Картинка

Борис Александров

ДАТА РОЖДЕНИЯ: 4.8.1905
МЕСТО РОЖДЕНИЯ: Бологое

Биография

Регент Синодального хора храма Христа Спасителя, профессор Московской консерватории, хормейстер Камерного театра Александра Таирова, дирижер в Государственной хоровой капелле, автор гимна Советского Союза – очевидно, что у такого незаурядного отца, Александра Васильевича Александрова, не мог вырасти обычный сын. Борис Александрович Александров – имя ничуть не менее известное: композитор, дирижер, руководитель знаменитого ансамбля. 4 августа 2005 года исполняется 100 лет со дня рождения музыканта.

Борис Александрович родился в 1905 году в городе Бологое Тверской губернии. Отец, Александр Васильевич, был выпускником Придворной хоровой капеллы, регентом, а потом профессором Московской консерватории. В музыкальном образовании сына он словно повторил свой собственный путь. Музыка для Бори началась тоже в храме, где он был "исполатчиком". "Исполатчик" в современных терминах - солист церковного хоро. Дальше был детский хор Большого театра и первое признание: благословил на творчество Бориса сам Федор Шаляпин.

Учеба не сводилась к одной лишь музыке – Александров-младший окончил курсы изобразительного искусства, но все же музыка победила. Музыкальный техникум имени Скрябина, потом – Московская консерватории (1929), где он учился у Сергея Василенко (класс инструментовки) и Рейнгольда Глиэра (класс композиции). Еще студентом Александров руководил несколькими московскими музыкальными клубами.

Из студента Консерватории Александров превратился в преподавателя и с 1933 года открывал секреты мастерства следующим поколениям. Позже Борис Александрович оставил преподавание. В конце тридцатых – начале сороковых годов он успел многое: был дирижером и заведующим музыкальной частью Центрального театра Советской Армии, организовал и возглавил Ансамбль советской песни Всесоюзного радио, писал песни. И все же, делом его жизни стал Краснознаменный Ансамбль песни и пляски Советской Армии, где он работал сначала в качестве дирижера, а с 1946 (после смерти отца) стал художественным руководителем коллектива. 

"Сорок лет находился Борис Александрович на капитанском мостике художественного руководителя ансамбля, - говорит Вячеслав Коробко, теперешний художественный руководитель и главный дирижер Ансамбля имени Александрова. – Выдающийся музыкант, талантливый композитор, великолепный хоровой дирижер, обладающий прекрасным художественным вкусом и режиссерским талантом. Борис Александрович побывал и заведующим музыкальной частью центрального театра Российской Армии, где он общался с режиссерами, и свой талант режиссера он привнес в ансамбль имени А.В. Александрова".

В годы Великой Отечественной войны вместе с ансамблем Борис Александров выезжал на фронт. В репертуар военных ансамблей песни и пляски вошло около 100 его песен. Военную тему продолжили сюита-триптих "На страже мира" и оратория "Солдат Октября защищает мир".

"В сложные для России времена – в 30-е годы, в Великую Отечественную, в так называемый "период социалистического строительства", ансамбль поддерживал в людях оптимизм, вселял уверенность в завтрашнем дне, поднимал патриотический дух нации, - сказал в одном из интервью заслуженный артист России Виктор Кадинов. – Знаменитая "Калинка", жемчужина репертуара ансамбля, в его исполнении стала визитной карточкой страны, ее распевает по-русски весь мир. Ансамбль Александрова – является, говоря современным языком, русским брендом наравне с балетом Большого театра и знаменитыми российскими фигуристами…" 

Ансамбль Александровых – так будет точнее – знают во всем мире. Но далеко не все знают, что "придворный военный дирижер" Борис Александров — автор оперетт "Свадьба в Малиновке", "Сотый тигр", "Девушка из Барселоны", "Моя Гюзель", балета "Левша", симфоний, кантат, концертов для различных инструментов с оркестром.

"Свадьба в Малиновке", экранизированная в 1968 году, разошлась на цитаты, а мелодии из оперетты звучали отовсюду – эта музыка пелась. Успех оперетты вдохновил Бориса Александрова: он задумал создать первый… народный мюзикл по пушкинской "Капитанской дочке"! Помешало реализации такого нового, небывалого по тем временам проекта, срочное задание из Кремля — очередная заказная оратория.

"Дорогие друзья, - говорил Борис Александров,- композиторы пишут музыку, поэты пишут стихи, а мы нужны для того, чтобы донести эти песни до сердца и до души слушателя, поэтому нам необходимо из каждой песни сделать небольшой спектакль". Так напутствовал Борис Александров своих артистов. И надо сказать, сам следовал этому девизу, вникая в малейшие детали, от которых зависел успех выступлений. Вот что писал в своих воспоминаниях Лев Куликов, главный балетмейстер Ансамбля имени Александрова: "Когда проходили концерты, Борис Александрович, стоя за кулисами, часто смотрел, как работает балет. Глядя на людей, работающих на сцене, в конце концерта он подходил и говорил балетмейстеру, что этот артист балета достоин большей ставки, чем он получает. К его мнению прислушивались, и артисту прибавляли ставку. Александров всегда старался замечать и поддерживать талантливых и перспективных учеников. Борис Александрович Александров хорошо разбирался в хореографии, много читал, смотрел балеты, занимался самообразованием. Он c легкостью разбирался в движениях, и знал их названия. Он очень хотел, чтобы балет у него был лучший в Союзе и в то время балет достиг этих успехов, ни одного коллектива не было, чтобы технику делали, так как делали в Краснознаменном Ансамбле.
Дирижер он был просто необыкновенный, очень яркий, человек который мог из ничего создать произведение. Заставлял артистов, в каком бы они настроении не были, сделать то, что хотел он, а хотел и мог он просто необыкновенные вещи. Он добивался от музыканта того, что вроде тот и не мог бы сделать". 

Свободное от выступлений время было отдано рисованию. Когда хореограф П.П. Верский поставил "Казачью кавалерийскую пляску", а музыку к этой пляске писал Александров, маэстро с энтузиазмом занялся еще и созданием эскизов казачьих костюмов.

В Гостелерадиофонде сохранилось более 500 записей произведений Бориса Александровича Александрова, и эти песни звучат до сих пор.

Деятельность Бориса Александровича Александрова была оценена по достоинству: народный артист СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1975), генерал-майор (1973), он был награжден Государственной премией СССР (1950), Ленинской премией (1978), 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. И самая удивительная – и логичная, - награда в коллекции Бориса Александровича Александрова – золотая медаль имени А.В. Александрова, медаль, выпущенная в честь его отца.

Кадры

Авто-геолокация