Картинка

Профилактика Актуальное интервью

4 февраля 2013, 17:00

Персоны

 

КУЗИЧЕВ: Друзья, всем доброго дня.

ПОЛЯКОВ: Здравствуйте, уважаемые.

КУЗИЧЕВ: Дмитрий Медников сегодня с нами - заместитель генерального директора ВГТРК, директор департамента развития цифровых технологий нашего холдинга.

МЕДНИКОВ: Добрый день.

КУЗИЧЕВ: На прошлой неделе прошло мероприятие, где много говорили… А как оно называлось, Дима, скажи, пожалуйста?

МЕДНИКОВ: Ну, это была выставка, называлась CSTB. Но для нас-то главное было презентация нашей концепции нишевых каналов под названием "Цифровое телевидение". Она, естественно, затмила всю выставку, никто в принципе и не заметил, что она была, все приходили только на нашу презентацию.

КУЗИЧЕВ: Вот, а я так и думал, что это презентация цифровых каналов. А там еще выставка какая-то была сбоку, да?

МЕДНИКОВ: Ну, оказалось, там была выставка. Я тоже ехал на презентацию и внезапно обнаружил, что там выставка, потому что вначале запутался.

КУЗИЧЕВ: Но тема хорошая, вот цифровое телевидение - тема очень хорошая. Именно об этом будем говорить, друзья, о перспективах телевидения. Вначале договоримся, конечно, о терминах. Потому что мы говорим "телевидение"… А я телевизор не смотрю, а я смотрю, но не телевизор… ну и так далее. Мы договоримся о терминах, а потом обсудим перспективы этого самого телевидения.

ПОЛЯКОВ: Более того, у нас на сайте будет опрос, друзья. Как раз хотим узнать: кто, что смотрит, как часто, что называет телевидением. Поэтому заходите и голосуйте, нам важен результат.

КУЗИЧЕВ: Сейчас я озвучу, значит, опрос так выглядит. Вопрос: вы смотрите телевизор? Ответы: 1) да, эфирные каналы; 2) да, онлайн-ТВ; 3) да, спутниковые каналы; 4) да, в записи на YouTube; 5) вообще не смотрю. Мы понимаем, что большинство людей, конечно, совмещают, так сказать, все варианты просмотров, но все-таки, друзья, выберите приоритетное, основное. Не придирайтесь к нам, проголосуйте, в конце разговора мы подведем итоги этого голосования и поймем, что и как.

Вначале предлагаю договориться о терминах. Вот мы спрашиваем людей: вы смотрите телевизор, телевидение? Скажем, канал "Россия-1" - это телевидение, ну это явно.

МЕДНИКОВ: Однозначно, очень похоже.

КУЗИЧЕВ: А канал, например, "Дождь" - это телевидение?

МЕДНИКОВ: Канал "Дождь", конечно, тоже телевидение.

КУЗИЧЕВ: Тоже телевидение. То есть всё, что с картинкой транслируется, это телевидение всегда?

МЕДНИКОВ: Это телевидение. Даже радио "Маяк" сейчас тоже телевидение, как мы выяснили.

КУЗИЧЕВ: Вот! То есть радио "Маяк" сейчас тоже телевидение?

МЕДНИКОВ: Ну, картинка не очень хорошая…

ПОЛЯКОВ: Однообразные планы, конечно.

МЕДНИКОВ: Но неплохо, неплохо.

КУЗИЧЕВ: Нет, это просто из-за лиц, а у нас есть хорошие.

МЕДНИКОВ: Нет-нет, неплохо, с ней работать, как-то улучшать, но в принципе это уже тоже телевидение.

КУЗИЧЕВ: Да? Хорошо.

МЕДНИКОВ: Как, Анатолий, вы справедливо сказали: "Говорит и показывает "Маяк", да.

КУЗИЧЕВ: Есть у нас такой слоган, да.

МЕДНИКОВ: Все мы сегодня "Маяк".

КУЗИЧЕВ: Давайте, Дмитрий Юрьевич, поговорим, потому что словосочетание "цифровое телевидение"…

МЕДНИКОВ: В отношении терминологии я бы просто сразу договорился, что в нашем представлении YouTube - это тоже телевидение. Ну, договоримся, что YouTube - это тоже телекомпания.

КУЗИЧЕВ: Даже это телевидение?

МЕДНИКОВ: Конечно. У нее есть способ формирования сетки, у нее есть способ вещания, и это телекомпания YouTube. Не сервис, не какая-то абстрактная схема и какой-то механизм, куда кто-то как-то что-то загружает, а это телекомпания. У нее есть авторы добровольные, в большинстве своем вообще на телевидении работают добровольные авторы.

КУЗИЧЕВ: И есть зрители.

МЕДНИКОВ: Многие из этих авторов зарабатывают, они получают отчисления от рекламы, они загружают туда свои ролики. Какие-то ролики хуже, какие-то ролики лучше. И YouTube - это телевидение. Там есть свои каналы. YouTube даже претендует на то, чтобы быть, помимо телевидения, телекомпании, еще и средой и способом доставки, то есть платформой, но это несколько по-другому организованная телекомпания. Поэтому когда человек говорит о том, что он не смотрит телевизор, он должен сразу оговориться, что он никогда не смотрит никакое видео, которое ему показывают дистанционно, что он смотрит его только у себя на каком-то устройстве типа DVD, что действительно является в большинстве своем не совсем телевидением.

ПОЛЯКОВ: Сейчас, я уверен, многие мысленно возразили, что, мол, YouTube тем отличается от телевидения в общепринятом его понимании, что там, мол, я смотрю, что хочу, никто мне ничего…

КУЗИЧЕВ: Ты там сам формируешь как раз сетку.

ПОЛЯКОВ: Да, свою собственную.

МЕДНИКОВ: А здесь мы перешли собственно к цифровому телевидению - к ситуации, когда у тебя есть 100 хороших каналов и в принципе ты смотришь, что хочешь. Более того, 100 хороших каналов предоставляют такие возможности талантливым авторам, когда почти все эти талантливые авторы востребованы. И в этом плане ты смотришь то, что хочешь. Ты хочешь - смотришь путешествия, ты можешь смотреть про оружие, ты смотришь спорт, ты можешь посмотреть сериалы, ты можешь посмотреть фильмы, и ты это можешь сделать в любой момент. И когда каналов становится больше десяти, пятнадцати, двадцати, двадцати пяти – тридцати, это предоставляет ровно те же самые возможности, только с более качественной картинкой, только с более удобной навигацией. И для телевидения Интернет - это не противопоставление. Интернет - это сеть. Существовала эфирная сеть вещания, это сеть без возможности обратной связи. Появилась цифровая сеть вещания - это уже сеть с обратной связью.

КУЗИЧЕВ: 2.0.

МЕДНИКОВ: Ну, 2.0, кабельная сеть. Вообще первоначально главным драйвером развития сетей становилось цифровое телевидение. Поскольку цифровому телевидению необходим был такой поток, который не нужен был текстовой информации. И развивались спутники, развивались иные способы доставки, собственно, и он выступил драйвером коммуникаций в этом смысле. Есть Интернет. Это сеть, в которой обратная связь не просто развита сильнее, она становится системообразующей для формирования контента. И Интернет более употребим людьми в офисе, а эфирное телевидение или кабельное телевидение - дома. В этом плане для телекомпаний, будь то YouTube, или "Россия", или какая-то другая, NBC, Интернет - это новая среда и новая аудитория. У нас появилось понятие "дневной прайм-тайм". Мы понимаем, что во время Олимпиады для тех, кто находится дома, или в баре, или в пабе, или в компании друзей, главным способом посмотреть Олимпиаду становится телеканал "Спорт-1" или "Россия-2" или "Россия-1". А для тех, кто находится на работе, это возможность как-то из-под полы, чтобы начальник не заметил, с наушниками или без, посмотреть его на Sportbox. И трансляция Олимпиады на Sportbox - это телевидение. Но раньше мы понимали, что если трансляция проходит днем, она не соберет зрителей, потому что все находятся на работе, а на работе нет телевизора. Теперь мы понимаем, что люди на работе тоже могут посмотреть.

КУЗИЧЕВ: Подождите, то есть это более точечная, избирательная, изощренная работа на аудиторию?

МЕДНИКОВ: Это увеличение охвата.

КУЗИЧЕВ: Но физически-то ничего не изменилось для людей?

МЕДНИКОВ: Это почему? Появились компьютеры. Для людей очень простая вещь - на работе у них появился телевизор.

КУЗИЧЕВ: У каждого на рабочем столе появился. А, понятно.

МЕДНИКОВ: Некоторые из них ошибочно называют его "рабочий компьютер", обычно к этой ошибке склонны руководители. Они почему-то называют это рабочей станцией. В основном это телевизор. Часть смотрит в записи сериалы, часть смотрит в записи телевизионные программы, кто-то смотрит фильмы, кто-то смотрит трансляции. Кто-то, кто не может посмотреть видео из-за ограничений, навязанных руководством, смотрит текстовое описание видео.

ПОЛЯКОВ: На тех же спортивных сайтах.

КУЗИЧЕВ: Текстовое описание…

МЕДНИКОВ: Некоторые, безусловно, смотрят любительские ролики, что тоже есть в данном случае телевидение.

КУЗИЧЕВ: Понятно.

МЕДНИКОВ: В большинстве своем стараются их смотреть, а опять-таки не читать текстовое описание.

КУЗИЧЕВ: В детстве мы называли "текстовое описание видео" - книжками…

МЕДНИКОВ: Поэтому здесь надо понимать такую вещь. Есть глобальный заговор - глобальный заговор телевизионщиков, где YouTube - это телевидение, Zoomby.ru - это телевидение, ВГТРК - это телевидение. Нам надо было поставить в офисы телевизоры. Мы не знали, как это сделать. Мы назвали эти телевизоры "рабочая станция", и их все стали покупать. Потому что все уверены, что они покупают для того, чтобы пользоваться пакетом Microsoft, для того, чтобы сотрудники использовали Excel, Microsoft Word. Это ошибка.

ПОЛЯКОВ: Телевизор с предустановленным пакетом Microsoft почему-то стал называться рабочей станцией.

МЕДНИКОВ: Не почему-то, а чтобы его покупали. Это маркетинговый ход.

КУЗИЧЕВ: Ну, это естественно.

МЕДНИКОВ: Мы очень долго его скрывали. Ну, потому что если бы мы рассказали об этом несколько раньше, то, возможно, рабочие станции перестали бы покупать. Сейчас, когда проникновение в офисы рабочих станций достигло почти 100 процентов, можно открыть карты: это не рабочие станции, это телевизоры!

КУЗИЧЕВ: Что мы и делаем в эфире "Маяка".

МЕДНИКОВ: Можно провести любые исследования, и они покажут, что если сравнить, сколько пользователей смотрят на телевизоре Microsoft Word или какую-то другую полезную программу и сколько они на рабочей станции смотрят сериалов, фильмов или роликов, выяснится, что они не пользуются тем самым пакетом за несколько сот долларов, а в основном смотрят видео. Поэтому можно сказать, что операция по установке телевизоров на рабочие места завершена. Нам удалось увеличить охват аудитории примерно в 5-6 раз.

ПОЛЯКОВ: Причем, более того, если в семье один телевизор на два-три человека, то тут вот эта операция закончилась установкой телевизора каждому.

МЕДНИКОВ: Да. Но нам удалось добиться того, что рабочие станции стали ставить и дома. И теперь, когда одни смотрят телевизор по телевизору, другие смотрят телевизор по другому телевизору, который называют, слава богу, компьютер.

КУЗИЧЕВ: И первым эта "ложа" наняла 11-летнего мальчика Уильяма Гейтса. Ну, собственно, и поперло всё, и пошло в этом направлении. Хорошо. А скажите тогда, пожалуйста, нам, вот если YouTube - это тоже телевидение, это перспективное вообще направление организации контента? Ну, например, если оно реально приносит деньги, если оно, так сказать, эффективно в смысле распространения и позволяет еще очень сильно дробить форматы, а почему бы, например, "России-2" не стать YouTube?

МЕДНИКОВ: Разная специализация. Скажем, сайт Sportbox в своей видеочасти ориентируется на рабочие станции, которые на самом деле телевизоры.

КУЗИЧЕВ: Да, это мы поняли.

МЕДНИКОВ: И YouTube ориентируется тоже на телевизоры, которые на самом деле рабочие станции, с точки зрения приема передач. А "Россия-2" ориентируется в первую очередь на телевизионный приемник. Это разные среды и разная специализация.

КУЗИЧЕВ: Понятно.

МЕДНИКОВ: Для человека, который пришел домой, и у него есть пульт, вот пульт удобно совмещать с чашкой чая или даже с вечерней едой. Мышь, клавиатуру и компьютер тоже, как выяснилось, удобно совмещать, но обычно люди не пьют чай, худеют и не очень много общаются с семьей. А телевизор позволяет организовать в том числе семейное участие. Поэтому домашний просмотр - это телевизор. Это тип устройств, которые удобно использовать дома.

КУЗИЧЕВ: Квазиочаг такой.

МЕДНИКОВ: Там нет руководителя. Да, квазикамин, квазиочаг. Можно собраться перед этим очагом и насладиться семейными ценностями. А на рабочем месте есть руководитель, он обычно злой, вот в представлении… на самом деле добрый, это я по себе знаю, но его считают злым, и он не дает сотрудникам собраться перед «очагом», хотя в целом они именно для этого идут в офис. Им там комфортно, они понимают, что их много, у них дружеская обстановка, и в принципе собраться, запастись и посмотреть куда лучше, чем, возможно, даже в семье. Но им не дают, поэтому приходится дробить это телесмотрение и как-то смотреть одно и то же, но это вопрос специализации.

КУЗИЧЕВ: Понятно.

МЕДНИКОВ: Безусловно, сервисы телекомпаний типа YouTube работают на дневной прайм-тайм в первую очередь. А телеканалы типа "России-2" работают на вечерний прайм-тайм. Суть одна и та же, но некоторым образом различаются технология, и целевая аудитория, и целевой приемник. Есть же еще виджеты и гаджеты, которые сейчас появились. Они появились и на телевизорах, и на рабочих станциях, и, собственно говоря, в мобильных приложениях, в мобильных устройствах. Существенное количество людей смотрит телевизор по мобильным устройствам. Это тоже часть глобального заговора…

КУЗИЧЕВ: Слушай, а для телевизионщиков всё это хорошо?

МЕДНИКОВ: Конечно. Просто, вы понимаете, когда рабочие станции, телевизоры под видом рабочих станций появились в офисе, мы поняли, что, оказывается, человек живет еще и вне офиса, и вне дома. Это очень небольшое количество времени, но он там живет. Он ездит на метро, ездит на дачу, сидит в пробке и слушает там радио. Поэтому это заговор нас, телевизионщиков, против вас, радийщиков.

ПОЛЯКОВ: Вот так вот…

МЕДНИКОВ: Мы поняли, что если им раздать, как это сейчас говорится, девайсы, которые позволяют смотреть телевизор вне работы и вне дома, они и там начнут смотреть телевизор, наши уважаемые зрители. И сейчас этот процесс идет полным ходом. И уже его не остановить, потому что это удобно. Появляются сети Wi-Fi, WiMAX. И никто мне не скажет, что вот эти сети 10 мегабит нужны для того, чтобы писать друг другу сообщения типа СМС и ICQ. Они нужны для того, чтобы выкладывать фотографии и смотреть видео. И даже здесь в этом смысле телевидение выступает, с одной стороны, драйвером, с другой стороны, выражаясь заумно, главным бенефициаром, поскольку именно телевидение получает больше всего бонусов с возможности аудитории, телезрителя посмотреть телевизор в любом месте.

ПОЛЯКОВ: Вообще везде.

МЕДНИКОВ: Даже если они его не называют телевизором. В данном случае нам все равно. У нас есть вопрос в том, размещается там наша реклама и размещается ли там наш контент. Ответ - да, размещается.

КУЗИЧЕВ: То есть соответственно нам это нужно, да?

МЕДНИКОВ: Нам это нужно.

КУЗИЧЕВ: Дмитрий, я так понимаю, что вы вот в этой «ложе» возглавляете радикальное крыло, ястребов? Судя по тому, что вы раскрыли карты, и теперь все выяснилось.

МЕДНИКОВ: Я с трудом себе представил вот эту голубятню, птицеферму…

КУЗИЧЕВ: Ну как это? С одной стороны - голуби, с другой - ястребы…

МЕДНИКОВ: Нет, я с трудом себе представляю, кого вы имеете в виду за крылья здесь.

КУЗИЧЕВ: Ну, хорошо. Давайте вернемся к пакету, с которого мы начали.

МЕДНИКОВ: Я вообще за реализм. То, что я сейчас описал, это не есть жесткая позиция или мягкая позиция, это уж как оно есть, вот то, как оно получилось.

КУЗИЧЕВ: Ну, это во многом вопрос трактовок. И вопрос на самом деле наших представлений об этих людях, которые, я тут должен признать…

МЕДНИКОВ: Дорогой Анатолий, ну пусть кто-то серьезно скажет: да, в нашем офисе компьютер - это рабочая станция, и не засмеется, ну пусть… Ну, это невозможно, не верю.

КУЗИЧЕВ: Вот хотите как на духу? Да, я посмотрел сегодня два-три клипа, но в основном работал, Дима.

МЕДНИКОВ: И это вы называете работой? Вы в шахту спуститесь - вот это называется работой. Вот люди, которые в шахте работают, вот они работают. А вы кликали на компьютере, и вы совещание проводили.

КУЗИЧЕВ: Тогда уж давайте говорить "мы", а не "вы".

МЕДНИКОВ: Не надо называть вот это вот работой. Для того чтобы эти четыре компьютера стали называться рабочими станциями, нам пришлось поставить здесь телевизионного оборудования и света на бесконечное количество денег, чтобы все видели, что здесь хоть как-то работают, чтобы можно было проверить. А в противном случае здесь тоже бы смотрели во время эфира черт знает что!

КУЗИЧЕВ: Теперь мы знаем, для кого мы говорим. Но для кого показываем - теперь особенно понятно. Давайте вернемся к цифровому пакету, к пакету нашему.

ПОЛЯКОВ: Вот! Получается, что этот пакет цифрового телевидения от ВГТРК - это попытка, прямо в тех реалиях, которые вы описали…

КУЗИЧЕВ: Это создание бесконечного количества возможностей, судя по словам Дмитрия Юрьевича.

ПОЛЯКОВ: …нет, попытка отъесть аудиторию у YouTube.

КУЗИЧЕВ: У нас.

МЕДНИКОВ: Нет, нет.

ПОЛЯКОВ: Почему нет? То есть YouTube, он же размещает рекламу и деньги получает сам, а тут мы планируем их получать.

МЕДНИКОВ: Тут опять вопрос в данном случае. ВотSportbox, если уж рассматривать, кто у кого отнимает аудиторию, Sportbox конкурирует с YouTube, "Вести.ру" конкурируют с YouTube на российском рынке, "Яндекс-видео" конкурирует с YouTube. Rutube или Zoomby тоже в каком-то виде конкурируют с YouTube, но у них разные модели: Zoomby - это, скажем, сериалы, а YouTube - это короткие ролики.

А цифровой пакет - это возможность разнообразить для аудитории, вечерней в первую очередь или дневной, домашний просмотр. Это увеличение мощности вот этого «очага». То есть, есть ощущение у всех, что они могли бы дома смотреть что-то помимо тех каналов, которые у них присутствуют базово. И иногда некоторым людям приходится использовать дома телевизор под названием компьютер, чтобы посмотреть телевизор, несмотря на то что дико неудобно, невозможно пить чай и есть, и нет пульта, это приходится делать, потому что иногда им хочется получить какое-то содержание, которого нет у них именно в телевизоре. Почему-то в одной квартире в компьютере оно есть, а в телевизоре его нету. Вот мы сейчас добавляем его в телевизор. Более того, мы делаем для аудитории, которая только сейчас начинает познавать мир домашнего цифрового телевидения, мы делаем этот мир максимально узнаваемым. Мы предлагаем пакет, в котором находятся два, а в последующем их будет больше, познавательных канала, три спортивных канала…

КУЗИЧЕВ: Мы можем даже названия сказать.

МЕДНИКОВ: Долго перечислять. Ну, "Наука 2.0" и "Моя планета", "Спорт-1", "Бойцовский клуб". Сериальный канал, фильмовый канал. В целом это 10 каналов, которые гарантированно дают аудитории возможность всей семьей найти…

КУЗИЧЕВ: Понятно.

МЕДНИКОВ: Примерно 70 процентов аудитории найдут для себя то, что они хотят вечером посмотреть.

КУЗИЧЕВ: То есть это создание бесконечного количества сочетаний и возможностей, фактически так.

МЕДНИКОВ: Дальше очень простая вещь. Вот сейчас человек, который подключает себе цифровое телевидение, обнаруживает там от 60 до 200 каналов. Они никак не выстроены, дикий хаос. Предположим, человек хочет отобрать для себя телеканалы, которые он смотрит. Каждый канал ему нужно посмотреть - ну сколько, по часу, предположим, а лучше по два? Вот если 150 каналов он смотрит по два часа, это 300 часов. Это 12 суток полноценного только отбора, это еще безотносительно настроек, которые сбиваются. То есть он абсолютно не понимает… Это невероятное количество работы, которую надо проделать, чтобы получать от этого удовольствие и не получать стресс. Сейчас удивительная история. Больше 50 процентов жителей Российской Федерации имеют возможность получать цифровое телевидение. При этом примерно 90 процентов времени они смотрят не эти 120 каналов цифрового телевидения, а смотрят 10-12 эфирных. Потому что для них цифровое телевидение стало способом получать эфирные каналы. Чуть лучше качество, чуть стабильнее прием, удобнее - нет сверху никакой антенны.

КУЗИЧЕВ: Еще там есть существенная штука - там есть описание.

МЕДНИКОВ: Ну, описание есть - мелочь. Это привычные каналы. И цифровое телевидение сейчас как технология становится технологией доступа к эфирным каналам. Мы говорим о том, что мы создаем бренд "Цифровое телевидение". Если на приставке стоит лейбл "цифровое телевидение", это значит, что телезритель, поставив эту приставку, гарантированно может найти там наши каналы, мы гарантируем, что эти каналы высокого качества, мы гарантируем, что он найдет там тот контент, который ему интересен. И ему не нужно, по крайней мере для вот этих десяти каналов, совершать этот браузинг, это исследование 150-ти. У него уже добавилось десять каналов к тем эфирным, которые он знает и любит. И сейчас по тем исследованиям, которые есть, у тех операторов, у которых есть цифровой пакет каналов ВГТРК, аудитория смотрит его в среднем в день 134 минуты, то есть два с небольшим часа.

КУЗИЧЕВ: Это хорошо?

МЕДНИКОВ: Это хорошо. Сейчас получается, что если сложить каналы ВГТРК эфирные и каналы ВГТРК неэфирные, если они есть у одного и того же оператора, то в принципе зрители смотрят процентов 75. Вообще непонятно, зачем им нужны какие-то другие каналы, потому что в принципе этого достаточно, но почему-то другие каналы, помимо ВГТРК, тоже пока есть. Но мы с этим боремся.

КУЗИЧЕВ: Слушай, а по какому принципу идет, как бы сказать, понимание ниши и соответственно форматирование канала? И до какого уровня можно дробить контент?

МЕДНИКОВ: На самом деле критическим для России моментом, необычайно важным, стало создание канала "Моя планета". Никогда до этого никто не осмеливался конкурировать с крупными международными брендами.

КУЗИЧЕВ: Типа "Дискавери".

МЕДНИКОВ: Типа "Дискавери". И вообще считалось, что цифровое телевидение - это ниша, она, скорее всего, будет занята западными компаниями, бессмысленно создавать сильные российские телеканалы. Можно создавать только какие-то ультранишевые. И так к этому относились все либо с опаской, либо даже с некоторой тревогой. "Моя планета" - это ошеломительно успешный проект. Он по охвату опередил на российском рынке все существующие иностранные аналоги: и "Дискавери", и "Нэшнл географик", и все остальные. Так же, как сейчас "Планету" догоняет "Наука 2.0". И это стало знаковым не только для нашей компании, а вообще для рынка, что на российском рынке можно делать для разных аудиторий сверхуспешные каналы в области цифрового телевидения. Каналы могут быть разные. В целом эфирные каналы предполагают универсальность, неэфирные каналы подразумевают определенную нишевость, то есть то самое дробление аудитории.

КУЗИЧЕВ: Да. Просто интересно пофантазировать, до какого уровня можно дробить.

МЕДНИКОВ: Ну, существуют сверхпопулярные каналы и про оружие, и про охоту, и про рыбалку, на Западе в первую очередь, и совсем специализированные. Градация довольно простая: есть сверхспециализированный канал, узкоспециализированный канал, специализированный канал и неспециализированный канал, полууниверсальный канал. Вот где-то начиная с полууниверсального канала может начинаться цифровое телевидение. И они довольно четко делятся по сегментам: сегмент сериальный, сегмент фильмов, сегмент познавательный, сегмент спортивный, сегмент музыкальный, сегмент развлекательный. И такие вот около…

КУЗИЧЕВ: Хобби.

МЕДНИКОВ: Хобби, которым может быть всё: от гольфа и яхтинга, которые отчасти спорт, до, собственно говоря, охоты и каких-то других способов времяпрепровождения.

КУЗИЧЕВ: Ну, понятно.

МЕДНИКОВ: Поиск грибов. Вот канал для грибников - это будет абсолютный хит. Сейчас мы продаем ноу-хау, и первый человек, который запустит канал для грибников, у него будет абсолютно понятная аудитория… Причем вы понимаете, что грибник, в отличие от рыбака, может «ловить» грибы примерно месяц в году, два, ну, возможно, три.

КУЗИЧЕВ: Август, сентябрь, в октябре еще опяточки…

МЕДНИКОВ: Ну, при навыках путешествия даже, возможно, полгода. То есть в разных местах тоже можно «ловить»…

КУЗИЧЕВ: Слушай, а самое главное, что абсолютно понятен саундтрек - такое тихое шелестение. И мы готовы взяться за это, кстати.

МЕДНИКОВ: Да, абсолютно. Релакс, релакс-ченнел.

ПОЛЯКОВ: И где-то сзади только: помогите!

КУЗИЧЕВ: Мы продолжаем разговор. У нас интересный разговор про цифровое телевидение, про цифровые каналы, про перспективы. В гостях Дмитрий Медников - заместитель генерального директора ВГТРК, директор департамента развития цифровых технологий. На чем мы остановились? Да, на небесконечной возможности дробления. Хотя, вот видишь, у радио в этом смысле гораздо больше, у музыкального по крайней мере, возможностей. Потому что ведь есть такое количество разных форматов типа "эдалт-ориентид рок", "эдалт-ориентид поп", "эдалт-ориентид рок фифтиз"…

МЕДНИКОВ: Я даже не буду спрашивать, что это всё означает.

КУЗИЧЕВ: Рок-музыка 50-х годов для взрослых, рок-музыка 60-х… ну и так далее.

МЕДНИКОВ: Мне кажется, это не для эфира.

ПОЛЯКОВ: Нормальная музыка.

КУЗИЧЕВ: Не знаю, они придумали, в общем, и они работают с этим.

ПОЛЯКОВ: До паузы еще было произнесено, что многие переживали за то, что невозможно создать конкурента русского, наш аналог, каким-то крупным зарубежным грандам. А с чем были связаны эти опасения, почему?

КУЗИЧЕВ: С качеством контента, конечно, их.

ПОЛЯКОВ: Ну, это дорого, это не окупается, опасение, что это не будут смотреть? Какие опасения вы переступили, когда начали делать собственно "Мою планету"?

МЕДНИКОВ: Я думаю, что это как и всегда, понимаете. Вот делать какие-то новые вещи тяжело, потому что тебя очень много критикуют за ошибки. И для людей, которые создавали много успешных проектов в телевидении, начать такого рода проект и проиграть "Дискавери" - это бы означало, что много-много-много лет они будут притчей во языцех, все будут обсуждать, что вот попытались - не получилось, что как всегда, что бессмысленно, что деньги ушли не туда. И это всегда для индустрии достаточно непростая вещь, потому что всё требует обновления. Нужно периодически понимать, что ты ничего не умеешь. Нужно периодически начинать то, что начинать бессмысленно, что сделать не получается ни у кого, или все считают, что не получается сделать. И тебя абсолютно точно будут критиковать за идею, и это абсолютно нормально, что тебя будут критиковать за идею.

Когда стартовал тот же канал "Моя планета", с этой идеей в первую очередь ходил и больше всего идеологом был Игорь Шестаков - на тот момент главный продюсер "России-24". Не было крупного телевизионного продюсера, который бы не объяснил ему, что это абсолютно бессмысленно, вот просто таких не было, все сказали, что совершенно невозможная идея, не будет денег, это точно не будут смотреть, ниша занята иностранными компаниями, они делают ох какой контент, а мы делаем - ах какой контент… А что там познавать у нас? Россиянам давно не интересно ничего про Россию, им хочется про заграницу. Вот это всё было неправильно. Но вот Игорь тогда, ну и мы все в какой-то степени вместе, слава богу, смогли не обратить на это внимание. Но если бы обратили внимание на мнение индустрии, не было бы канала "Моя планета".

И вот это стало критическим поворотным пунктом. Потому что сейчас можно сказать следующую вещь. Интернет в России, как нетелевизионная часть, Интернет в России не будет больше расти галопирующими темпами, в геометрической прогрессии. А цифровое телевидение, в первую очередь домашнего просмотра, но и посредством сети Интернет, будет расти на десятки процентов в год. За границей эволюция выглядела таким образом: эфирное телевидение, неэфирное телевидение, Интернет. В России, по понятным историческим причинам, выглядело: эфирное телевидение, потом Интернет, и не было вот этого этапа - цифровое телевидение. Он, по сути, только сейчас начинается. Только сейчас туда приходят крупные корпорации, только сейчас развивается этот рынок, появляются средства доставки, появляются абоненты, появляется контент. И на самом деле для тех, кто занимается инвестициями или капитализациями, это то, что составит драйвер развития коммуникационного рынка на ближайшие лет 5-7-10.

КУЗИЧЕВ: А можно вернуться на минуту буквально к "Моей планете"? Мне просто очень интересно. Хорошо, что вы не послушали продюсеров профессиональных и сделали-таки канал. Но вы хоть какую-то, я не знаю, адаптацию произвели? Потому что есть перед глазами успешные аналоги зарубежные, а вот это будет наш. Или это просто был наш, полностью наш контент, наш канал, наша, так сказать, версия "Дискавери", и всё?

МЕДНИКОВ: Наш контент, наш канал.

КУЗИЧЕВ: И всё?

МЕДНИКОВ: Мы, не скрою, пытались сделать адаптацию. У нас не получилось. Мы сделали канал, который, на наш взгляд, аналогов имеет мало, да вообще, наверное, не имеет. И мы будем запускать, скорее всего, осенью этого года, мы будем делать определенную такую смесь "Науки 2.0" и "Моей планеты", основанную только на произведенном нами контенте, в формате HD на проживающую за границей русскоязычную аудиторию. И мы абсолютно уверены, что это будет окупаемый проект, даже в какой-то степени прибыльный проект, и мы абсолютно уверены, что для молодого поколения тех, кто живет за границей и говорит по-русски, этот канал будет, возможно, более интересен, чем экспортная версия российских федеральных каналов.

КУЗИЧЕВ: Понятно. Есть еще одна проблема. Мы вообще этой темой, так сказать, интересуемся, разговариваем с людьми. Вот к нам приходил Сергей Минаев. И главный мотив, так сказать, его выступления и рассказа был о том, что он пытается делать в Интернете, и он говорит: идей полно - людей нет. Сейчас зашел разговор о канале с оригинальным контентом - помесь "Науки 2.0" и "Моей планеты". А хватит людей, мощностей, всего прочего? У нас есть такое количество людей, чтобы заполнить оригинальным контентом такой канал?

МЕДНИКОВ: Ну, мы же сами с вами видим, вот эти новые телекомпании в Интернете, они появились ровно потому, что было очень большое количество людей, которых не пускают те телекомпании, которые работали в сфере эфирного и традиционного телевидения. Как любая индустрия, в определенный момент создает касты, не пускает молодых, опасается за свое развитие, идет более проверенными путями, боится нового. Это не потому, что нет людей, а потому, что страшно. Потому что любой новоприходящий человек, он так или иначе подрывает традицию, изменяет ее. Ну и, что греха таить, очень большое количество талантливых людей не пускали и не пускают большие телекомпании в свое пространство. Иногда это оправдано бизнес-моделью, иногда не оправдано, иногда это личные проблемы продюсеров, которые стараются следить за тем, чтобы на их поляне не было конкуренции. И когда ты создаешь новую историю, где не страшно то, что она новая, у нас не было ситуации, при которой большое количество талантливых людей не приходили бы туда. Большое количество талантливых режиссеров - да, возможно, им требуется еще чему-то научиться, какие-то усвоить приемы, но они безусловно талантливые. Режиссеров, операторов, авторов. Они все привносят свой подход, они экспериментируют, они не боятся, они готовы снимать видео на фотоаппараты, они готовы делать из радио телевидение, им не страшно. И поэтому я абсолютно не верю в то, что нет талантливых людей под любой существующий медийный проект в России. Иногда продюсеру хочется выглядеть, назовем это так, наиболее выпукло на фоне того коллектива, с кем он работает, и проводить отрицательный отбор. В этом случае он незаменим, этакий бог в сверкающих доспехах, потому что никого, кроме него, на этой поляне не существует. И здесь я ни в коем случае не имею в виду господина Минаева. Я имею в виду, что очень удобно, не имея никого вокруг, с кем ты работаешь, сказать: ну как же, в этой стране нет людей, невозможно ничего сделать, понимаете, мы такие одни, на нас всё держится… Это абсолютно не так, это совершенно не так. Вот если есть понимание того, что ты можешь повернуть тумблер и не пустить кого-то в телевизионное производство, это совершенно не означает, что этих людей нет. Это просто означает, что, может быть, уже человеку нужно как-то отодвинуться и впустить кого-то нового. Талантливых людей, готовых создавать интересные медиа в России, бесконечное количество. Они могут создавать их для офисной аудитории через рабочие станции, через рабочие телевизоры, они могут их создавать для домашней аудитории, но таких людей очень много.

КУЗИЧЕВ: Есть такое понятие, как, я не знаю, особенности публики в нашей стране, может быть, в широтах наших европейских? Менталитет? Или телевидение - это универсальное знание, универсальное воздействие? Менталитет имеет значение при выборе или при разработке форматов ли, тональности ли, я не знаю, чего угодно?

МЕДНИКОВ: Да нет, много что имеет значение. Традиции, назовите это менталитетом, как хотите, привычность к определенным брендам, при всех других… Скажем, в американской традиции не было Гайдая.

КУЗИЧЕВ: В американской традиции не было Гайдая. Да, это хорошая мысль.

МЕДНИКОВ: А в российской традиции Гайдай был. Вот и всё, это уже изменяет восприятие людьми, живущими здесь, комедий. Потому что у нас есть одни классические комедии, а у них есть другие классические комедии. И они построены каким-то образом, там сходным, различным, но это разные бренды. Вот таких вещей очень много. Я не знаю, назвать это менталитетом или традицией, или телевизионной традицией, или уже устойчивым и определенным стереотипом восприятия. Одно могу сказать: Россия - страна с абсолютно в данном случае (прошу прощения за пафос, но это так) своей культурой и своей традицией восприятия. И, слава богу, на данный момент содержательные вещи, произведенные в России для россиян, россиянами воспринимаются лучше, чем вещи, взятые с общего рынка. Есть позиции, по которым где-то это восприятие несколько другое, скажем, по кинематографу. К сожалению, сейчас мировой кинематограф более воспринимаем в России, нежели российский. Но в области телевидения это пока что совсем не так. В области телевидения российский контент многократно опережает контенты…

ПОЛЯКОВ: Сериальный в том числе?

МЕДНИКОВ: Сериальный в первую очередь. Были споры как раз, может ли познавательный российский контент быть конкурентоспособен с иностранным? Оказалось, может. И может опережать. А сериальный пока просто вне конкуренции с точки зрения восприятия, то есть его смотрят намного больше. При этом я не говорю, что он лучше, там очень много что нужно делать для того, чтобы его улучшать и чтобы он соответствовал ряду уже существующих сейчас стандартов, в первую очередь технических и технологических, международных. Мы по многим позициям проигрываем. Но по содержательной части они, конечно, российскому зрителю более близки.

КУЗИЧЕВ: Конечно. Так, давайте, друзья, перейдем к разделу "разное". Очень много вопросов, я некоторые из них задам Дмитрию Юрьевичу. "Здравствуйте, Дмитрий. Скажите, пожалуйста, какие спортивные телевизионные трансляции планируются на "России-2", кроме биатлона!" Почему-то с восклицательным знаком.

МЕДНИКОВ: Ну, на "России-2" достаточно много спортивных трансляций. Это и волейбол - российское первенство, и баскетбол - единая лига ВТБ, и КХЛ, и чемпионат Европы и чемпионат мира по футболу, и Олимпиада-2014, и этим летом Универсиада, и чемпионат мира по легкой атлетике, который будет летом, и так далее, и тому подобное. То есть таких событий очень много, можно перечислять до бесконечности.

КУЗИЧЕВ: Павел, много у нас трансляций. Еще один вопрос.

ПОЛЯКОВ: Павел как ни включит, постоянно биатлон. Ну что за дела? Он в разное время уже смотрит, в разные дни…

МЕДНИКОВ: Может быть дело такое: он смотрит по программе, когда же будет биатлон? Включает биатлон, и там биатлон!

ПОЛЯКОВ: Черт побери!

МЕДНИКОВ: Ему нравится, что там биатлон, он с интересом смотрит, но каждый раз в конце биатлона задается вопросом: а будет ли не биатлон?

КУЗИЧЕВ: Есть ли жизнь за рамками биатлона.

МЕДНИКОВ: Но в этот момент выключает телевизор и никак не может дождаться…

ПОЛЯКОВ: Хочет спать.

МЕДНИКОВ: Начинается баскетбол, а он выключает…

КУЗИЧЕВ: Очень много вопросов вообще про концепцию, кстати, канала "Россия-2". Можно пару слов сказать об этом?

МЕДНИКОВ: Можно пару слов. Это длинный разговор.

КУЗИЧЕВ: А можно в четыре минуты втиснуть?

МЕДНИКОВ: Можно попробовать.

КУЗИЧЕВ: Итак, что такое "Россия-2"? Для кого и зачем?

МЕДНИКОВ: "Россия-2" - это канал для современного русского мужчины. Это канал, который в определенный момент должен задавать систему ценностей, должен быть интересным и аттрактивным для активного мужчины, живущего активной жизнью в России, который должен задавать интерес у этого мужчины к тому, чтобы путешествовать со своим ребенком по России. Для того чтобы использовать всякие виджеты и гаджеты. Для того чтобы интересоваться историей России. Для того чтобы защищать свою семью. Для того чтобы защищать свою систему ценностей. Для того чтобы расширять свой круг интересов и круг интересов своего ребенка. Для того чтобы не сидеть у компьютера круглосуточно и не смотреть телевизор у компьютера круглосуточно. Чтобы посмотреть "Россию-2" и сделать волевое усилие - выключить все существующие вокруг него электрические приборы и пойти гулять с ребенком, играть в снежки, или на стадион, или поехать с ним путешествовать.

КУЗИЧЕВ: То есть в каком-то смысле это канал традиционных ценностей? То, что ты сейчас сказал, это вот, собственно…

ПОЛЯКОВ: Телеканал, который учит не смотреть телеканалы.

КУЗИЧЕВ: Да, выключить телевизор, пойти гулять с ребенком… Да?

МЕДНИКОВ: Да, это так. Поесть хорошей еды, посмотреть на другой регион, попутешествовать. Канал, который учит вот этому, должен учить вот этому. И я могу сказать, что, как оказалось, в России такого рода контента производится существенно меньше, чем сериалов, чем криминальных боевиков.

КУЗИЧЕВ: А спрос есть на него?

МЕДНИКОВ: Спрос очевидно есть, спрос однозначно есть. Мне кажется, что отсутствие такой вещи - это, знаете, отчасти сложившаяся у нас иногда фобия быть патриотичным. Я сейчас не говорю про патриотизм в узком смысле этого слова. Я имею в виду, что почему-то некоторые люди считают стыдным признаться в том, что им нравится путешествовать по России. Ну, потому что поехать не в Россию - это фан, ты сразу приобретаешь определенный ореол. А поехать в Тверскую область - это неинтересно, это любой человек может. Но на самом-то деле самое интересное - это поехать в Тверскую область.

КУЗИЧЕВ: У нас был Баженов, и после его визита мы-то в этом не просто уверены, мы это знаем теперь.

МЕДНИКОВ: Воздух, снег, холод… Посмотри, может, надо что-то поменять? Какой смысл торчать бесконечно в Египте, в Шарм-эль-Шейхе, там уже все сделано за тебя, ничего интересного нет, все равно никто не купается. И вот это - канал для этих людей. Ты посмотрел, выключил и уехал в Тверскую область.

КУЗИЧЕВ: Так, друзья, давайте сейчас подведем итоги нашего голосования. Но прежде сообщение на форум пришло, красиво… Причем мы его не заказывали. Или ты оплачивал?

ПОЛЯКОВ: Оплачивал, оплачивал…

КУЗИЧЕВ: «"Наука 2.0" и "Моя планета" превосходны, спасибо вам. Каналы, которые не засоряют и разлагают мозг, а обогащают его. Редкий случай!» Спасибо вам! И тебе, Леша, спасибо…

МЕДНИКОВ: Прекрасное окончание. Спасибо.

КУЗИЧЕВ: Сейчас только подведем итоги голосования. Вопрос, напомню, звучал так: вы смотрите телевизор? И вот как распределились ответы наших слушателей: «да, смотрю эфирные каналы» - 32 процента; «вообще не смотрю» - 24 процента; «да, в записи на YouTube» - 19 процентов; «да, только онлайн-ТВ», и «да, спутниковые каналы» - 11 процентов.

ПОЛЯКОВ: То есть подавляющее большинство слушателей в той или иной форме смотрят то, что производят телеканалы в классическом понимании.

КУЗИЧЕВ: Эфирные каналы. Слушай, я на днях услышал уже дома у себя, когда один человек, я не буду называть его имени, выходит из Фейсбука и говорит…

МЕДНИКОВ: Фейсбук - это в Интернете, да?

КУЗИЧЕВ: Да, это в Интернете. Выходит из Фейсбука и говорит: а ты знаешь, что все осуждают такого-то? Я говорю: послушай, никогда в моем доме не говори, что "все", после выхода из Фейсбука. Ну не все!

ПОЛЯКОВ: Сколько там "лайков" – 77? Вот и говори: 77 человек…

КУЗИЧЕВ: Вот! Просто в Фейсбуке все не смотрят телевизор. Вот вам цифры, друзья. Зайдите на "Профилактику", еще раз посмотрите и не говорите "все" про себя, умоляю! У нас был Дмитрий Медников - заместитель генерального директора ВГТРК, директор департамента развития цифровых технологий. Дмитрий Юрьевич, спасибо огромное. До новых встреч в нашем, как выяснилось, телерадиоэфире.

ПОЛЯКОВ: Скучненьком, но телерадио все-таки.

МЕДНИКОВ: Спасибо вам большое.

Профилактика. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Акустическая среда
  • Дорожный просвет
  • ЖЗЛ
  • Маяк. 55 лет
  • Толковый словарь

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация