Олеся Железняк
Смотрим
В подкастах
В видео
В aудио
Биография
"Мне кажется, что люди вообще не вырастают: тело взрослеет, мы приобретаем социальные навыки, а по сути каждый остается в душе ребенком".
Олеся Железняк родилась и выросла в российской столице, хотя ее предки уходят корнями в украинскую глубинку. О своей семье и детских годах актриса рассказывает: "Мои родители к искусству отношения не имеют – я из простой, рабочей семьи, папа рано умер, и маме приходилось много и тяжело работать.
У меня было очень безмятежное, счастливое детство, когда нет никаких потрясений и тебе не о чем переживать. Рядом всегда мама, папа, старшие сестры. Одна на девять лет меня старше, другая на три года. У нас была собака, мы все время притаскивали в дом каких-то животных. То птицу с перебитым крылом, то брошенного котенка. Мама возмущалась, но терпеливо выхаживала их. К родителям приходили гости, заводились пластинки, было весело. Мы ездили всей семьей отдыхать. Летом нас отвозили в деревню Посуньки, что в Украине, в Днепропетровской области. Там у меня до сих пор живет много двоюродных братьев и сестер".
В школьные годы девочка ничем особенным не выделялась среди сверстников. Ей нравилось учиться и быть послушной, она много и охотно читала, занималась танцами. О том, куда пойти после школы, девушка не задумывалась. Как таковой мечты у нее не было. По совету старшей сестры Людмилы Олеся решила стать актрисой. Однако ее путь в профессию был непростым.
Театр
Впервые на театральные подмостки Олеся Железняк вышла, будучи студенткой ГИТИСа. И ей сразу посчастливилось попасть на сцену легендарного "Ленкома". Это было настоящее боевое крещение – репетировать и играть в одних спектаклях с великими мастерами. Благо первые роли оказались совсем незначительными.
Олеся вспоминает: "Я напряглась, но когда узнала, что меня зовут танцевать в спектакли "Женитьба Фигаро" и "Юнона и Авось", успокоилась. Так пролетели два последних студенческих года, в течение которых я с моим однокурсником Сережей Фроловым сыграла еще и эпизоды в спектакле "Мистификация".
Позже были созданы яркие образы в ведущих спектаклях театра, бесценный опыт работы с лучшими мастерами сцены – Александром Абдуловым, Леонидом Броневым, Инной Чуриковой. Но особенно актриса благодарна за поддержку и душевную щедрость Олегу Янковскому. О нем Олеся с теплотой вспоминает: "Олег Иванович Янковский очень на моего папу был похож, и внешне и по характеру, - такой же веселый, добрый, с хорошим чувством юмора.
С 2002 года Олеся Железняк также занята в ряде антрепризных проектов. Она ежегодно пополняет свой актерский багаж новыми ролями, играя спектакли в звездных составах. Татьяна Кравченко, Елена Коренева, Татьяна Догилева, Татьяна Васильева, Андрей Ташков, Валерий Гаркалин, Петр Красилов – далеко неполный список популярных артистов, с которыми Олеся сотрудничает вне основной, ленкомовской, сцены.
Наиболее плодотворным для артистки стало сотворчество с известным театральным режиссером Романом Самгиным. Редкая его работа обходится без участия Железняк. В комедии-вихре "Бестолочь", созданной по пьесе современного французского драматурга Марка Камолетти, Олеся играла в ансамбле с Юлией Меньшовой, Михаилом Полицеймако и Андреем Ильиным.
Театральные работы
Театр "Ленком":
- Клеопатра - Ф. Достоевский "Варвар и еретик" (реж. М. Захаров)
- Елизавета Воробей - Н. Садур "Мистификация" (реж. М. Захаров)
- Экономка - М. Андерсон "Королевские игры" (реж. Ю. Махаев)
- Нелли - А.Арбузов "Жестокие игры" (реж. М. Захаров)
- Дуня Бурыкина - Г.Горин "Шут Балакирев" (реж. М. Захаров)
- Маша - А.П.Чехов "Чайка" (реж. М. Захаров)
- Ирина Лавровна - А.Н.Островский "Ва-банк" (реж. М.Захаров)
- Бьянка - Д. Флетчер "Укрощение укротителей" (реж. Р. Самгин)
- Клара Цаханассьян - Ф.Дюрренматт "Визит дамы" (реж. А. Морфов)
- Варя - А.П.Чехов "Вишневый сад" (реж. М.Захаров)
- Фелисьяна - Лопе де Вега "Испанские безумства" (реж. И. Коняев)
- Розилда - Жоржи Амаду "Дона Флор и два ее мужа" (реж. А. Прикотенко)
- Тамара - "Пять вечеров" (реж. А. Соколов)
Антреприза:
- Деянира - "Трактирщица" (реж. В.Шамиров)
- Лидия - "Поцелуй" (реж. А.Сычев)
- Марта - "Боинг-Боинг" (реж. С. Алдонин)
- Адриена - "Адриена Лекуврер" (реж. Р.Самгин)
- Мона - "Астрономия страсти" (реж. В. Саркисов)
- Беатриче - "Жених с того света" (А. Кирющенко)
- Анна - Марк Камолетти "Бестолочь" (реж. Роман Самгин)
- Сюзи - "Госпиталь Мулен Руж" (реж. В.Шамиров)
- Ирка - "Чокнутые" (реж. И. Касилов)
- Она - "Вокзал на троих" (реж. Р. Самгин)
- Мадмуазель Ку-Ку - "Безымянная звезда" (реж. О. Анохина)
- Улита - А.Н.Островский "Лес" (реж. Р. Самгин)
- Катя - "Валентинов день" (реж. Р. Самгин)
- Элиза Дулиттл - "Пигмалион" ( реж. Р. Самгин)
- Рита - "Воспитание Риты" (реж. К. Занусси)
- Виктория - "Сирена и Виктория" (реж. Р. Манукян)
- "День космонавтики" (реж. С. Дьячковский)
- Орлова - "Женская роль" (реж. Н. Индейкина)
- "Сеанс гипноза для семейной пары" (реж. Г. Цнобиладзе)
- "Моя милая" (реж. Н. Старкова)
- "Здравствуйте, я Ваша теща!" (реж. П. Белышков)
- Дуэнья - "Дуэнья" (реж. Р. Самгин)
Московский Драматический театр им. Станиславского:
- Гелла - М.Булгаков "Мастер и Маргарита" (реж. С. Алдонин)
Кино
Олеся Железняк по праву считается театральной актрисой, однако большинству зрителей она знакома по ролям в популярных телевизионных сериалах: "Моя прекрасная няня" и "Сваты".
А дебютной работой артистки в кино стал фильм Тиграна Кеосаяна "Ландыш серебристый", вышедший на экраны в 2000 году. Олеся, сыгравшая в картине главную роль - провинциальной девушки, ставшей "звездой", - рассказывает о своей первой встрече с режиссером: "Пришла на "Мосфильм", мы познакомились, погрызли семечки, и он взял меня сниматься в кино. Огромным счастьем было работать и с Тиграном, и с замечательными партнерами - Юрием Стояновым, Александром Цекало, Владимиром Ильиным. Я с огромной теплотой вспоминаю этот фильм".
Характерную актрису стали приглашать на комедийные роли в сериалы: детектив Сергея Белошникова "Маросейка, 12", мелодрама Владимира Краснопольского "Провинциалы", экранизация романа Юрия Полякова Мурадом Ибрагимбековым "Замыслил я побег" и другие.
Интервью
О профессии
"Это прекрасная профессия, она дает мне возможность жить интересной жизнью. До какого-то часа дня я просто домохозяйка, а вечером выхожу на сцену и преображаюсь, и получаю от этого невероятное удовольствие, особенно, если зритель хорошо принимает".
"В душе я себя вижу глубоко драматической актрисой и, конечно, хотела бы играть Чехова, Гоголя, Достоевского. Но мне достаются сплошные комедии. Видимо, внешность у меня такая: лицо и фигура – не настраивают на серьезный лад".
"Спектакль – это всегда загадка. Начиная играть, мы никогда не знаем, сложится он или нет. Мне, например, всегда странно говорить о том, какая из моих ролей самая лучшая. Когда я играю роль, она мне нравится, а следующая, о которой я еще не знаю, скорее всего, будет еще лучше, а за ней – вообще самая занимательная…"
"Я не мечтаю о конкретных ролях, просто хочу разноплановые роли. Никакой персонаж я никогда не играю как отрицательный, для меня нет деления ролей на "положительные" и "отрицательные".
"Знаете, можно и Чехова сыграть пошло, скучно. Когда говорят про артиста, что он может сыграть телефонную книгу, то я верю, что талант своей заразительностью, обаянием, масштабом личности может даже не самую интересную пьесу приподнять. А бездарь способен загубить даже Шекспира".
"Я почти каждый вечер играю и счастлива происходящим. Я не делю спектакли на антрепризы и "большой" театр. Нет у меня такого, что вот сегодня вечером иду в "Ленком", буду там играть хорошо, по-настоящему, а завтра поеду в Воркуту или Норильск с антрепризой и буду играть левой ногой. Все стараюсь делать по-честному, выкладываться на все сто. Мне кажется, если ты приносишь людям радость, если возникает чудо театра - обмен энергией зала и актера, тогда все в порядке. Вроде бы вещь эфемерная - контакт с залом, а ты всегда чувствуешь, возник он, или его нет".
Об антрепризе
"Артистам всегда мало. Всегда хочется играть, пока есть силы. Кажется, что в театре ты не до конца раскрыт. Для меня антреприза притягательна еще и тем, что в ней нет жесткой режиссуры. У Захарова ты защищен четко выстроенной конструкцией, а тут я выхожу на сцену, играю три часа, вижу как реагируют зрители, слышу, как откликается публика на мою игру. Чувствую - взяла зал, и мне нравится это чувство".
О коллегах
"Да, я играла в одних спектаклях с Инной Михайловной Чуриковой, горжусь знакомством и творческим сотрудничеством с Татьяной Васильевой, Александром Збруевым, Леонидом Броневым, Николаем Караченцовым, Валерием Гаркалиным, Валентином Смирнитским, Сергеем Никоненко. Всех просто не перечислишь. Играла с уже покойными Олегом Ивановичем Янковским, Александром Гавриловичем Абдуловым. С кем-то в "Ленкоме" пересекалась, с кем-то в антрепризах - у всех есть и было, чему поучиться. Благодарна судьбе, что она подарила мне такой шанс: просто находиться на одной сцене с такими замечательными артистами. Они ведь не только артисты выдающиеся, но и люди замечательные".
О Марке Захарове
"Марк Анатольевич для меня загадочный человек, который до сих пор вызывает во мне трепет. Слова его действуют на меня магическим образом. Когда он меня ругает, я цепенею, с ним одно удовольствие репетировать. Он предлагает такие вещи для артиста это просто подарок. Как режиссер он мыслит сценическими образами и никогда не решает сцену на бытовом уровне. На репетициях он говорит: "Давайте так играть, чтобы Константин Сергеевич не обиделся" и просит вслушиваться в интонацию роли и спектакля".
О звездной болезни
"Ну что вы, какая я звезда? Мне до этого еще расти и расти, и может, никогда не дорасти. Звезды – это небожители, рядом с которыми постоять-то за счастье, а поговорить – дыхание перехватывает. Таких единицы и перечислять их нет необходимости, все и так знают. А я просто стараюсь быть хорошей актрисой".
О себе
"Мой дом – моя крепость. Это про меня. Я выросла в простой семье, родители мои – не из богемы, нас три дочери, я - младшая, поэтому семья для меня – это серьезно. Ради нее могу и от роли отказаться, увильнуть от съемок денежных. Про тусовки, светскую жизнь, ночные бдения – и говорить нечего…"
"Мне сложно определить себя. Я - неуверенный человек, и у меня нет чувства, что я что-то про эту жизнь уже поняла. Но если бы мне хотелось измениться, наверное, я бы изменилась. Моя неуверенность компенсируется другими качествами. Я очень выносливая. Когда кажется, что сил уже никаких нет, вдруг открываются новые резервы и оказывается, что я на многое способна".
Знаете, я по сути своей - домохозяйка и совсем не артистка. С удовольствием занимаюсь хозяйством, убираю за нашим четырехлетним бульмастифом Бобом, когда тот наделает в квартире, люблю готовить. Когда готовишь, настроение сразу поднимается. Тем более я же импровизирую – новые специи добавляю. Кухня – это тоже театр. Но вообще больше всего я обожаю угощать! Мне нравится предлагать, потчевать, заглядывать гостям в глаза: ну как? Люблю, когда меня безудержно хвалят: "Это просто… нет слов! А после всех сделанных дома дел с радостью иду играть в театр".
"Я не хочу Бога гневить, спасибо ему за то, что у меня есть возможность заниматься любимым делом, которое и удовольствие приносит, и деньги. А если кто-то скажет, что я не зря это делаю и приношу людям радость, так это очень приятно…"
"Мне кажется, что люди вообще не вырастают: тело взрослеет, мы приобретаем социальные навыки, а по сути каждый остается в душе ребенком".
Секрет успеха от Олеси Железняк
"Есть очень правильная, несмотря на всю ее кажущуюся простоту, формула: делай, что любишь и люби, что делаешь. Это касается всего".
По материалам Википедии и сайтов: kinopoisk.ru, olesyazheleznyak.ru, kino-teatr.ru, lenkom.ru, myslo.ru, vokrug.tv, peoples.ru, teleserialer.ru, uznayvse.ru, 24smi.org, ruskino.ru
Награды и призы:
- Лауреат премии "Чайка-2002" и премия газеты "Московский комсомолец" за роль в спектакле "Укрощение укротителей".
- Лауреат премии Международного фонда им. Е.П.Леонова и премии "Московские дебюты" за роль в спектакле "Жестокие игры".
- Премия газеты "Московский комсомолец" за роль в спектакле "Шут Балакирев".
- Лауреат премии Международного фонда им. Е. П. Леонова и премии "Московские дебюты" за роль в спектакле "Визит дамы" (сезон 2008—2009)
Фильмография: Актриса
- Чайка (2023)
- Поехавшая (2023)
- Орлинская. Тайна Венеры (2022), сериал
- Орлинская. Стрелы Нептуна (2022), сериал
- Сваты-7 (2021)
- Везучий случай! (2017), в производстве
- Врач (2016)
- Страна чудес (2016)
- Чужая милая (2015), сериал
- Пуанты для плюшки (2015)
- Со мною вот что происходит (2012)
- Сваты-6 (2012), сериал
- Няньки (2012)
- Белый мавр или три истории о моих соседях (2012)
- 8 первых свиданий (2012)
- Молодожены (2011), сериал
- Сваты-5 (2011), сериал
- Совсем другая жизнь (2010), сериал
- Сваты-4 (2010), сериал
- Борцу не больно (2010)
- Ночная смена (2010), сериал
- Казаки (2010)
- Чудо (2009)
- Деревенская комедия (2009), сериал
- Любовь в большом городе (2009)
- Пари (2008)
- Любовь на районе (2008), сериал
- Моя прекрасная няня 2: Жизнь после свадьбы (2008), сериал
- Короли игры (2008), сериал
- Московская история (2006), сериал
- Веселые соседи (2006), сериал
- Большие девочки (2006), сериал
- Пари (2005), сериал
- Осторожно, Задов! или Похождения прапорщика (2004), сериал
- Замыслил я побег... (2004), сериал
- Моя прекрасная няня (2004-2008), сериал
- Бомба для невесты (2003)
- Шут Балакирев (2002)
- Провинциалы (2002), сериал
- Маросейка, 12: Бабье лето (2000)
- Ландыш серебристый (2000)
- Витрина (2000)