Русское географическое общество Мультимедийный конкурс-проект "Россия 10"
Персоны
КАРЛОВ: Под эгидой Русского географического общества на "Маяке" проходит программа, посвященная мультимедийному проекту "Россия-10". И в гостях у нас сегодня Владислав Николаев, координатор проекта "Россия-10", и Дмитрий Медников, заместитель генерального директора ВГТРК. Здравствуйте. Ну что же, давайте будем подводить итоги. Два часа назад завершилось голосование, которое длилось с 25 марта по сей день, и есть уже какие-то результаты. Каковы эти результаты? Что попало в те 80 объектов, которые вся страна выбирала?
НИКОЛАЕВ: Я думаю, что мы не будем перечислять 80 объектов, смысла в этом большого нет. Все могут зайти на сайт и посмотреть. Скорее интересны некоторые объекты, которые попали или, наоборот, не попали. Из тех неожиданных результатов, которые были на сайте отмечены за это время, например, это успех памятника домашним тапочкам в Томске.
КАРЛОВ: Ничего себе!
НИКОЛАЕВ: Это такой маленький-маленький объект, размером чуть больше домашних тапочек, находится в центре города, о нем далеко не все знают. Но тем не менее томские студенты собрались, устроили несколько активных флешмобов по голосованию и продвинули свой объект в число победителей.
КАРЛОВ: Может, накрутили?
НИКОЛАЕВ: Ну, это отдельный момент. Есть о чем поговорить по поводу накруток. Из других интересных объектов я бы отметил, например, полуразрушенную усадьбу Храповицкого во Владимирской области. Во Владимирской области, в которой огромное количество интересных объектов туристических, известных, тем не менее прошла усадьба Храповицкого. Потрясающей красоты замок, который сейчас разрушен после двух пожаров практически полностью. Парк зарос, всё разорено. И вот люди, которые пытаются спасти этот объект, они его провели во второй тур.
КАРЛОВ: Мало того, шестое место, я смотрю, по результатам.
НИКОЛАЕВ: Да. Ребята молодцы, голосовали очень активно. Если вы смотрите результаты, наверняка увидели, что, например, у нас нет Москвы.
КАРЛОВ: Да. Вот это странно, кстати говоря. Кто по поводу Москвы нам расскажет? Почему Москва, почему храм Василия Блаженного, почему московский Кремль не являются сейчас символами России, по мнению граждан, которые так или иначе проявляли свою волю на этом портале?
МЕДНИКОВ: Это вопрос исследования, конечно. Мне кажется, что это не вопрос недооценки ни Василия Блаженного, ни Кремля, ни каких-то других красивейших мест Москвы, а это скорее вопрос в том, что люди про них много знают, знают, как приехать. И на этом конкурсе те, кто голосовал, голосовали в первую очередь за те места, которые бы им хотелось посетить или про которые бы они хотели узнать, и в отношении которых они не очень знают, как это сделать, чтобы получить в какой-то степени больше информации. Либо голосовали просто по признаку принадлежности к тому или иному региону, исходя из такого вот регионального патриотизма своего. Москвичи вообще обычно спокойнее относятся к тому, что есть на территории Москвы. Может быть, потому что очень много всего есть на территории Москвы и Подмосковья, они обычно более спокойно выступают, и скорее голосуют люди, живущие в других регионах.
Ну, и вследствие разнообразного количества факторов голосовали не за Москву, не за объекты в Москве. И у нас вообще в самом начале, когда стартовало это мультимедийное событие, было много дискуссий в отношении того, что многие предрекали нам, что шорт-лист будет абсолютно известен, что это будет 10 известных памятников, находящихся в десяти чартах посещаемости и на всех календарях в России. На первом месте храм Василия Блаженного, на последнем месте, предположим, Кижи из десятки. И очень скептически относились к тому, что, возможно, какие-то неизвестные для широкого круга россиян попадут локации или что кто-то что-то новое узнает про Россию. Думали, что это будет такая понятная "ведомственная" история в отношении России, с известным результатом заранее. И, на мой взгляд, результат потрясает воображение, потому что попали те места, про которые, справедливости ради отметим, даже если говорить про возможности голосования по территориальному принципу, за них не должны были проголосовать, потому что там просто живет физически меньше людей. То есть мы понимаем, что та же самая усадьба, о которой мой коллега говорил…
КАРЛОВ: Усадьба Храповицкого. 220 тысяч проголосовало.
МЕДНИКОВ: Про нее 220 тысяч до этого конкурса просто не знало. Про нее знали несколько тысяч человек в лучшем случае, которые запустили кампанию, рассказали о ней. И теперь мы можем говорить, что, по крайней мере, те несколько десятков или сотен тысяч человек, которые проголосовали, они знают, а скорее всего, еще несколько миллионов человек, которые на сайт заходили и смотрели, тоже об этом знают и еще узнают из сюжетов и других каких-то наших мультимедийных активностей. И вот то, что нам удалось рассказать о 80 местах (если говорить про победителей) и рассказать о них потом еще больше - это, конечно, большая победа данного мероприятия. И мы очень довольны. Мне как раз Владислав рассказал буквально перед нашей встречей, что, в принципе, по его, как человека более опытного в этих вопросах, оценкам мы должны были собрать на первом этапе миллионов десять голосов - и это был бы результат неплохой. Сейчас примерно 18 миллионов голосов, 17,5 млн. И это больше чем в полтора раза превышает оптимистичную оценку.
КАРЛОВ: Для того чтобы завершить разговор о Москве как о памятнике архитектуры и культуры, так и о памятнике современному образу жизни, вообще Москва в этом голосовании насколько была активна как город?
НИКОЛАЕВ: Вы знаете, Москва - это самый активный город в России по голосованию. Я сейчас точно не помню процент, но порядка 30-40% голосов шли из Москвы. Но при этом (обратите внимание) московских объектов нет. То есть Москва голосует за свою родину - получается так.
КАРЛОВ: Да. И сама за себя, конечно, не очень, потому что отношение к Москве ее жителей сейчас претерпевает жуткие, конечно, изменения. Ну хорошо, движемся дальше. Памятник тапочкам - это, конечно, интересно. Что еще такого неординарного попало в этот топ-лист из 80 наименований?
НИКОЛАЕВ: Вы знаете, вот у меня, например, сейчас открыт Северо-Западный округ. Первое, что я вижу, - на 10-м месте кáртуши в Тотьме. Вы когда-нибудь слышали о городе Тотьма Вологодской области?
КАРЛОВ: Пару раз.
НИКОЛАЕВ: А что такое кáртуши, имеете представление?
КАРЛОВ: Что такое картýш - имею представление. Что такое кáртуш - нет.
НИКОЛАЕВ: Это барельефы на местных церквях в форме морских карт. Это единственное место в России, в котором есть такие барельефы. Потому что Тотьма (ну, сейчас я могу немножко ошибаться), но изначально там каким-то образом формировался русский флот. То ли они деньги давали на флот, местные купцы. В результате там несколько храмов, которые построены в виде кораблей с белыми парусами и украшены морскими картами. Вот такой, например, объект. В Тотьме живет жителей, наверное, тысяч тридцать, хотя, может быть, я и ошибаюсь… Но тем не менее вот такой объект у нас прошел во второй тур.
Давайте Дальний Восток посмотрим. Озеро Джека Лондона. Я, например, честно, в Магаданской области про озеро Джека Лондона никогда не слышал. Но если мы сейчас откроем и посмотрим фотографии, какой потрясающей красоты место!
КАРЛОВ: Итак, первый тур у нас позади. 80 наименований уже есть. Насколько я понимаю, первый тур конкурса (как правильно сказал Дмитрий Юрьевич) вообще превзошел ожидания организаторов. Что же теперь будет дальше?
НИКОЛАЕВ: Дальше - мы завтра запускаем вторую версию сайта. В 12 часов начинается голосование во втором туре. Все восемьдесят объектов, которые у нас вышли во второй тур, мы перемешиваем в общую кучу. И выбираем 30 финалистов, которые уже непосредственно будут бороться за место в десятке.
КАРЛОВ: То есть, несмотря на то что какой-то объект встал на первое место или занял место в первой десятке, он может оказаться, грубо говоря, восьмидесятым. Все предыдущие результаты голосования как бы обнуляются и на голосование выставляются эти 80 объектов?
НИКОЛАЕВ: Да, все результаты аннулируются, 80 объектов начинают с нуля. И, в принципе, мы никогда не ранжируем объекты. Вот эти все "десятки" - это такая достаточно условная вещь. Нам абсолютно все равно, сколько у них голосов. Для нас важно, чтобы они были в десятке, и всё. Точно так же будет и в финале. То есть мы в финале специально откажемся от того, чтобы ранжировать победителей, вернее лидеров, по голосам. У нас не будет число голосов в этот момент отражаться на первой странице сайта.
КАРЛОВ: Не знаю, хорошо ли это? Грубо говоря, Белгородская область не сможет Брянской области показать язык, потому что в Белгородской области ее объект наберет больше голосов, чем в Брянской области. Ну хорошо, ладно! Соревновательный момент наверняка не важен. Хотелось бы заглянуть далеко в будущее и в конце концов понять, а что будет, когда из этих тридцати выберут те самые десять? Дмитрий Юрьевич?
МЕДНИКОВ: Мы надеемся, что туда поедут люди. Мы вообще надеемся, что подобного рода мероприятия, которые проводятся организациями такими, как Русское географическое общество, которое, конечно, за несколько лет после своего воссоздания демонстрирует какие-то удивительные успехи в своей деятельности (справедливости ради), и крупными медийными партнерами, – это, конечно, на наш взгляд, самое интересное будет померить после конкурса, как изменилось количество людей, приезжающих даже к озеру Джека Лондона. Наверное, в отношении озера Джека Лондона рост будет примерно 9 тысяч процентов - с двух до пятидесяти, предположим. Но и это есть, собственно говоря, большая наша победа в этом отношении. Есть, собственно, планы, которые касаются того, что те виды, те места, которые окажутся в десятке, в тридцатке, в восьмидесяти, попадут потом в "Парк чудес России ", который планируют строить в Подмосковье. Но это уже часть, в которой мы не разбираемся, потому что мы в медийной части разбираемся, и для нас-то главная часть этой активности в том, чтобы любыми способами спровоцировать дополнительный интерес к красивым местам России и интересным местам России. И, на удивление, это получается.
КАРЛОВ: Я с практической точки зрения хочу спросить вас, господа. Ну, касаясь той же усадьбы Храповицкого, предположим, что она попадет в топ-10, выйдет в финал. Я ведь чего спрашиваю-то? Денежки-то найдутся на то, чтобы ее восстановить? Интерес у государства каков, когда мы увидим этот топ-лист?
МЕДНИКОВ: Наш опыт показывает, что формирование подобного рода листов, оно, конечно, очень благоприятно сказывается на состоянии тех мест и памятников, которые в него входят. То есть очевидным образом это на региональном уровне, на федеральном уровне привлечет к этому памятнику внимание. Да и мы будем, естественно, всеми возможными медийными способами это делать, а именно привлекать внимание. И я, конечно, думаю, что для какого-то объекта, который требует ремонта ли, улучшенного содержания, попадание в такой список, по сути, означает, что он будет спасен.
НИКОЛАЕВ: Что касается усадьбы Храповицкого, здесь как раз документы на передачу этого объекта в ведение Суздальского музея-заповедника застряли то ли в Минкультуры, то ли где-то у каких-то других чиновников. И наверняка участие в нашем конкурсе каким-то образом может, собственно говоря, и подтолкнуть этих самых чиновников побыстрее поставить свою подпись, чтобы уже, наконец, объектом кто-то стал заниматься, чтобы он не был брошенным.
КАРЛОВ: Тогда вопрос следующий. Вообще я посмотрел правила, как можно будет голосовать, и понял, что с одного ай-пи адреса человек может в сутки проголосовать несколько раз. Ну, не больше трех.
НИКОЛАЕВ: Совершенно верно.
КАРЛОВ: Мне-то казалось, что один человек может отдать лишь один свой голос за один объект - и всё. Почему такая возможность появилась? Объясните мне смысл этого.
НИКОЛАЕВ: Понимаете, как правило, люди говорят, что они живут не одни дома. У кого-то есть жена, бабушка, собачка, в конце концов.
КАРЛОВ: Я все время об этом забываю.
МЕДНИКОВ: Более того, не обязательно даже один ай-пи, что касается одной квартиры, и с этим было много проблем. Потому что у многих людей айпишники пересекаются. Это такое усредненное количество ай-пи, на наш взгляд, которое позволяет каждому человеку в той или иной степени комфортно проголосовать. Ну и, кроме того, в нашем предположении часть людей будут с интересом читать, часть людей - с интересом голосовать. И это формирует такие команды, которые каждый день или не каждый день отдают свой голос и с интересом следят за тем, что происходит с тем местом, за которое они голосуют, а другие люди этим интересуются, может быть, будучи менее заинтересованными в том, чтобы какое-то из мест продвигать, а как раз интересуясь тем, как они перемещаются без их участия.
КАРЛОВ: Но ведь святая цель продвижения какого-то места (будь это та же самая усадьба) иногда провоцирует наших граждан на некое мошенничество с голосами, попытки хакнуть сайт и накрутить голоса с помощью известных технологий. Как с этим будем бороться?
НИКОЛАЕВ: Мы с этим, слава богу, три месяца уже боремся. Вот сейчас на сайте 17,5 миллиона голосов. Если бы мы не снимали накрутки, то их было бы примерно 25 миллионов. Вот примерно 7-8 миллионов накрученных голосов мы снимаем, вернее, снимали каждый день. Мы шли от того, чтобы обеспечить максимальную доступность к сайту, чтобы не было никаких проблем с голосованием в первом туре, чтобы никто не говорил, что ему нужно регистрироваться, что он не хочет этого делать. Мы обеспечили максимально простой доступ в первом туре, чтобы люди привыкли голосовать на сайте. Естественно, кто-то решил, что на сайте нет никакой системы защиты, и попытался накрутить голоса за свой объект. А так получилось, что система защиты есть, просто она работает немножко по-другому. Она разрешает голосовать, но потом эти самые накрученные голоса забирает. Наши компьютерщики разработали очень хорошую систему компьютерной защиты, которая каждый день выдает нам на-гора справку о том, сколько голосов накручено за объект. Нам остается просто вот эти самые голоса проверить и снять.
Во втором туре мы слегка меняем правила игры. Вот через 30 минут можно будет увидеть, как эти правила выглядят. Пока анонсировать не буду, чтобы у людей, которые пользуются нечестными способами для того, чтобы проголосовать, чтобы у них было меньше времени на разработку каких-то там мер.
КАРЛОВ: Тема нашей сегодняшней беседы - это проект "Россия-10", мультимедийный проект, первый тур которого закончился в 12 часов дня по Москве сегодня, 30 июня. Завтра стартует второй тур - с 1 июля и до сентября.
Мы сейчас готовы связаться с Дедушкой Морозом. Только я хочу понять, какое он имеет отношение к нашей беседе? Кто мне разъяснит? Дед Мороз вдруг и "Россия-10"?
НИКОЛАЕВ: Всё очень просто. Вотчина Деда Мороза заняла у нас девятое место по Северо-Западному округу. Мы, кстати, были очень удивлены, когда обнаружили 3 или 4 дня назад в Интернете обращение Деда Мороза, в котором он призывал голосовать за все объекты своего округа. Ну, и так слегка выделял вотчину: если проголосуете, будет неплохо. Вот, я думаю, сейчас мы как раз и сможем узнать, доволен ли он тем, что его дом прошел во второй тур?
КАРЛОВ: Первый раз в жизни буду говорить с живым Дедом Морозом. Здравствуй, Дедушка Мороз!
ДЕД МОРОЗ: Здравствуйте, мои дорогие! Очень рад известию, которое вы мне сегодня сообщили. Ведь сегодня на самом деле зеркальный Новый год: шесть месяцев прошло с Нового года и шесть месяцев до нового Нового года.
КАРЛОВ: А я-то повод искал сегодня весь день! А прошлое мое письмо, дедушка, до тебя не дошло?
ДЕД МОРОЗ: Доходили письма. И на каждое письмо я стараюсь отвечать.
КАРЛОВ: Спасибо большое. Ну что же, каковы результаты? Что порадовало лично вас, дедушка, в нынешнем голосовании?
ДЕД МОРОЗ: Вы знаете, во-первых, сам факт голосования, сам факт этого конкурса - для меня настоящее радостное событие. Ведь это лишний способ обратить внимание на те достопримечательности родины, которые вас окружают.
КАРЛОВ: А лично вы, дедушка, за какой объект голосовали, за какую достопримечательность?
ДЕД МОРОЗ: Лично я голосовал за свою вотчину все-таки.
КАРЛОВ: Имеете право. Я хочу у присутствующих спросить, у Владислава и Дмитрия Юрьевича: а вы-то щелкали по клавишам «голосовать»?
МЕДНИКОВ: Я - нет. Чтобы не искривить показания проекта.
КАРЛОВ: Я понимаю, что у вас весомый голос.
МЕДНИКОВ: Представляете, если добавить 30 или 40 голосов - это же какое невероятное будет влияние на результат!
КАРЛОВ: Это да! Владислав?
НИКОЛАЕВ: Я, честно говоря, тоже не голосовал и запретил всем голосовать, кто имел отношение так или иначе к этому проекту. Потому что я считаю, что это не совсем правильно. Может быть, конечно, кто-то дома тайком и кликал…
КАРЛОВ: Я дома тайком если куда и кликал, то не в ваш сайт, друзья мои. Поэтому я практически выполнил негласное распоряжение своего руководства.
Друзья, множество интересных историй связано с интернет-голосованием. Но прежде, чем мы перейдем к статистике, из каких регионов, с каких устройств, кто как голосовал…
МЕДНИКОВ: Занимательной статистике.
КАРЛОВ: …хочу узнать вот еще что. СМС-голосование в первом туре было как таковое?
НИКОЛАЕВ: Нет, в первом туре, конечно, не было СМС-голосования, потому что невозможно обеспечить СМС-голосование для 800 с лишним объектов. Ну, это какое-то безумие. Сейчас, когда их будет 80 (как раз с завтрашнего дня с 12-ти часов), можно будет отдавать голоса за свои объекты не только через Интернет, но и через СМС. Через 20 минут на сайте появятся как раз те номера, которые присвоены каждому из объектов, и можно будет уже начинать. Доступ к голосованию будет еще более всеобъемлющим.
КАРЛОВ: Вот у нас СМС-портал на "Маяке" стоит порядка 7,5-8 рублей. Сколько будет стоить для голосующих одно СМС-сообщение? И сколько вообще он может отправить СМС-сообщений с одного мобильного устройства, с одного номера?
НИКОЛАЕВ: Количество эсэмэсок не ограничено никоим образом. Что касается цены, то мы постарались сделать минимальную цену, которую только возможно. Ведь понятно, что цена СМС - это не чистая прибыль, это доходы оператора, доходы провайдера, который организует. У нас СМС, которую можно будет отправить с завтрашнего дня, максимальная ее цена - это 3,54 рубля.
КАРЛОВ: 3 рубля 54 копейки. Что-нибудь этому проекту, хотя бы одна копейка, достанется с одной эсэмэски? Одна, две, три?
НИКОЛАЕВ: Треть. По идее, должно быть около трети.
КАРЛОВ: Но тогда куда пойдут эти деньги?
МЕДНИКОВ: Проект для нас социальный. Он в любом случае нам стоит каких-то ресурсов и, в принципе, ничего не приносит. Но мы и не пытались его как-то монетизировать. Он пойдет на развитие этого же проекта, на проведение каких-то дополнительных моментов, хотя в целом бюджет все равно получается, естественно, убыточный. Об этом не хотелось особо говорить, но мы просто не пытались сделать из этого коммерческий проект, потому что, конечно, в этом случае он должен был бы проходить совершенно по другим правилам, и нам надо было бы мотивировать голосовать людей совершенно по другому критерию, по критерию, сколько денег и каким образом они могут принести, привлекать рекламодателей, что опять-таки гипотетически может влиять на, условно, редакционную чистоту проекта.
КАРЛОВ: Безусловно.
МЕДНИКОВ: Поэтому мы постарались это всё минимизировать. Какая-то, соответственно, здесь возникает плюсовая история, которую мы постараемся всю реинвестировать, вложить обратно в проект "Россия -10".
КАРЛОВ: Таким образом, наши слушатели, наши граждане, которые будут участвовать в том числе в СМС-голосовании, должны знать, что они не только помогают продвинуть некий объект, голосуя за него, но и помогают в дальнейшем продолжать этот новый и полезный для России конкурс. Вот и всё!
Ну, а что касается занимательной статистики?
НИКОЛАЕВ: Ну, давайте немножечко цифр, посчитаем. Мужчин было больше на сайте - 51,5%, женщин - 48,5%. Возраст. Большинство - взрослые, люди, что называется, в самом соку: 25-34 года - 38% таких пользователей. 91% посетителей - это Россия, дальше Европа и страны СНГ.
КАРЛОВ: Кстати, из Европы есть какая-то статистика, какая из стран была самая активная? Франция, наш давний друг и соперник?
НИКОЛАЕВ: Если я не ошибаюсь, Германия. Насколько я помню, Германия. Там очень много наших.
КАРЛОВ: Да, наших там много.
НИКОЛАЕВ: Самая большая активность - это Центральный федеральный округ: более 4,5 миллиона голосов. Наименьшая активность - это Уральский округ: всего-навсего 700 тысяч голосов. Самое популярное мобильное устройство (если хотите, если не будет это считаться рекламой), самое популярное мобильное устройство - это у нас "Apple", почти 500 тысяч заходов с "Apple". На втором месте "Samsung" - 145 тысяч, на третьем "Nokia" - 70 тысяч. Самый популярный браузер у россиян оказался "Chrome" - 33 %, "Firefox" - на втором месте, "Ореra" - на третьем. Вот так.
Есть очень любопытная вещь. Мы проверяли, по каким фразам заходят к нам на сайт. И вот в числе фраз, по которым заходят на "Россию-10", оказались следующие, например: "Стеллаж для хранения овощей и фруктов", "Каталог вечерних платьев", "Мы - маленькие дети, нам хочется гулять", "Черта, присущая селебрити", "У ребенка может быть перхоть", "Видеть во сне беременную подругу".
КАРЛОВ: О, вот это важный вопрос!
НИКОЛАЕВ: "Снять алкогольную зависимость в Иркутске". Вот почему-то все это вызывает прямые ассоциации с сайтом "России -10".
КАРЛОВ: А второй вопрос: почему только в Иркутске?
НИКОЛАЕВ: Может быть, там из тех сотен тысяч запросов был не только Иркутск, просто мы их как-то не нашли. Скорее всего, так.
КАРЛОВ: Ожидаем увеличения активности, ведь так, в будущем?
НИКОЛАЕВ: Конечно, ожидаем. Прежде всего, за счет прихода СМС. Потому что все-таки, как ни крути, Интернет у нас есть не везде, а доступ к мобильным телефонам, скажем так, уже практически везде. Это во-первых. Во-вторых, чем дальше будет идти борьба, тем она становится острее, тем больше интерес. Собственно говоря, если люди уже вывели свои объекты в десятки, в эти 80, то уж грех не побороться за то, чтобы выйти в тридцатку и уж потом выйти в десятку. Поэтому борьба, естественно, будет нарастать. Вот я сейчас думаю, если мы сначала прогнозировали 10 миллионов в первом туре, получили 17,5 млн, я прогнозирую где-то порядка 50 миллионов к концу третьего тура. Посмотрим, что получится.
КАРЛОВ: Итак, у меня сразу же вопрос: как будут коррелироваться голоса, приходящие через Интернет, с СМС-голосами?
НИКОЛАЕВ: Автоматически сразу же. На сайте стоит программа, которая забирает голоса у СМС-провайдера и ставит их к нам на сайт.
МЕДНИКОВ: Один в один, по сути.
КАРЛОВ: То есть и тот, и этот голос равноценен. Но СМС с одного номера, я понял так, что можно прислать сколько угодно раз. А следовательно… Я ничего не путаю? Возникают возможности накрутки очень серьезные.
НИКОЛАЕВ: Но люди платят свои деньги за эти накрутки.
МЕДНИКОВ: Здесь опять-таки… Вот, смотрите, к вопросу накрутки. Это же ни в коем случае… Почему не существует, скажем, ранжира внутри первой десятки по итогам конкурса? Мы ни в коем случае не хотим определить и попытаться посчитать степень интереса людей к тому или иному памятнику по-настоящему. Это абсолютно бессмысленно. Вот если бы, например, сейчас было 25 декабря, то вологодская вотчина Деда Мороза с высокой долей вероятности входила бы в топ-10 по России. А сейчас в силу погоды не входит. Это очень такая условная вещь, зависящая от того, как ролики построены, какие сюжеты. А задача этого проекта - создать интерес для аудитории к красивым местам России. Или некрасивым местам. Или разрушенным. Или строящимся. Может быть, заставить их поехать туда. И в этом смысле мы, конечно, создаем те правила, которые позволяют наиболее комфортно состязаться в голосовании за разные места. В чем разница между СМС и голосованием в Интернете? В Интернете можно кликать мышкой каждую секунду. Можно поставить робот, который просто будет нажимать на эту кнопку десятки тысяч раз и сразу. От этого можно, в свою очередь, защищаться, и мы как раз это и делаем. В СМС подобного рода накрутки роботизированные невозможны. По сути, мы боремся за то, чтобы снять роботизированные накрутки, когда это не живые люди. Но мы не пытаемся бороться с тем, что, скажем, за одно место или другое возникают команды в той или иной степени, добровольцев ли, или людей, которые интересуются туризмом в этот регион, - это уже абсолютно их вопрос, - которые начинают в спортивном режиме голосовать. Конечно, в конечном итоге в какой-то степени возникает такой момент соревновательности команд, за которые, в свою очередь, отдают голоса уже и люди, так сказать, не входящие в число этих команд. Но вот это основная задача - создать интерес и количество. В СМС невозможна роботизированная накрутка. В Интернете она возможна. Мы убираем роботизированную накрутку.
КАРЛОВ: Ну что ж, друзья, если вы хотите, чтобы победил именно ваш объект, за который вы всей душой голосовали и в первом туре, не покладайте рук в буквальном смысле, просто держите ваш телефон всегда в руке, потому что из другого региона за другой объект могут проголосовать гораздо больше, чем вы.
НИКОЛАЕВ: Вот вы уже поняли, что такое азарт голосования.
КАРЛОВ: Да, да. Ну что ж! Когда мы с вами встречаемся в следующий раз, чтобы подвести итоги уже второго тура?
НИКОЛАЕВ: Видимо, ровно через два месяца, я так понимаю.
КАРЛОВ: Да, ровно через два месяца в этой же студии будем подводить итоги второго тура голосования на мультимедийном проекте "Россия-10", где мы сможем увидеть уже 30 отфильтрованных объектов, которые тоже в какое-то время будут, наверное, по ранжиру, по числу голосов, а потом снова эти голоса сбросятся. И уже поговорим о технологиях третьего тура или не будем сегодня, рано еще?
НИКОЛАЕВ: Наверное, все-таки рано. В принципе, если кто-то хочет узнать, он может почитать правила.
МЕДНИКОВ: Я бы просто не путал всех. Потому что сейчас расскажем про третий, возникнет ощущение, что про второй. Я бы просто сейчас ввел во второй тур, а потом спокойно перешел в третий.
КАРЛОВ: А может быть, оно и верно. Торопиться не надо.
МЕДНИКОВ: Мы же сейчас расскажем и сами перепутаем. Это даже не столько вопрос аудитории, сколько нас самих.
НИКОЛАЕВ: Тем более что правила будут радикально отличаться.
КАРЛОВ: С ума сойти! Значит, так, ребята, завтра в 12 часов на рабочем месте у начальника отпросились, отошли к компьютеру или с телефончиком к окну, проголосовали - и дальше за работу.
МЕДНИКОВ: Лучше даже наоборот. Если вы начальник, то всех подчиненных отпустили в 12 часов…
КАРЛОВ: Итак, друзья, в гостях у нас сегодня были Владислав Николаев - координатор проекта "Россия-10" и Дмитрий Медников - заместитель генерального директора ВГТРК.