов начинались, весна, дача. Нет, не было у вас этого в жизни?
КАБО: Нет, у нас никогда не было дачи, но зато сейчас мы с мужем живем за городом, поэтому весь участок блестит лампочками. Мы посадили специально елку.
СНЕЖИНА: Олени?
КАБО: Не олени, у нас такой кивающий белый медведь и потрясающий обаятельный пингвинчик. Поэтому мы с маленьким моим сыном, которому 5 месяцев, выходим вечером, когда вся эта иллюминация включена, - московский Кутузовский проспект отдыхает, потому что вся электроэнергия на нашем участке. И он радуется, для него это открытие, для него это первый Новый год, и он смотрит на этих светящихся животных, на потрясающей красоты елки, улыбается и пытается схватить шарики. Здорово!
СНЕЖИНА: Мы за эфиром начали говорить о детских новогодних подарках. Что вы помните из тех ваших новых годов…
БИТОВ: Подарков.
СНЕЖИНА: …и подарков из детства? Потому что сейчас, конечно, вашему малышу абсолютно все равно, что вы ему подарите на Новый год, но уже через год будет сложно выбирать ему подарки.
КАБО: Я помню, я безумно хотела куклу с длинными волосами. Тогда это было практически невозможно. И мама нашла-таки в «Детском мире» эту куклу, она несколько дней записывалась в очередь на эту куклу, приходила, стояла, короче, с огромными трудностями, со сбитыми каблуками она купила мне эту куклу с роскошными волосами, которая, когда ее нагибали, говорила: «Мама!» Это была радость необыкновенная! И вообще любой подарок воспринимался как событие, этого ждали. Сейчас, даже по своей старшей дочке скажу, она не знает, что ей: айпед, айфон, четвертый, пятый, десятый, двадцатый… То есть она уже в этом мире сама распоряжается своими делами.
БИТОВ: Слушайте, Оля, вы все-таки коренная москвичка, насколько я знаю.
КАБО: Да.
БИТОВ: А вот я из своего детства помню еще эти электрички за продуктами в Москву перед праздниками, когда в регионах ничего не было, и все стремились попасть в столицу, чтобы к празднику прикупить какие-нибудь деликатесы. Тоже целый ритуал был, и радовались тем же самым мандаринам. Мы тут получили сладкий подарок для сына на очередной новогодней елке, так с женой посмотрели и говорим: а нам мандарины клали в эти подарочки…
КАБО: Да, самые вкусные подарки были на Кремлевской елке, они были в пластмассовых коробках.
БИТОВ: В форме Кремля.
КАБО: Кремля или звезды, и там были самые вкусные конфеты. И я помню, что мы всегда ходили компаниями детскими, и вот в метро мы открывали эти подарки, самое вкусное всё съедали, и, когда приходили домой, оставались карамельки сплошные.
БИТОВ: А в Деда Мороза вы верили?
КАБО: Я, наверное, верила, да. Я никогда его не видела, потому что тогда это не было популярным, вот так приглашать Деда Мороза домой.
БИТОВ: А папа не наряжался?
КАБО: Нет, папа не наряжался Дедом Морозом.
СНЕЖИНА: У Оли возникал вопрос, где же папа, если приходил Дед Мороз.
КАБО: Но, вы знаете, мы с друзьями несколько лет назад отмечали Новый год, и я решила сделать подарок, пригласила Деда Мороза и Снегурочку, своих друзей, актеров из Театра клоунады. Гости пришли. Контингент – в основном взрослые. Дети, они, знаете, сейчас такие все цивилизованные, и они как-то цинично восприняли новость: ой, Дед Мороз - отстой, зачем это? А взрослые вошли во вкус, и Дед Мороз со Снегурочкой, пока не растаяли, развлекали взрослых. То есть взрослые, видимо, то, что в детстве не доиграли, с удовольствием воспринимают сейчас, и радости было очень много.
СНЕЖИНА: А вот такая серьезная разница в возрасте у ваших детей: старшей Тане 14 лет, а малышу 5 месяцев всего - это ведь совершенно новый опыт для вас?
КАБО: Конечно, абсолютно новый.
СНЕЖИНА: Мало того, что мама двоих детей, так еще и такая колоссальная разница. Вы ее чувствуете? Или Таня уже помощник для вас?
КАБО: Таня, она перешла из категории дочери в категорию подруги, помощницы, вы правы, потому что она всегда на подхвате, если мне нужно срочно отойти, она с ребенком, она интуитивно знает, как с ним обращаться. Так что у нас с ней бывают такие вечерние посиделки, когда мы начинаем разбирать полеты друг друга, какую-то ее романтическую жизнь, события, отношения с одноклассниками. И я понимаю, что она со мной советуется не как с мамой, а просто как с близким человеком, больше такой близости не существует ни с кем. Я очень горжусь тем, что у меня двое детей, и Витюха ее обожает совершенно, он тянется к ней ручками… Они на одном уровне, я не говорю - на одном уровне развития, но она к нему ближе всех, ближе меня и ближе мужа моего. Так что он очень реагирует на нее здорово.
СНЕЖИНА: То есть не было ощущения, что вот если бы Тане было не четырнадцать, а семь лет, когда родился сын, они были бы ближе?
КАБО: Я об этом не могу думать, потому что уже такая разница есть.
БИТОВ: Но страхи были по этому поводу?
КАБО: Страхи были изначально, как Таня отнесется к маленькому, потому что все равно была какая-то ревность, когда я была в положении, и вот это ощущение того, что появится новый человек, которому будет отдано всё внимание, может быть, страх остаться в одиночестве и быть не нужной никому - это было в самом начале. Но когда на позднем сроке мы поехали с ней вдвоем отдыхать, она уже заботилась обо мне как о взрослом человеке, который нуждался в помощи, не разрешала мне даже плавать самостоятельно в море, говорила: «Нет, мама, я с тобой», - хотя она знает, что я прекрасно плаваю. И она сказала: «Мама, у меня было 9 месяцев, для того чтобы свыкнуться с этим фактом, что в нашей семье будет пополнение». И когда мальчик родился, она уже без всяких вопросов приняла его и абсолютно обожает, просто утопает.
БИТОВ: Слушайте, мне кажется, что для девочки это такой опыт колоссальный, она эти чувства пронесет через свою жизнь, и когда она сама станет мамой, то будет иметь уже этот опыт общения с младенцем, ухода, помощи и так далее.
КАБО: Дай бог. Я всегда была единственная дочь, у меня не было ни братьев, ни сестер, поэтому у меня не было такого опыта, я как-то училась уже на своих собственных ошибках вместе с Танечкой.
СНЕЖИНА: И не хотелось, чтобы была сестра или брат?
КАБО: Я как-то об этом не думала. Ну, я просто знала, что данность - я одна. А мама всегда говорила: «Шедевр можно создать только один раз в жизни». И меня очень устраивала позиция моих родителей, что я у них шедевр.
БИТОВ: Расскажите, как вас занесло в актерскую профессию, потому что родители ваши, насколько я понимаю, никакого отношения к этому не имеют?
КАБО: Нет, мама с папой инженеры.
СНЕЖИНА: Но шедевр-то получился, надо было его показывать.
КАБО: В большой любви, видимо, я родилась… Как-то всё само собой получилось. Потому что в советские времена было огромное количество дворцов пионеров, детских студий, кружков, и, естественно, меня отдали во все эти кружки, для того чтобы я не гуляла с дворовыми ребятами, и у меня была спецанглийская школа, музыкальная школа, ну, и всё, что вытекает: гимнастика, современный бальный танец, сценическая речь, студия художественного слова и Театр юных москвичей при Дворце пионеров.
СНЕЖИНА: Дочку вы так же воспитывали?
КАБО: Дочку я еще хуже воспитывала, потому что дочка с 5 лет живет танцами, она с пяти лет начала под музыку двигаться, устраивать домашние концерты, переодеваться в какие-то платья, в какие-то косынки, наряжаться. И вот она у меня всё время танцевала. Поэтому с дочкой вопрос решился сам по себе. Она сейчас учится в Академии хореографии на первом курсе. Но я считаю, что это хуже, чем то, что для меня родители тогда делали, чтобы я была разносторонне развитым человеком. У меня была палитра красок - хочешь это, хочешь то. И как-то из этой палитры я выбрала театр-студию, Театр юных москвичей, и у нас преподавал Виктор Анатольевич Шендерович, он преподавал актерское мастерство и сценическое движение. И он как-то так нас заразил вот этой любовью к театру, этой самоотдачей. Репетиции с ним были сказочные абсолютно. И в одном из спектаклей, который он как раз поставил, «До свидания, овраг», меня увидела ассистентка режиссера, пригласила на пробы, потом меня утвердили. Мне было 15 лет, и после 8-го класса я поехала в Одессу, в Одесскую область сниматься в кино. Так кино и пришло в мою жизнь.
БИТОВ: Так вы им и заболели.
КАБО: Да.
БИТОВ: Но после окончания ВГИКа, насколько я знаю, вы еще и МГУ окончили, исторический факультет?
КАБО: В МГУ я училась (но я не написала диплом, к сожалению, пока еще), когда я была в положении Танечкой. В положении, видимо, меня пробивает на какое-то совершенствование, на какие-то знания дополнительные, поэтому, когда я носила Танюшку…
СНЕЖИНА: Кто-то гнездо вьет, а кто-то учится.
КАБО: Да, и я училась на истории искусства в МГУ. Причем это образование мне очень много принесло положительных эмоций и знаний, то есть я, когда путешествую, езжу за границу, я всегда знаю…
БИТОВ: Просто у меня это вызвало удивление. Обычно по-другому бывает: человек идет в какой-то нетворческий вуз, его оканчивает, а потом уже думает: да нет, это не моё, пойду-ка я в актеры.
КАБО: А хотите я вас еще удивлю? Когда я ждала рождения своего мальчика, я пошла учиться на режиссерские курсы, в мастерскую Суриковой и Фокина. Причем я так внедрилась в этот учебный процесс, потому что я всегда во всё, что делаю, с головой абсолютно ухожу. И я поняла, как мало я знаю вообще о процессе съемки кино. Потому что я знаю как актриса. Я прихожу на всё готовенькое: гримерная, чай, кофе, грим, костюм, текст в руки, вперед. А это совершенно другой мир - режиссура, всё в твоих руках, ты должен создать этот процесс, ты должен знать каждого члена группы, ты должен всех одухотворить своим видением, для того чтобы воз и ныне там не оставался, и всех подчинить, в общем, своей воле. Это так трудоемко, это так ужасно!
СНЕЖИНА: И вы почувствовали, что вы тоже можете?
КАБО: Вы знаете, я почувствовала, что мне это очень интересно и что я никогда не задумывалась, что это так трудно. Но, к сожалению, когда мальчик родился, я поняла, что мне очень сложно совмещать, потому что режиссура требует постоянных съемок, любое задание - это надо что-то снять, этюд, какое-то наблюдение; поэтому я взяла академический отпуск, но очень скучаю по такому творческому настроению.
Когда приезжал Кшиштоф Занусси и проводил мастер-класс, нужно было снять маленький ролик, он придумал историю, и мы все снимали, то есть был такой фестиваль работ высших режиссерских курсов. И я первый раз в жизни почувствовала удовольствие, когда я говорила: мотор, начали, стоп, всем спасибо. «Мои актеры», - говорила я. И вот это творческое ощущение настолько объединяет, особенно когда там очень много молодежи, что все друг другу помогали, вот я с компьютером не очень дружу, мне помогали смонтировать, подложить звук, найти какие-то звуки, которые мне нужны были. И люди это делали, потому что им хотелось, потому что они сами пытаются постичь эту профессию.
БИТОВ: Общее дело.
КАБО: Да.
СНЕЖИНА: У нас есть телефонный звонок, Дмитрий на связи.
СЛУШАТЕЛЬ: Добрый день.
КАБО: Здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: С Новым годом вас хотел бы в первую очередь поздравить.
КАБО: Спасибо большое.
СЛУШАТЕЛЬ: Всех ведущих и вас, Ольга. Я звоню из Республики Мордовии, из Саранска. В свое время, где-то в 2006 году, когда я учился в университете, мы ездили в лагерь, в «Инглиш клаб», я думаю, что это знакомое вам место…
КАБО: В Подмосковье, да, у меня дочка там каникулы проводила.
СЛУШАТЕЛЬ: Да, в «Восходе» вожатым я был, был вожатым вашей дочки в отряде. Это поразительный человек, это настолько энергичный ребенок, это настолько развитый ребенок! Так как приходилось ездить от университета, я общался с детьми, и мне просто не приходилось с такими детьми общаться в свое время. То есть это настолько развитый человек, как бы не по годам…
КАБО: Она была маленькая тогда совсем.
СЛУШАТЕЛЬ: Я был поражен. Я, если честно, сначала даже не знал, что дочка такой актрисы в нашем отряде. Но когда, помню, как-то приехала сама Ольга навещать якобы, я открыл дверь и пропустил ее в корпус, где мы располагались, я сначала не узнал ее даже, но, думаю, знакомое лицо какое-то; потом я вспомнил. Кстати, мне нравилась очень ваша роль в фильме «Сармат» с Дедюшко Александром, я, можно сказать, не то чтобы поклонник, но я очень тронут вашим творчеством, мне нравятся ваши роли.
КАБО: Спасибо большое, Дима.
СНЕЖИНА: Ну, теперь уж точно Дима ваш поклонник. С каким придыханием он говорит и о вас, и о талантах Тани.
КАБО: На самом деле развитие Тани, о котором сейчас Дмитрий говорит, это всё от бабушки с дедушкой, потому что я очень много работала, когда Таня была маленькая, а мама, она такой одухотворенный, творческий человек, хотя никогда профессионально творчеством не занималась. И она вкладывала сначала в меня, в меня, потом в Таню, в Таню, а сейчас, я думаю, она уже планирует, как на новом витке развития человечества она будет воспитывать Витюху моего.
БИТОВ: Как приятно маме слышать такое от дочери.
КАБО: Она всегда слушает все мои эфиры, когда у нее есть возможность, следит за моим творчеством, главный мой критик, и она наверняка сейчас около радио. И муж мой едет в машине, я знаю, что он слушает.
БИТОВ: А кто из них ваш первый зритель?
КАБО: Ну как, сначала родители всегда были, теперь и дочь уже смотрит, и муж теперь смотрит. В общем, я теперь… раньше я просила два билета, потом три билета, а теперь, значит, у меня большая компания.
СНЕЖИНА: Сейчас Витюха еще подрастет.
КАБО: Витюха подрастет. Таня пришла первый раз ко мне в театр, я еще тогда служила в Театре Российской Армии, на спектакль «Много шума из ничего», ей было три годика только, и она сидела, оживлялась, когда мама появлялась на сцене, а потом занавес закрыли после поклонов, и вот тут она устроила скандал. Она сказала: «Почему мама за занавесом спряталась?» Потребовала, чтобы мы дома ей сделали сцену. У нас до сих пор в родительском доме есть маленькая сцена, на которой Таня показывала нам все свои концерты.
СНЕЖИНА: Оля, вы однажды сказали, что, кажется, с 15 до 25 лет ваша жизнь была словно долина гейзеров, всё било ключом. Сейчас уже другой период в жизни, как бы вы его охарактеризовали?
КАБО: Сейчас у меня период такого спокойствия, умиротворения, я стремлюсь домой, мне хочется побыть в семье, с семьей.
СНЕЖИНА: Это несвойственно вам?
КАБО: Я думаю, что мне это всегда было свойственно, просто так сложилось, что полноценная семья у меня появилась уже после 40 лет. Поэтому я с удовольствием провожу время дома. Я очень отсеиваю те предложения, которые есть, и пытаюсь наибольшее время все-таки отдать дому, сыну, дочери, мужу.
СНЕЖИНА: Тут Сергей из Новосибирской области пишет: «Я вас слушаю, Оля, и делаю вывод, что вы потрясающий человек. А когда смотрю на вас, то, конечно, вижу красивую женщину. Муж вас, наверное, на руках носит».
КАБО: Ну, в общем, иногда, конечно, носит. Но сейчас у нас всё внимание на маленького. Вот уж кого носит мой муж на руках, так это маленького сына, и для него это такое удовольствие. Он приезжает с работы, уставший, не всегда в хорошем настроении, но видит маленького ребенка, берет его на руки, и мне кажется, просто сразу же весь негатив уходит, сразу улетучивается.
БИТОВ: Оля, а вы ведь еще и член Ассоциации каскадеров России, насколько я знаю.
КАБО: Ну, в свое время я поражала всех своим бесстрашием и тем, что всему могу научиться. И каскадеры во мне видели друга, прежде всего, и человека, который с удовольствием воспринимает и перенимает их опыт. Прежде чем фехтовать или бороться на мечах, или прыгать с какой-то высоты, или ездить на лошади, естественно, идет такой сложный, кропотливый этап тренировок.
БИТОВ: Ведь это же, казалось бы, совсем не женское дело. Ну, в том смысле, что если даже женщина и попадает в каскадеры, то это, скорее, спортсменка подготовленная.
СНЕЖИНА: А вы нам рассказывали, как для вас проходит процесс киносъемки: приходите, тут чай, кофе, конфеты, текст. Вы из своей теплой гримерки вышли, сыграли, ушли.
КАБО: Но прежде, чем уйти, еще несколько часов тренировок с каскадерами. И ссадины, и раны бывали, и с Сашей Иншаковым в фильме «Крестоносец» мы с мотоцикла падали, в общем, такой у нас экстрим был. Но это была первая картина, насыщенная трюками, сделанная Ассоциацией каскадеров, так что они показали всё свое умение, там гениальные трюки, конечно, были. Просто, вы знаете, когда человек молод… А я считала, что у меня всё впереди, я понимала, что слова «нет» для меня не существует, потому что ВГИК дает потрясающую школу, и физическую тоже, и, окончив ВГИК, я понимала, что я могу всё. И я смотрю сейчас на тех людей, которые учатся в киношколе, - это то же самое. Когда человек оканчивает ВГИК, у него просто нет предела совершенству, он никогда не отвечает «нет» и всегда делает всё самостоятельно, и трюки тоже. А я еще старой закалки, и мне очень нравилось поражать всех и себя тоже. Сейчас, конечно, я поутихла, и даже мое хобби, конный спорт, превратилось уже в такое удовольствие: верховые прогулки по лесу, придти покормить лошадей, холить, лелеять…
БИТОВ: И только иногда сделать замечание молодому актеру: ты неправильно шпагу держишь, дай я покажу.
КАБО: Нет, вы знаете, последняя картина, в которой я снималась, называлась «1812: Уланская баллада», и у меня была такая острохарактерная роль - пани Марта, рыжая, в конопушках, в веснушках, в общем, совершенно не я. Мы снимали в Польше, и должны были снимать сцену, когда моя героиня с молодой героиней как раз конную прогулку по замечательной аллее совершают. И, значит, привели лошадей, сказали, что будут женские седла. У меня есть опыт работы в женском седле. В общем, привели не лошадей, а каких-то кляч старых. Короче, я села в это седло…
БИТОВ: А кляча и седла-то никогда не видела, только оглобли.
КАБО: Да. Как я ни старалась пустить ее в галоп, чтобы была красивая проскачка, потрясающая, ничего не получилось, кроме какой-то хромой рыси, мы не смогли выдавить из этих лошадок ничего. Но, кстати, в то время это было даже к лучшему, потому что я еще не знала, но я уже была в положении, и, в общем, тише едешь - дальше будешь, вот.
БИТОВ: Мы не можем не сказать о премьере, которая должна состояться, насколько я понимаю, в начале февраля.
КАБО: 2 февраля. В Международном Доме музыки, в Светлановском зале.
БИТОВ: Вот расскажите поподробнее об этом. О литературно-музыкальном спектакле речь идет?
КАБО: Да. Литературно-музыкальный спектакль, который называется «Я искала тебя». Посвящение Марине Цветаевой.
СНЕЖИНА: Это совершенно новый опыт для вас?
КАБО: Это не новый опыт, потому что два года назад с Валерием Бариновым мы сделали спектакль «Любил… Что знаешь ты об этом?», где мы читали стихи и прозу Серебряного века. Это был такой диалог мужчины и женщины. Зрители смотрели на одном дыхании, просто как спектакль, потому что мужчина и женщина разговаривали, общались на темы, которые их волнуют, но посредством стихов великих поэтов и поэтесс. Потом с Ниной Шацкой мы сделали один из моих любимых спектаклей «Память о солнце», посвященный творчеству Анны Ахматовой, и вот теперь с той же Ниной Шацкой, замечательной певицей, мы делаем продолжение, то есть такой диптих, или дилогию. В общем, мы это преподносим как следующую серию спектаклей о великих поэтах Серебряного века. И теперь мы замахнулись, прямо-таки сказать, на Марину Цветаеву.
К счастью, у нас есть люди, которые нас поддерживают, они не любят, когда мы их называем спонсорами или меценатами, - просто друзья, которые нам дали деньги, для того чтобы мы это сделали, замечательные Саша и Галина Рапопорт и компания «ЭРА Медиа». Благодаря им мы смогли пригласить композитора, который нам напишет музыку для этого спектакля. Нина Шацкая нашла молодого парня Дмитрия Селипанова, 25 лет, талантливого, который в кино работал, но это первая его серьезная работа, и он написал такую музыку, которая имеет право звучать, когда речь идет о Цветаевой. Хотя цветаевские стихи настолько музыкальны, что любое внедрение может показаться лишним. Спектакль поставила Юлия Жженова, дочка Георгия Степановича Жженова, которая нам помогала во всех наших, во всех моих поэтических проектах. Она очень чувствует слово, стих, ритм, и она придумала идею. В нашем спектакле будет диалог матери и дочери, Марины Цветаевой и Ариадны Эфрон. Ариадна Эфрон общается с уже ушедшей матерью и воспринимает мать с высоты своего возраста, своего опыта, своей трудной жизни. Она рассказывает о своем детстве, о том, как ее воспитывала мама. Звучат стихи Марины из уст Нины Шацкой, которая поет романсы на музыку Дмитрия Селипанова, а я читаю воспоминания и дневники Ариадны, и также звучат стихи, которые Ариадна посвящала матери. Стихотворение, по первой строчке которого мы назвали наш проект, «Я искала тебя», оно как раз и начинает наш спектакль…
СНЕЖИНА: Может, вы нам что-нибудь прочтете?
КАБО: Да, я прочитаю, я как раз хотела прочитать это стихотворение, потому что оно настолько трогательное… Вы знаете, их отношения, Марины и Ариадны, были сплошная кровоточащая рана, потому что они общались только в детстве, в юности, большую часть своей творческой жизни Марина провела на глазах своей дочери, и их трагическое расставание, их трагическая потеря друг друга произошла, когда Ариадна была в ссылке, и она даже не знала, что Марина повесилась. Я говорю: Марина, потому что Ариадна не называла Марину Ивановну мамой, она называла ее только Мариной и на «вы».
Я искала тебя всю ночь,
И сегодня ищу опять,
Но опять ты уходишь прочь,
Не дозваться и не догнать.
Не остыли твои следы,
Звук шагов твоих слышу я,
Но идёшь, не задев земли,
Но идёшь, не смутив воды,
Не настигнутая моя.
Веретёнами фонарей
Отражается ночь в реке,
Не сожму я твоей руки
В опустевшей своей руке.
Край одежды твоей ловлю,
Между пальцев - клочок зари.
Знаешь ты, как тебя люблю,
Хоть со мною - заговори!
Иль земная чужда печаль?
Но в какой же тогда тоске
Возвращаешься по ночам
К растоптавшей тебя Москве?
СНЕЖИНА: 2 февраля в Московском Доме музыки премьера литературно-музыкального спектакля «Я искала тебя», Ольга Кабо и Нина Шацкая.
БИТОВ: Посвящение Марине Цветаевой.
КАБО: Приходите, у нас очень много мест, 1700, специально для вас.
БИТОВ: Сейчас у нас пройдет битва «Мужчина против женщины», Ольга Кабо уже разминается, она спортивный человек.
СНЕЖИНА: А если мужчина победит, то сможет пригласить на этот спектакль свою возлюбленную.
КАБО: Свою возлюбленную. Да, мы разыгрываем билеты, правильно?
СНЕЖИНА: Билеты разыгрываем на премьеру. Оля, впереди вас ждет битва.
КАБО: Я готова.
БИТОВ: У нас здесь, к сожалению, скаковых лошадей нету.
КАБО: Рапир и мечей тоже не предполагается, я так чувствую?
СНЕЖИНА: Только кое-какие знания и чувство юмора – вот всё, что нужно для победы в битве «Мужчина против женщины».
БИТОВ: Мы сейчас напомним правила. Битва наша проходит в три раунда, в первом раунде вам и вашему сопернику нужно попытаться быстрее ответить на вопрос нашей викторины. Во втором раунде вам мы зададим вопросы на знание каких-то женских тем, мужчине – мужских. А в третьем раунде вопрос будет на знание противоположного пола.
КАБО: Очень интересно. Я только всегда боюсь отгадывать все эти кроссворды и викторины, потому что, пока я думаю, уже все давно всё отгадали. Так что меня обыграть несложно.
СНЕЖИНА: Это только в первом раунде нужно быть быстрее своего соперника, а дальше вы сможете думать, сколько захотите.
БИТОВ: Вот я вижу первый вопрос, кстати, и он абсолютно ваш.
КАБО: Так, я готова.
БИТОВ: Подождите, давайте познакомимся с вашим соперником сначала.
СНЕЖИНА: Роман, здравствуйте.
СЛУШАТЕЛЬ: Здравствуйте. С праздниками всех, удачи в работе всем, и здоровья, самое главное. Если я даже проиграю, будет приятно такой симпатичной гостье проиграть.
СНЕЖИНА: Нет, вы уж постарайтесь выиграть, потому что наша гостья точно будет 2 февраля в Московском Доме музыке…
БИТОВ: А у вас судьба решается прямо сейчас.
СНЕЖИНА: У вас есть шанс тоже там оказаться.
СЛУШАТЕЛЬ: Постараюсь. Главное - участие.
БИТОВ: Первый вопрос. Какой римский бог считался покровителем лошадей…
КАБО: Гермес, наверное.
БИТОВ: Подождите, не торопитесь.
КАБО: Вы сказали, что я должна первая сказать.
СНЕЖИНА: Можно попыток использовать сколько хочешь.
БИТОВ: При этом в его владениях обычные лошади жить не могут. Есть варианты ответов, если они нужны.
КАБО: Давайте варианты, конечно.
БИТОВ: Бахус, Аполлон, Купидон или Нептун.
СЛУШАТЕЛЬ: Аполлон.
КАБО: Бахус.
БИТОВ: Роман, Аполлон я от вас услышал?
СЛУШАТЕЛЬ: Да, Аполлон.
БИТОВ: А что за владения у Аполлона, скажите мне?
КАБО: Авгиевы конюшни.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, может быть, да, были такие. Я точно не помню, но мне понравился Аполлон.
СНЕЖИНА: Мне тоже нравится Аполлон.
БИТОВ: Конюшни, понимаете, это мелко слишком для бога. Все-таки бог этот целой…
СНЕЖИНА: Половиной земли…
БИТОВ: Какой половиной, целой стихией управляет! Это же римский бог.
КАБО: Вот сейчас бы муж мой ответил точно. Почему он не позвонил? Он бы выиграл билет!
БИТОВ: Ну что, не будет версий никаких? Вы назвали Бахуса, Оля. А почему Бахус?
КАБО: Потому что волна…
БИТОВ: Бахус, Аполлон, Купидон, Нептун.
КАБО: А, я поняла, Нептун!
БИТОВ: Правильно. Рома, почему-то Нептун считался покровителем лошадей.
КАБО: А вот, кстати, непонятно почему.
БИТОВ: Знаете почему?
КАБО: Потому что он всё время преодолевает по долинам и по взгорьям…
БИТОВ: Потому что он передвигался в колеснице в форме раковины, запряженной морскими конями, волны перед ней расступались.
КАБО: Морские лошадки.
СЛУШАТЕЛЬ: Будем знать.
СНЕЖИНА: Аполлон был покровителем искусств.
КАБО: А Бахус?
БИТОВ: Бог вина. Веселья, вина, праздника.
КАБО: Вот я просто чувствую, что без 100 граммов в седло не садишься.
БИТОВ: Конечно. Хотя лошадь это тоже праздник в какой-то степени.
КАБО: А знаете, как каскадеры учили меня кататься, сидеть верхом уверенно? Упала - бутылка. Поэтому и Бахус возник.
БИТОВ: Ну, мне кажется, Нептун с Бахусом там рядом.
СНЕЖИНА: Ни у кого не возник вопрос, почему не Купидон.
БИТОВ: Ладно, следующий вопрос. Почему саксофон называется саксофоном?
КАБО: Наверное, потому что в Саксонии был изобретен.
БИТОВ: Есть варианты: название отражает звучание инструмента, его форму, способ игры на нем, или в названии скрыто имя изобретателя инструмента.
СЛУШАТЕЛЬ: Имя.
БИТОВ: Молодец, Рома!
СНЕЖИНА: Конечно, потому что это бельгийский музыкальный мастер Адольф Сакс. Ну, отсюда саксофон.
КАБО: Он не из Саксонии, нет?
БИТОВ: Он из Бельгии.
КАБО: Жалко. Роман, я вас поздравляю.
БИТОВ: 1:1.
СЛУШАТЕЛЬ: Пока еще рано.
СНЕЖИНА: Всё, теперь не нужно быть быстрее своего соперника. Роме мы зададим вопрос на знание мужских тем, а Оле на знание женских тем. Рома, для вас вопрос. Какая шляпа появилась раньше: цилиндр, котелок, шляпа Шерлока Холмса, канотье или фетровая шляпа?
СЛУШАТЕЛЬ: Котелок.
БИТОВ: Почему?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, не знаю.
БИТОВ: А вы вспоминайте историю моды.
СНЕЖИНА: Почувствуйте себя Александром Васильевым.
БИТОВ: Какие картинки вы видите из девятнадцатого столетия, из восемнадцатого столетия?
СЛУШАТЕЛЬ: Тогда цилиндр.
БИТОВ: Правильно, молодец!
СНЕЖИНА: Первый цилиндр был изготовлен в 1797 году. А вы вспомнили про котелок, он появился в 1850-м.
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, время обеда, я и вспомнил про котелок.
СНЕЖИНА: Молодец, Рома.
БИТОВ: Следующий вопрос для Оли. Какие белые птицы считаются символом верной любви: голуби, аисты, чайки, лебеди?
КАБО: Ну, вообще там их много, потому что голуби, понятно, это символ…
БИТОВ: Это птица мира.
КАБО: Это птица мира, да, но всё равно, когда свадьба, всегда голуби летают…
СНЕЖИНА: Мир в семье.
КАБО: Потом аисты, которые приносят детишек. Какие там еще были версии?
БИТОВ: Чайки и лебеди.
КАБО: Лебеди, наверное. Конечно, лебеди.
БИТОВ: Лебеди.
КАБО: В каждой птице обязательно что-то от семейного очага, от счастья, мне кажется, есть.
СНЕЖИНА: Но верность - от лебедя.
БИТОВ: А от чайки что, крикливость?
КАБО: Нет, чайки это свобода, это гармония абсолютная.
СНЕЖИНА: Лебеди очень верные, поэтому и верная любовь ассоциируется именно с ними.
БИТОВ: Ну, и третий раунд, решающий.
КАБО: Еще один?
БИТОВ: Да.
СНЕЖИНА: Всё, последний, Оля, и мы отпустим вас.
БИТОВ: Рома, три магические цифры: 90, 60, 90…
СЛУШАТЕЛЬ: Размер женщины.
БИТОВ: Размер женщины?
СНЕЖИНА: Если бы каждая женщина была таких размеров!
КАБО: Тогда Мерилин Монро бы отдыхала.
БИТОВ: Да, в какой-то степени стандарт женской фигуры. Хотя у нас здесь были и другие варианты. Ну да бог с ними.
КАБО: Какие варианты? Наверное, что-нибудь веселое?
БИТОВ: Например, это размеры космического объекта, или это габариты стиральной машины…
СНЕЖИНА: Или это просто набор чисел. Для многих это просто набор чисел. Последний вопрос для Ольги Кабо на знание противоположного пола. Фонарь какого цвета загорается за хоккейными воротами в конце каждого периода?
КАБО: Откуда же я знаю, я хоккеем никогда не интересовалась.
СНЕЖИНА: Хорошо, желтый…
КАБО: Я знаю только, что красный фонарь на улице…
БИТОВ: Это в Амстердаме. Нет, когда гол забивают в хоккее, какой фонарь загорается?
КАБО: Наверное, тоже красный.
БИТОВ: Красный. А когда период заканчивается?
КАБО: Зеленый.
БИТОВ: Ну, естественно!
КАБО: Как легко-то всё, по светофору прямо.
СНЕЖИНА: Мы знали, какой вопрос вам задать, Оля. Большое спасибо, Рома, за участие, ты, конечно, победил. Ну, победил в том смысле, что тебе достанется билет на концерт.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо.
КАБО: А есть кого пригласить-то, Рома?
СЛУШАТЕЛЬ: Ну, думаю, до 2 февраля я найду.
КАБО: Пожалуйста, время очень быстро летит, пожалуйста, не опоздайте.
СЛУШАТЕЛЬ: Спасибо, удачи вам.
БИТОВ: Ольга Кабо была у нас сегодня в гостях.
КАБО: Так быстро время с вами прошло.
СНЕЖИНА: Приходите еще.
КАБО: А вы приглашайте, я всегда с удовольствием к вам прихожу, у вас так весело, атмосфера прекрасная.
БИТОВ: Здоровья вам, вашему сыну, вообще вашей семье, удачи, чтобы 2013 год был для вас просто сверкающим.
КАБО: Спасибо. Я желаю всем сказки, чудес и, главное, веровать в чудеса.
Рейс 11-14. Все выпуски
- Все аудио
- Толковый словарь