Рейс 11-14 Армен Григорян

23 ноября 2013, 13:00

Персоны

 

БИТОВ: Сегодня мы в гримерке у единственного и неповторимого, можно так сказать, лидера, вокалиста, автора практически всех песен группы "Крематорий" Армена Григоряна. Здравствуйте, Армен.

ГРИГОРЯН: Здравствуйте.

СНЕЖИНА: Добрый день.

БИТОВ: Причем единственный и неповторимый в прямом смысле этого слова, потому что Армен единственный человек, который на протяжении всех 30 лет представляет, так сказать, вот этот бренд, имеет отношение к нему. Насколько я знаю, состав остальных музыкантов менялся и, по-моему, неоднократно.

ГРИГОРЯН: Три раза, основная смена караула происходила три раза.

БИТОВ: И в этом году группе "Крематорий" исполняется 30 лет, с чем мы вас, безусловно, поздравляем, во-первых.

СНЕЖИНА: Очередной юбилей.

БИТОВ: А во-вторых, хочется спросить: вот 30-летие вы как будете отмечать-то, в гордом одиночестве? Или соберете всех, кто имел на протяжении всех этих трех десятилетий отношение к группе?

ГРИГОРЯН: Ну, не только в этом году, но и вот сегодня, оказывается, у нас как раз…

БИТОВ: А, прямо сегодня?

ГРИГОРЯН: Прямо сегодня, да.

БИТОВ: О-о-о!!!

ГРИГОРЯН: Прямо сегодня в "Известия-Hall" состоится вот этот праздник.

СНЕЖИНА: А вы будете сжигать шляпу?

ГРИГОРЯН: С пожарными договоренность есть. Спирт закуплен, факел зажжем…

СНЕЖИНА: Раз в пять лет это происходит, да?

ГРИГОРЯН: Раз в пять лет, да.

СНЕЖИНА: А откуда пошла эта традиция?

ГРИГОРЯН: Вы знаете, раньше были такие концерты, это в доисторическую эпоху, и однажды на концерте появился один человек, который представился экстрасенсом. Но тогда это слово мне вообще было мало знакомо.

СНЕЖИНА: Что-то про секс…

ГРИГОРЯН: Что-то про секс, да. Вот этот "что-то про секс" сказал, что в этой шляпе вы можете ходить, конечно, но желательно от нее избавляться, так как не очень хорошая энергия скапливается в ней, и в течение пяти лет лучше от нее избавляться. Я спросил, а каким образом? И на мой вопрос он ответил, что лучше бы ее сжечь. А почему, собственно говоря, не делать это публично? И вот появилась такая традиция, раз в пятилетку мы эту, значит, злую энергию…

БИТОВ: Но помогает? Злая энергия уходит?

ГРИГОРЯН: Ну, если быть до конца откровенным, то он еще в свое время предрек рождение детей. И я, конечно, посмотрел на это сквозь пальцы, но потом, когда это стало появляться…

СНЕЖИНА: Когда пальцы стали заканчиваться на руке, потому что детей у Армена, как мы знаем, много, он многодетный отец.

ГРИГОРЯН: Так что вот в результате подумал, что лучше не дразнить гусей и устраивать аутодафе.

СНЕЖИНА: Да, тем более ваши поклонники уже это любят, ждут.

БИТОВ: Ну так все-таки по поводу того, с кем будете отмечать 30-летие. Как вы все это распланировали, кто соберется, кто будет?

ГРИГОРЯН: Ну, смотрите, мы решили сделать следующим образом. Так как у нас очень много персонажей, которые, в общем-то, уже стали для меня почти живыми…

СНЕЖИНА: Эльза?

ГРИГОРЯН: И Эльза, и Кондратий, и Хабибулин, и Зомби, и там еще Маленькая девочка какая-нибудь…

БИТОВ: Прямо-таки со взглядом волчицы?

ГРИГОРЯН: Прямо-таки, да. Вот это какая-то такая картинка, которую хотелось бы изобразить на сцене. То есть я, например, вижу всегда, когда читаю хорошую литературу, вот вижу образ, который пытается представить писатель, ну и как-то тоже представляю себе своих героев. Поэтому мы решили их оживить, и одна компания помогла в хорошем, в красивом варианте, на ходулях, с красивыми платьями, с красивыми одеждами всё это представить и сделать такие маленькие мизансцены под каждую сцену. Это раз. Второе - то, что мы все-таки решили еще и придать песням некий настоящий образ. Вот в песне "Микроб Бондарчук" у нас выйдет настоящий хор маленьких микробов в виде детей, которые споют арию вот эту.

БИТОВ: Арию микробов.

ГРИГОРЯН: Арию микробов споют, да.

СНЕЖИНА: А дети знакомые или ваши?

ГРИГОРЯН: Нет, это дети группы известной "Балаган лимитед". Они очень смешные, они как-то к нам приходили, и очень такие забавные, очень откровенные дети. Вот. Более того, будет еще представлен видеоряд, который мы сделали вместе, в сотрудничестве с психологом нашим.

СНЕЖИНА: С психологом?

ГРИГОРЯН: Да, да, да.

СНЕЖИНА: А ваш - это психолог коллектива или ваш личный?

ГРИГОРЯН: Коллектива, коллектива нашего, у нас есть советчик.

СНЕЖИНА: Ничего себе! Вот…

БИТОВ: Вот это райдер, да?

ГРИГОРЯН: Ну, вы попробуйте проехать, скажем, с 11 концертами по Украине, по бездорожью, и без психолога. Это очень сложно.

ВОЛЬДЕМАР: Ну, надо же кому-то в магазин ходить…

ГРИГОРЯН: Кстати, вот знаете, он очень часто ходил, мы поменяли психолога.

БИТОВ: За микстурой…

ГРИГОРЯН: После третьего концерта был отправлен в Москву.

СНЕЖИНА: А когда вы поняли, что он вам необходим? Все-таки, мне кажется, в нашей стране люди с подозрением, недоверием относятся к такой профессии, как психотерапевт, а вы, в общем-то… Тоже, мне кажется, ну, блин, рокеры - и психотерапевт…

ГРИГОРЯН: У нас же очень сложная ситуация. Вот мы когда бросили курить, возникли проблемы в коллективе. И, кстати говоря, это в какой-то степени повлияло на смену состава. Потом мы бросили пить по рок-н-ролльному так, уже тоже у нас вина, мы пытаемся там, значит, играть в эстетов…

БИТОВ: Дегустировать.

ГРИГОРЯН: Да, дегустировать. Вот. И все это привело к изменению вкуса и к изменению отношения к окружающему миру. И это требовало какого-то перехода. Потому что все наши старые друзья, которые привыкли ходить на наши концерты и после концертов устраивать банкеты, они понемножку отпали. То есть мы сейчас относимся к работе как к профессиональному делу и не позволяем себе там, не знаю, даже рюмочки перед концертом. А это требует…

СНЕЖИНА: А вы помните, что запустило этот механизм, с чего началась вот эта трансформация вас как коллектива, как людей, которые начали по-другому думать, двигаться в другом направлении? Ведь не все ваши коллеги и люди, которые выбрали в своей жизни рок-музыку, пришли к осознанию, что курить вредно, пить - это смерть, ну и так далее.

ГРИГОРЯН: Пришло это постепенно, и я помню свой последний бычок, который я затушил. Это было неожиданно. Просто, когда вы возвращаетесь домой, тем более после гастролей, там у вас пахнет всё табаком: волосы, одежда. И это как-то стало вызывать некий протест внутри. И я очень просто расстался. Я вот знаю, что многие страдают, никак не могут закончить с этим делом, но у меня было очень просто: раз - и всё! То же самое произошло потом, как следствие, видимо, уже с алкоголем, потому что мы стали оценивать качество продукта, мы раньше в основном количеством брали, а сейчас качество, да. И понятно стало, что можно пить хорошее вино, что есть разные сорта вин, есть там мерло, есть каберне совиньон, можно пить там…

БИТОВ: То есть у вас практически будет безалкогольный день рождения?

ГРИГОРЯН: Нет, как же, алкогольный, но качественный.

БИТОВ: Но качество другое.

ГРИГОРЯН: Да, другое качество.

СНЕЖИНА: Часто кажется, что этому должно предшествовать какое-то трагическое событие. Допустим, не знаю, смерть близкого человека, и ты в этот момент понимаешь, как выглядит истинная картина твоей жизни, и решаешь всё поменять.

ГРИГОРЯН: Нет, такого не было.

СНЕЖИНА: Ну, слава богу!

ГРИГОРЯН: Просто случайность, это случайное совпадение.

БИТОВ: А сказалось ли это на качестве творчества? И в какой степени?

ГРИГОРЯН: Вот, правильно, следующий вопрос. Потому как действительно, когда вся команда находится в несколько измененном состоянии, это всем весело. Но когда частично, то тогда это вызывает раздражение. И потом, собственно говоря, смена состава произошла именно потому, что в группу стали набирать музыкантов, которые: а) профессиональные, б) порядочные и крайне поверхностно относятся к алкоголю, то есть алкоголь после работы. Это очень важно в рок-н-ролле, потому что вот эти срывы, они могут привести к срыву гастролей и вообще к отвратительным концертам. Поэтому сразу было поставлено такое условие. И вот, слава богу, пока, уже сколько, лет пять…

СНЕЖИНА: А расставание происходило тяжело?

БИТОВ: Жестко?

ГРИГОРЯН: Ну, был некий душевный онанизм, конечно, потому что 20 лет мы работали вместе, и помимо того, что это были мои друзья, это все-таки еще и как родня, как семья была. Поэтому, да, было сложно. Но это нужно было, необходимо было сделать.

БИТОВ: А вот смотрите, Армен, вы все время говорите: это может повлиять на гастроли, на качество, на сроки, на то, на се, на пятое-десятое… Вы просто ответственный человек? Или вы к этому стали относиться как к работе? Потому что для многих, особенно молодых, начинающих музыкантов, гастроли - это некие приключения: вот поехали, сыграли там… а можем и не поехать, ну нет настроения сегодня, или там загуляли… Или, может быть, это стало другое отношение к деньгам, это все-таки некий способ зарабатывания денег?

ГРИГОРЯН: Ну, я вообще перфекционист, у меня и папа был таким же. И я считаю, что, конечно, нужно быть вежливым в отношении организаторов. Вот мы никогда не опаздываем, строго по таймингу. Если нужно спуститься в гостиницу в пять часов, то мы там находимся. Вот это всё вежливость королей, и соответственно требуем такого же и от организаторов.

СНЕЖИНА: Такой западный вариант у вас.

ГРИГОРЯН: Да, и, кстати говоря, вот он подкрепился после концертов в Германии, то есть мне очень понравилось отношение тамошней публики, тамошних клубов, в которых мы играли, и того техперсонала. И это разительное, конечно… Мы однажды приехали в какой-то город, сейчас не помню, в три часа, а нужно было в пять. И там не было вообще ничего, пустая площадка. Нам сказали: вы же должны были приехать в пять, идите погуляйте два часа, мы сейчас туда вас не пустим. Ну и пошли гулять. В пять часов - всё под парами, вот втыкай только гитарку, и уже всё работает. И это было в каждом…

СНЕЖИНА: Многие артисты рассказывают про свои гастроли за рубежом, и некоторые из них возмущаются, что как это так? Ну и что, что мой саундчек продлился на час больше? А там просто это невозможно: тумблер выключается, все уходят. Сказано: до 17:00, а дальше - извини.

ГРИГОРЯН: Это уважение к публике в первую очередь. Потому что если двери открываются, то вы не можете публику держать на улице, она должна зайти, это взаимоуважение, вполне правильно.

БИТОВ: У нас сегодня в гостях лидер группы "Крематорий" Армен Григорян. Александр написал из Ростовской области: "Был на дне рождения "Крематория" в Москве, в клубе "Точка". Очень понравилось, обожаю их творчество, желаю им здоровья и творческих успехов".

СНЕЖИНА: "Таких, как я, много", - еще добавил.

БИТОВ: Непонятно, на каком дне рождения был. Помните его?

ГРИГОРЯН: Ну, может быть, в прошлом году.

БИТОВ: А вы каждый год отмечаете или каждые пять лет?

ГРИГОРЯН: Нет, день рождения - каждый год, юбилей - раз в пять лет.

БИТОВ: А, юбилеи раз в пять лет, да?

ГРИГОРЯН: Отчетно-перевыборное собрание…

СНЕЖИНА: А свой день рождения?

ГРИГОРЯН: А он как раз совпадает, он завтра.

СНЕЖИНА: А-а-а… Плавно…

ГРИГОРЯН: Я хитрый…

БИТОВ: Такой странный общий вопрос: "Как вы относитесь к Азии?"

ГРИГОРЯН: К Азии?

БИТОВ: Да.

ГРИГОРЯН: Смотря к какой, естественно. Я вот думаю, может быть, мне в ближайшее время совершить путешествие на машине времени: я хочу поехать в Таджикистан, а оттуда улететь в Японию. Вот это как машина времени, то есть попадаете в какой-нибудь там пятнадцатый век, а потом в двадцать второй. Это очень интересно. То есть Азия, она как раз интересна своим разнообразием и особенно временным, даже вековым.

СНЕЖИНА: А вы путешествовать предпочитаете с семьей? Всех детей собрал, всех посадил, все поехали? Или как-то по-другому?

ГРИГОРЯН: Ну, "всех посадил" - это очень сложно, собрать всех вместе. Нет, в основном путешествия - это когда гастроли, конечно. А так, да, вот мы на новогодние праздники совершаем путешествие в Италию, потом мы поедем в Таиланд и, по-моему, даже в Египет…

СНЕЖИНА: А в Италию сначала на курорт горнолыжный?

ГРИГОРЯН: Нет, там у нас Рим, потом, я сейчас не помню, город какой-то альпийский. Ну, это связано с нашими тоже гастролями. Гастроли и совмещение…

СНЕЖИНА: Вот хорошая работа, да? Вы поэтому стали музыкантом, скажите мне?

ГРИГОРЯН: Нет, я никогда и не мечтал о путешествиях с помощью рок-н-ролла, это просто само получилось.

СНЕЖИНА: Сам рок-н-ролл - это и есть путешествие.

БИТОВ: Учитывая, что в 1983 году образовалась группа "Крематорий", а тогда, знаешь, особо не попутешествовать было.

ГРИГОРЯН: Да, и такое название еще придумать для путешествий.

БИТОВ: Да-да, конечно, "Крематорий".

СНЕЖИНА: Рок-н-ролл - это жизнь, мне кажется.

БИТОВ: Ну, это жизнь там, где… "где родился, там и пригодился", там и живешь, да? По этому же принципу жили тогда?

ГРИГОРЯН: Ну да, тогда никто… никаких перспектив не было. И, собственно говоря, страна была другая. Я помню, как мои родители говорили, что ты никогда не заработаешь на жизнь, и вот надо все-таки идти в аспирантуру поступать и там в партию. Но потом как-то всё… Всё на самом деле было неосознанно, и в этом прелесть вот этого.

БИТОВ: А на концертах, имея такую богатую гастрольную жизнь, вы видите: меняется состав ваших поклонников, публики или нет? Качественно, количественно, возрастно. То есть насколько там много тех, кто приходит потому, что слушал тогда, в 1980-х, все эти песни ваши и любит до сих пор, а насколько много молодежи, которая тогда еще даже не родилась, может быть?

ГРИГОРЯН: Я вот, анализируя ситуацию, которая со мной произошла, считаю, что вот этот период - бросил курить, стал меньше пить, изменились вкусы, потом вдруг появилось желание поэкспериментировать с технологиями музыкальными новыми, - это привело к смене состава, потому что нельзя было это делать со старым составом. И когда мы вошли уже в компьютер и погрязли в нем, тогда появились альбомы, отличающиеся кардинально от того, что было раньше. Никаких музыкантов, никаких лишних нот, только то, что придумал саунд-продюсер, только то, что придумал аранжировщик. И вот мы это всё делали. И "Амстердам" получился именно таким вот образом. И то же самое касается "Китайского танка". А это привело к изменению, и соответственно поменялась и публика, поскольку новый альбом, новая публика, старые стали ворчать там по поводу нового альбома. Но потом постепенно тоже пошли за нами. То есть очень интересно менять публику, когда ты меняешься сам, менять и публику, и отношение к музыке. Вот этим и интересно творчество.

СНЕЖИНА: Но вы же тоже, Армен, растете. И вы в какой-то момент почувствовали, что вы тоже начинаете… как вы сказали, бурчать?

ГРИГОРЯН: Ворчать.

СНЕЖИНА: Ворчать, да. Появилось в вас что-то все-таки уже от взрослого человека?

БИТОВ: Старческое брюзжание, ты хочешь сказать?

СНЕЖИНА: Потому что рок-н-ролл в моем понимании - это такая абсолютная молодость.

ВОЛЬДЕМАР: Маразм пришел, Армен? Маразм пришел?

ГРИГОРЯН: Ну, маразм неизбежен, но я пока еще в ожидании. Нет, конечно, рок-н-ролл и образ жизни должны где-то пересекаться, но не на сцене. То есть они должны составлять какую-то ауру вокруг, но на сцене все-таки это… если ты относишься к инструменту… Ну как, представляете, футбольная команда выходит на ответственный матч, и все там вдрабадан пьяные. Они ж ничего не смогут сделать.

БИТОВ: А ведь выходили…

ГРИГОРЯН: Выходили, выходили.

СНЕЖИНА: Кстати, мы еще не узнали, как выглядит гримерка Армена Григоряна. Армен, вы какие-то специальные требования предъявляете к вашему столу, зеркалу?

БИТОВ: К месту обитания временному.

СНЕЖИНА: Много лампочек красивых?

ГРИГОРЯН: У нас там есть райдер. Да нет, особо никаких требований нет, чтобы было чисто и тепло, чисто и светло, как говорил Хемингуэй.

СНЕЖИНА: А, то есть белые диваны?

ГРИГОРЯН: Да, желательно.

СНЕЖИНА: Как у Мадонны прямо…

БИТОВ: Тут слушатели пишут, что вы, в общем-то, человек двадцать первого века, имея в виду то, что вот вы сумели перейти в это состояние, потому что это действительно свойственно для поколения нынешних не только музыкантов, вообще людей - вести здоровый образ жизни, относиться к работе достаточно серьезно, ответственно и так далее. И вот спрашивают: а как же всё это соотносится с теми рок-н-ролльными принципами, которые проповедовались там в 70-х, в 80-х, может быть, даже в 60-х? Вот это хиппование или псевдохиппование, как ты живешь, так ты и на сцене себя ведешь, так ты и в эфире себя ведешь, и в жизни, ты можешь поддатый придти на концерт и от этого еще заводнее сыграть там…

СНЕЖИНА: Да. Где же грязные волосы и все такое?

ГРИГОРЯН: Ну, рок-н-роллу был свойствен, конечно, этот период, когда, я уже сказал, образ жизни и сцена совпадали полностью. Но сейчас вернуться в это состояние – то же самое, что превратиться в дебила, лечь, не знаю, в какую-нибудь люльку и взять в рот соску. То есть, конечно, времена меняются, и нужно меняться вместе с ними, сейчас это просто выглядит уже как дикость, хотя когда-то, возможно, это было вполне естественно. Но это все уже давно в прошлом.

БИТОВ: А у вас, может быть, осталась легкая ностальгия по каким-то вещам, которые были тогда с вами, на заре, что называется? Хотелось бы что-то оттуда все-таки взять и перенести?

ГРИГОРЯН: Ну, безрассудство было когда-то, да. Но оно сейчас тоже неприемлемо, но тогда это было неосознанное движение по жизни. Мы учились в институте, и, конечно, кто-то ставил какие-то там, не знаю, задачи на будущее. Но всё вышло по наитию, то есть вот эта река, она текла без капитана, без штурвала, просто сама по себе. И вот, наверное, в этом и есть, кстати говоря, секрет долголетия. Когда вы начинаете что-то анализировать, строить, писать формулы, то, как правило, это не появляется, не получается. А когда вот само по себе, то это надолго, конечно.

БИТОВ: А можно вообще, когда зарождается коллектив, понять, насколько долго он просуществует? Вот в одном из ваших интервью я прочитал, что вам как раз задали вопрос: а вы думали, что вы 30 лет просуществуете? Вы сказали: да нет, конечно, мы так далеко не загадывали. Но можно ли это как-то почувствовать, вот сейчас, с высоты опыта прожитых лет, в том числе и в творчестве, вы можете понять, что да, вот эта команда, может быть, десяточек, а может быть, и двадцаточку лет протянет?

СНЕЖИНА: Если не сопьются и не умрут.

БИТОВ: А кто-то - два года, как Sex Pistols, и всё. Но зато войдут в историю.

ГРИГОРЯН: Да, конечно. 30 лет назад, конечно, это представить невозможно было, тогда не было шоу-бизнеса. Сейчас, конечно, если я поставлю себя на место продюсера, я могу выбрать какой-то коллектив и представить себе, что он там, как дойная корова, просуществует для меня лет пять, например. Да, и соответственно если у меня есть какой-то план медийный, то я буду их раскручивать. Сейчас весь поп-бизнес на этом-то и построен. А все-таки в рок-н-ролле до сих пор еще другая система, потому что рокеры не выработали ни профсоюза, не выработали основ шоу-бизнеса своего, каждый на своей тележке там разъезжает и машет всем рукой. Вот, собственно говоря…

БИТОВ: А он нужен, профсоюз-то?

ГРИГОРЯН: Вообще не мешало бы на самом деле.

БИТОВ: Да?

ГРИГОРЯН: Да.

БИТОВ: А какие права рок-музыкантов он должен защищать?

ГРИГОРЯН: Ну, я думаю, что это права, которые вот… свобода, ни в коем случае не принадлежать к той или иной политической партии, не играть в игрушки с политиками. Это очень важно, чтобы сохранять свободу. Вот ради свободы, наверное, и имеет смысл отказаться от каких-то таких бытовых, житейских красот типа "бабла бы в карман побольше", и больше ничего не надо.

СНЕЖИНА: Армен, я уверена, вы будете шикарным лидером профсоюза рок-н-ролльщиков.

ГРИГОРЯН: Yes, спасибо!

БИТОВ: Армен Григорян у нас в гостях, лидер группы "Крематорий". А информация ведь верна, что вы купили чуть ли не улицу в каком-то, значит, селе с видом на Арарат?

ГРИГОРЯН: Это коттеджный поселок вообще-то, и не совсем там… Вы знаете как, вот желание, конечно, немножко отдохнуть от Москвы, думаю, что у всех у нас…

БИТОВ: Вот! Я к тому, что Джонни Депп, например, купил остров. Ну, у каждого свои причуды, у каждого свои достатки и желания.

СНЕЖИНА: Он купил остров, а потом с женой развелся, двоих детей бросил и с молодой живет…

БИТОВ: Я не про это, господи!

ГРИГОРЯН: Правильно делает, между прочим.

БИТОВ: Это ты там всеми перипетиями личной жизни интересуешься, а я интересуюсь - это желание остаться одному, желание, чтобы вообще никого рядом? Вот это - мой остров, и хочу - наполню его людьми, не хочу - буду один на нем сидеть, да?

СНЕЖИНА: Сразу видно, кто молод душой, а кто уже, в общем, собирается на покой.

БИТОВ: Да, на остров.

ГРИГОРЯН: Кто умен. Кто молод душой, а кто умен - сразу видно. Ну, сочетание самое главное. Когда мы достаточно долго жили в Калифорнии, то вот длинная плантация, которая там была у наших соседей, и то, что мы видели, как производится вино, и вообще, когда вся красота вдруг начала превращаться в созерцание, а не такое мелькание, как у нас это раньше было, то, конечно, желание совмещать такую быструю жизнь с какой-то размеренной, оно появилось. Но летать в Калифорнию, жить там очень сложно, не нужно, и дети здесь, постоянно, значит, тяга к возвращению. А здесь два с половиной часа, и вы получаете то же самое удовольствие, то же самое вино и то же самое Килиманджаро. Так что…

СНЕЖИНА: Класс! А вы сказали, что правильно, что мужчина уже в возрасте живет с молодой. Вы действительно так думаете, что это нормально?

ГРИГОРЯН: Ну, смотря как… не достигая уровня педофилии, то есть в нормальных пределах - вполне, да.

БИТОВ: А что здесь ненормального-то? А почему мужчина должен жить не с молодой?

СНЕЖИНА: Нет, а почему мужчина должен оставлять женщину, которая прошла с ним долгий путь?

ГРИГОРЯН: А почему Мур оставляет молодого? Вообще, наверное, надо сделать правилом: если есть цивилизованный способ заключения брака, то должен быть цивилизованный способ его расторжения. И не нужно мучить себя, но если не способны жить, а время - это очень тяжелая вещь, и с годами любовь, как правило, тает, то нужно найти в себе силы цивилизованно разойтись, без мордобоя, без угроз, без стрельбы, а спокойно разойтись и попытаться…

БИТОВ: Вот тут просит совета Георгий из Новосибирской области. "Что вы можете посоветовать молодой группе, состоящей из бородатых мужиков?"

ГРИГОРЯН: Стать ZZ Top.

СНЕЖИНА: Да. А еще спрашивают: "Какую музыку, кроме своей, вы любите слушать? И удивляют ли вас, возможно, молодые коллективы? Или всё не то?"

ГРИГОРЯН: Я в основном в машине слушаю музыку, у нас, конечно, радиостанции передают такую специфическую. Ну, есть, конечно, некоторые, которые более-менее музыкальны. А в основном, вот я послушал Римского-Корсакова недавно, и вы знаете, все-таки правильно, что надо время от времени возвращаться к классике, чтобы осознавать свое положение в музыкальном мире и положение гениев этого искусства. Обязательно нужно слушать классику. Там опера Верди "Набукко", хор "Va, pensiero" - ну это же просто недостижимое музыкальное произведение, ничего подобного даже и рядом у нас на сегодняшний день не появляется.

БИТОВ: А вы свое положение сейчас в музыкальном мире как оцениваете?

ГРИГОРЯН: Ну, я считаю, что вообще рок-н-ролл наш весь - это ничтожно малая частица на музыкальном мировом диапазоне.

БИТОВ: Это понятно. Но ничтожно малая частица по сравнению с тем, что могло бы быть? Или это в порядке вещей?

ГРИГОРЯН: Могло бы быть, конечно.

БИТОВ: Да?

ГРИГОРЯН: Потому что если у финнов есть какие-то представители, которые вышли за границы Финляндии, или ту же самую Германию…

БИТОВ: А что тогда не сложилось, почему нету?

ГРИГОРЯН: Ну, не привилось в какой-то степени, не появилась школа исполнителей серьезных, нет ни Джими Хендрикса... Да вы, собственно говоря, посмотрите на наш рок-н-ролл, так уже если говорить правду, то у нас мало поют вообще, в обычном понимании вокального искусства. В основном… Тот же самый "Крематорий" - это мелодекламация в основном. Или, вот как некоторые наши товарищи, кричат. А вот такого не сложилось. То есть если мы придем к тому, что когда-то в школах у нас будут преподавать - не тетенька на фортепьяно играет, мальчик поет, а оркестровое искусство, начнут с 1-го класса преподавать барабан и учить, что такое ритм, и если человек будет ощущать себя в ансамбле, то рано или поздно - да, появятся какие-то более-менее мировые бренды.

БИТОВ: А вот в Японии, я слышал из эфира, кстати, наших коллег, есть отдельный предмет - уроки созерцания мира. Может быть, тоже этому как-то учить, чтобы потом это созерцание переводить в звуки.

ГРИГОРЯН: Можно и так, только до определенного времени, да. Потому что слишком много созерцать… В Японии, знаете же, самый большой процент сумасшедших, так что это созерцание…

БИТОВ: Да, самоубийств там очень много.

ГРИГОРЯН: Да-да-да.

БИТОВ: Я хочу напомнить всем, что группе "Крематорий" 30 лет, сегодня в "Известия-Hall" отмечается это знаменательное событие. И сегодня те, кто попадут на это мероприятие, увидят персонажей песен группы "Крематорий", оживших, пришедших прямо на сцену. И можно будет им пожать руку, сфотографироваться с Кондратием, например, или с микробами…

СНЕЖИНА: Поцеловать Безобразную Эльзу.

БИТОВ: Да. Вам, кстати, кто наиболее мил из этих персонажей?

ГРИГОРЯН: Все милы, потому как, знаете, это такой семейный круг, вот вы же не можете выделить кого-то отдельно, да?

СНЕЖИНА: Почему же? Кто денег больше дает, тот и…

ГРИГОРЯН: В том-то и дело, что все приносят.

БИТОВ: Но чаще всего какую песню просят исполнить?

ГРИГОРЯН: Вот эта великолепная пятерка - то, что вы назвали: "Эльза", "Маленькая девочка", "Кондратий", "Хабибулин", "Таня"…

БИТОВ: Но это же всё те песни, да, из 1980-х.

ГРИГОРЯН: Да это вообще не песни в нашем понимании, это просто какие-то портретики, которые до сих пор живут.

БИТОВ: Портретики, да. А они у вас легко появлялись, эти портретики, в то время?

ГРИГОРЯН: В то время легко, да. И потом, вот, например, в той же самой "Маленькой девочке", там по законам сонграйтерства нет даже припева, то есть это что-то такое действительно… То есть, есть портреты кистью, маслом, а есть и карандашом. Возможно, правильно когда-то было передано какое-то настроение или эмоция, и вот за счет только этого они живут.

СНЕЖИНА: А рок-н-ролльщикам нужны музы?

ГРИГОРЯН: Да, необходимы.

СНЕЖИНА: А они настоящие, живые? Это какие-то определенные женщины? Или это может быть что угодно?

ГРИГОРЯН: Нет, ну если вы гетеросексуал, то, безусловно, женщины. И вот многие удивляются, но меня никогда ни одна женщина в жизни не предавала, даже проститутки иногда спасали. То есть у меня очень такое нежное отношение феминистическое.

БИТОВ: Это вы так к ним относитесь или…

СНЕЖИНА: Вы не страдали, Армен…

ГРИГОРЯН: Нет, я вот с большим удовольствием. То есть я считаю, что если бы…

БИТОВ: Они не предавали потому, что вы такой хороший? Или вам просто попадались такие?

СНЕЖИНА: Просто женщины лучше, чем мужчины.

ГРИГОРЯН: Ну это да, на самом деле так.

БИТОВ: Нет, просто очень часто ведь сами женщины говорят: вы во всем, мужики, виноваты, даже если мы вас предаем, даже если мы вас втаптываем в грязь, все равно это вы виноваты. Да, такая позиция существует?

ГРИГОРЯН: Мне просто повезло, видимо. Да, я знаю, что есть разные истории, но вот исключение…

БИТОВ: Везунчик Армен Григорян у нас сегодня в студии был, лидер группы "Крематорий". 30 лет. Еще на тридцаточку потянете?

ГРИГОРЯН: Не обещаю.

СНЕЖИНА: Конечно, созерцание еще впереди…

ГРИГОРЯН: Но полтяшок-то возьмем.

БИТОВ: Потому что человек обязательный, он не может сказать: да, конечно… А через 29 лет сказать: нет, всё, хватит, с "Крематорием" завязываю. Пообещал уже…

СНЕЖИНА: Мы вас еще раз поздравляем, Армен.

ГРИГОРЯН: Спасибо.

БИТОВ: Поздравляем вас.

СНЕЖИНА: Спасибо вам огромное. Хорошего концерта сегодня юбилейного.

БИТОВ: И завтра хорошего дня рождения вашего уже лично.

СНЕЖИНА: Да-да-да. Не будем, с наступающим не поздравляют.

БИТОВ: Всё, пока!

Рейс 11-14. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Толковый словарь

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация