Профилактика Настоящее и будущее аэропорта Шереметьево
Персоны
КУЗИЧЕВ: Михаил Михайлович Василенко обещанный у нас в гостях, генеральный директор международного аэропорта "Шереметьево". Здравствуйте, Михаил Михайлович.
ВАСИЛЕНКО: Здравствуйте
КУЗИЧЕВ: Спасибо, что пришли. Вы знаете, мы вообще юноши философского склада, и стоит нам где-нибудь оказаться, мы сразу начинаем смотреть вокруг и размышлять, глаза у нас устремляются куда-то вдаль, смотрят сквозь людей и стены. Это я вот к чему. Стоит оказаться, например, в международном аэропорту "Шереметьево", и даже не обязательно быть философского склада, чтобы представить, как тяжело и как интересно функционирует эта тяжелейшая штуковина, можно назвать ее организмом. А потом мы все еще посмотрели фильм с Томом Хэнксом, а потом у нас появился Эдвард Сноуден, и мы подумали: нет, ребята, надо поговорить об этом, надо узнать, как всё функционирует. Плюс еще, вы помните, Шереметьево вдруг вошел в какой-то рейтинг, международный причем.
ПОЛЯКОВ: Международный аэропорт "Шереметьево" признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания пассажиров по итогам авторитетной программы Airport Service Quality, Международного совета аэропортов. Это в 2013 году было.
КУЗИЧЕВ: Всё это вместе сложилось в такую критическую массу, которая заставила нас пригласить вас в эфир, и спасибо, что вы согласились.
Итак, давайте сначала какое-нибудь общее введение, что действительно аэропорт "Шереметьево", наверное, довольно сложный организм.
ВАСИЛЕНКО: Любой аэропорт - это довольно сложный организм. И, наверное, очень важна в функционировании аэропорта эта взаимоувязка всех служб и всех работников, которые работают на благо пассажира. Пассажир видит на самом деле всего лишь где-то 20 или 30% персонала и всего того, что связано с функционированием аэропорта. Он не видит электриков, он не видит рабочих, которые работают на летном поле. Но, наверное, это и хорошо. Потому что пассажир должен получить ту услугу, на которую он рассчитывает, попасть в самолет, улететь и не думать о том, сколько там человек работает и кто там этим делом занимается.
ПОЛЯКОВ: А сколько человек работает в аэропорте "Шереметьево"?
ВАСИЛЕНКО: Если брать только аэропорт "Шереметьево", сам аэропорт, акционерное общество, это порядка 7 тысяч человек.
КУЗИЧЕВ: А единовременно сколько на работе?
ВАСИЛЕНКО: Единовременно на работе порядка 3 тысяч человек.
КУЗИЧЕВ: То есть это вот те самые невидимые для нас люди, их там тоже пара тысяч?
ВАСИЛЕНКО: Да.
ПОЛЯКОВ: А где заканчивается аэропорт "Шереметьево"? Понятно, где он начинается, когда вы проходите рамку металлоискателя. А где он заканчивается?
КУЗИЧЕВ: Мне кажется, он начинается на шлагбаумах.
ПОЛЯКОВ: Или на шлагбаумах.
САВЕЛЬЕВ: На въезде на территорию.
ВАСИЛЕНКО: Давайте мы сразу с вами определимся, я до конца не закончил. В общем и в целом в аэропорту работает 37 тысяч человек. Это все компании, которые работают в аэропорту, на его площади, 964 гектара площадь аэропорта, которую он занимает. Это и авиакомпании, это и сопутствующие бизнесы, это и арендаторы, это и те, кто предоставляет пассажирам питание и так далее. Где начинается аэропорт? Аэропорт начинается со шлагбаума. Где он заканчивается? Он заканчивается, как только воздушное судно оторвалось от взлетно-посадочной полосы.
ПОЛЯКОВ: А диспетчерские службы, которые контролируют на каком-то этапе?
ВАСИЛЕНКО: Значит, какие диспетчерские службы, давайте мы сразу с вами определимся. Если мы будем говорить про управление воздушным движением, то, что занимается государственная корпорация, это находится на территории аэропорта "Шереметьево", но это государственная корпорация управления воздушным движением.
САВЕЛЬЕВ: Аэропорт "Шереметьево", который нам достался от Советского Союза, и тот, который сейчас, понятное дело, что это очень разные вещи. Но сложнее было переделать, модернизировать или снести и построить заново?
КУЗИЧЕВ: Маленькое дополнение: не только от Советского Союза. Кто помнит Шереметьево в 90-е годы - вполне уже не Советский Союз.
САВЕЛЬЕВ: Но он такой же был.
КУЗИЧЕВ: Немножечко другой, потому что там были игровые автоматы. Там можно было курить. Вот идешь по залу - сейчас в это трудно поверить, - идешь, куришь, натыкаешься на игровой автомат, здесь же таксисты и здесь же цветы.
ПОЛЯКОВ: Вот. Всё проиграл и не улетел.
КУЗИЧЕВ: Так что я всё это хорошо помню.
САВЕЛЬЕВ: Просто я помню новые терминалы, и я помню старый терминал с этими "чашками" сверху, которые, слава богу, убрали. И я понимаю, что модернизировать это старое сооружение, наверное, очень сложно. Может быть, правда, надо было его…
ВАСИЛЕНКО: Вы понимаете, в чем дело. Сам аэропорт - это не только терминалы. Терминалы - это только одна из составляющих частей аэропорта. Очень важная с точки зрения пассажира, с точки зрения размещения основных служб, очень важная. Но, кроме всего прочего, это еще и аэродром с взлетно-посадочной полосой, с рулежными дорожками, с местами стоянок. Это и другие здания и сооружения, которые связаны с обслуживанием аэродрома. Это и службы спецтранспорта, и аэродромные службы, и дополнительные технические службы. Поэтому снести целиком аэродром, аэропорт было нельзя. Можно было рассуждать о том, что можно снести один из терминалов. Наверное, можно. И, наверное, можно пойти по этому пути - можно пойти по его реконструкции, можно пойти по его сносу. Но для того, чтобы принимать решение о том, как развиваться аэропорту, мы предварительно пригласили ведущих проектировщиков, которые делают мастер-план, генеральный план развития аэропорта, ведущих в мире, мы проводили конкурс…
КУЗИЧЕВ: Очень интересно. А что у них было такого в резюме, что приняли решение именно этих людей взять? Какие аэропорты, грубо говоря, они проектировали, и что вам показалось важным?
ВАСИЛЕНКО: Я сейчас как раз об этом хотел сказать. Мы выбирали пять ведущих компаний. Это "Нидерланды аэропорт консалтинг" участвовал, "Люфтганза консалтинг", это "Скотт Вилсон", компания из Великобритании. И еще несколько компаний, которые участвовали в этом. Компании с 50-летней историей, которые делали мастер-план для Шипхола, для многих аэропортов в Нидерландах, для Дубая…
КУЗИЧЕВ: Шипхол - это аэропорт в Амстердаме, кто не знает.
ВАСИЛЕНКО: И в связи с этим мы начали с ними работу, которая у нас продолжалась почти год.
САВЕЛЬЕВ: Что же они сказали, когда увидели аэропорт?
ВАСИЛЕНКО: На самом деле они как пассажиры видели это и раньше, но плюс к этому у них появилась возможность проанализировать объемы перевозок, проанализировать возможности наших авиакомпаний, проанализировать то, что мы можем сделать и как надо реконструировать. И вместе с ними мы сделали мастер-план развития до 2030 года. Кстати, когда был готов мастер-план и когда была готова наша стратегическая программа, было очень много смеха, в том числе и среди специалистов на радио, о том, что вот тут вот Василенко сказал, что они будут до 60 миллионов перевозить, это смешно…
САВЕЛЬЕВ: Это какой год был, и сколько на тот момент вы перевозили?
ВАСИЛЕНКО: Двенадцать миллионов, и это был 2005 год.
САВЕЛЬЕВ: А 60 миллионов вы когда обещали перевозить?
ВАСИЛЕНКО: После 2030 года.
КУЗИЧЕВ: Я бы не смеялся, правда.
ПОЛЯКОВ: Почему 60, почему не 80?
ВАСИЛЕНКО: На самом деле это очень сложный расчет. Расчет, связанный с управлением воздушным движением, с количеством взлетно-посадочных операций, с размещением воздушных судов. И с моделированием движения на компьютере, с моделированием движения воздушных судов, движения пассажиров. Очень сложный расчет.
КУЗИЧЕВ: Ведь он же очень сложный не только в техническом, что вы сейчас описали, смысле. Ведь поднять уровень, как это называется, пассажиропотока с 12 до 60 миллионов, то есть пятикратно, - это же еще нужно как-то проанализировать, дать некоторый прогноз экономического развития…
ВАСИЛЕНКО: Конечно.
КУЗИЧЕВ: Экономического состояния страны, а то и Европы, куда будут и откуда будут летать. Это же целый комплекс. В этом смысле я бы, конечно, не взялся. Потому что чего там будет с Европой к 2030 году… я бы не рискнул.
ВАСИЛЕНКО: Определенные прогнозы можно было сделать, и они в экономическом блоке мастер-плана, конечно, есть, эти прогнозы. Но могу сказать, что до настоящего времени аэропорт "Шереметьево" развивается ровно в плане и в стратегии мастер-плана. И мало того, те программы, о которых мы сейчас говорим, - развитие северной зоны, строительство третьей взлетно-посадочной полосы, развитие грузового комплекса - абсолютно идут по плану.
КУЗИЧЕВ: А сколько сейчас? Вот вы говорили про 2005 год, сейчас у нас 2014 на дворе.
ВАСИЛЕНКО: Возвращаясь к аэропорту, что самое главное в плане его развития? Рассчитать пассажиропоток (который был рассчитан до 2030 года) довольно в пессимистическом плане англичане смогли. Причем мы приглашали для актуализации плана и наших голландских партнеров. Они смогли. Но никто не смог спрогнозировать, что по самому оптимистическому сценарию будут развиваться наши авиакомпании и наш пассажиропоток.
САВЕЛЬЕВ: То есть авиакомпании сейчас развиваются гораздо лучше, чем предполагалось?
ВАСИЛЕНКО: Да. Но при всем при этом "Аэрофлот", часто наши партнеры говорят о том, что им не хватает места. Это как раз вот та ситуация, что количество воздушных судов, которые приобретают наши авиакомпании, и тот пассажиропоток, который бешеными темпами развивается, наша аэропортовская и аэродромная инфраструктура Российской Федерации в принципе не обеспечивает. И вот тут для нас очень важная задача - как можно быстрее развиваться, как можно больше строиться.
КУЗИЧЕВ: Сколько у нас в 2014 году пассажиропоток?
ВАСИЛЕНКО: 29 300 предварительно. Но это предварительно. Мы должны получить точные данные.
САВЕЛЬЕВ: А это значит, что, если мы через 9 лет после 2005 года вышли на 29 300, почти на половину от 60 миллионов, то, возможно, мы раньше, чем в 2030 году, выйдем на 60 миллионов?
ВАСИЛЕНКО: Я думаю, что да.
САВЕЛЬЕВ: А готов будет аэропорт к этому?
ВАСИЛЕНКО: Дело в том, что это как раз наша задача, чтобы к этому был готов аэропорт. Мы как раз к этому и стремимся. Те стратегические планы, которые делают наши партнеры, они говорят, что мы гораздо быстрее, чем к 2030 году, выйдем на такой объем.
САВЕЛЬЕВ: А вот 60 миллионов человек чтобы пропустить, нужно больше площадей или нужно быстрее их всех, грубо говоря, как насос, просасывать через себя?
КУЗИЧЕВ: Или меньше людей, как в Японии?
САВЕЛЬЕВ: Это тоже вариант. То есть за счет чего 60 миллионов будет достигнуто?
ВАСИЛЕНКО: В первую очередь это, конечно, пропускная способность терминалов. В принципе, "мерседес" очень хорошая машина, великолепная. И на ней можно ездить одному, вдвоем, вчетвером, впятером, это еще более или менее комфортно. Но когда там 20 человек внутри, это, наверное, некомфортно. Мы исходим из того, что мы должны создать комфортные условия и для авиакомпаний, и для пассажиров. В первую очередь это пропускная способность терминалов. Ну, тут пока равных по объему терминальных площадей в Российской Федерации нам нет. И все равно этого мало. А вот то, что касается взлетно-посадочных операций и размещения воздушных судов, то тут, конечно, нам придется очень много трудиться.
КУЗИЧЕВ: Есть над чем работать.
ПОЛЯКОВ: То есть, скорее всего, аэропорт "Шереметьево" будет начинаться около МКАД и заканчиваться там, где он сейчас? Сколько площади будет?
ВАСИЛЕНКО: Нет, площадь останется та же самая, за исключением площади третьей взлетно-посадочной полосы. А площади, где будут размещаться основные терминальные комплексы и куда будут приезжать пассажиры, они останутся именно в тех местах, рядом с терминалом "С" появится новый терминал "В", там же появится новая железнодорожная станция, новый крупный паркинг, новый гостинично-офисный центр. Это всё будет соединено. И северный комплекс будет соединен с южным комплексом тоннелем.
КУЗИЧЕВ: Вот по поводу соединения сразу два вопроса, причем очень разных. Первый вопрос из Москвы: "А Ленинградка-то будет готова?" Совершенно справедливый вопрос, потому что понятно, что мы расширяем площадь. Но если кто-нибудь сейчас ездил в Шереметьево на автомобиле, днем - еще ладно, но, например, вечером…
САВЕЛЬЕВ: Знаменитая шутка, что до Турции лететь меньше, чем ехать до Шереметьево.
КУЗИЧЕВ: Потому что Шереметьево-то, может, и будет готово, а Ленинградка будет готова?
ВАСИЛЕНКО: Справедливый вопрос. Но на самом деле я бы поставил его не так. Будет ли возможность, транспортная возможность по доставке пассажиров в аэропорт?
КУЗИЧЕВ: Хорошо. Спрошу так: а будет ли транспортная возможность?
ВАСИЛЕНКО: Первое - это увеличение, конечно, поездов аэроэкспресса в северную и южную зоны, о чем я уже говорил. Наверное, это будет перемещаться порядка (предположительно) до 15 миллионов пассажиров.
САВЕЛЬЕВ: То есть у аэроэкспресса будет две станции: Шереметьево северное, Шереметьево южное? Интересно.
ВАСИЛЕНКО: В аэропорт приезжал губернатор, он проводил большое совещание, совместное совещание, мы подписали соглашение с Московской областью. И очень подробно разговаривали о транспортной доступности. Он, кстати, очень внимательно смотрел подготовку нового скоростного шоссе Москва - Санкт-Петербург, которое проходит мимо Шереметьева и которое будет соединяться с дорогами, которые идут в Шереметьево. И в том числе он принял ряд решений по дорогам, которые альтернативные Ленинградке. И вот эту программу сейчас рассматривает Московская область. Так что об этом мы думаем постоянно.
КУЗИЧЕВ: Хорошо. Второй вопрос, отчасти вы на него ответили, по поводу того, когда будет скоростное сообщение между терминалами. Видимо, это тот самый аэроэкспресс, который будет курсировать из Москвы в северную и южную зоны. Но это фактически тоже сообщение между терминалами. Можно же будет войти на одном из терминалов и выйти на другом - и наоборот?
ВАСИЛЕНКО: Абсолютно. Можно будет выйти из аэроэкспресса, войти в любой терминал и попасть в другой.
КУЗИЧЕВ: Друзья, продолжаем беседу с Михаилом Василенко, генеральным директором международного аэропорта "Шереметьево".
ПОЛЯКОВ: Маленький короткий вопрос, потому что постоянно с некой периодичностью возобновляются разговоры по поводу того, чтобы вернуть курительные комнатки в аэропорт.
КУЗИЧЕВ: Стоп. В "Шереметьево" их не отменяли, они есть.
ПОЛЯКОВ: Да?
КУЗИЧЕВ: Да. Вопрос снимается. Спасибо, Михаил Михайлович.
САВЕЛЬЕВ: Ну, можно про житейские вопросы попросить наших слушателей задавать. Вот житейские вопросы к главе аэропорта "Шереметьево".
КУЗИЧЕВ: Приветствуется. Кстати, первый житейский вопрос у меня. Извините, знаю, вопрос болезненный, можете глазами мне показать, и я ловко уйду на другую тему, я мастер. Такси.
ВАСИЛЕНКО: Почему болезненная? Нормальная. Я готов говорить. Это болезненная тема на самом деле.
КУЗИЧЕВ: Да? Болезненная. Вот смотрите, аэропорт совершенно уже цивилизованный.
ПОЛЯКОВ: Лучший в Европе.
КУЗИЧЕВ: Ну правда, отличный, во всех смыслах. И только одно остается… Помните, мы сейчас вспоминали картинки и хохотали над картинкой из 90-х, вот этот густой дым курительный, игровые автоматы, какие-то тетки. И таксисты с теми же лицами, с теми же пластиковыми… ну, сейчас они, правда, стали вешать, просто начали продавать эти штучки красивые, на которые бейджики можно вешать на шею, но в принципе суть та же.
САВЕЛЬЕВ: Нет, подожди, надо сформулировать проблему: в чем проблема таксистов?
КУЗИЧЕВ: Проблема таксистов такая, что хотя они представляются официальным такси аэропорта, тем не менее, с ними можно договориться, это сразу подозрительно: какие они официальные таксисты, если с ними можно договориться? А, во-вторых, они не вызывают того цивилизованного ощущения, которое вызывает весь остальной аэропорт. Они какие-то нецивилизованные, более того, я однажды как-то попытался уже пройти по этому цивилизационному пути до конца, я говорю: друзья, но ведь должна же быть стойка. Они говорят: да, есть стойка. Привели меня реально к стойке, вы будете смеяться, на стойке было написано: "Такси".
САВЕЛЬЕВ: Прямо по-русски?
КУЗИЧЕВ: Да.
САВЕЛЬЕВ: Ничего себе.
КУЗИЧЕВ: Там сидел какой-то хмырь, ну, человек, который руководит всей этой…
ПОЛЯКОВ: Представитель компании.
КУЗИЧЕВ: Да. И у него тоже какая-то пластиковая штуковина, он говорит: вот, видишь, у нас есть всякого рода тарифы, мы тебя довезем до туда-то… типа 1500, и тихо: а можно 1200… И я думаю: ну блин, а, официальное такси? Ну расскажите мне, что с такси? Почему они ходят, почему они подходят, берут тебя за пуговицу и начинают в ухо тебе горячо шептать: машина не интересует? Ну что же это такое?
ВАСИЛЕНКО: Проблема существует, и о проблеме, в общем-то, надо говорить. И то, что совершенно недавно вышел закон о такси, он реально проблему не решил. На самом деле есть официальное такси, есть у нас компания, которая осуществляет все, считается, все перевозки такси, компания "Транс-паркинг". Я даже номер службы безопасности их компании могу продиктовать. Если слушателям будет интересно, по всем проблемам они могут туда обращаться.
КУЗИЧЕВ: Наверняка интересно, наверняка интересно.
ВАСИЛЕНКО: 8-926-244-80-97. Это служба безопасности "Транс-паркинг".
САВЕЛЬЕВ: Это сотовый телефон, да?
ВАСИЛЕНКО: Да, это сотовый телефон службы безопасности. Но проблема заключается в том, что единственную компанию в аэропорту "Шереметьево" назначить нельзя.
КУЗИЧЕВ: Почему?
ПОЛЯКОВ: По закону не положено?
ВАСИЛЕНКО: По закону не положено.
ПОЛЯКОВ: О конкуренции, да?
ВАСИЛЕНКО: Там должны быть и другие компании, которые осуществляют свою деятельность, в том числе и частные предприниматели, которые имеют лицензию на осуществлению деятельности в такси, и они в том числе приходят в эту компанию "Транс-паркинг", и в общей очереди предлагают свои услуги. О том, что можно договориться, мы прекрасно понимаем, что крупная компания, ее себестоимость продукции в связи с тем, что это связано и с новыми автомобилями, и с содержанием персонала, конечно, у нее себестоимость гораздо выше, чему таких частных бомбил. Но они имеют право по закону предлагать свои услуги.
КУЗИЧЕВ: А-а-а… То есть законно, и с этим ничего поделать нельзя.
ВАСИЛЕНКО: Нет. Конечно, очень хороший пример, как это происходит в Америке или в других странах. Там назначены компании, которые несут перед государством ответственность за свой персонал, и у этих компаний или можно взять машину в аренду и на ней осуществлять перевозки, или выкупить машину, но все равно полную ответственность несет компания, которая предоставила лицензию.
САВЕЛЬЕВ: Ну, то есть там законом запрещено просто это.
ВАСИЛЕНКО: Да.
САВЕЛЬЕВ: А вы разговаривали с кем-нибудь там повыше?
ВАСИЛЕНКО: Мы предлагали, мы писали свои предложения, когда верстался закон. Но, к сожалению, это обсуждалось не с железнодорожными вокзалами и аэропортами, а в первую очередь это обсуждалось со специалистами, которые работают в области такси.
КУЗИЧЕВ: Ну, то есть, грубо говоря, с нынешним законом, с нынешней законодательной ситуацией ничего изменить невозможно. Только изменение закона может повлечь за собой изменение ситуации с такси в аэропортах московских.
ВАСИЛЕНКО: Да, да.
КУЗИЧЕВ: Ну и не только московских, естественно.
ВАСИЛЕНКО: Не только аэропортах.
КУЗИЧЕВ: Понятно, транспортных узлов.
САВЕЛЬЕВ: Для меня это такой парадокс. Потому что как они до сих пор живут? Мне кажется, намного удобнее, ты перед вылетом, везде есть Wi-Fi, заходишь в приложении, а этих приложений таксишных миллион, вызываешь себе сразу на прилет такси, прилетаешь туда, тебя уже ждут за дешевые деньги, и все, выходишь, садишься и уезжаешь. И при чем здесь эти бомбилы, которые там стоят? Я не понимаю, как они там до сих пор выживают?
ВАСИЛЕНКО: Вы понимаете, очень трудно определить. Вот мы говорим "бомбилы", но очень трудно определить. Если машина, на которой сверху стоит желтый фонарь с шашечками, как мы определили, что он бомбила?
КУЗИЧЕВ: В общем, да, в общем, он и не бомбила.
САВЕЛЬЕВ: Ну да, он-то вообще-то таксист, грубо говоря.
ПОЛЯКОВ: Надо сделать так, чтобы этот желтый фонарь с шашечками стоил очень дорого.
КУЗИЧЕВ: А вот тогда, если он будет стоить, извини, слишком дорого, вот тогда в аэропорту будут бомбилы, потому что с таксистом будет слишком дорого.
САВЕЛЬЕВ: Уже без шашечек, да.
ВАСИЛЕНКО: Конечно, конечно.
САВЕЛЬЕВ: Ну, ситуация в принципе ясна. То есть законодательно вы ничего сделать не можете, а нарушать закон кто ж вам позволит. Да, совесть не позволяет.
КУЗИЧЕВ: Хорошо. Так, друзья, пожалуйста, житейские вопросы. Илья очень хорошо сформулировал.
САВЕЛЬЕВ: Ну вот есть вопрос. "Стоимость парковки в аэропорту чудовищно высокая. За полтора часа стоянки заплатил тысячу рублей. Что-нибудь будет меняться?"
ПОЛЯКОВ: Как это так?
САВЕЛЬЕВ: Это человек из Москвы. Я, во-первых, не слышал о таких тарифах. Но вообще расскажите про ситуацию с парковкой. Есть возможность приехать мне, например, в пятницу вечером, оставить машину и в понедельник с утра вернуться из Питера из того же и забрать ее.
ВАСИЛЕНКО: Это тоже, кстати, очень интересный вопрос. Дело в том, удивительная вещь, практически мы не читаем знаки. Такое впечатление, что мы не читаем знаки, вообще особая традиция российских водителей - не читать знаки, которые запрещают стоянку.
КУЗИЧЕВ: Так.
ВАСИЛЕНКО: Ставить машину на эстакаде и останавливаться на эстакадах у терминалов запрещено, этого делать нельзя, по разным причинам, и в том числе в соответствии с правилами и с законами Российской Федерации. Для этого машина должна быть переведена на паркинг, и надо переходить из паркинга, проходить в терминалы. Но зачастую у нас пассажиры оставляют машины там, где… и когда они проезжают дополнительный шлагбаум, они не даже не обращают внимания, что именно за эту парковку оплата 500 рублей, поэтому за два часа у него получается тысяча рублей.
КУЗИЧЕВ: А, вот оно в чем дело.
ВАСИЛЕНКО: Второй очень важный фактор. Вот вы обратили внимание, что когда подъезжаешь к аэропорту, стоит немыслимое количество автомобилей под знаками, которые даже не пытаются заехать на паркинг. Причем, если мы посмотрим на эти автомобили, ну вряд ли вам там, если вы из 100 автомобилей увидите одну "шестерку" АвтоВАЗа…
КУЗИЧЕВ: То вам повезет.
ВАСИЛЕНКО: Да, то вам повезет.
САВЕЛЬЕВ: Все хорошие.
ВАСИЛЕНКО: Да, автомобили очень дорогие. Меня все время это удивляет. Да, и есть еще очень важный фактор, потрясающий фактор. Конечно, то, что связано с паркингом, к сожалению, когда паркинг создается, это все равно затраты, и эти затраты надо как-то окупать. И, естественно, они заложены…
КУЗИЧЕВ: В стоимость и парковки в том числе.
ВАСИЛЕНКО: В стоимости парковки.
КУЗИЧЕВ: Продолжаем разговор. Очень маленькая история, очень смешная, по-моему. Это было в аэропорту Шарля де Голля. Мы вышли там на стоянку такси, и там такая очередь, вот несколько человек, немного, человек пять. То есть машины подъезжают, но почему-то в этот вечер они очень редко подъезжали. Как-то все стояли и высматривали, то ли ночь это была, в общем, редко подъезжали эти машины. Там был телефон, кстати, написан, на столбе такая штука была, и очень важно, там был написан телефон, мы туда звонили, и там они говорили в ответ…
САВЕЛЬЕВ: На своем, непонятном.
КУЗИЧЕВ: А я ему по-русски тоже отвечаю, говорю: что ж ты, говорю, гад… Ну и так мы пару раз поговорили. Не получилось. Ладно, стоим. Все иностранцы, естественно, в основном азиаты. Ну и я пока от нечего делать изучаю объявление. А там написано, что, сотрудники аэропорта, беременные и инвалиды обслуживаются вне очереди. И вот мы стоим-стоим-стоим, и подъезжает наконец машина. Выходит молодцеватый сотрудник аэропорта. Ну, написано и написано, садится в машину. Правда, это не анекдот, это было со мной и с Наташей, ну просто мы в истерике валялись. Угадайте, кто вышел к следующей машине?
САВЕЛЬЕВ: Беременная.
КУЗИЧЕВ: Беременная. Откуда-то, я не знаю откуда она взялась, она вышла. Ну и чего говорить? Потом появился инвалид... и он сел в третью машину. Это правда, очень смешно. Мы тогда час стояли. Сначала настроение было испорчено, а потом мы всей этой очередью хохотали до упаду просто, до слез.
САВЕЛЬЕВ: Ну это как такая картинка: собака с мороженым на роликах стоит около вывески…
КУЗИЧЕВ: Ну да, типа того.
САВЕЛЬЕВ: Типа того, да.
КУЗИЧЕВ: Так, на чем мы остановились? Да, слушайте, Михаил Михайлович, очень много вопросов про Кабул. Ведь вы же были комендантом Кабульского аэропорта. Правильно я понимаю?
ВАСИЛЕНКО: Ну, не совсем комендантом я был.
КУЗИЧЕВ: А как это называется?
ВАСИЛЕНКО: Я был помощником коменданта.
КУЗИЧЕВ: Помощник коменданта. Трудно ли работать, Михаил Михайлович, тяжело ли было работать в Кабуле? Ну, это один из вопросов, их много на самом деле, с ключевым словом "Кабул".
ВАСИЛЕНКО: Нормально.
КУЗИЧЕВ: А когда это было? 1981 год?
ВАСИЛЕНКО: 81-83-й…
КУЗИЧЕВ: 1981-83 годы. Я прошу прощения, а ведь это же была как раз война.
ВАСИЛЕНКО: Ну да.
КУЗИЧЕВ: Ну и?
ПОЛЯКОВ: Ну, работал. Такое выражение лица у Михаила Михайловича.
ВАСИЛЕНКО: Я начинал не с Кабула, я начинал с Шинданда, у меня была работа и в Кандагаре, и в последующем просто завершал я в Кабуле.
КУЗИЧЕВ: Ну, ответив на вопрос, вы сказали "нормально". Это весь ответ, да?
ВАСИЛЕНКО: Нормально.
КУЗИЧЕВ: Нормально. Хотя, конечно, я представляю, сколько… Надо будет как-нибудь вас заманить ко мне в кабинет и побеседовать об этом, это интересно. Так, давайте дальше.
САВЕЛЬЕВ: Нет, подождите. Вы по поводу паркингов так и не ответили, можно ли там на два-три дня приехать и оставить.
ВАСИЛЕНКО: Да, конечно.
САВЕЛЬЕВ: Сколько это будет стоить? Дорого?
ВАСИЛЕНКО: Да, конечно. 250 рублей в сутки есть паркинг, он расположен чуть дальше терминала F. До терминалов Южного комплекса доставляют коллеги на специальном микроавтобусе. Машину можно оставить, и обратно когда прилетаешь, также забирает микроавтобус.
КУЗИЧЕВ: А сколько стоит?
ВАСИЛЕНКО: 250 в сутки.
САВЕЛЬЕВ: Ну, 500 рублей на выходные. Пожалуйста, ты приехал, оставил машину и слетал.
КУЗИЧЕВ: По-божески, вполне по-божески, да.
САВЕЛЬЕВ: Вот! Это прекрасно, это очень удобно. И, пожалуйста, тут мы немножечко подъели бизнес этих таксистов левых.
КУЗИЧЕВ: Рустем из Казани спрашивает, вернее не спрашивает, а говорит, что очень мало электророзеток, особенно с учетом увеличения разных гаджетов на руках, и хорошо бы увеличить их количество в аэропорту, чтобы можно было подзарядиться и так далее.
ВАСИЛЕНКО: Да. Да-да-да, он абсолютно прав. Вот мы делали специальную программу в конце 2013 года, и на 2014 год мы продумали специальные стойки, расставили именно для зарядки, для гаджетов. Да, да, мы на эту тему думаем.
КУЗИЧЕВ: Ну сейчас позвольте, я вот, так сказать, по поводу курительных комнат что хочу сказать, мне просто сейчас пришло в голову. Я вот летел на днях из другого аэропорта, не буду говорить какого, а там курительных комнат нет и вообще возможностей для курения внутри нет. Друзья, как вы ни относитесь к курению и так далее, вот смотрите, угадайте, что я увидел, войдя в туалет мужской?
ПОЛЯКОВ: Окурки.
КУЗИЧЕВ: Ничего я не увидел, потому что там пелена дыма. Правда, я серьезно вам говорю, итог печальный.
ПОЛЯКОВ: Строгость законов у нас компенсируется необязательностью их исполнения.
КУЗИЧЕВ: Ну это понятно. А была бы курительная комната, поверьте, в туалете было бы чисто и опрятно, и спокойно, и бездымно. Подумайте об этом, друзья.
САВЕЛЬЕВ: Маленький мальчик, захотевший пописать, первый раз покурил…
КУЗИЧЕВ: Нечаянно, но много.
САВЕЛЬЕВ: Нечаянно и много, да.
ВАСИЛЕНКО: Вы знаете, этому закону нужен механизм. Механизм, который бы позволял решить проблемы, которые связаны с введением закона. Вот я не вижу механизма, по которому аэропорт мог бы регулировать пассажиров, которые курят в неустановленных местах, если при этом этих мест нет.
САВЕЛЬЕВ: То есть, подождите, я могу взять сейчас и пройтись по аэропорту с сигаретой, и никто ничего мне сделает?
ВАСИЛЕНКО: Нет, сделают, конечно, сделают. Вас остановят. Но на самом деле, на самом деле, да, привлекут в милицию, но…
КУЗИЧЕВ: Но ничего серьезного не сделают, или чего?
ВАСИЛЕНКО: К сожалению.
САВЕЛЬЕВ: Сколько штраф, 100 рублей?
КУЗИЧЕВ: Ну типа…
ВАСИЛЕНКО: Нет, объем штрафа я вам не скажу.
САВЕЛЬЕВ: Ну да, но порядок такой, небольшой там.
КУЗИЧЕВ: Это будет тебя провоцировать. Мы не скажем, да?
САВЕЛЬЕВ: Отнимут сигареты, наверное.
КУЗИЧЕВ: Нет, я думаю, что не имеют права отнимать сигареты. Так, ладно, друзья, давайте дальше. А мы хотели же про корпоративность вообще. Просто мне всегда очень интересно смотреть, вот работают там 7 тысяч человек всего. По каким общим принципам, так сказать… вот что у них есть, я не знаю, вот флаг "Шереметьево", гимн "Шереметьево", частушки… Как корпоративный дух, культура, причастность к общему делу? Как вы это дело регулируете? Ведь на самом деле это вполне себе сочетается с большим количеством вопросов. Там был один такой очень торжественный вопрос, даже не решился его читать…
САВЕЛЬЕВ: Когда сотрудника ОАО зарплату повысят?
КУЗИЧЕВ: Нет. "Что мне повернуть в своей черепной коробке, как мне перенаправить свою мозговую извилину, чтобы мыслить такими категориями, как вы? Потому что я собираюсь стать топ-менеджером", - писал нам один человек. Но это фактически о том же, просто с другого конца. Вот расскажите про корпоративные ваши установки.
ВАСИЛЕНКО: Ну, во-первых, как и у любой компании, у нас есть миссия, цель и ценности, которые мы для себя определили.
КУЗИЧЕВ: Вы их формулируете?
ВАСИЛЕНКО: Нет, нет. Ни один, даже самый выдающийся топ-менеджер, наверное, не сможет сформулировать цели компании и миссию компании для того, чтобы она была понятна всем, и в первую очередь, наверное, чтобы она была поддержана коллективом топ-менеджеров, которые могли бы ее донести до своих сотрудников. Ведь очень важно, когда принимается решение, очень важно его обсуждать, слушать всех. А, во-вторых, когда это решение принято, реально его воплотить в жизнь. Вот мы себе задачу поставили: в 2015 году мы должны стать лучшим по качеству обслуживания аэропортом в Европе.
КУЗИЧЕВ: А-а-а…
ВАСИЛЕНКО: И что мы должны достичь соотношения не авиационной и авиационной коммерческой выручки 40 к 60-ти.
КУЗИЧЕВ: А что это такое?
ПОЛЯКОВ: 40 - авиационной…
КУЗИЧЕВ: А-а-а, а 60 - не авиационной.
ВАСИЛЕНКО: Да. Мы планомерно в этом плане двигаемся, большую часть мы уже достигли.
КУЗИЧЕВ: Секунду, вот вы мне скажите, пожалуйста, а вот нас это… я что-то стал волноваться насчет выручки 40 на 60, нас это как коснется?
ВАСИЛЕНКО: Коснется. Для нас самое главное, чтобы максимально аэропорт получал свои доходы не от авиационной выручки, то есть не от пассажира, те ставки, которые ему выставляет авиакомпания за обслуживания.
КУЗИЧЕВ: Так, это я понял, а за счет сопутствующих, большого количества услуг, сервисов и всего прочего.
ВАСИЛЕНКО: Конечно, конечно, это самое главное.
КУЗИЧЕВ: А, ну это нормально. Это же добровольное все у нас…
ПОЛЯКОВ: По сути - да.
КУЗИЧЕВ: Хорошо. Спасибо вам большое, Михаил Михайлович. Михаил Василенко сегодня был с нами, надеюсь, не последний раз, генеральный директор международного аэропорта "Шереметьево", или как называют его таксисты старые… знаете, как они называют?
САВЕЛЬЕВ: Шарик?
КУЗИЧЕВ: Не-а.
САВЕЛЬЕВ: А как?
КУЗИЧЕВ: Порт.
САВЕЛЬЕВ: Да ладно!
ПОЛЯКОВ: Так просто?
КУЗИЧЕВ: Да. "Я в Порт еду". И всем понятно, в какой. Правда, не в Южный, друзья, ни в какой другой, а в Шереметьево.
ПОЛЯКОВ: Спасибо большое.
ВАСИЛЕНКО: Спасибо.
Профилактика. Все выпуски
- Все аудио
- Акустическая среда
- Дорожный просвет
- ЖЗЛ
- Маяк. 55 лет
- Толковый словарь